МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕРХУРЮМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено и одобрено «Утверждаю»
на заседании педагогического совета Директор школы
Приказ № от_________ 201 г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«История Сибири»
11 класс
2012 – 2013 учебный год
Учитель истории и обществознания
Романюк Юрий Васильевич
Верх-Урюм, 2012 год
Пояснительная записка
Рабочая программа в полном объёме соответствует федеральному компоненту государственного стандарта полного (среднего) образования, утвержденному приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 и составлена в соответствии с примерной программой по истории для полного (среднего) образования (базовый уровень).
Исходные документы для составления программы:
-
Закон РФ «Об образовании»№ 122 – ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-ФЗ;
-
Федеральный базисный учебный план для полного (среднего) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 05.03.2004
-
Федеральный компонент государственного стандарта полного (среднего) образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы полного (среднего) образования на 2007-08 учебный год, утвержденный приказом МО РФ № 302 от 07.12.2006г.;
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
-
Примерная программа полного (среднего) образования по истории (сайт министерства образования и науки РФ http :// mon . gov . ru / )
Данная программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:
Варющенко В.И., Кузнецова Ф.С., Орлова М.Г. История и экономика Сибири. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. – 34 с.
Кузнецова Ф.С. История Сибири: дидактические материалы. Учебно-методическое пособие для 5-9-х классов общеобразовательных учреждений.-Новосибирск: ИНФОЛИО, 2003. – 152 с.
Зуев А.С. Сибирь: Вехи истории (XVI—XIX вв.)
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др., в зависимости от склонностей, способностей, возможностей каждого конкретного класса.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Уровень и направленность рабочей программы:
Полная (средняя) общеобразовательная программа
Организация учебного процесса: классно-урочная.
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью содержания регионального компонента по истории в нашей области является соединение двух его взаимосвязанных частей: региональной и местной истории (краеведения), между которыми много общего, но есть существенные различия. В учебных пособиях по истории Сибири представлена региональная история, которая не замыкается в рамках современных границ Новосибирской области. Такой подход позволяет увязать исторические представления о прошлом региона с историей России и мира, предъявить учащимся проблему развития региональных отношений на территории Сибири до ее присоединения к России и отношений с центром страны на последующих этапах развития, а также проблему взаимоотношений и взаимовлияния культур «коренных» и «пришлых» народов. Широкий круг материалов позволит более объективно выявить не только сложные и противоречивые явления, но и много положительного в этом процессе, создать возможность критики идей сепаратизма и национализма, а также раскрыть роль и место родного края в мировом историческом процессе. Решение этой задачи реализуется на основе отбора материала о наиболее значимых исторических процессах, происходивших в сибирском регионе и установления взаимосвязи с изучаемыми курсами истории.
Краеведение дополняет уроки региональной истории. Краеведческие факты конкретизируют, иллюстрируют исторические события и процессы региональной истории, создают возможность лучше познать повседневную жизнь человека.
Материалы региональной и местной истории, в первую очередь, реализуют воспитательные задачи обучения. Факты и персоналии позволят детям понять прошлое родного края, мысленно воссоздать образ жизни своих родственников и земляков в прошлом, их духовный мир и роль их труда в развитии края. На уроках создается возможность личностного осмысления прошлого, ибо носителями ценностных отношений выступают поколения земляков, в том числе родные и близкие. Размышления об их созидательном труде, об их вкладе в развитие материальной и духовной культуры края становятся основой для переживания нравственных, патриотических, чувств, что является первой ступенью выработки соответствующих ценностных установок.
Изучение традиционной культуры этносов Сибири позволит обсуждать проблему уникальности каждой и ее вклад в развитие общемировой культуры, формировать эстетические, национальные и нравственные ценности, а также стремление сохранять и преумножать культурное достояние родного края.
Региональная история вносит свой вклад в развитие гуманитарной культуры школьников. Сибирь обретает свою историю, что, безусловно, обогатит духовный мир сибиряков, их национальное самосознание. Региональная история создает дополнительные возможности для овладения умениями работы с различными источниками исторических знаний, в процессе которой развивается историческое мышление школьников, умения анализировать, сопоставлять оценки исторических событий, явлений прошлого и современности. Краеведческие материалы позволяют включить учащихся в творческие виды деятельности (сбор информации по определенной теме, в том числе оформление записей воспоминаний, анализ и оценка краеведческих фактов, аргументация критического отношения к ним и т.д.)
Содержание программы направлено, с одной стороны, на актуализацию материалов, изученных в 7- 9-х классах, с другой, на повышение уровня обобщения. Известные учащимся сюжеты и фактический материал должны быть осмыслены на более высоком теоретическом уровне, что позволит глубже понять суть основных процессов развития Сибири в древности, в раннем средневековье и в составе России. Содержание программы приведено в соответствие с программами второго концентра и предполагают опору на известные учащимся понятия из общего курса истории.
Первый раздел программы концентрирует внимание на проблемах древней и средневековой Сибири. Это знакомство с современным уровнем археологических исследований и учеными-археологами нашего края, их достижениями в исследовании культур скифского и тюркского периодов на территории Алтая и Западной Сибири. Завершающие уроки раздела посвящены проблеме этногенеза сибирских народов, которую предполагается представить на материалах истории барабинских татар. Предусмотрено изучение проблемам материальной и духовной культуры народов Сибири в древности и средневековье.
Второй раздел предполагает формирование представлений и понятий об основных процессах развития Сибири в составе России. Первая тема посвящена осмыслению социально-экономических явлений развития Сибири. Вторая тема «Власть и общество» концентрирует внимание на внутренних процессах развития сибирского сообщества и их сопоставлении с подобными явлениями в европейской части России.
Третий раздел «Сибирь и наш край в ХХ веке». В этой программе большее внимание уделяется краеведческим материалам, так как в ХХ веке в советское время, в Сибири происходили те же процессы, что в европейской части страны, а их специфику легче всего проследить на конкретных местных материалах. С другой стороны, это создает больше возможностей для привлечения местных документов, воспоминаний родственников, публикаций периодической печати. Работа с источниками поможет не только оживить уроки, но будет способствовать решению задач развития учащихся.
Цели
Изучение истории Сибири на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
-
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
-
освоение систематизированных знаний, формирование целостного представления о месте и роли Сибири в истории России;
-
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
-
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи обучения:
Региональная история в старшей школе предполагает решение следующих задач: а) повышение теоретического уровня преподавания путем создания целостного восприятия исторического прошлого, при котором возможно понимание взаимосвязи истории родного края с историей региона Сибирь, историей России и мира; б) развитие познавательных способностей учащихся в соответствии с нормативными документами, в) расширение возможностей воспитания учащихся, г) приобщение школьников профильных классов, интересующихся общественными науками, к исследовательской деятельности.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Раздел I. СИБИРЬ В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (5 ч.)
Тема 1. Первобытный мир Сибири (2 ч.)
Первобытный мир Сибири. Археологические памятники нашего края эпохи каменного века.
Периодизация первобытного мира. Сибирские археологи. А.П. Окладников (1908- 1981) и другие. Методы археологических исследований.
Тема 2. Бронзовый и железный века Сибири (3 ч.)
Культура народов Горного Алтая в эпоху бронзового века. Пазырыкская археологическая культура (VI—II вв. до н.э.). Ледяные гробницы на высокогорном плато Укок. Материальная культура пазырыкцев. Скифосибирское культурно-историческое единство народов на территории Центральной Азии, Южной Сибири, Приуралья и Средней Азии.
Древнетюркские кочевые государства и их влияние на культуру народов нашего края.
Тюркские каганаты в VI—VIII вв. Термин «тюрк». Управление и древнетюркская община. Кочевое скотоводство. Военное дело тюрков. Культурное наследие тюрков.
Народы Сибири и нашего края в XIII-XVI вв. Этногенез. Языковые семьи и группы сибирских народов, территория их расселения. Аборигены родного края.
Раздел II. СИБИРЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (12 ч.)
Тема 1. Присоединение Сибири к России, ее социально-экономическое развитие (XVII—XIX вв.) — 5 ч.
Процесс присоединения Сибири: основные этапы освоения Сибири. Землепроходцы. Понятие «колонизация».
«Мягкое золото» Сибири. Пушной промысел XVII в. и его роль в первоначальном накоплении капиталов. Промысловое освоение островов Тихого океана и берегов Аляски. Г. Шелехов. Российско-Американская компания. Судьба Русской Америки.
ХVIIвек – начальный этап земледельческой колонизации Сибири. Первые земледельческие районы. Сословие государственных крестьян в Сибири. Причины отсутствия крепостного права в Сибири. Особенности поземельных отношений в Сибири. Успехи в развитии сельского хозяйства Сибири в ХIХ в.
Начало сибирской промышленности (XVIII—XIX вв.). Горнодобывающая и металлургическая промышленность Сибири. Образование кабинетского хозяйства Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа, период его расцвета и причины упадка. Рабочие кадры округа: техническая интеллигенция, мастеровые, приписные крестьяне. Черная металлургия. Золотопромышленность. Отрасли обрабатывающей промышленности в Сибири. Причины замедленных темпов промышленного переворота.
Характер присоединения Сибири. Взгляды историков на характер присоединения Сибири.
Общее и особенное первоначального этапа колонизации Сибири и Северной Америки. Изменение границ России на юге и на востоке Сибири в ХVII-XIX вв.
Тема 2. Власть и общество в Сибири (6 ч.)
Государственное управление Сибирью в XVII—XVIII вв. Власть и сибирские аборигены в ХVII-XVIII вв. Политика по отношению к аборигенам, ясак.
Генерал-губернатор с особыми полномочиями М.М. Сперанский (1819-1822). Реформы М.М. Сперанского в Сибири: Устав об управлении инородцев, упорядочение ссылки.
Община в Сибири. Начало общинного самоуправления в Сибири. Крестьянский мир в XIXв. Общественные сходы, общественные должности. Функции общины. Образ жизни крестьян. Ограничение крестьянского самоуправления в 70-80-е гг. XIX в.
Города Сибири и их жители. Сферы предпринимательской деятельности купечества. Самоуправление в городах Сибири. Образ жизни горожан.
Этнический состав населения Сибири в XIX в. «Коренные» и «пришлые». Рост численности населения. Взаимодействие культур. Христианизация народов Сибири.
Развитие регионального самосознания. П.А. Словцов – «сибирский Карамзин». Областничество. Идеи федерализма. Областничество. Потанин Г.Н., Ядринцев Н.М.
Раздел III. СИБИРЬ И НАШ КРАЙ В ХХ ВЕКЕ
Тема 1. Наш край в начале ХХ в. (3 ч.)
Административно-территориальное деление Сибири и нашего края в начале ХХ в. Население нашего края. Города и населенные пункты.
Возникновение Ново-Николаевска. Отцы-основатели города. Стремительный рост населения города. Ново-Николаевск – торгово-промышленный центр Западной Сибири в начале ХХ в.
Внешний облик города, занятия и образ жизни его жителей.
Организация переселенческого движения в Сибирь в годы Столыпинской аграрной реформы. Основание новых населенных пунктов в нашем крае. Развитие крестьянского хозяйства в нашем крае.
Тема 2. Революционные события в Сибири и нашем крае (3 ч.)
Отклики на революционные события 1905 г и Февральскую революцию в нашем крае. 1917 г — установление советской власти в Сибири и нашем городе. Мятеж чехословацкого корпуса и свержение советской власти. Участники борьбы за установление советской власти в Ново-Николаевске и их судьбы.
Установление диктатуры Колчака в Сибири и его режим. Подпольная деятельность большевиков Ново-Николаевска. Партизанское движение и восстановление советской власти в нашем крае. Политика военного коммунизма в нашем крае. Образование Новониколаевской губернии. Положение в городе и губернии в 1920-1921 гг. Колыванское восстание крестьян.
Тема 3. НЭП в нашем крае (1 ч.)
Введение продналога в Новониколаевской губернии. Факты нарушения законности. (Из протокола Гутовской партконференции РКП(б). 1922г.). Сельские советы в годы нэпа.
Наш город в годы нэпа.
Тема 4. Годы сталинских реформ в нашем крае (3 ч.)
Задачи развития промышленности Сибири в первых пятилетних планах. Промышленные предприятия нашего края, созданные в годы предвоенных пятилеток. Новосибирск в 1930-е годы: трудовой энтузиазм, культурное строительство, жилищные условия, быт горожан.
Особенности коллективизации в Сибири и в нашем крае. Решение бюро Сибкрайкома ВКП(б), январь 1928 г. Документы Новосибирского государственного архива о ходе коллективизации в нашем крае.
Террор. 1933 г. – «Дело о белогвардейском заговоре». Болдырев В.Г. Лагерные пункты Сиблага в Новосибирской области.
Тема 5. Наш край в годы войны (2 ч.)
Сохранение памяти о погибших в войну среди жителей города и области. Современные средства массовой информации нашей области о войне.
Новосибирская область и город во время войны: промышленность города — фронту. Труд колхозников в годы войны. Условия труда и быта жителей города и области.
Тема 6. Новосибирская область и город во второй половине ХХ — начале ХХI вв.(4ч.)
Промышленное развитие города в 50-80-е гг. Социальная политика, жилищное строительство. Уровень жизни населения.
Новосибирские колхозы и совхозы в 50-80е гг. Освоение целины. Укрупнение колхозов. Социальное и культурное развитие села.
Область и город в годы перестройки и становления рыночной экономики.
Итоговое обобщение (1 ч.)
Учебно-тематическое планирование
Тема | Количество часов | |
| Первобытный мир Сибири | 2 |
| Бронзовый и железный век Сибири | 3 |
| Присоединение Сибири к России, ее социально-экономическое развитие (XVII—XIX вв.) | 5 |
| Власть и общество в Сибири | 6 |
| Наш край в начале ХХ в. | 3 |
| Революционные события в Сибири и нашем крае | 3 |
| НЭП в нашем крае | 1 |
| Годы сталинских реформ в нашем крае | 3 |
| Наш край в годы войны | 2 |
| Новосибирская область и город во второй половине ХХ — начале ХХI вв. | 4 |
| Итоговое обобщение | 1 |
Календарно-тематическое планирование
Тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Элементы содержания | Домашнее задание | |
1 | Первобытный мир Сибири. | 1 | Вводный урок | Первобытный мир Сибири. Археологические памятники нашего края эпохи каменного века.
| Сообщение |
2 | Периодизация первобытного мира. | 1 | Комбинированный урок | Периодизация первобытного мира. Сибирские археологи. А.П. Окладников (1908- 1981) и другие. Методы археологических исследований. | Сообщение |
3 | Культура народов Горного Алтая в эпоху бронзового века. | 1 | Комбинированный урок | Культура народов Горного Алтая в эпоху бронзового века. Пазырыкская археологическая культура (VI—II вв. до н.э.). Ледяные гробницы на высокогорном плато Укок. Материальная культура пазырыкцев. Скифосибирское культурно-историческое единство народов на территории Центральной Азии, Южной Сибири, Приуралья и Средней Азии. | Подготовить презентацию |
4 | Древнетюркские кочевые государства и их влияние на культуру народов нашего края.
| 1 | Комбинированный урок | Древнетюркские кочевые государства и их влияние на культуру народов нашего края. Тюркские каганаты в VI—VIII вв. Термин «тюрк». Управление и древнетюркская община. Кочевое скотоводство. Военное дело тюрков. Культурное наследие тюрков. | Сообщение |
5 | Народы Сибири и нашего края в XIII-XVI вв. | 1 | Комбинированный урок | Народы Сибири и нашего края в XIII-XVI вв. Этногенез. Языковые семьи и группы сибирских народов, территория их расселения. Аборигены родного края. | Сибирь: Вехи истории, с. 8-22 |
6 | Процесс присоединения Сибири: основные этапы освоения Сибири. | 1 | Комбинированный урок | Процесс присоединения Сибири: основные этапы освоения Сибири. Землепроходцы. Понятие «колонизация». | Сибирь: Вехи истории, с. 23-74 |
7 | «Мягкое золото» Сибири. | 1 | Комбинированный урок | «Мягкое золото» Сибири. Пушной промысел XVII в. и его роль в первоначальном накоплении капиталов. Промысловое освоение островов Тихого океана и берегов Аляски. Г. Шелехов. Российско-Американская компания. Судьба Русской Америки. | Сибирь: Вехи истории, 117-130, 321-327 |
8 | ХVIIвек – начальный этап земледельческой колонизации Сибири. | 1 | Комбинированный урок | ХVIIвек – начальный этап земледельческой колонизации Сибири. Первые земледельческие районы. Сословие государственных крестьян в Сибири. Причины отсутствия крепостного права в Сибири. Особенности поземельных отношений в Сибири. Успехи в развитии сельского хозяйства Сибири в ХIХ в. | Сибирь: Вехи истории, 75-130 |
9 | Начало сибирской промышленности (XVIII—XIX вв.). | 1 | Комбинированный урок | Начало сибирской промышленности (XVIII—XIX вв.). Горнодобывающая и металлургическая промышленность Сибири. Образование кабинетского хозяйства Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа, период его расцвета и причины упадка. Рабочие кадры округа: техническая интеллигенция, мастеровые, приписные крестьяне. Черная металлургия. Золотопромышленность. Отрасли обрабатывающей промышленности в Сибири. Причины замедленных темпов промышленного переворота.
| Сообщение |
10 | Характер присоединения Сибири. | 1 | Комбинированный урок | Характер присоединения Сибири. Взгляды историков на характер присоединения Сибири. Общее и особенное первоначального этапа колонизации Сибири и Северной Америки. Изменение границ России на юге и на востоке Сибири в ХVII-XIX вв.
| Сибирь: Вехи истории, с 65-75 |
11 | Государственное управление Сибирью в XVII—XVIII вв. | 1 | Комбинированный урок | Государственное управление Сибирью в XVII—XVIII вв. Власть и сибирские аборигены в ХVII-XVIII вв. Политика по отношению к аборигенам, ясак. | Сибирь: Вехи истории, с. 169-174 |
12 | Генерал-губернатор с особыми полномочиями М.М. Сперанский (1819-1822). | 1 | Комбинированный урок | Генерал-губернатор с особыми полномочиями М.М. Сперанский (1819-1822). Реформы М.М. Сперанского в Сибири: Устав об управлении инородцев, упорядочение ссылки. | Сибирь: Вехи истории, с. 182-186 |
13-14 | Община в Сибири. | 2 | Комбинированный урок | Община в Сибири. Начало общинного самоуправления в Сибири. Крестьянский мир в XIXв. Общественные сходы, общественные должности. Функции общины. Образ жизни крестьян. Ограничение крестьянского самоуправления в 70-80-е гг. XIX в. | Сибирь: Вехи истории, с. 195-198, 217-226 |
15 | Города Сибири и их жители. | 1 | Комбинированный урок | Города Сибири и их жители. Сферы предпринимательской деятельности купечества. Самоуправление в городах Сибири. Образ жизни горожан. | Сибирь: Вехи истории, с. 198-217 |
16 | Этнический состав населения Сибири в XIX в. | 1 | Комбинированный урок | Этнический состав населения Сибири в XIX в. «Коренные» и «пришлые». Рост численности населения. Взаимодействие культур. Христианизация народов Сибири. | Сообщение |
17 | Развитие регионального самосознания. | 1 | Комбинированный урок | Развитие регионального самосознания. П.А. Словцов – «сибирский Карамзин». Областничество. Идеи федерализма. Областничество. Потанин Г.Н., Ядринцев Н.М. | Сообщение |
18 | Административно-территориальное деление Сибири и нашего края в начале XX в | 1 | Комбинированный урок | Административно-территориальное деление Сибири и нашего края в начале XX в. Население нашего края. Города и населенные пункты.
| Сообщение |
19 | Возникновение Ново-Николаевска. | 1 | Комбинированный урок | Возникновение Ново-Николаевска. Отцы-основатели города. Стремительный рост населения города. Ново-Николаевск – торгово-промышленный центр Западной Сибири в начале XX в. Внешний облик города, занятия и образ жизни его жителей.
| Сообщение |
20 | Организация переселенческого движения в Сибирь в годы Столыпинской аграрной реформы | 1 | Комбинированный урок | Организация переселенческого движения в Сибирь в годы Столыпинской аграрной реформы. Основание новых населенныйх пунктов в нашем крае. Развитие крестьянского хозяйства в нашем крае.
| История Сибири, ч. III, с. 16-19 |
21 | Отклики на революционные события 1905 гг. и Февральскую революции в нашем крае. | 1 | Комбинированный урок | Отклики на революционные события 1905 гг. и Февральскую революции в нашем крае. 1917 г. – установление Советской власти в Сибири и нашем городе. Мятеж чехословацкого корпуса и свержение Советской власти. Участники борьбы за установление Советской власти в Ново-Николаевске и их судьбы.
| История Сибири, ч. III, с. 40-49 |
22-23 | Установление диктатуры Колчака в Сибири и его режим | 2 | Комбинированный урок | Установление диктатуры Колчака в Сибири и его режим. Подпольная деятельность большевиков Ново-Николаевска. Партизанское движение и восстановление Советской власти в нашем крае. Политика военного коммунизма в нашем крае. Образование Новониколаевской губернии. Положение в городе и губернии в 1920-1921 гг. Колыванское восстание крестьян. | История Сибири, ч. III, с. 66-82 |
24 | Введение продналога в Новониколаевской губернии. | 1 | Комбинированный урок | Введение продналога в Новониколаевской губернии. Факты нарушения законности. Сельские советы в годы НЭПа. Наш город в годы НЭПа.
| История Сибири, ч. III, с. 94-111, 114-133 |
25 | Задачи развития промышленности Сибири в первых пятилетках плана. | 1 | Комбинированный урок | Задачи развития промышленности Сибири в первых пятилетках плана. Промышленные предприятия нашего края, созданные в годы предвоенных пятилеток. Новосибирск в 1930-е годы: трудовой энтузиазм, культурное строительство, жилищные условия, быт горожан.
| История Сибири, ч. III, с.136-156 |
26 | Особенности коллективизации в Сибири и нашем крае. | 1 | Комбинированный урок | Особенности коллективизации в Сибири и нашем крае. Решение бюро Сибкрайкома ВКП(б), январь 1928 г. Документы Новосибирского государственного архива о ходе коллективизации в нашем крае.
| История Сибири, ч. III, с. 158-172 |
27 | Террор. | 1 | Комбинированный урок | Террор. 1933 г. – «Дело о белогвардейском заговоре». Болдырев В.Г. Лагерные пункты Сиблага в Новосибирской области.
| История Сибири, ч. III, с. 176-189 |
28 | Сохранение памяти о погибших в войну жителях города и области. | 1 | Комбинированный урок | Сохранение памяти о погибших в войну жителях города и области. Современные средства массовой информации нашей области о войне.
| Сообщение |
29-30 | Новосибирская область и город в годы войны. | 1 | Комбинированный урок | Новосибирская область и город в годы войны. Условия труда и быта жителей города и области.
| История Сибири, ч. III, с. 192-219 |
31-32 | Промышленное развитие города в 50-80-е гг. | 2 | Комбинированный урок | Промышленное развитие города в 50-80-е гг. Социальная политика, жилищное строительство. Уровень жизни населения. | История Сибири, ч. III, с.248-278 |
33 | Новосибирские колхозы и совхозы в 50-80-е гг. | 1 | Комбинированный урок | Новосибирские колхозы и совхозы в 50-80-е гг. Освоение целины. Укрупнения колхозов. Социальное и культурное развитие села.
| История Сибири, ч. III, с. 232-239, 282-297 |
34 | Область и город в годы перестройки и становление рыночной экономики | 1 | Комбинированный урок | Область и город в годы перестройки и становление рыночной экономики.
| Сообщение |
35 | Урок итогового обобщения и контроля знаний. | 1 | Итоговое обобщение | Содержание изученного курса. |
|
Результаты обучения
Результаты изучения предмета «История Сибири» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на базовом уровне (в том числе: проводить поиск информации, анализировать, различать, устанавливать связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.).
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России).
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность истории Сибири;
-
периодизацию истории Сибири;
-
современные версии и трактовки важнейших проблем истории Сибири
-
историческую обусловленность современных общественных процессов;
-
Роль Сибири в российской истории и обществе;
уметь
-
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
-
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
-
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
-
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
-
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
-
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
-
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
-
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
-
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
-
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Дополнительная литература для учащихся
Зуев А.С. Сибирь: вехи истории. Новосибирск. 1999.
История Новосибирской области с древности до наших дней. Очерки в помощь школьникам, изучающим краеведение. Новосибирск. 1996.
Новосибирск. 100 лет. Люди. События. Новосибирск.1993.
Наша малая родина. Хрестоматия по истории Новосибирской области. 1921-1991 гг. Новосибирск. 1997.
Созидатели. Т.1-2. Новосибирск, 2003.
Контрольно-измерительные материалы
Урок итогового обобщения и контроля знаний.
-
Общая характеристика первобытного мира Сибири.
-
Особенности процесса присоединения Сибири. Основные этапы её освоения.
-
Этнический состав населения Сибири в XIX в.
-
Сибирь в годы Гражданской войны.
-
Роль Сибири в годы ВОВ
-
Роль Сибири в современной России.