Календарно – тематическое планирование

по истории в 5 классе (70 часов по 2 часа в неделю)

урока

Дата проведения

Тема (содержание)

Кол — во часов

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Характеристика деятельности учащихся

по плану

по факту

1.

Введение.

1

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Раскрывают значение терминов история, век, исторический источник. Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Раздел 1. Жизнь первобытных людей

6

УУД: Личностные:

· осознают свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· осваивают гуманистические традиции и ценности современного общества, уважают права и свободы человека;

· осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способны к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимают культурное многообразие мира, уважают культуру своего и других народов, толерантны.

Регулятивные:

· способны сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), используют современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способны решать творческие задачи, представляют результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· подготовленные к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

3

2.

Древнейшие люди.

1

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей.

Комментируют и формулируют понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Устно описывают первые орудия труда. Сравнивают первобытного и современного человека. Характеризуют достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Изображают в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

3.

Родовые общины охотников и собирателей.

П. 2

2

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей.

Исследуют на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называют и охарактеризовывают новые изобретения человека для охоты. Разрабатывают сценарии охоты на крупного зверя. Выделяют признаки родовой общины. Характеризуют новые способы охоты.

4.

Возникновение искусства и религиозных верований.

П.3

3

Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.

Рассказывают о наскальной живописи, версиях её происхождения. Объясняют, как учёные разгадывают загадки древних художников. Работают с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Характеризуют первобытные верования людей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

2

5.

Возникновение земледелия и скотоводства. П. 4

1

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения.

Исследуют географию районов первичного земледелия на исторической карте.

Рассказывают о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Характеризуют изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделяют и комментируют промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Обозначают последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Схематически изображают и комментируют управление родовой общиной и племенем. Характеризуют религиозные верования древнего человека.

6.

Появление неравенства и знати. № 5

2

От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Раскрывают смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Находят на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявляют и сравнивают признаки родовой и соседской общин. Характеризуют изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

7.

Повторение разделу 1

«Жизнь первобытных людей». Самостоятельная работа.

3

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Используют электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решают проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

Тема 3. Счет лет в истории

1

8.

Измерение времени по годам. п.1-5

1

Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»).

Решают исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Осмысливают различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Умеют определять историческое время по ленте времени.

Раздел 2. Древний Восток

18

УУД:

Личностные:

· осознают свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· осваивают гуманистические традиции и ценности современного общества, уважают права и свободы человека;

· осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способны к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимают культурное многообразие мира, уважают культуру своего и других народов, толерантны.

Регулятивные:

· способны сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), используют современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способны решать творческие задачи, представляют результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· подготовленны к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, осваивают основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Тема 4. Древний Египет

8

9.

Государство на берегах Нила. № 6

1

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения.

Самостоятельно подготавливают тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризуют местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Устанавливают причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

10.

Как жили земледельцы и ремесленники. №7

2

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения.

Находят и группируют информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментируют понятия и самостоятельно формулируют их. Оценивают достижения культуры.

11.

Жизнь египетского вельможи. № 8

3

Управление государством (фараон, чиновники). Фараон-реформатор Эхнатон.

Учатся работать в малой группе над общим заданием. Выделяют главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделяют ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

12.

Военные походы фараонов. № 9

4

Военные походы. Рабы.

Работают с картой в малых группах по единому заданию. Исполняют роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготавливают сообщение о военных походах Тутмоса III.

13.

Религия древних египтян. № 10

5

Религиозные верования египтян. Жрецы.

Характеризуют религию древних египтян. Устанавливают связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатывают сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

14.

Искусство древних египтян. № 11

6

Храмы и пирамиды.

Ищут в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготавливают презентацию в Роwег Роint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывают о внутреннем устройстве пирамиды.

15.

Письменность и знания древних египтян. № 12

7

Познания древних египтян. Письменность.

Составляют короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществляют поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризуют знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

16.

Повторение по теме 4

«Древний Египет». Самостоятельная работа.

8

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Составляют шарады, кроссворды и выполняют к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализируют достижения в земледелии. Сравнивают образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Тема 5. Западная Азия в древности

7

17.

Древнее Двуречье.

13

1

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность.

Используют электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризуют природно-климатические условия Древнего Двуречья. Комментируют письменность Двуречья и выделяют её особенные признаки.

18.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. №15

2

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Выделяют основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составляют кроссворд по теме урока. Характеризуют свод законов Хаммурапи. Объясняют, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

19.

Финикийские мореплаватели. № 16

3

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит.

Рассказывают с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливают короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Используют историческую карту, определяют причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

20.

Библейские сказания. № 17

4

Палестина: расселение евреев, Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Изучают по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Объясняют значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводят аналогию и устанавливают, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объясняют, почему Библия — наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.

21.

Древнееврейское царство. № 17

5

Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Решают развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов. Выделяют в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Умеют формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Умеют обобщать информацию и делают вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.

22.

Ассирийская держава. № 18

6

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.

Работают в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечисляют достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находят аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определяют причины падения Ассирийской державы.

23.

Персидская держава «царя царей». № 19

7

Персидская держава: военные походы, управление империей.

Работают с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизируют учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывают кратко легенды о персидских царях

Тема 6. Индия и Китай в древности

5

24.

Природа и люди Древней Индии. Самостоятельная работа.

20

1

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.

Рассказывают о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывают на карте основные географические объекты Древней Индии. Объясняют, каких животных почитали индийцы и почему. Выделяют ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру

25.

Индийские касты. № 21

2

Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Составляют простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывают о жизни и обучении брахмана. Доказывают, что брахманы — хранители знаний. Сравнивают основные положения брахманизма и буддизма. Подготавливают сообщение о жизни Будды. Перечисляют достижения древних индийцев

26.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. № 22

3

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Религиозно-философские учения (конфуцианство).

Ведут поиск по карте и комментируют местоположение Китая. Работают по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом. Определяют и формулируют особенности китайской религии. Объясняют, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости

27.

Первый властелин единого Китая. № 23

4

Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь.

Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Рассказывают об отношениях Китая с соседями. Объясняют причины возведения Великой Китайской стены. Выделяют своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока.

28.

Повторение по разделу 2

«Древний Восток». Промежуточный мониторинг

5

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Выполняют задания на понимание, осмысление изученного материала с учётом просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов. Показывают на карте самые известные города Древнего Востока и соотносят их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечисляют наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называют материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии.

Раздел 3. Древняя Греция

21

УУД:

Личностные:

· осознают свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· осваивают гуманистические традиции и ценности современного общества, уважают права и свободы человека;

· осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способны к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимают культурное многообразие мира, уважают культуру своего и других народов, толерантны.

Регулятивные:

· способны сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), используют современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способны решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· подготовленны к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, осваивают основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Тема 7. Древнейшая Греция

5

29

Греки и критяне. № 24

1

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите.

Определяют и комментируют местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называют отличительные признаки критской культуры. Работают с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывают миф о Дедале и Икаре и выявляют его нравственный контекст.

30

Микены и Троя. № 25

2

Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война.

Показывают на карте местоположение Микен. Выделяют отличия между микенской и критской культурами. Работают в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначают падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определяют, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.

31.

Поэма Гомера «Илиада». № 26

3

«Илиада» и «Одиссея».

Рассказывают легенду о жизни Гомера. Раскрывают кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризуют образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполняют задания рабочей тетради по теме урока.

32.

Поэма Гомера «Одиссея». № 27

4

«Илиада» и «Одиссея».

В группах соотносят с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделяют основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывают о всех приключениях Одиссея. Читают текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.

33.

Религия древних греков. № 28

5

Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Объясняют связь между явлениями природы и греческими богами. Дают нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивают пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполняют задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка».

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

34.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. № 29

1

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла.

Находят на карте и устно комментируют положение Аттики, занятия её населения. Выделяют признаки греческого полиса. Характеризуют греческий демос, общество в целом. Перечисляют преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.

35.

Зарождение демократии в Афинах. № 30

2

Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена.

Показывают на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль
в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивают законы Драконта и Солона. Умеют вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Дают оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам.

36.

Древняя Спарта. № 31

3

Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Показывают на карте и рассказывают о местоположении Спарты. Характеризуют основные группы населения и их положение Составляют рассказ о жизни и традициях спартанцев

37.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. № 32

4

Великая греческая колонизация.

Объясняют причины греческой колонизации, её географию. Выделяют общее, что связывало греческие колонии. Сравнивают финикийскую и греческую территории колонизации. Комментируют наряд грека.

38.

Олимпийские игры в древности. П.33

5

Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Составляют развёрнутый план одной части параграфа. Составляют «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Используют мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оценивают значение Олимпийских игр для общества того времени

39.

Победа греков над персами в Марафонской битве. №34

6

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.

Выделяют и обозначают причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывают о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Используют информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.

40.

Нашествие персидских войск на Элладу. № 35

7

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.

Называют цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группируют факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Инсценируют события одного из сражений. Используют информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа:

— о создании военного флота;

— о Фермопильском сражении;

— о Саламинской битве.

Тема 9. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии

5

41.

В гаванях афинского порта Пирей. Самостоятельная работа. № 36

1

Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство.

Сравнивают военную и торговую гавани. Оценивают , насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризуют положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Используют информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях.

42.

В городе богини Афины. № 37

2

Культура Древней Греции. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков.

Рассказывают о наиболее значимых частях Афин. Формулируют собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составляют план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создают короткую презентацию в Роwег Роint об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками. Составляют кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока).

43.

В афинских школах и гимнасиях.

38

3

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература.

Сравнивают типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывают о каждой из школ. Объясняют назначение каждой из школ. Поясняют, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. Выполняют практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.

44.

В театре Диониса. № 39

4

Культура Древней Греции. Театр.

Объясняют причины особой любви греков к представлениям. Называют отличительные признаки комедии и трагедии. Комментируют строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивают роль современного театра для общества.

45.

Афинская демократия при Перикле. № 40

5

Афинская демократия при Перикле.

Самостоятельно подготавливают тематические сообщения по выбору. Называют заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Ищут информацию в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группируют информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла.

Тема 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э.

4

46.

Города Эллады подчиняются Македонии. № 41

1

Пелопонесская война. Возвышение Македонии.

Период эллинизма. Македонские завоевания.

Показывают на карте и объясняют местонахождение Македонии. Характеризуют политические методы Филиппа Македонского. Сравнивают политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объясняют причины потери независимости Грецией. Разъясняют причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.

47.

Поход Александра Македонского на Восток. № 42

2

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинн

истические государства Востока.

Используют карту и её легенду, рассказывают о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. Характеризуют ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А. Македонского. Оценивают поступки А. Македонского, его противников.

48.

В Александрии Египетской. № 43

3

Культура эллинистического мира.

Называют причины распада державы А. Македонского. Показывают на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывают об Александрии — центре эллинистического мира. Сравнивают Александрию и Афины.

49.

Повторение по разделу 3 «Древняя Греция».

4

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Называют самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объясняют значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризуют основных богов и героев древнегреческой мифологии.

Раздел 4. Древний Рим

17

УУД:

Личностные:

· осознают свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· осваивают гуманистические традиции и ценности современного общества, уважают права и свободы человека;

· осмысливают социально-нравственного опыт предшествующих поколений, способны к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимают культурное многообразие мира, уважают культуру своего и других народов, толерантны.

Регулятивные:

· способны сознательно организовывать и регулируют свою деятельность — учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составляют простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), используют современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способны решать творческие задачи, представляют результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовны к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, осваивают основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3

50.

Древнейший Рим. Самостоятельная работа № 44

1

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей.

Сравнивают природные условия Греции и Рима. Соотносят время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывают легенды, связанные с историей Рима. Характеризуют общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Используют карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.

51.

Завоевание Римом Италии. №45

2

Завоевание Римом Италии.

Исследуют по карте, мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом. Характеризуют Римскую республику и причины её возникновения. Выделяют причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивают территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н. э.

52.

Устройство Римской республики. № 46

3

Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Сравнивают устройство римской республики с греческим полисом. Объясняют, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделяют и называют преимущества легиона в отношении фаланги. Представляют сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.

Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3

53.

Вторая война Рима с Карфагеном. № 47

1

Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия.

Называют причины карфагенских войн. Отмечают цели сторон во второй карфагенской войне. Показывают по карте и комментируют поход Ганнибала. Характеризуют цели, поступки Ганнибала. Перечисляют причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.

54.

Установление господства Рима во всём Средиземноморье. № 48

2

Установление господства Рима в Средиземноморье.

Работают с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Характеризуют способы подчинения государств власти Рима. Рассказывают о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составляют простой план параграфа.

55.

Рабство в Древнем Риме. № 49

3

Рабство в Древнем Риме.

Выделяют в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывают бесправное положение рабов в Риме. Объясняют причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.

Тема 13. Гражданские войны в Риме

4

56.

Земельный закон братьев Гракхов. № 50

1

Реформы Гракхов.

Устанавливают причины гражданских войн в Риме. Называют причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. Работают в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывают, сколько лет римляне жили в мире. Оценивают поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян.

57.

Восстание Спартака. № 51

2

Рабство в Древнем Риме.

Прослеживают движение войска Спартака по карте, комментируют события и поступки. Составляют рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывают краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красc против Спартака».

58.

Единовластие Цезаря. № 52

3

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь.

Составляют рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализируют действия и поступки Ю. Цезаря. Объясняют позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря.

59.

Установление империи. № 53

4

Установление императорской власти; Октавиан Август.

Определяют причины поражения сторонников республики. Составляют кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставляют действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объясняют причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризуют правление Октавиана Августа. Рассказывают о судьбах знаменитых греков.

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры

5

60.

Соседи Римской империи. Самостоятельная работа. № 54

1

Римская империя: территория, управление.

Показывают на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментируют иллюстрации на страницах учебника. Составляют задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывают о племенах — соседях Римской империи и их взаимоотношениях.

61.

Рим при императоре Нероне. № 55

2

Римская империя: территория, управление.

Используют различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э. Осуществляют отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализируют причины крайнего своеволия Нерона.

62.

Первые христиане и их учение. № 56

3

Возникновение и распространение христианства.

Рассказывают об условиях появления христианского учения. Объясняют причины распространения христианства. Комментируют и оценивают комплекс моральных норм христиан. Объясняют, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.

63.

Расцвет Римской империи во 2 в. № 57

4

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Сравнивают положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризуют период правления императора Траяна. Рассказывают о достижениях империи во II в. Выделяют причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывают, что римляне строили на века. Сравнивают новизну в строительном деле Рима и современность.

64.

«Вечный город» и его жители.

58

5

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Инсценируют виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий). Аргументированно доказывают смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составляют рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

2

65.

Римская империя при Константине. Итоговый мониторинг. № 59

1

Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.

Объясняют причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивают положение на границах империи в I в. и при императоре Константине. Обосновывают факт переноса столицы империи. Комментируют последствия утверждения христианства государственной религией. Составляют рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу.

66.

Взятие Рима варварами.

60

2

Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Обозначают причины раздела империи на две части. Рассказывают об исторических деятелях и их поступках. Оценивают поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывают предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю.

Итоговое повторение

4

67.

Итоговое повторение

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Показывают на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводят легенды и их нравственный контекст. Приводять примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывают и показывают достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решают кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты.

68.

Итоговое повторение

69.

Контрольная работа по курсу: «История Древнего мира»

Проверочная работа (индивидуальная)

70.

Анализ контрольной работы. Итоговое повторение по курсу «Древний мир».

Проверочная работа (индивидуальная)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here