Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Гурьевска Калининградской области

Разработка урока «Культура стран Халифата» к учебнику по истории Средних веков (автор: Агибалова Е.В.), 6 класс

Подготовила:

Долотова Анастасия Юрьевна,

учитель истории и обществознания.

Гурьевск

2012 г.

Культура стран Халифата

Цели урока:

Образовательная: дать ученикам представление об арабской культуре в Средние века, познакомить с именами величайших её деятелей и их достижениями.

Развивающая: развитие мыслительных способностей и навыков работы с иллюстрациями, текстом.

Воспитательные: развитие умения слушать и принимать мнение других.

Принципы урока:

  1. интерактивность;

  2. наглядность;

  3. связь с ранее изученным материалом.

Оборудование:

Доска и мел, компьютер, проектор и экран для него (или интерактивная доска), указка, презентация по теме урока.

Условные обозначения:

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классВажно!

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 класснеобходимо записать в тетрадь

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классделимся мнениями, обсуждаем, вспоминаем

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классработа с иллюстрацией

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классзадание повышенной сложности

Подготовка к уроку

  1. В целях экономии времени и сохранения здоровья учеников проектор и экран для него подготовлены для урока заранее, но находятся в режиме ожидания. Как только появится необходимость в первой иллюстрации проектор можно включить.

  2. На доске заранее записаны слова, которые не выведены на слайды презентации, но понадобятся для записи их учениками в тетрадь: «медресе», «мулла», «Дом мудрости», «фарси».

Закрепление материала предыдущего урока по теме «Арабский халифат. Возникновение ислама»

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 класс Игра «Да – Нет»:

Правила игры: учитель загадывает термин или имя исторического деятеля из предыдущей темы и сообщает о готовности ученикам. Задача детей – угадать загаданное слово. Для этого они задают вопросы, на которые возможны только ответы «да» или «нет». Учитель отвечает на вопросы, следя, чтобы они не повторялись и были уместными. В ходе игры запрещены выкрики с места, вопросы задаются после поднятия руки и вызова желающего учителем. Также запрещено перечисление предполагаемых отгадок, если выявлены не все значимые признаки. Игра полезна тем, что заставляет учащихся мобилизовать свои знания и заострить внимание на отличительных признаках того или иного понятия, а не зазубривать его определение. Также благодаря игре имеет место максимальный охват учеников для проверки знаний по прошедшей теме.

Пример: учитель загадал слово и сообщил классу, что готов отвечать на вопросы.

Это человек?

Нет.

Это нечто живое?

Нет.

Это относится к исламу?

Да.

Это небольшой предмет?

Нет.

Там могут жить люди?

Да.

Это один из священных городов мусульман?

Да.

Это город, в котором пророк Муххамед начал свои проповеди?

Да.

Только после выявления всех существенных признаков ученик может дать ответ «Мекка».

Среди возможных слов для отгадывания могут быть также «Медина», «Муххамед», «ислам», «Хиджра», «хадж», «Коран», «Халифат», «халиф», «бедуины» и др. 3—5 слов достаточно для игры, чтобы активизировать мыслительную деятельность учеников и не занимать много времени.

Переход к новой теме

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классОсобое внимание следует уделить связи возникновения ислама с развитием культуры в арабских странах. В связи с этим уместен вопрос к классу: какое событие, произошедшее в VII в., по вашему мнению, стало толчком для развития арабской культуры?

«Действительно, до возникновения и распространения ислама кочевые племена бедуинов, жившие в Аравии, были мало кому известны. С возникновением ислама ситуация поменялась. Завоевательные походы арабов были очень успешны. К тому же, был дан мощный толчок культуре».

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классВажно добиться от учеников понимания связи, существующей между господствующей религией и культурой в Средневековье. Поэтому следует сравнить влияние ислама на арабскую культуру с влиянием христианства на культуру в Западной Европе и Византии.

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 класс Вопрос к классу: какие направления культуры развивались в Средние века в Западной Европе и Византии под влиянием христианства?

Возможных ответов может быть великое множество. Учащиеся, скорее всего, могут упомянуть практически полностью зависимые от господствующей христианской религии архитектуру, образование и др. Следует попросить учеников запомнить полученные выводы, чтобы в конце урока иметь возможность сравнить христианскую и мусульманскую культурные системы.

Новая тема

Начать новую тему оптимально с монументальной области культуры, т.е. с архитектуры.

«Христианские церкви – как западные, так и восточные – легко узнать по их особенностям. Они совсем не похожи на все остальные здания. Так же, как и христианам, последователям ислама необходимо место для совершения служб и молитв. Специально построенные для этого здания называют мечетями».

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классМечеть – здание для мусульманских богослужений и молитв.

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 класс Слайд №1 «Мечеть»

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классУ мечетей тоже есть архитектурные особенности. Давайте внимательно рассмотрим иллюстрацию. Что в мечети напоминает христианский храм, а что отличается?

При обсуждении этого вопроса стоит обратить внимание на наличие у мечети купола, а также на то, чего нет в христианском храме, например, минареты.

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классСлайд №2 «Минарет»

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классМинарет – высокая башня мечети.

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 класс Предложить детям вспомнить, как христиане украшали свои храмы. Среди вероятных ответов могут быть – иконы, фрески, мозаики. После получения ответов уместно задать вопрос о том, что именно изображалось на них. Когда будет получен ответ о том, что изображались библейские сюжеты и их герои, обратить внимание детей на то, что в исламе изображать людей запрещено.

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классМожно предложить ученикам подумать, почему в исламе существует запрет на изображение людей.

«Коран запрещает мусульманам изображать людей. Считается, что, изображая их, человек занимается восхвалением творения вместо восхваления Творца – Аллаха, что само по себе уже является грехом. Поэтому для украшения мечетей и богатых домов мусульмане пользуются различными узорами, называемыми арабесками».

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классСлайды №3,4 «Арабески»

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классАрабески – сложные геометрические узоры из переплетающихся и пересекающихся линий.

«Для утверждения новой господствующей религии были необходимы грамотные люди, которых нужно было учить и готовить к служению. Поэтому при мечетях устраивали специальные школы, называемые медресе, занятия в которых вёл мулла».

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классМедресе – учебное заведение при мечети.

Мулла – мусульманский священнослужитель.

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классВопрос к классу: что могли изучать в таких школах при мечетях? Какие знания необходимы выпускникам медресе?

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классСледует подвести детей к мысли, что с развитием образования развивается и наука.

«Правители арабов много сил прикладывали к тому, чтобы развивать различные науки. Для систематизации накопленных знаний в столице Арабского государства Багдаде был создан так называемый „Дом мудрости“».

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классДетям может быть предложено порассуждать, что мог из себя представлять «Дом мудрости».

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 класс «Дом мудрости» — хранилище рукописей и собрание мусульманских учёных.

«Начали развиваться саамы разные науки, одной из главных стала математика. Пожалуй, самым серьёзным достижением арабских учёных стала переработка и использование индийских цифр, которые позже получили название арабских. Именно арабские цифры мы используем сейчас. Первоначальное написание арабских цифр соответствовало следующему принципу: числовое значение цифры было равно количеству острых углов в её написании».

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классСлайд №5 «Арабские цифры»

Показать детям работу этого принципа на примере нескольких цифр. Попросить кого-нибудь из детей выйти к доске и продолжить находить острые углы в написании цифр.

Слайд №6 «Арабские цифры» показывает все цифры с уже обозначенными углами. Его можно продемонстрировать для подведения итогов по этому вопросу.

«Одним из самых прославленных арабов был Ибн Сина, или Авиценна, как называли его европейцы».

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классСлайд №7 «Ибн Сина (Авиценна)». Можно предложить детям рассмотреть рисунок, на котором изображён Ибн Сина. Внимательно изучив обстановку, в которой он находится, дети могут выдвигать предположения, кем был Ибн Сина (обратить внимание на скелет животного, бабочек, плакат с частями тела человека). Сделать вывод о том, что Ибн Сина был медиком.

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классСообщив ученикам о том, что у арабов развивались так же история и география, узнать их мнение: какие люди могли становиться исследователями в этих науках? Что изучалось в первую очередь? Зачем эти знания и науки были нужны арабам?

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классНауки, развивающиеся у арабов, учёные и их достижения:

  1. математика – арабские цифры;

  2. медицина – Ибн Сина (Авиценна);

  3. история;

  4. география.

«Литературное творчество также было в почёте у арабов. Ещё до принятия ислама арабы имели хорошо развитую поэзию, рассказывающую об их быте. Торговцы привозили из далёких стран разные сказки, которые с удовольствием пересказывали все арабы. Позже эти сказки объединили в знаменитый сборник „Тысяча и одна ночь“. Исламские поэты достигли больших успехов в стихосложении и многие писали свои произведения на языке, который назывался фарси. Одним из величайших арабских поэтов по праву считается Фирдоуси, а его самым сильным произведением поэма „Шахнаме“».

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классФарси – язык, на котором писали арабские поэты.

Фирдоуси – поэма «Шахнаме» («Книга царей»).

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классСлайд №8 «Фирдоуси и „Шахнаме“»

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классПопросить ученика зачитать представленный отрывок из «Шахнаме» (завещание царя Ардашира Бабакана) и порассуждать о том, какой может быть главная моральная мысль поэмы.

Разработка урока "Культура стран Халифата" 6 классПодводя итог урока, вспомнить о вопросе, поднятом вначале: какое значение имел ислам для культуры арабов в сравнении с влиянием христианства в Западной Европе и Византии?

Домашнее задание

  1. §10, читать;

  2. Составить кроссворд из терминов и имён собственных на тему «Ислам, арабы и их культура» (10-15 слов).

Список использованной литературы

  1. Агибалова Е.В. История Средних веков: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2007.

  2. Пономарёв М.В. История Средних веков: 6 класс: Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

  3. Фирдоуси. Шахнаме: http://www.rodon.org/firdousi/sh.htm#a2

Источники иллюстраций для презентации

  1. Аппарович Н.И., Запорожец Н.И. Раздаточный материал по истории Средних веков для VII класса. М., 1991.

  2. http://900igr.net/prezentatsii/strany/Zdanija-tserkvi.files/007-Golubaja-mechet-Stambul-Turtsija.html

  3. http://joyreactor.cc/post/205568

  4. http://www.bibliotekar.ru/ibn/index.htm

  5. http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=1079

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here