Контрольная работа
1 вариант
1.Одним из первых древнерусских каменных храмов был собор
Успенский в Москве | |
2) | Софийский в Киеве |
3) | Покровский в Москве |
4) | Дмитриевский во Владимире
|
2.Как назывался вооруженный отряд при князе в Древней Руси, участвовавший в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя?
рекруты | |
2) | рядовичи |
3) | стрельцы |
4) | дружина
3.Какой из перечисленных терминов обозначал категорию зависимого населения Древней Руси X—XII вв? 1) казаки 2) рекруты 3) наместники 4) рядовичи
|
4.Кто из названных лиц считается одним из авторов «Повести временных лет»?
Владимир Мономах | |
2) | Ярослав Мудрый |
3) | Нестор |
4) | Иларион
|
5.Наследственные земельные владения в Древней Руси назывались
земщиной | |
2) | вотчиной |
3) | слободой |
4) | поместьем
|
6.Согласно летописным свидетельствам, восстание древлян в 945 г. было вызвано
межплеменной рознью древлян и вятичей | |
2) | попыткой князя Игоря вторично взять дань с древлян |
3) | нежеланием древлян принимать христианство |
4) | насильственным набором древлян в дружину князя Святослава |
7.Прочтите отрывок из древнерусской летописи и укажите, о каком событии идет речь.
«Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы нашу землю расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и охранять Русскую землю и пусть каждый владеет отчиной своей». И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого покусится, против того – крест честный и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси».
1) | съезде князей в Любече | |||||||||||||||||||||||||
| 2) | решении Стоглавого собора | ||||||||||||||||||||||||
| 3) | решении первого Земского собора | ||||||||||||||||||||||||
| 4) | походе новгород-северского князя Игоря против половцев
8. Полюдье в Киевской Руси – это 1) денежный оброк 2) народное собрание 3) сбор дворянского ополчения 4) форма взимания дани с подвластного населения
9.Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.
| ||||||||||||||||||||||||
| 10. Установите соответствие между именами правителей и событиями, связанными с их княжением.
|
|
11.Установите соответствие между терминами и их определениями.
ТЕРМИНЫ |
| ОПРЕДЕЛЕНИЯ | |
1) | вотчина | А) | глава местного управления, назначенный центральной властью |
2) | вече | Б) | территория, выделенная во владение одному из младших членов княжеского рода |
3) | удел | В) | борьба за власть в одном княжестве или за образование самостоятельного княжения |
4) | наместник | Г) | народное собрание |
|
| Д) | земельное владение, которое передавалось от отца к сыну
|
12.Установите соответствие между понятиями и их определениями.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ | |||
А) чернь, скань, эмаль |
| 1)жанры древнерусской литературы |
|
Б) кириллица, глаголица |
| 2) виды ювелирной техники |
|
В) фреска, мозаика |
| 3)виды письменности в Древней Руси |
|
Г) летописи, сказания |
| 4)виды древнерусской живописи 5)архитектурные стили |
|
13.Из труда современного историка.
«Вокруг его имени вращаются почти все важные события русской истории конца XI – начала XII века… Он выделялся блестящими способностями государственного деятеля, умением противопоставить узким, корыстным интересам нужды своего государства… В период его правления была составлена древнейшая из известных летописей – «Повесть временных лет». Сам он написал «Поучение детям», которое показывает, что этот князь обладал литературным талантом. В этом произведении он отмечал, что совершил более восьмидесяти крупных походов против половцев, а мелких – и не упомнить. В более поздние времена появилась легенда о том, что византийский император – его родной дед – прислал ему знаки царского достоинства».
А) О каком князе идет речь в документе? Когда и в результате какого события он занял киевский престол?
Б) Привлекая знания по истории и текст документа, отметьте, в чем состояли главные заслуги князя. Приведите не менее трёх положений.
В )Какие черты личности князя выделяет автор? Укажите не менее трёх черт личности князя.
14.Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля
определенной эпохи и напишите его исторический портрет.
1) Игорь Старый ; 2) Владимир Мономах; 3) княгиня Ольга.
Укажите время жизни исторического деятеля (точные годы жизни указывать
не надо). Дайте краткую характеристику основных направлений (событий,
достижений и т.п.) и результатов его деятельности.