МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЕРХУРЮМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрено и одобрено «Утверждаю»

на заседании педагогического совета Директор школы

Приказ № от_________ 201 г.

Рабочая программа

по учебному предмету

«История Сибири»

11 класс

2012 – 2013 учебный год

Учитель истории и обществознания

Романюк Юрий Васильевич

Верх-Урюм, 2012 год

Пояснительная записка

Рабочая программа в полном объёме соответствует федеральному компоненту государственного стандарта полного (среднего) образования, утвержденному приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 и составлена в соответствии с примерной программой по истории для полного (среднего) образования (базовый уровень).

Исходные документы для составления программы:

  • Закон РФ «Об образовании»№ 122 – ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-ФЗ;

  • Федеральный базисный учебный план для полного (среднего) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 05.03.2004

  • Федеральный компонент государственного стандарта полного (среднего) образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы полного (среднего) образования на 2007-08 учебный год, утвержденный приказом МО РФ № 302 от 07.12.2006г.;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»

  • Примерная программа полного (среднего) образования по истории (сайт министерства образования и науки РФ http :// mon . gov . ru / )

Данная программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:

Варющенко В.И., Кузнецова Ф.С., Орлова М.Г. История и экономика Сибири. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. – 34 с.

Кузнецова Ф.С. История Сибири: дидактические материалы. Учебно-методическое пособие для 5-9-х классов общеобразовательных учреждений.-Новосибирск: ИНФОЛИО, 2003. – 152 с.

Зуев А.С. Сибирь: Вехи истории (XVIXIX вв.)

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др., в зависимости от склонностей, способностей, возможностей каждого конкретного класса.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Уровень и направленность рабочей программы:

Полная (средняя) общеобразовательная программа

Организация учебного процесса: классно-урочная.

Общая характеристика учебного предмета

Особенностью содержания регионального компонента по истории в нашей области является соединение двух его взаимосвязанных частей: региональной и местной истории (краеведения), между которыми много общего, но есть существенные различия. В учебных пособиях по истории Сибири представлена региональная история, которая не замыкается в рамках современных границ Новосибирской области. Такой подход позволяет увязать исторические представления о прошлом региона с историей России и мира, предъявить учащимся проблему развития региональных отношений на территории Сибири до ее присоединения к России и отношений с центром страны на последующих этапах развития, а также проблему взаимоотношений и взаимовлияния культур «коренных» и «пришлых» народов. Широкий круг материалов позволит более объективно выявить не только сложные и противоречивые явления, но и много положительного в этом процессе, создать возможность критики идей сепаратизма и национализма, а также раскрыть роль и место родного края в мировом историческом процессе. Решение этой задачи реализуется на основе отбора материала о наиболее значимых исторических процессах, происходивших в сибирском регионе и установления взаимосвязи с изучаемыми курсами истории.

Краеведение дополняет уроки региональной истории. Краеведческие факты конкретизируют, иллюстрируют исторические события и процессы региональной истории, создают возможность лучше познать повседневную жизнь человека.

Материалы региональной и местной истории, в первую очередь, реализуют воспитательные задачи обучения. Факты и персоналии позволят детям понять прошлое родного края, мысленно воссоздать образ жизни своих родственников и земляков в прошлом, их духовный мир и роль их труда в развитии края. На уроках создается возможность личностного осмысления прошлого, ибо носителями ценностных отношений выступают поколения земляков, в том числе родные и близкие. Размышления об их созидательном труде, об их вкладе в развитие материальной и духовной культуры края становятся основой для переживания нравственных, патриотических, чувств, что является первой ступенью выработки соответствующих ценностных установок.

Изучение традиционной культуры этносов Сибири позволит обсуждать проблему уникальности каждой и ее вклад в развитие общемировой культуры, формировать эстетические, национальные и нравственные ценности, а также стремление сохранять и преумножать культурное достояние родного края.

Региональная история вносит свой вклад в развитие гуманитарной культуры школьников. Сибирь обретает свою историю, что, безусловно, обогатит духовный мир сибиряков, их национальное самосознание. Региональная история создает дополнительные возможности для овладения умениями работы с различными источниками исторических знаний, в процессе которой развивается историческое мышление школьников, умения анализировать, сопоставлять оценки исторических событий, явлений прошлого и современности. Краеведческие материалы позволяют включить учащихся в творческие виды деятельности (сбор информации по определенной теме, в том числе оформление записей воспоминаний, анализ и оценка краеведческих фактов, аргументация критического отношения к ним и т.д.)

Содержание программы направлено, с одной стороны, на актуализацию материалов, изученных в 7- 9-х классах, с другой, на повышение уровня обобщения. Известные учащимся сюжеты и фактический материал должны быть осмыслены на более высоком теоретическом уровне, что позволит глубже понять суть основных процессов развития Сибири в древности, в раннем средневековье и в составе России. Содержание программы приведено в соответствие с программами второго концентра и предполагают опору на известные учащимся понятия из общего курса истории.

Первый раздел программы концентрирует внимание на проблемах древней и средневековой Сибири. Это знакомство с современным уровнем археологических исследований и учеными-археологами нашего края, их достижениями в исследовании культур скифского и тюркского периодов на территории Алтая и Западной Сибири. Завершающие уроки раздела посвящены проблеме этногенеза сибирских народов, которую предполагается представить на материалах истории барабинских татар. Предусмотрено изучение проблемам материальной и духовной культуры народов Сибири в древности и средневековье.

Второй раздел предполагает формирование представлений и понятий об основных процессах развития Сибири в составе России. Первая тема посвящена осмыслению социально-экономических явлений развития Сибири. Вторая тема «Власть и общество» концентрирует внимание на внутренних процессах развития сибирского сообщества и их сопоставлении с подобными явлениями в европейской части России.

Третий раздел «Сибирь и наш край в ХХ веке». В этой программе большее внимание уделяется краеведческим материалам, так как в ХХ веке в советское время, в Сибири происходили те же процессы, что в европейской части страны, а их специфику легче всего проследить на конкретных местных материалах. С другой стороны, это создает больше возможностей для привлечения местных документов, воспоминаний родственников, публикаций периодической печати. Работа с источниками поможет не только оживить уроки, но будет способствовать решению задач развития учащихся.

Цели

Изучение истории Сибири на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний, формирование целостного представления о месте и роли Сибири в истории России;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи обучения:

Региональная история в старшей школе предполагает решение следующих задач: а) повышение теоретического уровня преподавания путем создания целостного восприятия исторического прошлого, при котором возможно понимание взаимосвязи истории родного края с историей региона Сибирь, историей России и мира; б) развитие познавательных способностей учащихся в соответствии с нормативными документами, в) расширение возможностей воспитания учащихся, г) приобщение школьников профильных классов, интересующихся общественными науками, к исследовательской деятельности.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Раздел I. СИБИРЬ В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (5 ч.)

Тема 1. Первобытный мир Сибири (2 ч.)

Первобытный мир Сибири. Археологические памятники нашего края эпохи каменного века.

Периодизация первобытного мира. Сибирские археологи. А.П. Окладников (1908- 1981) и другие. Методы археологических исследований.

Тема 2. Бронзовый и железный века Сибири (3 ч.)

Культура народов Горного Алтая в эпоху бронзового века. Пазырыкская археологическая культура (VIII вв. до н.э.). Ледяные гробницы на высокогорном плато Укок. Материальная культура пазырыкцев. Скифосибирское культурно-историческое единство народов на территории Центральной Азии, Южной Сибири, Приуралья и Средней Азии.

Древнетюркские кочевые государства и их влияние на культуру народов нашего края.

Тюркские каганаты в VIVIII вв. Термин «тюрк». Управление и древнетюркская община. Кочевое скотоводство. Военное дело тюрков. Культурное наследие тюрков.

Народы Сибири и нашего края в XIII-XVI вв. Этногенез. Языковые семьи и группы сибирских народов, территория их расселения. Аборигены родного края.

Раздел II. СИБИРЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (12 ч.)

Тема 1. Присоединение Сибири к России, ее социально-экономическое развитие (XVIIXIX вв.) — 5 ч.

Процесс присоединения Сибири: основные этапы освоения Сибири. Землепроходцы. Понятие «колонизация».

«Мягкое золото» Сибири. Пушной промысел XVII в. и его роль в первоначальном накоплении капиталов. Промысловое освоение островов Тихого океана и берегов Аляски. Г. Шелехов. Российско-Американская компания. Судьба Русской Америки.

ХVIIвек – начальный этап земледельческой колонизации Сибири. Первые земледельческие районы. Сословие государственных крестьян в Сибири. Причины отсутствия крепостного права в Сибири. Особенности поземельных отношений в Сибири. Успехи в развитии сельского хозяйства Сибири в ХIХ в.

Начало сибирской промышленности (XVIIIXIX вв.). Горнодобывающая и металлургическая промышленность Сибири. Образование кабинетского хозяйства Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа, период его расцвета и причины упадка. Рабочие кадры округа: техническая интеллигенция, мастеровые, приписные крестьяне. Черная металлургия. Золотопромышленность. Отрасли обрабатывающей промышленности в Сибири. Причины замедленных темпов промышленного переворота.

Характер присоединения Сибири. Взгляды историков на характер присоединения Сибири.

Общее и особенное первоначального этапа колонизации Сибири и Северной Америки. Изменение границ России на юге и на востоке Сибири в ХVII-XIX вв.

Тема 2. Власть и общество в Сибири (6 ч.)

Государственное управление Сибирью в XVIIXVIII вв. Власть и сибирские аборигены в ХVII-XVIII вв. Политика по отношению к аборигенам, ясак.

Генерал-губернатор с особыми полномочиями М.М. Сперанский (1819-1822). Реформы М.М. Сперанского в Сибири: Устав об управлении инородцев, упорядочение ссылки.

Община в Сибири. Начало общинного самоуправления в Сибири. Крестьянский мир в XIXв. Общественные сходы, общественные должности. Функции общины. Образ жизни крестьян. Ограничение крестьянского самоуправления в 70-80-е гг. XIX в.

Города Сибири и их жители. Сферы предпринимательской деятельности купечества. Самоуправление в городах Сибири. Образ жизни горожан.

Этнический состав населения Сибири в XIX в. «Коренные» и «пришлые». Рост численности населения. Взаимодействие культур. Христианизация народов Сибири.

Развитие регионального самосознания. П.А. Словцов – «сибирский Карамзин». Областничество. Идеи федерализма. Областничество. Потанин Г.Н., Ядринцев Н.М.

Раздел III. СИБИРЬ И НАШ КРАЙ В ХХ ВЕКЕ

Тема 1. Наш край в начале ХХ в. (3 ч.)

Административно-территориальное деление Сибири и нашего края в начале ХХ в. Население нашего края. Города и населенные пункты.

Возникновение Ново-Николаевска. Отцы-основатели города. Стремительный рост населения города. Ново-Николаевск – торгово-промышленный центр Западной Сибири в начале ХХ в.

Внешний облик города, занятия и образ жизни его жителей.

Организация переселенческого движения в Сибирь в годы Столыпинской аграрной реформы. Основание новых населенных пунктов в нашем крае. Развитие крестьянского хозяйства в нашем крае.

Тема 2. Революционные события в Сибири и нашем крае (3 ч.)

Отклики на революционные события 1905 г и Февральскую революцию в нашем крае. 1917 г — установление советской власти в Сибири и нашем городе. Мятеж чехословацкого корпуса и свержение советской власти. Участники борьбы за установление советской власти в Ново-Николаевске и их судьбы.

Установление диктатуры Колчака в Сибири и его режим. Подпольная деятельность большевиков Ново-Николаевска. Партизанское движение и восстановление советской власти в нашем крае. Политика военного коммунизма в нашем крае. Образование Новониколаевской губернии. Положение в городе и губернии в 1920-1921 гг. Колыванское восстание крестьян.

Тема 3. НЭП в нашем крае (1 ч.)

Введение продналога в Новониколаевской губернии. Факты нарушения законности. (Из протокола Гутовской партконференции РКП(б). 1922г.). Сельские советы в годы нэпа.

Наш город в годы нэпа.

Тема 4. Годы сталинских реформ в нашем крае (3 ч.)

Задачи развития промышленности Сибири в первых пятилетних планах. Промышленные предприятия нашего края, созданные в годы предвоенных пятилеток. Новосибирск в 1930-е годы: трудовой энтузиазм, культурное строительство, жилищные условия, быт горожан.

Особенности коллективизации в Сибири и в нашем крае. Решение бюро Сибкрайкома ВКП(б), январь 1928 г. Документы Новосибирского государственного архива о ходе коллективизации в нашем крае.

Террор. 1933 г. – «Дело о белогвардейском заговоре». Болдырев В.Г. Лагерные пункты Сиблага в Новосибирской области.

Тема 5. Наш край в годы войны (2 ч.)

Сохранение памяти о погибших в войну среди жителей города и области. Современные средства массовой информации нашей области о войне.

Новосибирская область и город во время войны: промышленность города — фронту. Труд колхозников в годы войны. Условия труда и быта жителей города и области.

Тема 6. Новосибирская область и город во второй половине ХХ — начале ХХI вв.(4ч.)

Промышленное развитие города в 50-80-е гг. Социальная политика, жилищное строительство. Уровень жизни населения.

Новосибирские колхозы и совхозы в 50-80е гг. Освоение целины. Укрупнение колхозов. Социальное и культурное развитие села.

Область и город в годы перестройки и становления рыночной экономики.

Итоговое обобщение (1 ч.)

Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Первобытный мир Сибири

2

Бронзовый и железный век Сибири

3

Присоединение Сибири к России, ее социально-экономическое развитие (XVIIXIX вв.)

5

Власть и общество в Сибири

6

Наш край в начале ХХ в.

3

Революционные события в Сибири и нашем крае

3

НЭП в нашем крае

1

Годы сталинских реформ в нашем крае

3

Наш край в годы войны

2

Новосибирская область и город во второй половине ХХ — начале ХХI вв.

4

Итоговое обобщение

1

Календарно-тематическое планирование

Тема

урока

Кол- во

часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Домашнее

задание

1

Первобытный мир Сибири.

1

Вводный урок

Первобытный мир Сибири. Археологические памятники нашего края эпохи каменного века.

Сообщение

2

Периодизация первобытного мира.

1

Комбинированный урок

Периодизация первобытного мира. Сибирские археологи. А.П. Окладников (1908- 1981) и другие. Методы археологических исследований.

Сообщение

3

Культура народов Горного Алтая в эпоху бронзового века.

1

Комбинированный урок

Культура народов Горного Алтая в эпоху бронзового века. Пазырыкская археологическая культура (VIII вв. до н.э.). Ледяные гробницы на высокогорном плато Укок. Материальная культура пазырыкцев. Скифосибирское культурно-историческое единство народов на территории Центральной Азии, Южной Сибири, Приуралья и Средней Азии.

Подготовить презентацию

4

Древнетюркские кочевые государства и их влияние на культуру народов нашего края.

1

Комбинированный урок

Древнетюркские кочевые государства и их влияние на культуру народов нашего края.

Тюркские каганаты в VIVIII вв. Термин «тюрк». Управление и древнетюркская община. Кочевое скотоводство. Военное дело тюрков. Культурное наследие тюрков.

Сообщение

5

Народы Сибири и нашего края в XIII-XVI вв.

1

Комбинированный урок

Народы Сибири и нашего края в XIII-XVI вв. Этногенез. Языковые семьи и группы сибирских народов, территория их расселения. Аборигены родного края.

Сибирь: Вехи истории, с. 8-22

6

Процесс присоединения Сибири: основные этапы освоения Сибири.

1

Комбинированный урок

Процесс присоединения Сибири: основные этапы освоения Сибири. Землепроходцы. Понятие «колонизация».

Сибирь: Вехи истории, с. 23-74

7

«Мягкое золото» Сибири.

1

Комбинированный урок

«Мягкое золото» Сибири. Пушной промысел XVII в. и его роль в первоначальном накоплении капиталов. Промысловое освоение островов Тихого океана и берегов Аляски. Г. Шелехов. Российско-Американская компания. Судьба Русской Америки.

Сибирь: Вехи истории, 117-130, 321-327

8

ХVIIвек – начальный этап земледельческой колонизации Сибири.

1

Комбинированный урок

ХVIIвек – начальный этап земледельческой колонизации Сибири. Первые земледельческие районы. Сословие государственных крестьян в Сибири. Причины отсутствия крепостного права в Сибири. Особенности поземельных отношений в Сибири. Успехи в развитии сельского хозяйства Сибири в ХIХ в.

Сибирь: Вехи истории, 75-130

9

Начало сибирской промышленности (XVIIIXIX вв.).

1

Комбинированный урок

Начало сибирской промышленности (XVIIIXIX вв.). Горнодобывающая и металлургическая промышленность Сибири. Образование кабинетского хозяйства Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа, период его расцвета и причины упадка. Рабочие кадры округа: техническая интеллигенция, мастеровые, приписные крестьяне. Черная металлургия. Золотопромышленность. Отрасли обрабатывающей промышленности в Сибири. Причины замедленных темпов промышленного переворота.

Сообщение

10

Характер присоединения Сибири.

1

Комбинированный урок

Характер присоединения Сибири. Взгляды историков на характер присоединения Сибири.

Общее и особенное первоначального этапа колонизации Сибири и Северной Америки. Изменение границ России на юге и на востоке Сибири в ХVII-XIX вв.

Сибирь: Вехи истории, с 65-75

11

Государственное управление Сибирью в XVIIXVIII вв.

1

Комбинированный урок

Государственное управление Сибирью в XVIIXVIII вв. Власть и сибирские аборигены в ХVII-XVIII вв. Политика по отношению к аборигенам, ясак.

Сибирь: Вехи истории, с. 169-174

12

Генерал-губернатор с особыми полномочиями М.М. Сперанский (1819-1822).

1

Комбинированный урок

Генерал-губернатор с особыми полномочиями М.М. Сперанский (1819-1822). Реформы М.М. Сперанского в Сибири: Устав об управлении инородцев, упорядочение ссылки.

Сибирь: Вехи истории, с. 182-186

13-14

Община в Сибири.

2

Комбинированный урок

Община в Сибири. Начало общинного самоуправления в Сибири. Крестьянский мир в XIXв. Общественные сходы, общественные должности. Функции общины. Образ жизни крестьян. Ограничение крестьянского самоуправления в 70-80-е гг. XIX в.

Сибирь: Вехи истории, с. 195-198, 217-226

15

Города Сибири и их жители.

1

Комбинированный урок

Города Сибири и их жители. Сферы предпринимательской деятельности купечества. Самоуправление в городах Сибири. Образ жизни горожан.

Сибирь: Вехи истории, с. 198-217

16

Этнический состав населения Сибири в XIX в.

1

Комбинированный урок

Этнический состав населения Сибири в XIX в. «Коренные» и «пришлые». Рост численности населения. Взаимодействие культур. Христианизация народов Сибири.

Сообщение

17

Развитие регионального самосознания.

1

Комбинированный урок

Развитие регионального самосознания. П.А. Словцов – «сибирский Карамзин». Областничество. Идеи федерализма. Областничество. Потанин Г.Н., Ядринцев Н.М.

Сообщение

18

Административно-территориальное деление Сибири и нашего края в начале XX в

1

Комбинированный урок

Административно-территориальное деление Сибири и нашего края в начале XX в. Население нашего края. Города и населенные пункты.

Сообщение

19

Возникновение Ново-Николаевска.

1

Комбинированный урок

Возникновение Ново-Николаевска. Отцы-основатели города. Стремительный рост населения города. Ново-Николаевск – торгово-промышленный центр Западной Сибири в начале XX в. Внешний облик города, занятия и образ жизни его жителей.

Сообщение

20

Организация переселенческого движения в Сибирь в годы Столыпинской аграрной реформы

1

Комбинированный урок

Организация переселенческого движения в Сибирь в годы Столыпинской аграрной реформы. Основание новых населенныйх пунктов в нашем крае. Развитие крестьянского хозяйства в нашем крае.

История Сибири, ч. III, с. 16-19

21

Отклики на революционные события 1905 гг. и Февральскую революции в нашем крае.

1

Комбинированный урок

Отклики на революционные события 1905 гг. и Февральскую революции в нашем крае. 1917 г. – установление Советской власти в Сибири и нашем городе. Мятеж чехословацкого корпуса и свержение Советской власти. Участники борьбы за установление Советской власти в Ново-Николаевске и их судьбы.

История Сибири, ч. III, с. 40-49

22-23

Установление диктатуры Колчака в Сибири и его режим

2

Комбинированный урок

Установление диктатуры Колчака в Сибири и его режим. Подпольная деятельность большевиков Ново-Николаевска. Партизанское движение и восстановление Советской власти в нашем крае. Политика военного коммунизма в нашем крае. Образование Новониколаевской губернии. Положение в городе и губернии в 1920-1921 гг. Колыванское восстание крестьян.

История Сибири, ч. III, с. 66-82

24

Введение продналога в Новониколаевской губернии.

1

Комбинированный урок

Введение продналога в Новониколаевской губернии. Факты нарушения законности. Сельские советы в годы НЭПа. Наш город в годы НЭПа.

История Сибири, ч. III, с. 94-111, 114-133

25

Задачи развития промышленности Сибири в первых пятилетках плана.

1

Комбинированный урок

Задачи развития промышленности Сибири в первых пятилетках плана. Промышленные предприятия нашего края, созданные в годы предвоенных пятилеток. Новосибирск в 1930-е годы: трудовой энтузиазм, культурное строительство, жилищные условия, быт горожан.

История Сибири, ч. III, с.136-156

26

Особенности коллективизации в Сибири и нашем крае.

1

Комбинированный урок

Особенности коллективизации в Сибири и нашем крае. Решение бюро Сибкрайкома ВКП(б), январь 1928 г. Документы Новосибирского государственного архива о ходе коллективизации в нашем крае.

История Сибири, ч. III, с. 158-172

27

Террор.

1

Комбинированный урок

Террор. 1933 г. – «Дело о белогвардейском заговоре». Болдырев В.Г. Лагерные пункты Сиблага в Новосибирской области.

История Сибири, ч. III, с. 176-189

28

Сохранение памяти о погибших в войну жителях города и области.

1

Комбинированный урок

Сохранение памяти о погибших в войну жителях города и области. Современные средства массовой информации нашей области о войне.

Сообщение

29-30

Новосибирская область и город в годы войны.

1

Комбинированный урок

Новосибирская область и город в годы войны. Условия труда и быта жителей города и области.

История Сибири, ч. III, с. 192-219

31-32

Промышленное развитие города в 50-80-е гг.

2

Комбинированный урок

Промышленное развитие города в 50-80-е гг. Социальная политика, жилищное строительство. Уровень жизни населения.

История Сибири, ч. III, с.248-278

33

Новосибирские колхозы и совхозы в 50-80-е гг.

1

Комбинированный урок

Новосибирские колхозы и совхозы в 50-80-е гг. Освоение целины. Укрупнения колхозов. Социальное и культурное развитие села.

История Сибири, ч. III, с. 232-239, 282-297

34

Область и город в годы перестройки и становление рыночной экономики

1

Комбинированный урок

Область и город в годы перестройки и становление рыночной экономики.

Сообщение

35

Урок итогового обобщения и контроля знаний.

1

Итоговое обобщение

Содержание изученного курса.

Результаты обучения

Результаты изучения предмета «История Сибири» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на базовом уровне (в том числе: проводить поиск информации, анализировать, различать, устанавливать связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.).

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России).

Требования к уровню подготовки выпускника

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность истории Сибири;

  • периодизацию истории Сибири;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем истории Сибири

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • Роль Сибири в российской истории и обществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Дополнительная литература для учащихся

Зуев А.С. Сибирь: вехи истории. Новосибирск. 1999.

История Новосибирской области с древности до наших дней. Очерки в помощь школьникам, изучающим краеведение. Новосибирск. 1996.

Новосибирск. 100 лет. Люди. События. Новосибирск.1993.

Наша малая родина. Хрестоматия по истории Новосибирской области. 1921-1991 гг. Новосибирск. 1997.

Созидатели. Т.1-2. Новосибирск, 2003.

Контрольно-измерительные материалы

Урок итогового обобщения и контроля знаний.

  1. Общая характеристика первобытного мира Сибири.

  2. Особенности процесса присоединения Сибири. Основные этапы её освоения.

  3. Этнический состав населения Сибири в XIX в.

  4. Сибирь в годы Гражданской войны.

  5. Роль Сибири в годы ВОВ

  6. Роль Сибири в современной России.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here