Министерство образования и науки Волгоградской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

Профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Волгоградская государственная академия повышения квалификации и

Переподготовки работников образования»

(ГБОУ ДПО «ВГАПКиПРО»)

Контрольная работа

«Спарта и спартанский образ жизни»

История Древнего мира.5 класс.

Выполнила: слушатель курсов №123

Учитель истории МБОУ Каменская СОШ

Городищенского района

Волгоградской области

Байкалова Елена Александровна

Волгоград — 2013

Тема: «Спарта и спартанский образ жизни»

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях. Сравнивая факты истории Афин и Спарты, научит делать выводы об отличительных особенностях развития Спартанского полиса. Анализируя способы правления в Афинах и Спарте, научить выделять признаки демократии и аристократии.

Линия 3. Историческое мышление. Научить выделять общее и отличное в устройстве самых больших и знаменитых полисов – Афин и Спарты.

Линия 4. Нравственное самоопределение. Анализируя порядки в Спарте, научить выявлять гуманистические, нравственные ценности спартанского общества, а также определять поступки, вызывающие осуждение в обществе.

Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение. Давать, объясняя, собственную оценку порядкам, существовавшим в Спарте.

Обязательный минимум содержания: демократические Афины, аристократическая Спарта.

Формируемые УУД:

Познавательные: находить в учебнике информацию, необходимую для решения учебных задач, владеть смысловым чтением, сравнивать объекты по самостоятельно определённым критериям, представлять информацию в таблицах и схема

Регулятивные: определять проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, сверяясь с целью.

Коммуникативные: излагать своё мнение, работать в паре, группе, создавать устные и письменные тексты.

Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие поступки, делать моральный выбор.

Тип урока: комбинированный урок

Технологии: использование дидактических игр на уроке, работа в парах, малых группах, ИТ.

План урока:

  1. Возникновение спартанского государства.

  2. Население Спарты.

  3. Государственный строй Спарты.

  4. Спартанская армия.

  5. Воспитание детей и молодежи.

Оборудование урока:

Проектор, интерактивная доска, презентация, рабочие листы.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Доска, оборудование

Создание проблемной ситуации.

Кто изображён на рисунке?

Обратите внимание на тему урока.

Чему будет посвящено сегодня наше исследование? О чём мы будем говорить на уроке?

Что вам известно о Спарте, о спартанцах?

Что вы ещё знаете о Спарте?

О спартанцах осталось очень много интересных сведений (рассказ учителя)

Кроме того, некоторые и сейчас в современном обществе используют крылатые выражения, которые появились ещё в Древней Спарте

Вы можете их объяснить? Что обозначают эти выражения?

Давайте вспомним, о каком полисе мы говорили на прошлых уроках?

В Греции было много полисов.

Как вы думаете, а почему мы изучаем только Спартанский полис и Афинский полис?

Как вы думаете, почему Древней Спарте посвящён отдельный параграф в учебнике?

воины, спартанские воины, спартанцы.

Читают тему урока на слайде

Мы будем говорить о Спарте, о жизни спартанцев.

Записывают тему урока в тетрадь.

Спартанские воины самые сильные в Греции, спартанская армия – лучшая в Греции.

ответы учащихся

Об Афинах

ответы учащихся

мы говорили об Афинах

Наверное, Афины и Спарта чем-то отличаются друг от друга.

Наверное, жизнь в Спарте сильно отличалась от всех других полисов.

слайд 1 – спартанцы

слайд 2 – тема урока

слайд 3 – «А вы знаете, что…»

слайд 4 «Крылатые выражения»

Формулирова-ние проблемы урока.

Можем мы сейчас, в начале урока, перечислить главные особенности Спарты и спартанского образа жизни?

Посмотрите на таблицу. Сравнительная таблица «Афины и Спарта»

Можем мы сравнить Спарту с Афинами и выделить общие черты и черты отличия?

Почему?

На какой вопрос нам предстоит ответить в конце урока?

нет

нет

мы многого не знаем о Спарте

В чём особенности спартанского образа жизни?

(Чем Спарта отличается от Афин и других полисов Греции)

слайд 5 – сравнительная таблица «Афины и Спарта»

проблема записывается на доску

В чём особенности спартанского образа жизни?

Гипотезы

Планирование деятельности

Какие у вас будут гипотезы (предположения) по решению проблемы?

Для того, чтобы ответить на вопрос нашего урока (см. на доску), нам нужно составить план нашего исследования. Какие пункты вы бы включили в наш план?

(вспомните, как мы определяли основные черты развития Афин, как давали характеристику Афинского полиса, на какие вопросы мы отвечали?)

Сейчас я раздам вам рабочие листы, которые вы будете заполнять по ходу урока. Это поможет вам ответить на главный вопрос нашего урока.

Предлагают свои версии

Составляют план:

  1. Месторасположение Спарты

  2. Основные занятия жителей Спарты(Чем занимались жители Спарты)

  3. Жители Спарты

  4. Управление полисом

  5. Спартанское войско

  6. Воспитание спартанцев

гипотезы записываются на доску

(схема)

план записывается на доску

слайд 6 — сравнительная таблица «Афины и Спарта»

Актуализация знаний

Мы уже знаем, что два самых могущественных полиса Древней Греции – это Афины и Спарта.

Давайте вспомним:

  1. Где находится Афинский полис?

  1. Чем занимались жители Аттики?

  1. На какие группы населения делились все жители Афин?

  1. Какие важные реформы провёл Солон в Афинах?

  1. Как называлось управление Афинами? Объясните термин.

  2. Как вы думаете, какое образование получали жители Афин? Какие знания им были необходимы? (см. занятия жителей Афин)

Дополнение учителя: афинские школьники учили наизусть поэмы Гомера (какие?), обучались музыке и гимнастике.

Запишите, пожалуйста, эти сведения в рабочий лист №1, в графу «Афины»

  1. в Средней Греции, в Аттике

  1. земледелие, ремесло, торговля, выращивали оливки и виноград, кораблестроительство и мореплавание

  2. знать, демос, рабы

  1. отменил долговое рабство, изменил управление Афинами: стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне, должности архонта, судьи могли занимать выходцы из демоса

  2. Демократия

  1. Чтение, письмо, счёт – для занятия торговлей и кораблестроением

Ораторское искусство – для выступления на Народном собрании

Заполняют рабочий лист №1, графу «Афины»

слайд 7 – карта

слайд 8 – занятия афинян

слайд 9 – реформы Солона

слайд 8 – занятия афинян

слайд 6 — сравнительная таблица «Афины и Спарта»

Поиск решения

формулирование проблемы

Физминутка

поиск решения

постановка проблемы

поиск решения

А теперь мы начнём заполнять таблицу в графе «Спарта».

Предки спартанцев обосновались в Южной Греции, в долине реки Еврот в области Лаконика.

Обратите внимание на доску. Скажите, где и как был образован полис – Спарта?

Запишите эти данные в таблицу (рабочий лист №1) п.1

Используя текст 1 пункта ₴ 31, заполните таблицу п.2 -3

Проверим и сравним записи.

Какие группы населения проживали в Спарте?

Кто такие илоты?

Как к илотам относились спартанцы?

Прочитайте текст 2 пункта ₴ 31 «Мессенские войны» и скажите, пожалуйста, почему начались войны в Мессении

Чем закончились эти войны?

Почему воины не защитили Спарту

Ребята, но в начале урока вы мне сказали, что спартанская армия – самая лучшая в Греции. Но в результате Мессенских войн Спарта оказалась на краю гибели. Какое противоречие вы здесь находите?

Что мы должны сейчас выяснить, на какой вопрос ответить?

Физминутка

По преданию Спарту спас Ликург, который предложил ряд важных реформ.

Прочтите п. 3 на стр.136-137. Работая в парах, обсудите эти реформы, выделите главные и заполните схему «Реформы Ликурга» (рабочий лист №2)

Сделайте вывод – почему спартанская армия стала лучшей?

слова Плутарха о жизни в Спарте стр. 138. Согласны вы с Плутархом?

Докажите, что Спарта напоминала военный лагерь.

Объясните новые термины, которые вам встретились в тексте. Запишите их в тетрадь.

Опишите вооружение спартанских воинов

Послушайте интересную историю о спартанских женщинах.

Какой вывод вы можете сделать о спартанцах, спартанках?

Посмотрите на план, на какие вопросы мы ещё не ответили?

Работая в группе с п.4 на стр.137-138, заполните схему «Государственный строй Спарты» (рабочий лист №3)

Презентация работы группы. Корректировка ответов.

Вспомните, как называлось управление Афинами?

Сравните управление Спартой и управление Афинами, что общего и в чём отличия?

Управление Спартой называется – аристократия –« власть лучших», власть знатных людей

Какое устройство полиса вам кажется более справедливым и почему?

Согласно плану нашего урока, что нам ешё необходимо выяснить?

Рассказ Плутарха о мальчике, поймавшем лисёнка.

Что вас удивляет в этой ситуации?

Почему спартанский мальчик так поступил?

Как бы вы поступили в этой ситуации?

В чём вы видите противоречие?

Прочитаем п.5 на стр. 138.

(если остаётся недостаточно времени, можно заменить чтение рассказом учителя)

Что вас поразило в воспитании спартанцев?

Для чего так воспитывали спартанцев, где это могло пригодиться?

Что может вызвать осуждение в воспитании спартанцев? Почему?

Кроме того мальчиков кормили впроголодь, побуждая самим добывать себе пищу. Поэтому нередко мальчики воровали еду. Но если воришка попадался, его избивали плетью, но не за то, что своровал, а за то, что попался на воровстве. Поощрялись драки. Запрещались любые жалобы. Подстилки для сна мальчики готовили себе сами, ломая голыми руками тростник.

Афиняне считали спартанцев неучами. Почему?

А что вам нравится в воспитании спартанцев?

Вы хотели бы обучаться в спартанских условиях? Почему?

Послушайте ещё несколько историй о спартанцах и ответьте на вопросы.

Юных спартанцев обучали говорить кратко и точно выражать свои мысли. Такую речь называют — лаконичной. Как вы думаете почему? (посмотрите ещё раз на карту Спарты)

Можете вы теперь объяснить крылатые выражения Древней Спарты?

Спарта находится в Южной Греции. Дорийцы захватили область Лаконику, а затем — область Мессению, так появился полис Спарта.

начинают заполнять рабочий лист № 1 графу «Спарта»

заполняют рабочий лист

Илоты – жители Лаконики захваченные спартанцами

Илоты – рабы

ответы уч-ся

Спартанцы превратили жителей Мессении в рабство. В середине VIIвека до н.э. Мессения восстала – начались войны.

Спарта оказалась на краю гибели.

Рядовые спартанцы отказались воевать, потому что им это было невыгодно.

Армия Спарты не всегда была лучшей и сильной.

Как была образована армия Спарты, как она стала самой сильной и лучшей в Греции.

Физминутка

работают с текстом учебника и заполняют рабочий лист №2

Спартанцы занимались только военным делом, подготовкой к войне.

Всё время спартанцы занимались спортом, тренировками. Питались совместно. Домой уходили только на ночь

Гоплиты – тяжеловооружённые воины

Поножи – металлическая защита ног (голени)

Фаланга – военный строй плечом к плечу

шлем, копьё, меч, круглый щит, поножи

управление полисом и воспитание.

работают с текстом учебника и заполняют рабочий лист №3

ответы учащихся

Общее – Народное собрание

Отличие в управлении полисом в Афинах принимали участие все граждане полиса, а в Спарте — только представители знати, народное собрание не обсуждало важные вопросы, а только голосовало «за» или «против», во главе Спарты стояли два царя, которые получали власть по наследству.

записывают в тетрадь

ответы учащихся

Особенности воспитания спартанцев

Мальчик терпел боль и умер, но не рассказал, что лисёнок разорвал ему живот.

Боялся наказания, не хотел показать трусость, слабость, строгое воспитание и др. варианты

ответы учащихся

Воспитание маленьких спартанцев отличалось от воспитания в наше время. Воспитание спартанцев было очень жестоким.

Чтение текста учебника.

Мальчики с 7 лет не жили с семьёй, их отбирали у родителей, всё время они проводили в тренировках. Условия воспитания очень суровые – спали на циновках, жили впроголодь, ходили полуголыми.

На войне, спартанцы с детства готовились побеждать и повиноваться.

Слабых младенцев сбрасывали со скалы. Каждый человек имеет право на жизнь, его никто не имеет право убивать.

Их почти не обучали грамоте.

Они росли закалёнными, смелыми, сильными.

ответы учащихся.

ответы учащихся

по названию области Лаконии

объяснения учащихся

слайд 10 — На ИД анимированный слайд о покорении дорийцами Лаконии и Мессении и образовании Спартанского полиса

слайд 11 – илоты

слайд 12 – илоты и спартанцы

слайд 13 – Мессенские войны

слайд 14 – формулирование проблемы

Физминутка

слайд 15 – реформы Ликурга

слайд 16 – Плутарх о Спарте

слайд 17 – определения слов

слайд 17-18 – воин, вооружение

слайд 19 – рассказ о спартанках на поле боя

слайд 20 – государственный строй Спарты

слайд 21 – воспитание

слайд 22-24 – лаконичная речь

слайд 25 – крылатые выражения

Применение нового знания

Какой главный вопрос мы ставили в начале урока?

Как мы можем ответить на наш проблемный вопрос урока?

В чём особенности спартанского образа жизни?

Особенности спартанского образа жизни:

  1. Спарта напоминала военный лагерь

  2. Земля и илоты принадлежали государству. Все спартанцы были равны

  3. Спартанцы занимались только военным делом. Запрещались торговля, земледелие и ремесло.

  4. Спартой управляли два царя и совет старейшин. Незнатные жители не принимали участия в управлении.

  5. Спартанская армия была самой лучшей в Греции

  6. Воспитание в Спарте было очень суровым. Спартанцев с детства растили воинами.

  7. В Спарте появилась лаконичная речь – краткая и точная

Вывод — примерное решение учебной проблемы

Сравним наш и выводы с теми, к которым мы пришли в конце урока. Какие гипотезы были верными? Как мы нашли решение проблемы урока?

Какие порядки Спарты тебе, человеку 21 века, кажутся правильными, а какие нет? Объясни свою точку зрения.

В каком полисе – Афины или Спарта ты бы хотел жить. Объясни свою позицию.

Спарта очень сильно отличалась от других полисов, особенно от Афинского полиса.

ответы учащихся.

ответы учащихся.

Выставление оценок

Как вы оцените свою работу?

Самоанализ, самооценка

Домашнее задание

Мы узнали с вами о жизни в двух самых крупных полисах Древней Греции. Греки постепенно расселились не только на юге Балканского полуострова, но и основали ряд поселений на берегах Средиземного и Чёрного морей. В 8-6 веках до н. э началась греческая колонизация . О том, где греки основывали свои колонии, как выглядела греческая колония вы узнаете, прочитав дома следующий 38 параграф. Повторите дома определения, которые мы сегодня записали в тетрадь, они вам помогут приготовиться к проверочной работе.

Сочинение «Один день в Спарте» или «Один день в спартанской школе» (творческое задание по желанию)

Спасибо за урок. До свидания.

20

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here