МОУ «Средняя общеобразовательная школа №89»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА г. САРАТОВА
Рабочая программа историко- краеведческого кружка для 9-11 классов на 2011-2012 учебный год
«Патриоты России»
Составлена и разработана учителем истории и обществознания высшей категории
Тихоновой Юлией Александровной.
САРАТОВ 2011-2012 г.
Оглавление к рабочей программе:
-
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………….
-
Учебно-тематический план…………………………………………………………………………………….
-
Содержание тем учебного курса……………………………………………………………………………………………..
-
Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………………………………………………………
-
Перечень учебно-методического обеспечения………………………………………………………………….
1. Пояснительная записка.
Современное российское общество, живущее в условиях рыночной экономики, оказалось неготовым к восприятию коренных изменений, происходящих в государственной и общественной жизни, к трудностям социальной сферы. Результатом этого оказались апатия, безответственность и агрессивность, цинизм и индивидуализм, духовная опустошенность, а в конечном итоге — падение гражданственности и патриотизма, резкий поворот в противоположную сторону от отечественной культуры и истории, утеря нравственного ориентира в жизни подрастающего поколения.
В настоящее время в российском обществе патриотизм постепенно возрождается как высшая ценность, направленная на формирование социально значимых качеств у молодого поколения. Одним из важнейших направлений возрождения патриотизма у школьников является воспитание историей, на героическом прошлом и настоящем нашей Родины.
Уроки истории не всегда могут однозначно ответить на извечные вопросы, волнующие умы многих поколений молодых людей — что такое любовь к Родине? Какие качества необходимо развивать в себе, чтобы быть гражданином, достойным своей страны? Что такое подвиг, что лежит в его основе?
Актуальность темы кружка напрямую связана с реализацией основных направлений Федеральной программы развития образования; усиление воспитательной функции, формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине у будущих защитников Отечества, что представляется нам одной из важнейших задач экспериментальной работы по военно-патриотическому воспитанию. данная программа рассчитана на определенный возраст учащихся: 13-16 лет.
Цели данной программы:
· познакомить учащихся с героическими страницами нашей истории;
· развивать у учащихся интерес к военному делу, воспитывать чувство любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;
· выработать у учащихся исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание многомерности и противоречивости исторического процесса;
· дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
· способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма.
· способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности.
Учащиеся должны:
· иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества;
· знать об истории человеческого общества и месте в ней истории России.
· уметь анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;
· владеть навыками работы с документами, источниками, хрестоматийным материалом ;
· иметь опыт исследовательской работы.
Задачи:
Воспитание бережного отношения к истории Родины и чувства благодарности за ратные подвиги своих соотечественников- воинов вооруженных сил РФ;
Пробуждение у молодёжи желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм и на этой основе формирование готовности к совершению подвига и продолжению традиций героизма;
Более глубокое освещение недостаточно изученных исторических фактов; детальное описание баталий и сражений разных эпох, в том числе с использованием мультимедийной аппаратуры.
Доведение до молодёжи боевых традиций Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы.
Предложенная программа выдержана в хронологических рамках истории Отечества, начиная с Древней Руси и заканчивая периодом Великой Отечественной войны, т.е. выбраны темы, изучаемые в курсе истории России. Это позволит учащимся разных возрастов более детально ознакомиться с важнейшими событиями истории. Количество часов – 34.
Реализация целей и задач предполагает:
-
создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;
-
последовательную ориентацию на культуросообразность воспитания, призванную обеспечить формирование духовного мира человека;
-
создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
-
формирование системы научных знаний и умения применять их в различных видах практической деятельности.
Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации.
В процессе обучения происходит формирование следующих умений:
– анализ и сопоставление фактов;
– оформление письменных сообщений;
– анализ документов;
– поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;
– поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;
– выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;
– умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).
При реализации данной программы используются технологии: игровая, проектное и проблемное обучение, организации и проведения дискуссии.
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов проведения занятий. Вместе с традиционными формами обязательным являются использование активных форм, что способствует более глубокому усвоению воспитанниками теоретических знаний, позволяет активизировать познавательную деятельность воспитанников и превратить знания в интересный и результативный процесс.
Методика работы с воспитанниками предполагает следующие формы и приемы работы:
– исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;
– планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
– анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;
– переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключений;
– лекции с обсуждением документов;
– беседы;
– семинары;
– практические занятия;
– конференции;
– заседания круглых столов;
– «мозговой штурм»;
– анализ альтернативных ситуаций;
– работа в группах, парах, индивидуально;
– творческие работы;
– защита проектов.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:
1. сравнивать отдельные исторические явления, объясняя, что в них общего и каковы различия;
2. выявлять взаимосвязь между изменениями условий жизни и прогрессивным развитием общества;
3. определять причины и следствия исторических процессов;
4. сравнивать, называть характерные, существенные черты происходящих изменений в жизни людей;
5. составлять описание (реконструкцию) исторических событий, объектов, образа жизни людей;
6. рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные эпохи;
7. участвовать в работе группы по представлению реконструкции исторических событий;
8. самостоятельно работать с исторической информацией;
9. извлекать и критически осмысливать информацию разных источников о важнейших, в том числе неоднозначно оцениваемых событиях прошлого;
10. составлять краткое выступление по заданной теме;
11. аргументировано высказывать свое мнение и выводы
12. оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;
13. использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.
При создании программы учитываются принципы педагогической деятельности:
внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям воспитанников, их потенциальным возможностям;
принцип целесообразности (доступная учебная нагрузка, адекватные формы и методы работы);
принцип развивающего характера обучения (направленность на формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора);
интеграция со смежными науками (комплексное изучение явлений).
Разработана результативность программы по критериям:
1. Знание ключевых и частных проблем основных разделов программы
2. Развитие исторического логического и творческого мышления.
3. Формирование мотивации по выбору направления сферы деятельности (профессиональная ориентация)
Каждый критерий диагностируется по уровням проявления (максимальный, средний, минимальный). Подобраны способы отслеживания результативности.
Программой предусмотрены разнообразные формы контроля: написание эссе, защита рефератов, исторические диктанты, решение исторических задач, практические задания.
Основные направления: Программа включает следующие направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.
Показатели |
Уровни проявления критериев | Способ отслеживания (метод диагностики) | |||
Максимальный | Средний | Минимальный | |||
Знание ключевых и частных проблем основных разделов программы
| 1.1 Воспитанник знает теории, подходы, понятия, причины, категории закономерностей исторических процессов, хронологию
|
|
|
|
|
Развитие исторического логического и творческого мышления. | 2.1. Воспитанник умеет принимать нестандартные решения в сложных ситуациях, анализировать, обобщать, мыслить последовательно.
2.2. Воспитанник реализует свои идеи в практической деятельности, творческих работах, игровых ситуациях.
2.3.Воспитанник способен к саморазвитию и самообразованию, самостоятельности в принятии решений. |
|
|
|
|
2. Учебно-тематический план.
Тема занятия | Кол-во часов | Тип занятия | Форма контроля | Оборудование | |
1-3 | Ратные подвиги русских князей. | 3 | Практическая работа
| Круглый стол | ММУ, справочные материалы |
4-5 | Герои Куликовской битвы | 2 | Работа в группах, дискуссия | Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, дискуссия. | СМ, ММУ |
6 | Герои Смутного времени | 1 | Работа в группах | Сообщения учащихся , работа с документами. | СМ, ММУ |
7-8 | Великие полководцы и покорители морей 18 века. | 2 | Семинар | Практическая работа Тестирование | СМ, ММУ |
9 | Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. Вклад Саратовцев в победу. |
| Активный семинар | Сообщения учащихся, анализ источников. | СМ, ММУ |
10 | У войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров) | 1 | Круглый стол | Сообщения учащихся, дискуссия | СМ, ММУ |
11 | Роль казачества в войнах XVIII и XIX в. в. | 1 | Практическая работа. | Сравнение различных исторических источников, анализ, выводы. | СМ, ММУ |
12 | Героизм участников обороны Севастополя. | 1 | Видеолекция | Просмотр, краткий конспект. | Фильм «Герои Севостополя» |
13 | Герои Первой мировой войны. | 1 | Работа в группах | Выпуск боевого листа. | Плакаты |
14-15 | Витте Ю.С., П.А.Столыпин — последние реформаторы российской империи | 2 | Лекция-мультимедия
| Круглый стол. Сравнительный анализ | Портреты, СМ |
16-17 | Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Красное движение. | 2 | Ролевая игра | Сообщения, анализ с позиции разных социальных слоев. | СМ |
18-19 | Массовый героизм в Великой Отечественной войне. | 2 | Круглый стол | Сообщения учащихся, дискуссия | СМ, диск ВОВ. |
20 | Подвиги Волжской Военной Флотилии. | 1 | Практическая работа
| Круглый стол | Материалы школьного музея |
21- 22
| Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны. | 2
| Работа в группах, дискуссия | Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, дискуссия. | СМ, ММУ |
23 | Вьетнамские исследователи из СССР. | 1 | Работа в группах | Сообщения учащихся работа с документами. | СМ, ММУ |
24 | Ребята из Афганистана. Саратовские герои. | 1 | Семинар | Практическая работа Тестирование | Видео ролики |
25 | Чеченский конфликт и бессмертные подвиги солдат. | 1 | Активный семинар | Сообщения учащихся, анализ источников. | Видео ролики |
26-27 | Космическое мышление. | 2 | Видеолекция | Просмотр, краткий конспект. | Видео ролики |
28 | Героизм в наше время. | 1 | Работа в группах |
| Видео ролики |
29 | Чрезвычайные ситуации . МЧС. | 1 | Лекция-мультимедио
| Круглый стол. Сравнительный анализ | Видео ролики |
30 | Ребята- дошколята. Юные герои. | 1 | Практическая работа
| Круглый стол | ММУ, СМ |
31-33 | Патриоты современной России. | 3 | семинар | Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, дискуссия. | СМ, видео ролики |
34 | МЫ- будущее нашей страны | 1 | семинар | Защита проектов. | СМ |
СМ- справочные материалы ММУ – мультимедийные материалы
3. Содержание учебного курса.
Герои Куликовской битвы. Куликовская Битва: Дмитрий Донской, Сергей Радонежский. Подвиг иноков Пересвета и Осляби. |
Герои Смутного времени. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин. Затворник Иринарх. Герой Троицкого «сидения». … |
Великие полководцы и покорители морей 18 века. Григорий Александрович Потемкин-Таврический. Самуил Карлович Грейг. Василий Яковлевич Чичагов. Суворов Александр Васильевич.Франц Лефорт и Патрик Гордон. Памятка офицеру …. |
Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. Вклад Саратовцев в победу. Евгений Оленин – «неизвестный» герой Отечественной войны 1812 года. Братья Тучковы. Земляки- герои Отечественной войны 1812 года |
У войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров).УСТАВ ЖЕНЫ ОФИЦЕРА. Верные подруги моряков. Подвиги женщин военнослужащих в боях за наше отечество. |
Роль казачества в войнах XVIII и XIX в.в. Донское и кубанское казачество в войнах. История становления казачьих войск. Присяга верному делу.
|
Героизм участников обороны Севастополя. Петр Кошка. Сестринское и врачебное дело. Нахимов, Корнилов. Владимир Иванович Истомин. |
Герои Первой мировой войны. Забытая война и преданные герои. Юные герои Первой мировой войны. Кузьма Крючков. Леонид Николаевич Пунин. |
Витте Ю.С., П.А.Столыпин — последние реформаторы российской империи. С. Ю. Витте и П. А. Столыпин — крупные политические деятели. Столыпин Петр Аркадьевич — выдающийся реформатор, государственный деятель, патриот. |
Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Путешествие в революцию. Россия в огне Гражданской войны. Знаки отличия и различия эпохи Гражданской войны. Вожди и герои Белого движения: А. М. Каледин. А.В. Колчак. М. И. Репьев. М. П. Саблин. |
Массовый героизм в Великой Отечественной войне. Героизм советских летчиков. Саратовские летчики — в память о них….. |
Подвиги Волжской Военной Флотилии. Основание ВВФ, ее роль в годы Гражданской войны и Сталинградской битве. |
Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны. Деятели культуры на войне и о войне. Работы художников, актеров и вокалистов на передовой. |
Вьетнамские исследователи из СССР. Герой СССР, Герой Вьетнама, лётчик-космонавт В. В. Горбатко; … ветеран вьетнамской войны генерал-майор А. П. Поздеев |
Ребята из Афганистана. Саратовские герои. Александр Жадан — десантник из группы «СССР», Мироненко и Чепик –первые Герои афганской войны. Спецназовцы Кривенко, |
Чеченская компания и бессмертные подвиги солдат. Они защищали Отечество…… Дело Ю. Буданова.
|
Космическое мышление. Космонавты Советского Союза и России. Первые космонавты. Наборы в группы космонавтов · Авдеев Сергей Васильевич, Аксенов Владимир….. Единый отряд космонавтов России.
|
Героизм в наше время. Исследование героизма и героического личностного образца. Выдающиеся героические подвиги наших родных и близких. |
Чрезвычайные ситуации . МЧС. Подвиг для спасателя — это просто работа? Кодекс спасателя. Хроника бедствий и работа спасателей. |
Ребята- дошколята. Юные герои. Герои без золотых звезд. Юные пожарники. О юных героях в сердцах благодарных потомков.
|
Патриоты современной России. Патриоты России — стихи о Великой России — Современные стихи о России. Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества. Влияние религии на развитие патриотизма. Герои современной России- электронный журнал. |
МЫ- будущее нашей страны! В жизни всегда есть место подвигу! |
4. Требования к уровню подготовки
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
критического восприятия получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
5. УЧЕБНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
-
Амельченко В. В. Дружины Древней Руси. — М. : Просвещение, 1992.
-
Бескровный Л. Г. Русская Армия и флот в начале XIX в. — М. : Просвещение 1973.
-
Бескровный Л. Г. Армия и флот в начале XX в. — М. : Просвещение, 1986.
-
Борисов Н. С. Русские полководцы XIII – XIV в. -М. : Просвещение, 1993.
-
Буганов В. И. Петр Великий и его время. — М. : Просвещение, 1989.
-
Волков С. В. Русский офицерский корпус. — М. : Русь- РКБ, 1993.
-
Военная история Отечества с древних времён до наших дней. В 3-х томах. — М. : Просвещение, 1995.
-
Горский А. В. Александр Невский “Родина”, № 11, 1993.
-
Георгиевские кавалеры. Т. 1, 1769-1850. — М. : Просвещение, 1993.
-
Ермаков А. П. Характеристика полководцев 1812 г. “Родина”, № 1, 1994.
-
Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. — М. : Агентство печати Новости,1995.
-
Зверев Б. И. Страницы военно-морской летописи России. — М. : Просвещение 1981.
-
Карамзин Н. М. Об истории государства Российского. — М. : Просвещение, 1990.
-
Карганов В. В. , Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. — М,: Просвещение, 1989.
-
Карпов В. С. Маршал Жуков. — М. : 1994 г.
-
Кулаков В. Ф. На службе Отечеству. — М. : Русь- РКБ 1999.
-
Кулаков В. Ф. Во имя России. — М. : Русь- РКБ, 2000.
-
Отечественная война 1812 года. — “Родина” № 6-7, 1992.
-
Кереновский А. А. История Русской армии. В 4-х томах. -С-П,: Полигон, 1992.
-
Павленко Н. И. Петр I. — М. : Просвещение, 1989.
-
Павленко Н. И. Александр Данилович Меньшиков. — М. :Просвещение,1989.
-
Решин Л. С. Освободители. “Родина” № 8 -9, 1992.
-
Старков Б. В. Сто дней “Лубянского маршала”. “Родина”, № 11 1993 г.
-
Сурмина И. О. Самые знаменитые герои России. — М. : Вече. 2002.
Календарно- тематическое планирование.
Тема занятия | Кол-во | Дата | |
1-3 | Ратные подвиги русских князей. | 3 |
|
4-5 | Герои Куликовской битвы | 2 |
|
6 | Герои Смутного времени | 1 |
|
7-8 | Великие полководцы и покорители морей 18 века. | 2 |
|
9 | Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. Вклад Саратовцев в победу. | 1
|
|
10 | У войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров) | 1 |
|
11 | Роль казачества в войнах XVIII и XIX в. в. | 1 |
|
12 | Героизм участников обороны Севастополя. | 1 |
|
13 | Герои Первой мировой войны. | 1 |
|
14-15 | Витте Ю.С., П.А.Столыпин — последние реформаторы российской империи | 2 |
|
16-17 | Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Красное движение. | 2 |
|
| |||
18-19 | Массовый героизм в Великой Отечественной войне. | 2 | |
20 | Подвиги Волжской Военной Флотилии. | 1 |
|
21- 22
| Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны. | 2
|
|
23 | Вьетнамские исследователи из СССР. | 1 |
|
24 | Ребята из Афганистана. Саратовские герои. | 1 |
|
25 | Чеченский конфликт и бессмертные подвиги солдат. | 1 |
|
26-27 | Космическое мышление. | 2 |
|
28 | Героизм в наше время. | 1 |
|
29 | Чрезвычайные ситуации . МЧС. | 1 |
|
30 | Ребята- дошколята. Юные герои. | 1 |
|
31-33 | Патриоты современной России. | 3 |
|
34 | МЫ- будущее нашей страны | 1 |
|