Пояснительная записка.
Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины — города или села, в котором ты живёшь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест. улиц, тропинок, и. конечно, людей, оставшихся в памяти с детства.
Реализация программы «Исторического краеведения» предполагает широкое использование межпредметных связей. Использование потенциала курсов истории, географии, литературы расширяет знания учащихся по истории края, закрепляет умения оперировать картографическим материалом, знакомятся с наследием края. Историческое краеведение раскрывает учащимся связи родного края.
Для обязательного изучения учебного предмета «Историческое краеведение» на этапе основного общего образования в 8 — 9 классах отводится 1 час в неделю. Всего 35 ч. Содержание учебного материала соответствует учебному пособию «Люби и знай, родной край» рекомендовано Главным управлением образования Воронежской области и учебно-методическому пособию «История Воронежского края».
Рабочая программа учитывает возрастные особенности обучающихся, соответствует современным зребованиям методики и дидактики, позволяет развивать ключевые компетенции. В программе указано количество часов по курсу. Историческое краеведение способствует формированию интереса и положительной мотивации к прошлому своего родного края, путем ознакомления с историческими событиями древнейшей истории Воронежского края до 21 века, воспитанию чувства патриотизма и национальной гордости за прошлое нашего края.
В процессе реализации предлагаемой программы происходит, с одной стороны, углубление и расширение содержания базовой программы по истории, с другой — осознание особенностей развития родного края. Существенное значение имеет развитие собственного отношения обучающихся к прошлому своего региона, их самостоятельный взгляд на роль Воронежского края в истории страны.
Все компоненты содержания краеведческого образования рассматриваются на каждой ступени обучения в представленной полноте объема (по мере их хронологического проявления), но с различной глубиной и детализацией, в зависимости от возраста учащихся. Составляющие каждого компонента рассматриваются в динамике (в историческом аспекте — развитие, а не только состояние на момент изучения). Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно — обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Главная цель краеведения
Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Цели курса:
— формирование интереса и положительной мотивации к прошлому своего края, путем ознакомления с историческими событиями Воронежского края с древнейших времён до современности;
— воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за прошлое нашего края:
— ориентирование правильного понимания развития событий в жизни людей нашего региона;
— предоставление объективной оценки экономического, социального и культурного развития края.
Задачи:
Образовательные:
-
формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и его населения, показ его сложной структуры;
-
ознакомление с историей и современной жизнью Воронежского края;
-
развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта).
Воспитательные:
-
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
-
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
-
укрепление семейных связей:
-
заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
-
наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
-
изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
-
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Развивающие:
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
-
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические викторины, конкурсы, акции;
-
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
-
стимулирование участия учащихся в повседневной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края.
Ключевые компетенции.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: ценностно — смысловой, общекультурной, учебно — познавательной, коммуникативно — информационной, здоровьесберегающей, социально — трудовой.
Формы организации учебного процесса:
-
индивидуальная:
-
коллективная;
-
групповая;
-
фронтальная.
Методы и формы реализации содержания курса «Историческое краеведение»
В основе содержания курса реализуются проблемно-поисковый метод и метод обобщения, которые оптимизируют процесс формирования самостоятельных взглядов на историю своего края, осознанного восприятия ее особенностей.
Уроки проводятся в следующих формах: урок изучения нового материала, комбинированный урок с элементами практической работы, семинар,
лабораторная работа.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно — коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания ее. поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Виды контроля: текущий (на каждом уроке); промежуточный (по периодам истории края ); итоговый (в конце каждой четверти).
Формы контроля
-
тестирование;
-
проверочные работы;
-
самостоятельные работы;
-
рефераты;
-
зачет;
-
экскурсии.
Основные дидактические принципы
Принцип интеграции
Краеведение рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла. Программа определяет взаимосвязь разных областей знаний, объединенных краеведческим подходом.
Принцип вариативности
В программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым образовательным эффектом, не разрушать общей логики программы.
Принцип дифференциации и индивидуализации
Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подготовки.
Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.
Кроме того, в программе при отборе содержания реализуются принципы преемственности, научности, целостности.
Содержание курса
Тема 1 История Воронежского край в истории России.
История края как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповедники хранилища исторической памяти.
Ученые — краеведы Воронежской области, исследования по истории края.
Тема 2. Воронежский край в древности.
Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костешеи — уникальный памятник, «жемчужина палеолита».
Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Памятники древней истории в крае (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский лабиринт в Острогожском районе. Частые курганы на окраине Воронежа, Мастюгинские курганы в Острогожском районе, Чертовицкие могильники в Рамонском районе. Маяцкое городище в Лискинском районе и др. — по выбору учителя).
Тема 3. Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств.
Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край — окраина Киевской Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск стенных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж, (1177 г.). Раздробление русских земель. Монгольское нашествие. Запустение края в XIV — XV вв. «Белые пятна» в истории Воронежской земли.
Тема 4. Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства.
Образование Российского государства. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства. Борьба России с крымскими татарами. Организация сторожевой службы в 1586 году. Царский указ об основании города Воронежа.
Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу реки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости.
Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII веке.
Образование Воронежского уезда. Состав и занятия населения. Строительство Белгородской черты (1635-1658 гг.), города-крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Развитие ремесла, торговли в городах края.
Политическая обстановка в крае в XVII — начале XVШ века. Народные восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образование воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с донскими казаками. Булавинское восстание (1707-1708 гг.)
Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре I.
Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 года, его результаты. Роль русской православной церкви в создании Азовского флота. Деятельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство города: Адмиралтейский двор. Немецкая слобода. Возникновение и развитие местной промышленности. Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей в 1696 -1700 гг. Русские и иностранные мастера-кораблестроители. «Работные люди». Первые учебные заведения — школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).
Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими событиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709 г.). Посещение Петром 1 Острогожска, Коротояка, Павловска. Таврова, Дивногорского монастыря и других мест.
Суровые указы Петра I об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров. Анна, Тойда, Тишанка. Богучар и др.).
Памятные места и памятники петровской эпохи в крае, их современное состояние.
Тема 7. Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII веке.
Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное заселение края. Изменение социальной — структуры населения. Феодально — крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII века Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли.
Воронеж центр губернии середины — второй половины XVIII века.
Повседневная жизнь жителей края.
Тема 8. Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XSX века. Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)
Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамонь и (1840 г.) и др.
Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и других городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.;. Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание в Воронежской губернии А.С. Грибоедова. К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского.
Выдающиеся земляки — А.В. Кольцов, И.С. Никитин. А.Н. Афанасьев. Н.И. Костомаров, Н.А. Северцов. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.
Предполагаемые результаты обучения
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
Это предполагает:
-
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям края:
-
освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования;
-
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать одно из важнейших информационных средств карту, статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;
-
стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения предмета «Историческое краеведение» ученик должен знать/понимать
-
основные этапы и ключевые события истории края в новейшей истории;
-
выдающихся деятелей Воронежского края; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь:
-
соотносить даты событий отечественной истории и истории Воронежского края с веком, использовать текст исторического документа при ответе на вопрос, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельствования разных источников;
-
показывать умение работать с исторической картой Воронежской области;
-
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат. терминов;
-
давать 0писание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), рефератов;
-
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений:
-
определять на основе Учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, происходящих в крае;
-
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Воронежского края; использовать приобретенные знании и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
-
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни в Воронежской области;
-
высказывания собственных суждений об историческом наследии родного края;
-
использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности.
Рабочая программа по учебному курсу краеведение 8 класс на 2014 – 2015 гг.
Дата
|
Тема урока |
Планируемые результаты освоения материала |
Дом. задание | ||
План. |
Факт. | ||||
1 |
|
| История края как часть истории России. Что изучает краеведение | Знать основные понятия урока |
|
2 |
|
| Воронежский край в древности | Уметь работать с источниками. Извлекать необходимую информацию | § 1, вопросы и задания. |
3 |
|
| Наш край в период бронзового века. | Знать последовательность эпох. Анализировать документы | §1, заполнить таблицу |
4 |
|
| Жизнь наших предков в раннем железном веке. | Знать о различных племенах, населявших территорию нашего края. Уметь характеризовать памятники древней истории | § 1 |
Воронеже кий край в составе Древнерусского государства | |||||
5 |
|
| Воронеже кий край в составе Древнерусского государства | Знать гипотезы появления славян в Придонье, уметь работать с документами | записи |
6 |
|
| Вторжение кочевников | Знать о переселении народов, называть причины появления кочевых племен. | § 2, записи |
7 |
|
| Натиск кочевников | Знать о появлении кочевников на территории нашего края, уметь слушать, делать выводы. | Сообщения, презентации |
8 |
|
| «Белые пятна» в истории Воронежской земли | Уметь работать с источниками, уметь анализировать их | § 2, записи |
9 |
|
| Повторительно–обобщающий урок по теме: «Воронежский край до XVI в.» | Знать пройденный материал |
|
Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства. | |||||
10 |
|
| Образование Российского государства. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства | Знать предпосылки и причины образования Российского государства. Характеризовать этапы становления государственности. Называть причины вхождения земель края в состав Российского государства | § 2, записи, даты |
11 |
|
| Русь и Крымское ханство. Организация сторожевой службы в 1586г | Знать о взаимоотношениях Руси с Крымским ханством. Уметь работать с документами | Записи, даты |
12 |
|
| Образование Воронежа. Первые жители Воронежской крепости | Знать основные версии образования Воронежа, знать о первых жителях крепости, образе жизни, занятиях | § 2-3, вопросы |
Развитие Воронежского края в XVII веке. | |||||
13 |
|
| Образование Воронежского уезда. Население. Набеги татар. | Знать о развитии Воронежского уезда, уметь характеризовать состав населения. Называть причины строительства Белгородской черты | §3 Вопросы, |
14 |
|
| Политическая обстановка в крае в XVII- начале XVIII | Называть основные причины народных восстаний, характеризовать итоги восстаний. | § 2-3 вопросы, задания |
Воронеж и Воронеже кий край при Петре I. | |||||
15 |
|
| Начало государственной Деятельности Петра I. | Знать о начале правления Петра 1, характеризовать его политику. Называть причины и итоги первого Азовского похода. | §4 Вопросы, |
16 |
|
| Создание Азовского флота. Деятельность Петра в Воронеже | Знать и называть причины начала строительства верфи в Воронеже. Знать основные этапы строительства флота. Называть роль русской церкви в создании Азовского флота | §4
|
17 |
|
| Воронежские «заботы» Петра. | Характеризовать характер промышленности в крае. Знать о связи основания Санкт- Петербурга с воронежскими событиями. Называть причины и результаты посещения городов нашего края Петром | Сообщения, презентации
|
18 |
|
| Указы Петра об уничтожении ряда городов и сел | Знать и называть основные причины указов императора | §3-4 Вопросы |
19 |
|
| Памятные места и памятники петровской эпохи | Знать о памятных местах эпохи Петра. Уметь работать с источниками, готовить доклады |
|
20 |
|
| Повторительно— обобщающий урок по теме: «Воронежский края в эпоху Петра!» | Знать изученный материал |
|
Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII веке. | |||||
21 |
|
| Образование Воронежской губернии. Окончательное заселение края | Знать дату образования Воронежской губернии, давать характеристику социальной структуре, характеризовать феодально- крепостническую систему отношений | §5, вопросы. |
22 |
|
| Воронеж — центр губернии середины 2-ой половины XVIII века | Характеризовать изменения в социальной структуре общества. Называть изменения, произошедшие в Воронежской губернии | §5, вопросы. |
23 |
|
| Повседневная жизнь края. Быт и занятия жителей Воронежской губернии | Знать особенности жизни и быта жителей Воронежской губернии. У меть работать с источниками | § 4-5 |
История Воронеже кого края в 1-ой половине XIX века | |||||
24 |
|
| Общественно-политическая жизнь губернии | Знать о роли воронежских полков в Отечественной войне 1812г. Знать об участии воронежского дворянства в движении декабристов. Уметь работать с документами. | §6, с.29 |
25 — 26 |
|
| Социально- экономическое развитие края | Знать об основных изменениях в экономике Воронежской губернии | § 6, с 33 Вопросы |
27 |
|
| Вклад воронежцев в культуру России | Знать понятие «регулярные планы», называть особенности застройки по таким планам. | § 6, Вопросы |
28 |
|
| Учебные заведения Воронежского края | Знать какие учебные заведения были созданы в Воронежском крае. У меть работать с документами |
|
29 — 30 |
|
| Выдающиеся люди в Воронежской губернии | Знать какие выдающие люди пребывали в Воронежской губернии. Уметь работать с документами | Сообщения, презентации |
31 — 32 |
|
| Выдающиеся земляки Воронежского края | Знать и называть выдающихся людей Воронежского края, оценивать их вклад | Сообщения, презентации |
33 — 34 |
|
| Памятные места Воронежской губернии | Знать памятные места родного края. | доклады |
35 |
|
| Итоговый, урок по теме: «Воронежский край с древности до 1- ой Половины ХIХ века» | Знать материал данного периода |
|
Итого: 35 часов. |
Литература.
-
60 лет нашей Победы. Воронежская область. Цифры и факты. — Воронеж, 2005.
-
Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа / А.Н. Акиньшин. — Воронеж. 1994.
-
Амелькин А.О. История создания русского флота / А.О. Амелькин. — Воронеж, 1997.
-
Богославский М.М. Петр I / ММ. Богославский. — Т. 1: Детство. Юность. Азовские походы. — М., 1990.
-
Винников А.З. По дорогам минувших столетий / А.З. Винников, А. Г. Синюк.
-
Воронеж — колыбель Российского военно-морского флота : т.ез. докл и собщ. ресиубл. научн. конф., поев. 300-летию русского военно- морского флота. 16-18 мая 1996 г. — Воронеж. 1996.
-
Воронеж в документах и материалах. — Воронеж. 1987.
-
Воронеж: экономико-географическое исследование / Г.Т. Гришин, М.В. Гончаров, И.С. Шевцов и др. — Воронеж, 1986.
-
Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии / гл. ред. О.Г. Ласунский. — Воронеж, 2006.
-
кораблестроение. Указатель литературы к 300-летию Российского флота. — Воронеж. 1996.
-
Гринько А.В. В боях за Воронеж: хроника героической обороны города / А.В. Гринько. — Воронеж, 1985.
-
Гринько А.И. Линия ратной славы / А.В. Гринько. — Воронеж, 1988.
-
Загоровский В.ГТ. Воронеж: историческая хроника / В.ГГ Загоровский. — Воронеж. 1989.
-
Загоровский В.ГГ. Воронежская историческая энциклопедия / В.П. Загоровский. — Воронеж, 1992.
-
Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края / В.П. Загоровский. — Воронеж. 1973.
-
Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. Загоровский. — Воронеж. 1982.