муниципальное казенное образовательное учреждение
«Политотдельская средняя общеобразовательная школа»
Николаевского муниципального района Волгоградской области
Методические рекомендации для учителей
по организации
текущего повторения в обучении истории в 5 классе
Исследовательская работа
выполнена
учителем истории и обществознания
Волковой Л.Н.
МКОУ «Политотдельская СОШ» 2014 г.
Методические рекомендации заключаются в способах организации текущего повторения в виде опроса, закрепления и домашнего задания, основанные на разнообразии методических приёмов. Эти приёмы должны заключать в себе как устные, так и письменные задания для проверки знаний. Для достижения высокой результативности должна быть четкая организация повторения. Оно должно быть регулярным, содержать репродуктивные вопросы и задания, по сложности доступные для восприятия учащихся 5 класса и ориентированные на формирование и закрепление знаний, умений и навыков. Там, где повторение «случайное» ученики учатся хуже. Регулярное проведение воспитывает у детей привычку к системному труду в школе и дома, стимулирует систематическую подготовку ученика к уроку. Время проведения текущего повторение должно быть не больше 10 – 12 минут.
Поскольку опрос в системе текущего повторения является первым видом повторения в структуре урока, рассмотрим его организацию и методику проведения одним из первых.
-
Составными элементами опроса являются:
-
Фронтальный опрос. Позволяет в ходе беседы с классом определить подготовку по вопросам справочного характера: факты, события, люди, хронология, знания карты, терминов.
В 5 классе опрос проводится на каждом текущем занятии (кроме уроков изучения новой темы) и задача его заключается в том, чтобы получить от учащегося небольшой, но связный рассказ.
-
Индивидуальный опрос. Учитель может организовать проверку знаний как в виде устного опроса у доски, так и письменного опроса по индивидуальной карточке-заданию, тесту, письменному ответу на вопрос. Такие задания помогают учителю определить качество умений, знаний и навыков, сформированных в процессе учебной деятельности.
2. При проведении опроса необходимо соблюдение некоторых организационно-методических моментов, обязательных во всех классах:
-
Во время опроса учебники должны лежать на парте в закрытом виде. Подглядывание текста учебника в ходе опроса мешает правильно оценить ответы учащихся с места. В случае необходимости уточнения, наведения справки учащиеся по указанию учителя открывают учебник на нужной странице. Карту, расположенную в приложениях учебника, можно держать открытой.
-
Вопрос для развернутого ответа ставится перед всем классом (фронтальный опрос), мобилизуя таким образом знания и активность каждого. После небольшой паузы следует перейти на индивидуальный опрос, где учащийся должен дать развернутый ответ. Остальные учащиеся могут поправлять или дополнять ответ.
-
Прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости: отклонился от темы, перегружает ответ второстепенными деталями, не выделяет основного.
3. Приёмы опроса и его формы:
1) Проверка фактического материала:
— работа над текстом с ошибками;
— составление плана ответа по теме;
— тестовый контроль;
— фронтальная аналитическая беседа;
— контрольный срез знаний;
— индивидуальный ответ у доски и др.
2) Работа с терминами:
— определение значений;
— распределение терминов (по значению, по темам и т.д.)
— составление рассказа с использованием терминов (по карточке и т. д.)
3) Работа по проверке хронологических знаний:
— хронологический диктант;
— составление хронологических таблиц;
— синхронирование событий;
— соотнесение дат, событий, исторических личностей;
— работа с текстом с пропущенными датами и др.
4) Работа с картой и наглядными пособиями:
— работа с легендой карты;
— получение информации при чтении карты;
— формирование вопросов к карте, картине, иллюстрации;
— работа по контурной карте и др.
Методическая организация следующего вида повторения – закрепления, заключаются в том, что оно должно проходить сразу после объяснения учителем нового материала. При этом повторять нужно то, что легче всего забывается в силу своей отвлеченности: последовательность исторических событий, их основное содержание, обобщения, географические названия, даты, имена.
Формы закрепления:
— обобщающая или заключительная беседа (вопросы в беседе должны быть небольшими, требующими коротких и четких ответов);
— решение учебных задач;
— работа с наглядностью;
— составление различных таблиц (составление можно начать в классе и продолжить самостоятельно дома в качестве домашнего задания);
— работа по историческому источнику или документу;
— тестовые задания (тестирование можно комбинировать с контрольными вопросами);
— решение и составление кроссвордов.
Домашнее задание организуется в начале урока или после подведения итогов урока. Желательно, чтобы оно охватывало все стороны учебного процесса: усвоение содержания, обучение умениям и формирование мировоззренческих и нравственных убеждений. Целесообразно предложить учащимся задания различного уровня познавательной самостоятельности (от репродуктивного до творческого).
Обязательна подробная, но сжатая инструкция по выполнению домашнего задания. В инструкции необходимо указать последовательность работы (с чего начинать, к чему переходить, чем заканчивать), как работать (одному или с товарищем, только ли прочитать и пересказать, читать по частям и пересказывать, читать и попутно рассматривать карту, схему, рисунок и т. д.). При этом следует проверить, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения.
Формы выполнения домашнего задания:
— связный и последовательный пересказ текста;
— ответы на вопросы;
— рассказ по картине;
— заполнение контурной карты;
— составление плана;
— составление хронологических и сравнительных таблиц;
— подготовка сообщения на основе научно-популярной и художественной литературы;
— написание аннотации или мини-сочинения и т.д.
Следовательно, домашнее задание должно придерживаться определённой методической системы, в которой «…учитываются, содержание урока, разнообразие и посильный для учащихся объём, инструктаж, постановка конкретных задач в зависимости от познавательных возможностей ученика и класса в целом».
В качестве примеров методической организации текущего повторения в обучении истории в 5 классе разработаны 3 конспекта уроков по истории древнего мира, где организация текущего повторения представлена во всех её видах и более значимых формах проведения.
Тема «Древний Египет. Военные походы фараонов», § 9 – проверка усвоенных ранее знаний проводится через индивидуальные карточки с заданием, устный опрос, дискуссия с классом; закрепление изученной темы – аналитическая беседа; домашнее задание – прочитать и пересказать параграф, ответить на вопросы.
Тема «Культура Древнего Египта», § 11, 12 – тестирование (8 вопросов, 3 варианта ответа) на 7 минут; закрепление – итоговый опрос-беседа; домашнее задание – подготовиться к контрольно-обобщающему уроку по всей главе «Древний Египет». Для этого повторить новые термины из этой главы: налог, культура, государство, классы, религия; все параграфы главы; уметь показывать по карте Египет, Нил, дельту, пороги, столицу, страны, в которые были совершены военные походы фараонов.
Тема «Западная Азия в древности», § 14 – проверка усвоенных ранее знаний по теме «Древнее Двуречье» проводится через фронтальный + индивидуальный устный опрос; закрепление — итоговый опрос-беседа; домашнее задание – прочитать параграф, подготовить развернутые ответы о жизни, обычаях и занятиях жителей вавилонского общества.
Представленные в конспектах виды текущего повторения основываются на повторном воспроизведении изученного материала, т.е. используется репродуктивный метод обучения – метод, где роль учителя направлена на организующую и побуждающую деятельность учащихся к воспроизведению и повторению пройденного материала. Применение этого метода возможно при словесных, наглядных и практических методах и приёмов обучения, которые являются материальной основой этих методов.
Таким образом, методические рекомендации основываются на регулярной и разнообразной организации текущего повторения, так как именно в 5 классе происходит организация учебной деятельности учащихся, направленная на формирование первого и второго этапов исторических знаний, умений и навыков. Важную роль в этой организации играет репродуктивный метод обучения, который обогащает знания учащихся, формирует у них основные мыслительные операции.
Список используемой литературы.
1. Берельковский, И.В., Павлов, Л.С. Методика преподавание истории в общеобразовательной школе: Учебное пособие / И.В. Берельковский, Л.С. Павлов. – М.: Изд. «Поматур», 2001. – 335 с.
2. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 384 с.
3. Вяземский, Е.Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
4.Вигасин, А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с. : ил., карт.
5. Вагин, А.А. Методика обучения истории в школе / А.А. Вагин. – М.: Просвещение, 1972. – 351 с., ил. (с.101-121)
6. Годер, Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 2003. – 352 с.
7. Годер, Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 1988. – 318 с.
5. Годер, Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с., ил.
8. Дайри Н.Г. Приемы текущей проверки знаний учащихся по истории: Экспериментальное исследование в старших классах ср. шк. / Н.Г. Дайри – М., Просвещение, 1958. – 352 с.
9. Лейбенгруб, П.С. О повторении на уроках истории в VIII – X классах / П.С. Лейбенгруб; под ред. А.В. Ефимова. – М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1954. – 86 с.
10. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец № 2108 «История» / С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. – М.: Просвещение, 1986. – 272 с.
11. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М.Т. Студеникин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.: ил.
Интернет – сайты:
1. http://festival.1september.ru/articles/630253/ — тема «Зарождение демократии в Афинах». 5-й класс
2. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/drevnyaya-sparta-1/ — тема: «Древняя Спарта». 5 класс
3. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/pokhod-aleksandra-makedonskogo-na-vostok/ — тема: «Поход Александра Македонского на Восток». 5 класс