Повторительно-обобщающий урок -
Ф.И.О. Варенко Наталия Васильевна -
Место работы: Периксинский филиал МБОУ Сатинская СОШ -
Предмет: История -
Класс: 6 (шестой) -
Место: урок обобщения и повторения по курсу «Древняя Русь», № урока: 9 -
Базовый учебник: «История России с древнейших времён до конца XVI века» Авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина Тема: Киевская Русь. Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. Форма проведения: урок путешествие с применением презентации. Цель: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Киевская Русь». Задачи: образовательные: — систематизировать исторический материал о Древней Руси; — проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат. интеллектуальные: — осознавать необходимость новых знаний (предварительный отбор источников информации, обработка информации); коммуникативные: — уметь участвовать в совместном решении проблемы, высказывать и аргументировать свою точку зрения; развивающие: — закрепить знание основных дат и понятий; — развитие учащихся способностей учащихся устанавливать взаимосвязи между историческими явлениями; — развитие умений учащихся самостоятельно оценивать значение различных событий и роль в них исторических персонажей; — способствовать развитию: — излагать грамотно свои мысли; — развивать монологическую речь; — прослеживать причинно — следственные связи, умения определять и объяснять понятия, сравнивать; — творчески подходить к выполнению заданий; — работать самостоятельно; — работать в нестандартной обстановке; — логического мышления и образного восприятия; — навыков анализа исторических источников. воспитательные: — воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих; — воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к древнерусскому народу, как создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство; — создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности. Оборудование: — компьютерная презентация; Ожидаемый результат: к концу урока должны иметь общие представления о внутреннем устройстве славянских племен, их основных занятиях. Религиозных верованиях, называть основные категории населения Древней Руси; понимать значение образования Киевской Руси, показывать ее границы; характеризовать деятельность наиболее видных князей; характеризовать основные направления князей Киевской Руси; знать дату принятия христианства, понимать в чем заключалось значение этого события, понимать растянутость этого процесса во времени. Технологическая карта урока по теме: «Киевская Русь». 6 класс. Дидактическая структура урока | | Технологии | Методы и методические приемы | Форма организации учебной деятельности | Средства обучения | Признаки решения педагогических задач | І. Организационный момент. | Личностно – ориентированные, здоровьесберегающие технологии. | Методология сотрудничества. | фронтальная | Слайд №2 Здравствуйте, ребята! Сегодня девиз нашего урока : «Презирай лень мысли.»(В.А. Сухомлинский-выдающийся педагог России). Я сегодня быстро встал, В школу рано прибежал. Очень я хочу учиться, Не лениться, а трудиться. Кто из вас прибежал в школу с таким настроением? Кто не хочет лениться, а хочет трудиться и узнать что-то новое? | Подготовка учащихся к работе на уроке. 1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). | ІІ. Постановка цели урока. Целеполагание. | Проблемное обучение, ИК – технологии, метод критического мышления. | Репродуктивный Проблемные вопросы Сообщение темы урока. | фронтальная | Ребята, посмотрите на слайд№3.Скажите, пожалуйста, чей портрет здесь изображен? Да, известный русский поэт – А.С.Пушкин. Прочитайте эпиграф: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих отцов не только можно, но и нужно.» Вдумайтесь в эти слова. Знать историю своей страны- это долг каждого из нас .В наш информационный век знания только образованный, эрудированный человек может найти достойное место в жизни и уверенно смотреть в будущее.(Путин В.В) — Ребята! Я приглашаю Вас в путешествие в прошлое. И тема нашего урока: Киевская Русь». | Постановка вопроса проблемного содержания, включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся. Активизация мыслительной деятельности. | III. Обобщение и систематизация знаний и умений. | Проблемное обучение, личностно-ориентированные технологии. | Аналитическая беседа. Самостоятельная работа. Работа с документами | Индивидуальная, фронтальная, лабораторная работа с историческим источником. | 1. Разминка 1) Хронологическая головоломка. Соотнесите даты и события. (слайд №4) 2) Юный архивист.(слайд №5) Прочитай документ и определи: «О ком речь? Кто автор? Название документа» Вопросы: Чьи интересы защищала «Русская правда»? Какое значение для жизни русского общества имело создание единого письменного свода законов? 3) Юный картограф.( слайд №6) Что изображено на данной карте? Анализируем? Ваши ответы. Вопросы: «В чем заключалась норманнская теория происхождения Руси?» 4) Юный картограф.( слайд №7) Вопросы: «Как вы думаете, что способствовало формированию единого государства?» | Развивает образное мышление, коммуникативные способности, умения работать с различного рода информацией. Развитие познавательной мотивации. Способность анализировать. | IV. Обобщение и систематизация знаний и умений | Личностно – ориентированные технологии, ЗСТ | Репродуктивный метод Беседа | Фронтальная, индивидуальная | 2. Виртуальное путешествие по музею «Киевская Русь» 1. Юный экскурсовод «Портретная галерея».(слайд №8) Вопросы: « Почему Ярослава современники прозвали Мудрым?» «Как называется одна из наиболее знаменитых мозаик киевской Софии ?» 2. Юный экскурсовод «Портретная галерея». (слайд №9) Вопросы: «Самый знаменитый поход, который совершил князь Олег?» «Роль варяжского князя Рюрика в создании русского государства?» 3. Юный экскурсовод «Портретная галерея». (слайд №10) Вопросы: «Почему князя Святослава называют Александром Македонским Восточной Европы?» «Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос». Что означал висевший локон волос у Святослава? В каком своем великом произведении монах Нестор написал эти строки? «Откуда есть пошла русская земля, кто стал в Киеве первый княжить, и как русская земля стала развиваться». | Представление различных точек зрения, различных документальных источников. Учащиеся отвечают на вопросы, приводят разные доводы. Идет совместный поиск конструктивных решений. | V. Релаксация | Здоровьесберегающие технологии | Проведение динамической паузы. | Фронтально- коммуникативное взаимодействие. . | Динамическая пауза с музыкальным сопровождением. (слайд №11) | Снятие утомления и активизация познавательной деятельности учащихся на последующих этапах. | | | | | 4. Юный экскурсовод «Портретная галерея». (слайд №12) Вопросы: «Для чего княгине Ольге нужна была поездка в Царьград?» «Как называли в русских былинах князя Владимира?» | | VI. Обобщение и систематизация знаний и умений. | Личностно – ориентированные технологии, ЗСТ. | Репродуктивный метод . Беседа. | Индивидуальная, фронтальная. | 5. Картинная галерея. «Что? Где? Когда?».( слайд №13) Вопросы: « Почему князь Владимир вошел в историю как князь – креститель?» 5. Картинная галерея. «Что? Где? Когда?».( слайд №14) Вопросы: «Какие походы совершил князь Игорь?» «Как погиб князь Игорь?» | На данном этапе выявляются границы применимости изученных знаний и дополнительных. Умение дискутировать, уважение к различным точкам зрения участников дискуссии. | VII. Обобщение и систематизация знаний и умений. | Проблемное обучение, личностно – ориентированные технологии, ЗСТ. | Самостоятельная работа. Репродуктивный метод . Беседа. | Индивидуальная, фронтальная. | 3. Заключение 1. «Объясни учителю» (слайд №15) 2. «Мини-сочинение» (домашнее задание)(слайд №16) Эльфхен – конструирование фраз по начальным буквам слова 11 слов, 11 предложений Государство- слово. | Способность излагать мысли в метких, кратких выражениях, лаконично, резюмировать информацию и свои чувства. | VIII. Подведение итогов урока | Эвристическая беседа, проблемное обучение, ИК – технологии | Информационно рецептивный метод Беседа | фронтальная | Презентация.( слайд №17) Вывод. Мы с вами попытались дать ответы на вопросы, поставленные в эпиграфе к уроку. В дальнейшем мы еще многое узнаем из истории нашей страны. Устная речь учащихся. | Развитие умения учащихся оценивать свои возможности, обобщать и делать выводы. Сравнение собственного видения проблем с другими взглядами и позициями. Выстраивать цепочку доказательств; Концентрироваться на сути проблемы; Отбирать и разносить нужную информацию. Анализировать и делать выводы; Устанавливать логические связи между явлениями; Делать обоснованные выводы. | IX. Оценки за урок | | | фронтальная | Спасибо за урок. | Мотивация к дальнейшему обучению. | |