Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Гурьевска Калининградской области
Разработка урока «Культура стран Халифата» к учебнику по истории Средних веков (автор: Агибалова Е.В.), 6 класс
Подготовила:
Долотова Анастасия Юрьевна,
учитель истории и обществознания.
Гурьевск
2012 г.
Культура стран Халифата
Цели урока:
Образовательная: дать ученикам представление об арабской культуре в Средние века, познакомить с именами величайших её деятелей и их достижениями.
Развивающая: развитие мыслительных способностей и навыков работы с иллюстрациями, текстом.
Воспитательные: развитие умения слушать и принимать мнение других.
Принципы урока:
-
интерактивность;
-
наглядность;
-
связь с ранее изученным материалом.
Оборудование:
Доска и мел, компьютер, проектор и экран для него (или интерактивная доска), указка, презентация по теме урока.
Условные обозначения:
— необходимо записать в тетрадь
— делимся мнениями, обсуждаем, вспоминаем
— задание повышенной сложности
Подготовка к уроку
-
В целях экономии времени и сохранения здоровья учеников проектор и экран для него подготовлены для урока заранее, но находятся в режиме ожидания. Как только появится необходимость в первой иллюстрации проектор можно включить.
-
На доске заранее записаны слова, которые не выведены на слайды презентации, но понадобятся для записи их учениками в тетрадь: «медресе», «мулла», «Дом мудрости», «фарси».
Закрепление материала предыдущего урока по теме «Арабский халифат. Возникновение ислама»
Правила игры: учитель загадывает термин или имя исторического деятеля из предыдущей темы и сообщает о готовности ученикам. Задача детей – угадать загаданное слово. Для этого они задают вопросы, на которые возможны только ответы «да» или «нет». Учитель отвечает на вопросы, следя, чтобы они не повторялись и были уместными. В ходе игры запрещены выкрики с места, вопросы задаются после поднятия руки и вызова желающего учителем. Также запрещено перечисление предполагаемых отгадок, если выявлены не все значимые признаки. Игра полезна тем, что заставляет учащихся мобилизовать свои знания и заострить внимание на отличительных признаках того или иного понятия, а не зазубривать его определение. Также благодаря игре имеет место максимальный охват учеников для проверки знаний по прошедшей теме.
Пример: учитель загадал слово и сообщил классу, что готов отвечать на вопросы.
— Это человек?
— Нет.
— Это нечто живое?
— Нет.
— Это относится к исламу?
— Да.
— Это небольшой предмет?
— Нет.
— Там могут жить люди?
— Да.
— Это один из священных городов мусульман?
— Да.
— Это город, в котором пророк Муххамед начал свои проповеди?
— Да.
Только после выявления всех существенных признаков ученик может дать ответ «Мекка».
Среди возможных слов для отгадывания могут быть также «Медина», «Муххамед», «ислам», «Хиджра», «хадж», «Коран», «Халифат», «халиф», «бедуины» и др. 3—5 слов достаточно для игры, чтобы активизировать мыслительную деятельность учеников и не занимать много времени.
Переход к новой теме
Особое внимание следует уделить связи возникновения ислама с развитием культуры в арабских странах. В связи с этим уместен вопрос к классу: какое событие, произошедшее в VII в., по вашему мнению, стало толчком для развития арабской культуры?
«Действительно, до возникновения и распространения ислама кочевые племена бедуинов, жившие в Аравии, были мало кому известны. С возникновением ислама ситуация поменялась. Завоевательные походы арабов были очень успешны. К тому же, был дан мощный толчок культуре».
Важно добиться от учеников понимания связи, существующей между господствующей религией и культурой в Средневековье. Поэтому следует сравнить влияние ислама на арабскую культуру с влиянием христианства на культуру в Западной Европе и Византии.
Вопрос к классу: какие направления культуры развивались в Средние века в Западной Европе и Византии под влиянием христианства?
Возможных ответов может быть великое множество. Учащиеся, скорее всего, могут упомянуть практически полностью зависимые от господствующей христианской религии архитектуру, образование и др. Следует попросить учеников запомнить полученные выводы, чтобы в конце урока иметь возможность сравнить христианскую и мусульманскую культурные системы.
Новая тема
Начать новую тему оптимально с монументальной области культуры, т.е. с архитектуры.
«Христианские церкви – как западные, так и восточные – легко узнать по их особенностям. Они совсем не похожи на все остальные здания. Так же, как и христианам, последователям ислама необходимо место для совершения служб и молитв. Специально построенные для этого здания называют мечетями».
Мечеть – здание для мусульманских богослужений и молитв.
У мечетей тоже есть архитектурные особенности. Давайте внимательно рассмотрим иллюстрацию. Что в мечети напоминает христианский храм, а что отличается?
При обсуждении этого вопроса стоит обратить внимание на наличие у мечети купола, а также на то, чего нет в христианском храме, например, минареты.
Минарет – высокая башня мечети.
Предложить детям вспомнить, как христиане украшали свои храмы. Среди вероятных ответов могут быть – иконы, фрески, мозаики. После получения ответов уместно задать вопрос о том, что именно изображалось на них. Когда будет получен ответ о том, что изображались библейские сюжеты и их герои, обратить внимание детей на то, что в исламе изображать людей запрещено.
Можно предложить ученикам подумать, почему в исламе существует запрет на изображение людей.
«Коран запрещает мусульманам изображать людей. Считается, что, изображая их, человек занимается восхвалением творения вместо восхваления Творца – Аллаха, что само по себе уже является грехом. Поэтому для украшения мечетей и богатых домов мусульмане пользуются различными узорами, называемыми арабесками».
Арабески – сложные геометрические узоры из переплетающихся и пересекающихся линий.
«Для утверждения новой господствующей религии были необходимы грамотные люди, которых нужно было учить и готовить к служению. Поэтому при мечетях устраивали специальные школы, называемые медресе, занятия в которых вёл мулла».
Медресе – учебное заведение при мечети.
Мулла – мусульманский священнослужитель.
Вопрос к классу: что могли изучать в таких школах при мечетях? Какие знания необходимы выпускникам медресе?
Следует подвести детей к мысли, что с развитием образования развивается и наука.
«Правители арабов много сил прикладывали к тому, чтобы развивать различные науки. Для систематизации накопленных знаний в столице Арабского государства Багдаде был создан так называемый „Дом мудрости“».
Детям может быть предложено порассуждать, что мог из себя представлять «Дом мудрости».
«Дом мудрости» — хранилище рукописей и собрание мусульманских учёных.
«Начали развиваться саамы разные науки, одной из главных стала математика. Пожалуй, самым серьёзным достижением арабских учёных стала переработка и использование индийских цифр, которые позже получили название арабских. Именно арабские цифры мы используем сейчас. Первоначальное написание арабских цифр соответствовало следующему принципу: числовое значение цифры было равно количеству острых углов в её написании».
Показать детям работу этого принципа на примере нескольких цифр. Попросить кого-нибудь из детей выйти к доске и продолжить находить острые углы в написании цифр.
Слайд №6 «Арабские цифры» показывает все цифры с уже обозначенными углами. Его можно продемонстрировать для подведения итогов по этому вопросу.
«Одним из самых прославленных арабов был Ибн Сина, или Авиценна, как называли его европейцы».
Слайд №7 «Ибн Сина (Авиценна)». Можно предложить детям рассмотреть рисунок, на котором изображён Ибн Сина. Внимательно изучив обстановку, в которой он находится, дети могут выдвигать предположения, кем был Ибн Сина (обратить внимание на скелет животного, бабочек, плакат с частями тела человека). Сделать вывод о том, что Ибн Сина был медиком.
Сообщив ученикам о том, что у арабов развивались так же история и география, узнать их мнение: какие люди могли становиться исследователями в этих науках? Что изучалось в первую очередь? Зачем эти знания и науки были нужны арабам?
Науки, развивающиеся у арабов, учёные и их достижения:
-
математика – арабские цифры;
-
медицина – Ибн Сина (Авиценна);
-
история;
-
география.
«Литературное творчество также было в почёте у арабов. Ещё до принятия ислама арабы имели хорошо развитую поэзию, рассказывающую об их быте. Торговцы привозили из далёких стран разные сказки, которые с удовольствием пересказывали все арабы. Позже эти сказки объединили в знаменитый сборник „Тысяча и одна ночь“. Исламские поэты достигли больших успехов в стихосложении и многие писали свои произведения на языке, который назывался фарси. Одним из величайших арабских поэтов по праву считается Фирдоуси, а его самым сильным произведением поэма „Шахнаме“».
Фарси – язык, на котором писали арабские поэты.
Фирдоуси – поэма «Шахнаме» («Книга царей»).
Слайд №8 «Фирдоуси и „Шахнаме“»
Попросить ученика зачитать представленный отрывок из «Шахнаме» (завещание царя Ардашира Бабакана) и порассуждать о том, какой может быть главная моральная мысль поэмы.
Подводя итог урока, вспомнить о вопросе, поднятом вначале: какое значение имел ислам для культуры арабов в сравнении с влиянием христианства в Западной Европе и Византии?
Домашнее задание
-
§10, читать;
-
Составить кроссворд из терминов и имён собственных на тему «Ислам, арабы и их культура» (10-15 слов).
Список использованной литературы
-
Агибалова Е.В. История Средних веков: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2007.
-
Пономарёв М.В. История Средних веков: 6 класс: Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
-
Фирдоуси. Шахнаме: http://www.rodon.org/firdousi/sh.htm#a2
Источники иллюстраций для презентации
-
Аппарович Н.И., Запорожец Н.И. Раздаточный материал по истории Средних веков для VII класса. М., 1991.
-
http://900igr.net/prezentatsii/strany/Zdanija-tserkvi.files/007-Golubaja-mechet-Stambul-Turtsija.html
-
http://joyreactor.cc/post/205568
-
http://www.bibliotekar.ru/ibn/index.htm
-
http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=1079