Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа»
Г. Заречный Пензенской области
Рабочая программа
по истории
8 класс
подготовила
учитель истории
Езулова Юлия Викторовна
г. Заречный 2014
Рабочая программа
по истории
8 класс.
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по истории для 8 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 225» по истории, учебного плана школы на 2014-2015 учебный год, авторской программы по истории А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной и авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной.
Преподавание истории ориентировано на использование учебников: «История России». 8 класс. Автор А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М., «Просвещение», 2013 г.; Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1917; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014г.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса школы, возрастных особенностей учащихся, определяет набор работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Структура документа
Программа включает семь разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, окончивших 6 класс; оснащение, контрольно-измерительные материалы, список литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Цель курса:
1. формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Программа предоставляет возможность более подробного рассмотрения сюжетов, связанных с историей различных конфессий, наций и народностей, государственных образований, развивающихся ныне в Российской Федерации; истории своего края, города, села.
2. получение знаний об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX — начала XX в.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
3. школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявление предпосылок (т. е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин); анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недостатков; выявление общего и различного; объяснение фактов; сопоставление различных суждений; умение использовать внешкольные источники информации (находящиеся за пределами учебной книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разные способы работы (в том числе и самостоятельной) с учебной книгой.
4. в процессе изучения истории учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.
5. Изучение курса стимулирует процесс гуманизации личности подростка, формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей, анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью, уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях.
Основная функция курса — формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
Место предмета в учебном плане
На основании учебного плана МБОУ «СОШ № 225» на изучение данного курса в 8 классе отводится — 68 часов в год.
-
Классы
Объем учебного времени
Разделы программы
Модуль 1.
История России
Модуль 2.
Всеобщая история
8 класс
68 ч
История России 19 в. – 40 ч.
Новая история – 28 ч.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе изучения курса у учащихся должны быть сформированы умения:
— связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;
— сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и различия;
— давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
— полемизировать и отстаивать свои взгляды;
— самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
— работать с исторической картой;
— оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Результаты обучения
Результатом обучения истории в 8-м классе будет овладение учащимися знаний и
умений по Всемирной истории, значимых для их социализации, мировоззренческого и
духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в
повседневной жизни. В результате изучения курса учащиеся должны(знать/понимать):
–основные этапы, ключевые события и выдающихся деятелей Всемирной истории и
истории России в изучаемый период;
–важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
–базовые термины и понятия, а так же виды исторических источников периода;
В течении изучения курса учащиеся должны овладеть навыками:
–соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий;
–использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
–показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
–рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание
необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников
культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических
источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе
сочинений, отчетов об экскурсиях, рефератов)
–соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные
черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и
события по заданному признаку;
–объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории
России и всеобщей истории, достижениям отечественной культуры.
содержание учебного предмета.
МОДУЛЬ I. РОССИЯ В XIX в. (40 ч)
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в. (13 ч)
Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.
Внутренняя политика в 1801 —1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.
Внешняя политика в 1801 —1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.
Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813 —1825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава.
Внутренняя политика в 1814 —1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812—1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли. Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения.
Обобщение.
Основные понятия темы
Непременный совет, Негласный комитет, Конституция, вольные хлебопашцы, министерства, реформы, разделение властей, масоны, декабристы, военные поселения, промышленный подъем, рынок рабочей силы, крепостные предприниматели, расслоение крестьянства.
РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в. (7 ч)
Династический кризис 1825 г. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.
Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов.
Внешняя политика в 1826—1849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.
Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.
Общественное движение 30 —50-х гг. Особенности общественного движения 30 — 50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Т. Н. Грановский. С. М. Соловьев. Славянофилы. И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».
Крымская война 1853 —1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П.С.Нахимов, В.А.Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.
Культура и быт в первой половине XIX в.
Развитие образования, его сословный характер.
Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И И. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-пиленой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в развитии физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А.А.Воскресенский, П.П. Зинин и развитие органической химии.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество.
Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).
Литература. В. А. Жуковский. К- Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григоронич. Драматургические произведения А. Н. Островского.
Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.
Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский.
Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. Л Л. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов.
Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. Л. Д. Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин (Казанский собор). К. И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К. А. Тон (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, ()ружейная палата).
Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.
Обобщение.
Основные понятия темы
Охранительная политика, теория официальной народности, обязанные крестьяне, кодификация законов, майорат, славянофильст-1к>, западничество, крестьянский социализм, крестьянская община, революционная демократия.
РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (20 ч)
Отмена крепостного права. Социально-экономическое раз-иитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные реформы 60—70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова.
Национальный вопрос в царствование Александра П. Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья.
Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.
Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х — начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков.
Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации второй половины 1860—начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II.
Внешняя политика Александра П. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.
Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К- П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Экономическое развитие страны в 80 — 90-е гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятель-
цент:. Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю.Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.
Положение основных слоев российского общества. Социальная структура пореформенного общества.
Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.
Общественное движение в 80 — 90-х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.
Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Развитие культуры во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.
Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.
Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального обра-зования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.
Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
Обобщение.
Основные понятия темы
Промышленный переворот, экономический кризис, индустриализация, полицейское государство, социальная структура, общественное движение, либерализм, консерватизм, революционно-демократическое движение, анархизм, народничество, марксизм, террор, бюрократическая система, земство, суд присяжных, народное представительство, буржуазия, пролетариат, интеллигенция, рабочее законодательство, антисемитизм, черта оседлости, русификация, меценатство, урбанизация, критический реализм, Тройственный союз.
МОДУЛЬ II. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28 часов)
Часть I. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Тема 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.
ЧЕЛОВЕК В НОВУЮ ЭПОХУ (5 ч)
Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.
Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.
Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя*. Джозеф Редьярд Киплинг*. Воплощение эпохи в литературе. Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков»: Эжен Делакруа. Реализм в живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар. Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм*: Поль Сезанн, Поль Гоген*, Винсент Ван Гог*. Музыка: Фридерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси*. Архитектура. Рождение кино.
Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений в обществе. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.
Тема 2. СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ (9 ч)
Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.
Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.
Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.
Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини*. Национальное объединение Италии.
Франко-прусская война и Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи.
Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.
Часть II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Тема 3. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX—XX вв. (5 ч)
Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.
Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.
Внешняя политика. Колониальные захваты.
Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств.
Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.
Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
Тема 4. ДВЕ АМЕРИКИ (4 ч)
США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус Маккормик. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.
США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США.
Латинская Америка. Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».
Тема 5. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX в.: НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА (3 ч)
Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.
Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.
Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.
Тема 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в. (2 ч)
Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.
Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны. Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений.
ПОВТОРЕНИЕ «Подведем итоги»
Календарно — тематическое планирование уроков истории 8 класс
№ урока | Тема урока | Дата | Прим. | Коррек ция | ||
план | факт | |||||
|
| МОДУЛЬ I. ИСТОРИЯ РОССИИ (40 час) |
|
|
|
|
Россия в первой четверти 19 века. 13 ч. | 1 | Россия в начале 19 в.
|
|
| с. 5-6 |
|
2 | Внутренняя политика в 1801-1806 гг.
|
|
| п. 1 |
| |
3 | Внешняя политика в 1801-1812 гг.
|
|
| п. 2 |
| |
4 | Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.
|
|
| п. 3 |
| |
5-6 | Отечественная война 1812 г.
|
|
| п. 4 |
| |
7 | Заграничный поход русской армии.
|
|
| п. 5 |
| |
8. | Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. |
|
| п. 6 |
| |
9 | Социально-экономическое развитие после 1812 г.
|
|
| п. 7 |
| |
10 | Общественное движение.
|
|
| п. 8 |
| |
11-12 | Династический кризис 1825 г., восстание декабристов. |
|
| п. 9 |
| |
13 | Урок повторения
|
|
|
|
| |
Россия во второй четверти 19 в. 7 ч. | 14 | Внутренняя политика Николая I.
|
|
| п. 10 |
|
15 | Социально-экономическое развитие.
|
|
| п. 11 |
| |
16 | Внешняя политика в 1826-1849 гг.
|
|
| п. 12 |
| |
17 | Общественное движение при Николае I.
|
|
| п. 13 |
| |
18 | Крымская война 1853-1856 гг.
|
|
| п. 14 |
| |
19 | Культура и быт в первой половине 19 в.
|
|
| п. 15-18 |
| |
20 | Урок повторения.
|
|
|
|
| |
Россия во второй половине 19века. 20 ч. | 21 | Накануне отмены крепостного права.
|
|
| п. 19 |
|
22 | Крестьянская реформа 1861 г.
|
|
| п. 20 |
| |
23 | Либеральные реформы 60-70 гг.
|
|
| п. 21-22 |
| |
24 | Социально-экономическое положение после отмены крепостного права. |
|
| п. 23 |
| |
25 | Общественное движение.
|
|
| п. 24 |
| |
26 | Народничество.
|
|
| п. 25-26 |
| |
27 | Внешняя политика Александра II.
|
|
| п. 27 |
| |
28-29 | Русско-турецкая война !877-1878 гг.
|
|
| п. 28 |
| |
30 | Внутренняя политика Александра III.
|
|
| п. 29-30 |
| |
31-32 | Экономическое развитие при Александре III.
|
|
| п. 31 |
| |
33 | Положение основных слоев общества.
|
|
| п. 32-33 |
| |
34 | Общественное движение в 80-90 гг. 19 в.
|
|
| п. 34 |
| |
35 | Внешняя политика Александра III.
|
|
| п. 35 |
| |
36-37 | Развитие культуры во второй половине 19 в.
|
|
| п. 36-37 |
| |
38 | Быт: новые черты.
|
|
| п. 38-39 |
| |
39 | Урок повторения.
|
|
|
|
| |
40 | Итоговое повторение.
|
|
|
|
| |
|
| МОДУЛЬ II ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 28 ч. |
|
|
|
|
Становление индустриального общества в 19 в. 5 ч.
| 41
| Индустриальная революция: достижения и проблемы. |
|
| п. 1-2 |
|
42
| Индустриальное общество. Человек в изменившемся мире. |
|
| п. 3-4 |
| |
43 | Наука. Культура. |
|
| п. 5-6 |
| |
44
| Искусство 19 в. |
|
| п. 7-8 |
| |
45 | Общественно-политические учения.
|
|
| п. 9-10 |
| |
Строительство новой Европы. 9 ч. | 46
| Консульство и образование наполеоновской империи. |
|
| п. 11 |
|
47 | Венский конгресс.
|
|
| п. 12 |
| |
48 | Урок повторения.
|
|
|
|
| |
49
| Англия: сложный путь к величию. |
|
| п. 13 |
| |
50
| Франция Бурбонов и Орлеанов. |
|
| п. 14 |
| |
51 | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя.
|
|
| п. 15 |
| |
52 | Национальное объединение Германии и Италии.
|
|
| п. 16-17 |
| |
53 | Франко-прусская война. Парижская коммуна.
|
|
| п. 18 |
| |
54 | Урок повторения.
|
|
|
|
| |
Страны Западной Европы на рубеже 19-20 вв. 5 ч. | 55 | Германия и Великобритания в к. 19-н.20 вв.
|
|
| п. 19-20 |
|
56 | Франция: Третья республика.
|
|
| п. 21 |
| |
57 | Италия: время реформ.
|
|
| п. 22 |
| |
58 | Австро-Венгрия.
|
|
| п. 23 |
| |
59 | Урок повторения.
|
|
|
|
| |
Две Америки. 4ч. | 60 | США в 19 в. Гражданская война 1861 г.
|
|
| п. 24 |
|
61 | США: империализм, вступление в мировую политику. |
|
| п. 25 |
| |
62 | Латинская Америка в 19-н. 20 в.
|
|
| п. 26 |
| |
63 | Урок повторения.
|
|
|
|
| |
Традиционные общества в 19 в. 3 ч. | 64
| Япония на пути модернизации. |
|
| п. 27 |
|
65 | Китай: сопротивление реформам. Индия: разрушение традиционного общества. |
|
| п. 28-29 |
| |
66 | Африка в эпоху перемен.
|
|
| п. 30 |
| |
Международные отношения | 67 | Международные отношения: дипломатия или война? |
|
| п. 31 |
|
68 | Итоговое повторение. |
|
|
|
|
Распределение часов по четвертям.
2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого | |
18 | 14 | 19 | 17 | 68 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
При освоении обязательного минимума содержания курсов истории школьники должны научиться следующим видам деятельности и умениям.
1. Хронологические знания и умения:
1.1. называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
1.2. соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание фактов:
2.1. называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с источниками:
3.1. читать историческую карту с опорой на легенду;
3.2. проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
3.3. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
4.1. рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
4.2. описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи;
4.3. на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
5.1. соотносить единичные исторические факты и общие явления;
5.2. называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений;
5.3. группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;
5.4. объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
5.5. сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
5.6. излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;
5.7. объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.
6. Версии, оценки:
6.1. приводить оценки исторических событий (в том числе противоположные), изложенные в учебной литературе;
6.2. определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
ОСНАЩЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
-
Художественная литература
-
Методические пособия по истории для учителя
-
Справочно-энциклопедическая литература
Печатные пособия
Карты:
6.1. Россия в н. 19 в. по 1861 г.
6.2. Экономическое развитие Российской империи в 1й половине 19 в.
6.3. Отечественная война 1812 г.
6.4. Россия в 1812-1861 гг.
6.5. Крымская война 1853-1856 гг.
6.6. Россия после реформ 1861 г.
6.7. Развитие капитализма в России в 19 в.
3.7. Европа с 1799 по 1815 гг.
3.8. Европа в 1815-1870 гг.
3.9. Европа в 1870-1914 гг.
3.10. Европа в 50-60е гг. 19 в.
3.11. Территориальный раздел мира в 1816-н. 20 в.
3.12. Война за независимость США.
3.13. Гражданская война в США в 1861-1865 гг.
3.14. Образование независимых государств в Латинской Америке.
3.15. Индия, Япония, Китай в 17-н. 20 вв.
3.16. Колониальные владения в 1729-1876 гг.
картины
История России 19-нач. 20 века 5.1 Первая листовка
5.2 Репин «Арест пропагандиста»
5.3 Гражданская казнь Чернышевского
5.4 Высылка социал-демократов в период действия исключительного закона
5.5 Речь рабочего Петра Алексеева на суде
5.6 Мы пойдём другим путём
5.7 Шота Руставели читает свои стихи
5.8 9 января 1905 года
5.9 Маёвка петербургских рабочих
5.10 Морозовская стачка
5.11 Пахарь Л. Толстой на пашне
5.12 Декабристы в Сибири
5.13 Военный совет в Филях
5.14 Восстание декабристов
5.15 Крепостные художники
5.16 Д.В.Давыдов
5.17 За расчётом
5.18 Адмирал Нахимов на Малаховом кургане
5.19 1812г. Не замай, дай подойти
5.20 Ломоносов в химической лаборатории
5.21 А.Н. Радищев
5.22 Цех Нижетагильского завода
5.23 На государеву службу
5.24 Русские путешественники и первопроходцы
5.25 Спор на метяже
5.26 Сельский крестный ход на Пасху 1861 г.
5.27 Конец зимы. Полдень
5.28 Сенокос
5.29 Проводы покойника 1865 г.
5.30 Московский дворик 1878 г.
таблицы
1. Структура управления Российской империей в первой четверти 19 в.
2. Сословия в России в первой половине 19 в.
3. Крестьянская реформа 1861 г.
4. Судебная система России после 1864 г.
5. Земская реформа 1864 г.
6. Политические партии России в к. 19- нач. 20 вв.
Информационно-коммуникативные средства
-
Мультимедийные обучающие программы по основным разделам курса истории и электронные учебники для 8 класса
-
Электронные библиотеки по всему курсу истории
-
Справочно-энциклопедическая литература на электронных носителях.
Технические средства обучения
-
Мультимедийный компьютер
-
Мультимедиапроектор
Список литературы:
-
Методические рекомендации к урокам истории России, 8 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва, «Просвещение», 2009 год.
-
Контрольные и проверочные работы по истории России. Москва, «Просвещение»,
2013 год.
-
Методическое пособие к урокам истории Нового времени, 1800-1913 гг., А Я. Юдовская, П. А. Баранов, Москва, «Просвещение», 2010 год
Контрольно-измерительные материалы по истории 8 класс
Выбери в каждом задании один правильный ответ.
А1. Восстание декабристов произошло 14 декабря:
1) 1818 г.;
2) 1821 г.;
3) 1825 г.;
4) 1826 г.
А2. Указ о вольных хлебопашцах предусматривал:
1) роспуск военных поселений;
2) освобождение крестьян за выкуп по желанию помещика;
3) выкуп за счет казны и переселение крестьян в Сибирь;
4) перевод посессионных крестьян в разряд государственных.
А3. Начало промышленного переворота в России в 1830 – 40-х гг. означало:
1) изготовление машин при помощи машин;
2) переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике;
3) изменение положения государственных крестьян;
4) внедрение двигателя внутреннего сгорания.
А4.К основным факторам, способствовавшим формированию взглядов декабристов не относится:
1) Отечественная война 1812 г. и патриотический подъём в стране;
2) аракчеевщина;
3) вольнолюбивые идеи А.Н. Радищева, А.С. Пушкина;
4) стремление прославиться.
А5. Прочтите отрывок из документа и укажите имя правителя, о котором идет речь.
Период его царствования с 1816 по 1825 г. часто называют реакционным. Вряд ли справедливо считать близкого сотрудника императора Аракчеева главной причиной того, что задуманные реформы не удались. Причина этого, думается в том, что формой правления в России оставалась абсолютная монархия, при которой общество не имело возможности поддерживать царя-реформатора. К тому же после победы в Отечественной войне Россия оказалась на вершине могущества, и реформы в этой ситуации выглядели совсем необязательными.
1) Павел I;
2) Александр I;
3) Николай I;
4) Александр II.
А6.Укажите положения, которые относятся к основным идеям западников.
A) Самобытность русского народа. Б) Положительная оценка деятельности Петра I. B) Следование по пути европейских держав. Г) Отрицательная роль реформ Петра I.
Укажите верный ответ:
1) А Б;
2) А В;
3) Б Г;
4) Б В.
А7.К причинам поражения России в Крымской войне 1853 – 1856 гг. нельзя отнести:
1) низкий моральный дух и отсутствие желания воевать у российских солдат;
2) экономическая отсталость России от передовых капиталистических стран;
3) устаревшее оружие русской армии;
4) отсутствие железных дорог, казнокрадство и взяточничество.
А8.Прочтите отрывок из документа и укажите, к какому направлению общественной мысли 1830 – 1850-х гг. принадлежал автор.
С Петра начинается Санктпетербургский период русской истории, в котором застаёт нас тысячелетие Русского государства. Разрыв с народом, движение России по пути западной цивилизации под воздействием иного просветительного начала, измена прежним основам жизни, поклонение внешней силе, внешней правде; одним словом – вся ложь, всё насилие дела Петрова, – вот чем окрещён был городок Питербурх при своём основании, вот, что легло во главу угла при создании новой столицы.
1) марксизм;
2) западничество;
3) славянофильство;
4) народничество.
А9. Автором проекта величественного здания Казанского собора в Петербурге, сооруженного в 1801 – 1811 гг., в котором покоится прах М.И.Кутузова, является архитектор:
1) К.И.Росси;
2) А.Д.Захаров;
3) А.Н.Воронихин;
4) К.А.Тон.
А10.Что было одним из результатов победы России в Отечественной войне 1812 г. и Заграничного похода русской армии 1813 – 1814 гг.:
1) усиление позиций России в Европе;
2) завоевание Россией выхода к Балтийскому морю;
3) образование Тройственного союза;
4) вхождение Пруссии в состав Российской империи.
А11. Прочтите отрывок из документа и укажите название картины.
В купеческий дом сваха приводит жениха майора. Хозяин засуетился поскорее застегнуться. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Обе разряжены для приема жениха. На столе разная закуска. Кухарка несет кулебяку, а сиделец – вино. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления? А он показывает на входящую сваху. Шампанское уже стоит на подносе на стуле. Кошка зазывает гостей. В комнате у левого края видна часть образов с лампадками; под ними стол с священными книгами. На стенах портреты: митрополита, Кутузова, Кульнева и самого хозяина с книжкой в руках; картины: Иловайский на коне и вид монастыря.
1) «Разборчивая невеста»;
2) «Завтрак аристократа»;
3) «Сватовство майора»;
4) «Свежий кавалер».
А12. Расположите даты по порядку.
А) Бородинское сражение; Б) сражение за Малоярославец; В) сражение на реке Березине; Г) Смоленское сражение.
Укажите верный ответ:
1) А Б В Г;
2) Б А В Г;
3) Г А Б В;
4) А Г В Б.
А13. Установите соответствие между историческими деятелями и их достижениями.
А) Александр I; 1) реформа государственных крестьян;
Б) Е.Ф.Канкрин; 2) отмена крепостного права в Прибалтике;
В) П.Д.Киселев. 3) введение «серебряного рубля».
Укажите верное соответствие:
1) А 1; Б 2; В 3;
2) А 2; Б 3; В 1;
3) А 3; Б 2; В 1;
4) А 1; Б 3; В 2.
А14. Какие из указанных мероприятий не относятсяк царствованию
Николая I. Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
A) Кодификация законов; Б) Введение «чугунного» цензурного устава;
B) Введение университетской автономии; Г) Создание Третьего отделения; Д) Создание Государственного совета.
1) А Б;
2) В Г;
3) Г Д;
4) В Д.
А15.Прочтите отрывок из документа и укажите имя автора записок.
Император стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонными. Число последних возросло до ужасающей степени с тех пор, как множество французских искателей приключений, овладев у нас воспитанием юношества, занесли в Россию революционные начала своего отечества, и еще более со времени последней войны через сближение наших офицеров с либералами тех стран Европы, куда заводили нас наши победы.
1) А.Х. Бенкендорф;
2) Николай I;
3) А.А.Аракчеев;
4) М.М.Сперанский.
А16.Укажите событие, которое произошло раньше всех остальных.
1) указ о «вольных хлебопашцах»;
2) начало промышленного переворота в России;
3) введение «серебряного рубля»;
4) реформа государственных крестьян.
А17. Установите соответствие между авторами и произведениями.
А) А.Д.Захаров; 1) картина «Последний день Помпеи»;
Б) К.П.Брюллов; 2) здание Адмиралтейства;
В) М.И.Глинка. 3) опера «Жизнь за царя».
Укажите верное соответствие:
1) А 1; Б 2; В 3;
2) А 2; Б 1; В 3;
3) А 3; Б 2; В 1;
4) А 1; Б 3; В 2.
А18. Книга этого учёного «Основы химии» была переведена на все европейские языки, им открыт периодический закон химических элементов, один из основных законов естествознания:
1) В.В.Докучаев;
2) Д.И.Менделеев;
3) Н.Н.Зинин;
4) А.М.Бутлеров.
А19.Одним из результатов проведения военной реформы 1860-1870-х гг. было:
1) введение всесословной воинской повинности;
2) создание полков иноземного строя;
3) создание регулярной армии на основе рекрутских наборов;
4) расформирование стрелецких полков.
А20. Прочтите отрывки из документов и укажите название войны, о которой идет речь.
«Помню как сердце усиленно билось и умилялось от бесчисленных проявлена народного энтузиазма. Помню этих старушек и стариков, на вид убогих, приходивших вносить свои лепты для славянских братий, в каком-то почти религиозном настроении. И действительно, деньги лились рекою. Улицы стали наполнятся маленькими группами русских офицеров в сербских костюмах, и на поездах варшавской дороги не хватало мест для посадки ехавших через Вену на Дунай добровольцев».
«Спросите народ, спросите солдата: для чего идут и чего желают в начавшейся войне, — и все скажут вам, как один человек, что идут, чтоб Христу послужить и освободить угнетенных братьев».
Сербские войска успешно выполняли свои союзнические обязательства. Черногория в войне была верным и стойким союзником России. Если спросите любого черногорца: «Сколько вас, черногорцев?», он обязательно скажет: «Нас с русскими сто семьдесят миллионов. Мы от русских себя не отделяем».
1) Кавказская война 1817 – 1864 гг;
2) Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.;
3) Крымская (Восточная) война 1853 – 1856 гг.;
4) Русско-иранская война 1826 – 1828 гг.
А21. Этот русский царь отличался консерватизмом и осторожностью, мудро избегал войн, быстро нормализовал обстановку в стране, получил прозвище «миротворец»:
1) Александр II;
2) Александр I;
3) Николай I;
4) Александр III.
А22. Крестьянская реформа 1861 г. не привела к:
1) освобождению самой многочисленной части населения;
2) выходу страны из экономического кризиса;
3) духовному кризису в российском обществе;
4) развитию капитализма в России.
А23.Какие из перечисленных изменений, преобразований были проведены во время Великих реформ 1860-1870-х гг.:
А) отмена рекрутского набора в армию;
Б) ограничение барщины тремя днями в неделю;
В) создание губернских и уездных земств;
Г) запрещение продавать крестьян без земли;
Д) введение института присяжных заседателей;
Е) освобождение дворян от военной службы.
Укажите верный ответ:
1) АБГ;
2) АВД;
3) БВЕ;
4) ВГД.
А24.Прочтите отрывок из документа и укажите имя художника, о котором идёт речь.
Сила его – в непревзойдённом умении выражать психологическую сущность человека. Иные из этих картин можно назвать его университетом. Сколько материала было изучено им для «Запорожцев», «Ивана Грозного», «Царевны Софьи»!
1) В.Г.Перов;
2) И.Е.Репин;
3) В.М.Васнецов;
4) И.И.Шишкин.
А25. Укажите правильное соответствие.
Писатели: Произведения:
А) Ф.М.Достоевский; 1) «Отцы и дети»;
Б) И.С.Тургенев; 2) «Бесы»;
В) Л.Н.Толстой. 3) «Война и мир».
1) А 3;
2) В 1;
3) А 2;
4) В 2.
А26. Какие два из перечисленных ниже факторов способствовали ускорению развития России после реформы 1861 г.
А) расширение внутреннего рынка;
Б) сохранение помещичьего землевладения;
В) личная свобода крестьян;
Г) необходимость выкупа земли крестьянами.
Укажите верный ответ:
1) А Б;
2) А В;
3) Б Г;
4) Б В.
А27.Прочтите отрывок из документа и укажите имя государственного деятеля.
В ряду мер, принимавшихся по укреплению финансовой системы страны, большую роль сыграла осуществленная им денежная реформа. Суть ее сводилась к введению свободного обмена бумажных денег на золотую валюту. Денежная реформа имела очень большое значение. Она поставила Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми европейскими странами, в большинстве которых к концу XIX в. господствовала система золотого монометаллизма, и создавала более благоприятные условия для развития российского капитализма и для притока в страну иностранных капиталов. В связи со стабилизацией курса рубля и введением золотого обращения иностранные инвестиции в российскую промышленность стали заметно расти.
1) Е.Ф.Канкрин;
2) П.Д.Киселев;
3) П.А.Столыпин;
4) С.Ю.Витте.
А28. В число руководителей организации «Народная воля» в 1879 – 1884 гг. входили:
1) П.И.Пестель, Н.М.Муравьёв;
2) Н.И.Новиков, А.Н.Радищев;
3) А.С.Хомяков, И.С.Аксаков;
4) А.И.Желябов, С.Л.Перовская.
А29. Укажитедату начала «хождения в народ» революционных народников:
1) 1861 г.;
2) 1874 г.;
3) 1879 г.;
4) 1881 г.
А30. Участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861 года, назывался:
1) наделом;
2) отрубом;
3) хутором;
4) имением
B1
Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и напишите имя императора, о смерти которого рассказывается.
«Воскресенье, 1 марта 1881 года мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад в половине второго. Мы же, мальчики, решили отправиться…кататься на коньках.
Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва.
— Это бомба! – сказал мой брат Георгий.
В тот же момент еще более сильный взрыв потряс стекла окон в нашей комнате… Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей.
— Государь убит! – крикнул он.
Ответ: __________________________________.
B2
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
А) Бородинское сражение
Б) начало Отечественной войны
В) Восстание декабристов
Г) Учреждение министерств
Ответ: _______________________________.
B3
Установите соответствие между фамилиями представителей культуры и характером их деятельности. К каждому из 4-х элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д).
ФАМИЛИИ |
| ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
1) | П.М. Третьяков | А) | художник |
2) | И.Е. Репин | Б) | коллекционер произведений живописи |
3) | И.С. Тургенев | В) | композитор |
4) | М.И. Глинка | Г) | писатель |
|
| Д) | издатель книг для народа |
2 | 3 | 4 | |
|
|
|
|
B4
С какими из перечисленных ниже стран воевала Россия в XIX в.? Укажите две страны из пяти предложенных.
1) Франция 2) Турция 3) Великобритания 4) США 5) Италия
Часть 3
Из воспоминаний очевидца событий М. М. Ломова, в 1820-е гг. учителя
в Пензенской гимназии, в 1830-е гг. служащего III отделения
«Во весь день, кроме войск, толпилось много народу на Адмиралтейской и Сенатской площадях… Из народа почти никто не участвовал в бунте…»
Из дневника императрицы Александры Федоровны
«Подлая чернь тоже была на стороне мятежников; она была пьяна, бросала камнями, кричала…»
Из письма Н. М. Карамзина
«Новый император показал неустрашимость и твердость. Первые два выстрела рассеяли безумцев с «Полярного звездою» — Бестужевым, Рылеевым и достойными их клевретами… Я, мирный историограф, алкал пушечного грома, будучи уверен, что не было иного способа прекратить мятеж».
C1
О каком событии идет речь в приведенных отрывках? Определите дату (число, месяц, год) этого события и название города, в котором это событие произошло.
C2
Каковы были итоги описываемого в источниках события?
Ответы
А1. 3 А22 3
А2. 2 А23 2
А3. 2 А24 2
А4. 4 А25 3
А5. 2 А26 2
А6. 4 А27 4
А7. 1 А28 4
А8. 3 А29 2
А9. 3 А30 1
А10. 1
А11. 3
А12. 3
А13. 2
А14. 4
А15. 1
А16. 1
А17. 2
А18. 2
А19. 1
А20. 2
А21. 4
B1 Александр II
B2 ГВБА
В3
2 | 3 | 4 | |
Б | А | Г | В |
B4 1,2
С1 С2 Оценивается учителем с точки зрения соответствия пунктов содержанию вопроса, логики их выстраивания, полноты охвата темы. Проставляется 1 балл за успешно выполненное задание.
Список использованной литературы
-
Программы общеобразовательных учреждений. История Обществознание. Москва, Просвещение, 2007
-
Оценка качества аодготовки выпускников основной школы по истории. ДРОФА, 2000 г.
-
Методические рекомендации к урокам истории России, 8 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва, «Просвещение», 2009 год.
-
Контрольные и проверочные работы по истории России. Москва, «Просвещение»,
2013 год.