Приложение 1
Технологическая карта урока по теме: «Куликовская битва». 6 класс. Угольникова Е.В. МБОУ – СОШ №1 р.п. Степное
Методическая подструктура урока | Признаки решения педагогических задач | |||||
Цели и задачи | Технологии | Методы и методические приемы | Форма организации учебной деятельности | Средства обучения | ||
І. Организационный момент. | Подготовка и организованное начало урока. Мотивация к учебной деятельности. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Показать актуальность изучаемого материала, активизировать мыслительную деятельность. Ознакомление учащихся с целью и задачами урока, создание условий для мотивации учебной. Введение в тему урока, обеспечить необычную внешнюю обстановку для работы на уроке; психологически подготовить учащихся к общению на уроке. | Личностно – ориентированные, здоровьесберегающие технологии. | Методология сотрудничества. | фронтальная | Презентация. Устная речь учителя. | Подготовка учащихся к работе на уроке. 1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). |
ІІ. Постановка цели урока. Целеполагание.
| Подготовительная деятельность. Представление темы. Постановка проблемного вопроса, на который необходимо ответить в конце урока. Готовность и осознание потребности к построению нового способа действий. | Проблемное обучение, ИК – технологии, метод критического мышления. | Репродуктивный Проблемные вопросы Сообщение темы урока. Недоопределенная тема урока. | фронтальная | Устная речь учителя | Постановка вопроса проблемного содержания, включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся. Активизация мыслительной деятельности. |
III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Этап актуализации субъектного опыта
| Развивать устную речь; эмоционально – образное и аналитическое мышление; готовность и осознание потребности к построению нового способа действий. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) | Личностно – ориентированные. | Репродуктивный. Работа с книгой Исследовательский. Прием «Я знаю» Ученики называют то, что знают о Дмитрии Донском: «Я знаю, что …» | Фронтальная индивидуальная Составление коллективного портрета | Устная речь учителя и учащихся. Работа с учебником. Презентация. | Знание фактического материала. Самостоятельная работа по алгоритму, ориентация на получение конкретного результата. Активизация мыслительной деятельности. |
IV. Изучение нового материала.
| Развивать творческие способности учащихся (организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения).
| Эвристическая беседа, проблемное обучение, ИК – технологии, метод критического мышления. | Эвристический метод. Работа индивидуально с творческим заданием. Составить кластер. Вокруг ключевых слов «Орда» и «Русь» записать знания и утверждения (на основе своих знаний, текста учебника, учебник – с.147 – 148, с.148, 1 – 4 абзацы) Исследование текста. Аналитическая беседа по тексту. Практическая работа. | индивидуальная фронтальная. частично – поисковая деятельность. лабораторная работа с текстом учебника | Презентация. Дидактический материал. Индивидуальное задание. Письменная речь. Просмотр видеофрагмента мультфильма «Лебеди Непрядвы» | Развивается способность учащихся работать индивидуально, умение исследовать учебный текст, а также его анализировать. Формирование навыков поисковой деятельности. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию. Проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом. |
IV. Изучение нового материала. | Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в изменѐнных и новых ситуациях; обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях. | Эвристическая беседа, ИК – технологии, здоровьесберегающие технологии. | Исследование текста. Аналитическая беседа по тексту. Практическая работа. Самостоятельная работа. Учебная дискуссия. Работа с источниками. | индивидуальная фронтальная.
| Презентация. Индивидуальное задание. Устная речь. Устные ответы. | Происходит развитие способности учащихся работать индивидуально, умение исследовать учебный текст, а также его анализировать. Формирование навыков поисковой деятельности. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию. |
IV. Изучение нового материала. | Научить воссоздавать исторические образы; анализировать и выделять главное; определять круг информации, необходимой для решения проблемы (что мне надо знать, что я уже знаю, что мне надо узнать); выделять общее и особенное, причины и следствия | Эвристическая беседа, проблемное обучение, ИК – технологии, метод критического мышления. | Аналитическая беседа по тексту. Практическая работа. Самостоятельная работа. Выяснить, как готовились к битве стороны. Работа с учебником. Составление таблицы. Найти общее в подготовке Москвы и Орды. | Устное заполнение таблицы на сопоставление исторических фактов. индивидуальная фронтальная. частично – поисковая деятельность. | Презентация. Индивидуальное задание. Устная речь. Устные ответы. Просмотр видеофрагмента мультфильма «Лебеди Непрядвы» | Учащиеся учатся: 1) извлекать нужную информацию для решения познавательных задач; 2) выступать публично, участвовать в дискуссии; 3) актуализировать полученную информацию; 4) развивать критическое мышление; 5) перевоплощаться в представляемых ими персонажей. |
Релаксация
| Снятие утомления мышц опорно – двигательной системы, профилактика сколиозов | Здоровьесберегающие технологии | Проведение физминутки | фронтальная | — | Снятие утомления и активизация познавательной деятельности учащихся на последующих этапах. |
IV. Изучение нового материала. | Развивать умения переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания; аргументировать свою точку зрения; сравнивать; делать выводы; на основе самостоятельного изучения исторической литературы готовить индивидуальные и групповые сообщения по отдельным проблемам изучаемой темы; развивать коммуникативные умения; участвовать в дискуссии. | Эвристическая беседа, проблемное обучение, ИК – технологии, метод критического мышления. | Работа над вопросом: в чем состоит христианский подвиг преподобного Сергия Радонежского. | сюжетный повествовательный рассказ индивидуальная фронтальная. | Презентация. Устная речь. Устные ответы. Просмотр видеофрагмента мультфильма «Лебеди Непрядвы» | Учащиеся учатся: 1) извлекать нужную информацию для решения познавательных задач; 2) выступать публично, участвовать в дискуссии; 3) оценивать события ретроспективно; 4) формируют личностное отношение к изучаемому вопросу. |
IV. Изучение нового материала. | Получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями. | Эвристическая беседа, проблемное обучение, ИК – технологии | Аналитическая беседа. Практическая работа. Самостоятельная работа. Анимированная карта. Карта В чем преимущество Куликова поля? Как расположил свои войска князь Дмитрий на поле битвы? В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского? | сюжетный повествовательный рассказ описание на основе анимационной карты беседа картинное описание | Работа по карте. Анимированная карта. Презентация Устная речь. Устные ответы. | У учащихся развиваются картографические умения, самостоятельный анализ, выделение главного, обобщение и систематизация, самостоятельная работа с источниками, развитие коммуникативных умений, предъявление результатов учебного задания, самоанализ. |
IV. Изучение нового материала. | Научить воссоздавать исторические образы; анализировать и выделять главное; определять круг информации, необходимой для решения проблемы (что мне надо знать, что я уже знаю, что мне надо узнать); выделять общее и особенное, причины и следствия. Получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями. | Эвристическая беседа, проблемное обучение, ИК – технологии | Аналитическая беседа. Практическая работа. Самостоятельная работа. Анимированная карта. Карта Анимированная карта «Куликовская битва» Назовите причины победы русских войск. | Рассказ с элементами драматизации Просмотр анимированной карты битвы. Устные ответы. Наглядные, объяснительно – иллюстративные, эвристические, исследовательские. | Работа по карте. Анимированная карта. Презентация Устная речь. Устные ответы. Просмотр видеофрагмента мультфильма «Лебеди Непрядвы»
| Развивает образное мышление, коммуникативные способности, умения работать с различного рода информацией, обобщать, сравнивать. |
V. Первичное закрепление.
| Контроль полученных знаний. Проверить усвоение новых знаний учащимися. Использование межпредметных связей на уроке. | Проблемное обучение, личностно – ориентированные технологии, ЗСТ | «Сказание о Мамаевом побоище». Подобрать текст к слайдам так, чтобы он отражал содержание иллюстрации произведения. | индивидуальная фронтальная. частично – поисковая деятельность. лабораторная работа с текстом произведения | Презентация. Дидактический материал. Презентация Устная речь. Устные ответы. | Развивает образное мышление, коммуникативные способности, умения работать с различного рода информацией, обобщать, сравнивать. |
VI. Обобщение и систематизация знаний и умений | Частично – поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации.
| Проблемное обучение, личностно – ориентированные технологии, ЗСТ | Аналитическая беседа. Практическая работа. Самостоятельная работа. Работа с документом. Карамзин о Дмитрии Донском. Почему Н.М. Карамзин ставит в один ряд Дмитрия Донского с Александром Невским и Владимиром Мономахом? | индивидуальная фронтальная. частично – поисковая деятельность. лабораторная работа с историческим источником. | Дидактический материал. Презентация Устная речь. Устные ответы. | Развивает образное мышление, коммуникативные способности, умения работать с различного рода информацией, обобщать, сравнивать. Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Коммуникативная. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. |
VI. Обобщение и систематизация знаний и умений
Проблемный вопрос | Научить воссоздавать исторические образы; анализировать и выделять главное; определять круг информации, необходимой для решения проблемы При помощи практической работы подвести учащихся к итогу урока | Проблемное обучение, личностно – ориентированные технологии, ЗСТ | Репродуктивный метод Беседа Практическая работа в группе Прием «Архивариус» Работа в группах: определение значения Куликовской битвы с разных позиций Определить значение Куликовской битвы 1) с позиции ордынцев, 2) с позиции Дмитрия Донского 3) с позиции русского народа. | фронтальная групповая | Презентация. Слово учителя. Практическое задание. | Представление различных точек зрения, различных документальных источников. Учащиеся отвечают на вопросы, приводят разные доводы. Идет совместный поиск конструктивных решений. Дискуссия: выступление сторонников разных позиций. |
Формулировка учащимися ответа на проблемный вопрос, заданный в начале урока, подведение итогов урока. | Проблемное обучение, личностно – ориентированные технологии, ЗСТ | Аналитическая беседа. Практическая работа. Самостоятельная работа. Проблемный вопрос: «Как вы понимаете слова Карамзина о том, что Московское государство родилось на Куликовом поле?» | индивидуальная фронтальная. | Презентация Устная речь. Устные ответы | Соотнесение старой и новой информации. Представление собственной позиции. Умение дискутировать, уважение к различным точкам зрения участников дискуссии. | |
VII. Закрепление изученного. | Контроль полученных знаний. Проверить усвоение новых знаний учащимися. Закрепление знаний, новых понятий. Анализ собственных мыслительных операций. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. включение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. При помощи практической работы подвести учащихся к итогу урока | Эвристическая беседа, проблемное обучение, ИК – технологии | Репродуктивный метод Беседа Кроссворд «Куликовская битва». | индивидуальная фронтальная. | Дидактический материал. Презентация Устная речь. Устные ответы. | Активация новых знаний На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. |
Релаксация
| Снятие утомления мышц опорно – двигательной системы, профилактика сколиозов и нарушений в работе органов зрения | Здоровьесберегающие технологии | Проведение динамической игры, связанной с темой урока | фронтальнаякоммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог; включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и.т.п. | Динамическая игра.
| Снятие утомления и активизация познавательной деятельности учащихся на последующих этапах. |
VIII. Рефлексия.
| Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Присвоение нового знания, новой информации учеником. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. | Эвристическая беседа, проблемное обучение, ИК – технологии | Аналитическая беседа. Практическая работа. Самостоятельная работа. В результате урока «Куликовская битва МНЕ ОТКРЫЛИСЬ: Три самых важных имени: Три самых важных события: Три самых важных чувства: Три самых важных качества: | индивидуальная фронтальная. | Дидактический материал. Презентация Устная речь. Устные ответы. | Способность излагать мысли в метких, кратких выражениях, лаконично, резюмировать информацию и свои чувства. |
VII. Подведение итогов урока
| Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Присвоение нового знания, новой информации учеником. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. | Эвристическая беседа, проблемное обучение, ИК – технологии | Информационно рецептивный метод Беседа Дополнение темы урока. | фронтальная | Презентация. Слово учителя. Устная речь учащихся. | Развитие умения учащихся оценивать свои возможности, обобщать и делать выводы. Сравнение собственного видения проблем с другими взглядами и позициями. Выстраивать цепочку доказательств; Концентрироваться на сути проблемы; Отбирать и разносить нужную информацию. Анализировать и делать выводы; Устанавливать логические связи между явлениями; Делать обоснованные выводы. |
VIII. Домашнее задание
| Сообщение учащимся дифференцированного домашнего задания, определение и разъяснение критериев успешности его выполнения. | Дальтон – технологии (дальтон – задание), ЗСТ. | Дифференцированный подход, разъяснение домашнего задания | фронтальная | Слово учителя
| Креативность и творческий характер выполнения домашнего задания |
IX. Оценки за урок | Выставление оценок учащимся за работу на уроке с объяснением |
|
| фронтальная | Слово учителя
| Мотивация к дальнейшему обучению |