Контрольная работа в 6 классе по теме «Политическая раздробленность на Руси»
Цели: — обобщить и проверить знания учащихся по изученному разделу; выявить пробелы;
— проверить уровень развития навыков:
-
самостоятельный выбор схем для преобразования текстовой информации
-
умение «разговорить» источник через постановку вопросов»
-
навык выявления причинно-следственных связей исторических событий и явлений.
-
Составление информативных сообщений с элементами анализа
Область проверяемых знаний:
-
Терминология по изученной теме
-
Хронология основных событий
-
Взаимосвязь фактов
-
Причинно-следственные связи
-
Чтение карты
Ход контрольной работы
Задание №1.
Дайте определения следующим понятиям: феодальная раздробленность, удел, вече, республика, ярлык.
Задание №2.
1)Составьте самостоятельно схему, в которой будут отражены последствия ордынского владычества.
2) Составьте схему политической и экономической зависимости Руси от Золотой Орды
Задание №3
Работа с документом.
Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопросы.
«…В лето 1097 г. Пришли Святополк, и Владимир, и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давид Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира. И обращались к себе, говоря: «Зачем губим русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части, радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою…» И на этом целовали крест: «Если кто пойдет на кого с войной, то на того будем все…» И, принеся клятву, разошлись восвояси…»
Вопросы:
-
О каких событиях повествуется в представленном отрывке?
-
Прокомментируйте выделенный текст? Какая цель съезда?
-
Какие вопросы решались на съезде?
-
Как прокомментируете девиз взаимоотношения князей: «Пусть каждый да держит отчину свою…»
-
Какие последствия имело данное событие для дальнейшего исторического развития России?
Задание №4.
-
Пользуясь картой, составьте рассказ о росте территории Литовско-Русского государства.
Задание №5.
Соотнесите события и даты:
События Даты
-
Битва на Чудском озере а) 1223г.
-
Сражение на р. Калке б) 1240г.
-
Невская битва в) 1236-1242гг.
-
Батыево нашествие г)1252-1263гг.
-
Княжение Александра Невского во Владимире д)1242 г.
Задание №6
Теоретические вопросы (один на выбор), дать аргументированный ответ
-
Объясните причину поражения русских и половцев в битве на реке Калке. Почему Русь не смогла справиться с монголо-татарским нашествием?
-
Объясните, почему период политической раздробленности на Руси был для русских княжеств временем расцвета?
Критерии оценивания
1)знание основных понятий, явлений по теме;
2) навык составления логической схемы;
3) умение «разговорить» источник через постановку вопросов;
4) формулирование аргументированного ответа на вопрос с обобщением или выводом;
5) использование карты для объяснения исторических событий и явлений;
6)умение выявлять причинно-следственные связи исторических явлений и событий;
7) правильность оформления работы