Мастер класс учителя истории и обществознания
Удович Елены Юрьевны.
Тема: «Подготовка к ГИА по истории. Работа с заданием С 5»
Цель: представить собственную систему работы, нацеленную на подготовку к ГИА по истории с заданием С 5.
Задачи:
– сформировать у участников М-К представление о собственной системе работы учителя,
– продемонстрировать возможные результаты деятельности детей, основанные на преодолении трудностей выполнения задания С 5
План проведения
-
Этап. Пункт 1. Теоретическое обоснование выбранной темы мастер класса.
Одним из самых сложных заданий части С является задание С5. Согласно которому, учащиеся должны подготовить развернутый план по заданной теме. План должен содержать не менее трех пунктов, так же требуется написать краткое пояснение содержания любых двух пунктов. Для выполнения данного задания учащиеся должны показать не только исторические знания, но и аналитические навыки логически построенных заключений. В первую очередь необходимо преодолеть психологический барьер восприятия сложности задания и неуверенности в собственных силах.
Немаловажную роль для решения этой проблемы играет способность учителя актуализации знаний, как первого этапа урока. В своей работе я часто использую на этом этапе поэтические произведения.
-
Этап . Пункт 1. Этап практической реализации.
Так на уроке истории 9 классе по теме: «Экономика СССР в 1953 – 1964 гг.» я использую поэтическое произведение иронического типа «Экскурс в историю».
Экскурс в историю.
Горбачеву снится сон, что на том уж свете он.
Видит длинный стол во сне и решетку на окне.
На скамейке трое, в ряд, свесив головы, сидят.
Он, конечно, понял тут, что попал на страшный суд.
Преклонили все колени, вместо Бога входит Ленин.
Руку грозно поднимает, суд загробный начинает.
Подойди, товарищ Сталин, чтить тебя хоть перестали,
Но заслуг минувших свет сохранился все же след.
Впрочем, речь сейчас о том, как испортился потом.
Велика вина твоя, ты себе присвоил право,
Суд вершить чинить расправу. Кто в Сибирь, кому расстрел.
Как же это ты посмел? Есть о чем тебе тужить.
Будешь верою служить ты у Грозного царя!
Он прибил секретаря. Сам узнаешь у Ивана каково служить тирану.
Ну, Никита, твой черед, выходи сюда вперед.
Здесь сплошная темнота, ни заслуг и ни ума.
Ты зачем, не зная брода, лез всегда и всюду в воду?
И скажи зачем, нахал, целину ты распахал?
Ведь хватило б на века, мяса здесь и молока.
Даже опытным в дебатах заграничным дипломатам
До сих пор и не понять, чем страшна у Кузьки мать.
Шутовство твое признаться, хоть тебе не по нутру, послужи шутом Петру.
Леня, что ты, брат, не весел? Что ты челюсть то отвесил?
Выходи на страшный суд, или ноги не несут?
Расскажи, как ты прожил, «без штанов» ведь всех оставил.
На Руси такой печали, отродясь, и не слыхали.
Стали бледными девицы, да чему же тут дивиться?
Разве хватит для красы килограмма колбасы?
Мужики, и срам, и горе, утонули в винном море.
И кого там ни спроси – серость бродит по Руси.
Но зато как на болоте нечисть всякая в почете.
Хамы окрест и хапуги, тунеядцы и ворюги.
Вот какой взрастил букет за неполных 20 лет!
Так за что же, милый мой, ты четырежды герой?
Может мира на планете ты прибавил в годы эти?
Или был на вражьем стане где-нибудь в Афганистане?
Нет в былом и в дни труда не оставил ты следа.
Как же мог ты ухитриться, так геройски отличиться?
Эй, несите ка сюда все медали, ордена.
Ленты, флаги, транспаранты все значки и аксельбанты.
Век носить тебе стараться, да под ними не сгибаться.
Ленин голову поднял, Горбачева увидал.
Михаил Сергеевич, друг, отчего такой испуг?
Ясность мысли, ум и честь у тебя как будто есть.
Но на весь дальнейший путь, всё что видел не забудь!
Смелым будь, но не тираном, не царем, а капитаном.
Будь скромней, по за границам не вози своей царицы.
Не зазнайся, будь здоров и не вешай орденов.
Это произведение можно использовать при изучении темы: «Политическая система СССР в 30-е гг. Эпоха Сталинизма», темы: «Консервация политического режима. Эпоха «золотого застоя» и темы «Перестройка».
Я обращаюсь к классу
— Каким политическим деятелям дана ироническая характеристика в данном произведении? Какая характеристика дана Н. С. Хрущеву? Мы можем сказать, что эта характеристика объективна?
Что нам необходимо знать? Какова же тема и цель нашего урока? Правильно.
Тема нашего урока: Экономические реформы Н. С. Хрущева.
Для
решения этой проблемы необходимо знать реформы Н. С. Хрущева и уметь давать их оценку. Постройте логическую цепочку, определите цель нашего урока. Правильно.
Цель урока: уметь давать оценку реформам.
Таким образом, учащиеся вовлечены в учебный процесс, и достигнута активизация мыслительной деятельности на уроке.
-
Этап. Пункт 2. Теоретическое обоснование выбранной темы мастер класса.
Я вернусь к основной теме своего мастер класса «Подготовка к ГИА по истории. Работа с заданием С 5». По сути дела учащиеся должны составить план по предложенной теме, а краткое пояснение содержания двух пунктов, это лишь конкретизация фактов, событий и явлений данной темы. Одной из причин затруднений выполнения задания части С5 является то, что учащиеся не читают задание до конца. А в условиях задания каждому учащемуся предоставляется выбор.
Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, Вы можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы. Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу ( разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.
Отдельным учащимся проще выполнить это задание, осветив тему в целом. Однако многие учащиеся способны справиться с этим заданием затронув, один из разделов, одно из направлений, одну из проблем заданной темы.
Для примера я снова хочу обратиться к теме: «Экономика СССР в 1953 – 1964 гг.» .
Используя коллективно-групповой метод работы на этапе урока « Построения выхода из затруднения»
1 группа знакомится с реформами сельского хозяйства 1953-1958 гг.
2 группа рассматривает реформы 1958-1964 гг.
Каждая группа должна составить план освещения своей темы и доказать оптимальность выбранной логической цепочки последовательности рассуждений.
Каждая группа представляет план освещения своей темы и дает оценку реформам Н. С. Хрущева
Ваши варианты, ваши предложения.
1 группа
I Повышение государственных закупочных цен.
II Освоение целины.
III Отмена налога на личное подсобное хозяйство.
IV Принцип планирования «Снизу».
V Пенсии и паспорта для колхозников
VI Кукурузная эпопея
VII Продажа техники колхозам.
2 группа.
I Реформа управления народным хозяйством
II Образование совнархозов.
III Развитие промышленности.
IV Реформа социальной сферы.
V Семилетки
VI Денежная реформа.
В данной работе возможны вариации.
Учитель представляет презентацию по данной теме.
Каждой группе дается задание кратко охарактеризовать два пункта своих планов.
1 группа
Освоение целинных земель. 1954 г. — начало освоения целинных земель. Трудовой героизм народа. Непродуманная система землепользования. Кризис целинных земель в 1962 -1963 гг. Кризис сельского хозяйства. 1 закупка зерна за границей.
Кукурузная эпопея. С 1955 по 1963 гг. площади под кукурузу были увеличены более чем вдвое. Произошло общее снижение сбора зерновых.
— Каковы же были итоги экономических реформ?
Выводы: резкое ухудшение экономической ситуации; падение сельскохозяйственного производства; ухудшение снабжения продуктами питания; решение проблем за счет трудящихся; снижение тарифных расценок на производстве; рост цен на продукты; импорт зерна.
Таким образом, при систематической работе по составлению плана той или иной темы, учащиеся будут более успешно выполнять задания С5.