Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 35 имени Героя Советского Союза А.В. Гусько станица Новоминская Каневской район
Конспект урока по истории России 19 века в 8 классе на тему «Реформы М. М. Сперанского».
подготовила учитель истории Сергиенко Марина Владимировна станица Новоминская Каневской район
9. Вставьте пропущенное слово. Торговая блокада Великобритании, объявленная Наполеоном I в 1806 г., получила название _______________ блокады. 3. Изучение нового материала. Закончил деятельность «Негласный комитет» и среди советников императора появился человек, которого позже Наполеон назовет самым светлым умом России – Михаил Михайлович Сперанский. Читаем документ учебника о биографии Сперанского. Как вы считаете, каковы факторы успеха Сперанского? Какие черты характера способствовали его карьерному росту? А теперь попробуем разобраться в главных идеях и составить схему государственного управления по Сперанскому. Император
Государственный Совет (Законосовещательный орган)
Государственная Дума (законодательный орган)
Министерства (исполнительный орган
Сенат (судебный орган)
Оцените положительные стороны проекта, которые сближают Россию с Европейскими странами.
— Принцип разделения властей, выборность законодательной ветви власти, наличие политических и гражданских прав
Назовите негативные стороны проекта, тормозящие развитие страны.
— Предложения сохраняли устои самодержавия: сохранялся сословный строй, избирательным правом обладали лишь представители первых двух сословий, выборы были многоступенчатыми, руководить работой Думы должен был канцлер, назначаемый царем.
Как же развиваются события дальше?
С 1807 по 1812 год его круг деятельности был весьма широк, но главная работа была связана с государственным переустройством. Только перечисление того, что сделал, заняло бы несколько томов. Но в это время появляется и много врагов. Недовольны были дворяне, которым предписывалось служить на государственной службе, вводились налоги на дворян-землевладельцев, был строг со взяточниками и казнокрадами. В 1812 он был вызван во дворец, а оттуда сослан в ссылку Нижний Новгород, а затем в Пермь, где и прожил до 1816 года. Часто писал письма с просьбой быть полезным стране на службе, но этого пришлось ждать долго. Лишь в 1819 был назначен генерал-губернатором Сибири, в 1821 году смог вернуться в Санкт-Петербург, где занимался важной работой. В 1826 году возглавил II отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, занимавшееся кодификацией законов. За это был награжден высшим орденом Российской империи – орденом Андрея Первозванного. Что же удалось реализовать? Совсем немного. В 1810 г. Учрежден Государственный совет, улучшена работа министерств, укреплены финансы. Напрашивается вопрос, почему
— В чем сам Сперанский видел причину негативного отношения к нему общества? — В чем современник видит причину негативного отношения верхов к реформам Сперанского? Вывод: чиновничество не хотело расставаться со своими привилегиями, дворянство не желало изменять привычный образ жизни, накануне войны с французами Александр побоялся критики в свой адрес из-за симпатий Сперанского преобразованиям во Франции.
Тестовое задание 1. В 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета, который являлся:
2. Проект политической реформы М. М. Сперанского был подготовлен в:
3. Согласно «Введению к уложению государственных законов»:
4. Противодействовали реформам М. М. Сперанского:
5. Соотнесите идеи, связанные с государственными преобразованиями, и их авторов (ответ запишите в виде сочетания цифр и букв):
5.Домашнее задание. П.3
Список литературы:
1.А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России 19 век. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2012 г.
2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Поурочные разработки к учебнику История России 19 век. 8 класс». М., Просвещение, 2013 г.
3.Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, Л.И. Ларина История сборник заданий. М., ЭКСМО, 2009 г.
4.Россия. Иллюстрированная энциклопедия. Редактор-составитель к.и.н. Ю. А. Никифоров. М., ОЛМА МЕДИА ГРУПП, 2008 г.
5.История в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов. Издание 2-е. Составитель А. С. Тимофеев. Санкт-Петербург, ООО «Виктория плюс», 2010 г.
|
|
|
|
|
|
|