Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания
5 класс
Учитель : Ильина Людмила Николаевна МБОУ «СОШ №60» г. Владивосток
История
| Класс |
5 | ||||||
Тема урока
|
Возникновения земледелия и скотоводства | |||||||
Цели урока
| Образовательная – получение систематических знаний о причинах перехода от присваивающего к производящему хозяйству за счет расширения понятийной базы и выявления причинно-следственных связей. Деятельностная — совершенствование навыков проектирования заданий для решении учебных задач, работы со схемами.
| |||||||
Задачи урока
|
| |||||||
Планируемые образовательные результаты
| ||||||||
Предметные
| Метапредметные | Личностные | ||||||
Научиться : применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности. Получить возможность научиться: высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
| Познавательные. Овладение умениями работать с информацией (анализировать , обобщать факты, группировать , структурировать в схемы или таблицы) Коммуникативные. Умение эффективно сотрудничать в группе. Строить монологическое контекстное высказывание от имени группы. Регулятивные. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.
| Формирование ответственного отношения к учению. Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
| ||||||
Условия реализации урока
| ||||||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии) | Оборудование | |||||
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
| 1. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012 2. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. — М.: Просвещение, 2011-12. | 1.Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. — М.: ВАКО, 2008. – 284 с. Крючкина Н.Б. 2.Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2003. 3.Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2004 | 1. Аудиоколонки колонки. 2. Видеопроектор. 3. Персональный компьютер. 4. Принтер. 5. Экран. | |||||
Основные понятия | серп, мотыга, зернотёрка, ткачество, керамика, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитвы, идолы. | |||||||
Форма проведения урока | Работа в группах |
Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты
| ||
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
Продолжительность:
|
Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу узнать)
Организует работу мини-групп (парами)
|
1.По названию параграфа предположите о каких видах деятельности первобытных людей мы будем говорить. 2.Что из курса «Окружающий мир» вы узнали о них? 3.Это первые занятия людей? Какие занятия были первыми?
Определите место понятий «охота и собирательство» в кластере. |
Обсуждение и представление знаний полученных в начальной школе.
Заполнение кластера
Присваивающее
Охота
Собирательство
| Понимание значения перехода от присваивающего хозяйства к производящему и открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества.
Усвоение понятий: серп, мотыга, зернотёрка, ткачество, керамика, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитвы, идолы. | Познавательные. Исследовать географию районов перивичного земледелия на исторической карте. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и ско-товодства.
Коммуникативные. Работа в малых группах: по материалам параграфа составлять простые схемы. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Регулятивные. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.
|
II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи) Цели: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий
Продолжительность:
|
Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемой задачи, которую надо решить. |
На какие вопросы мы должны ответить, что бы понять процесс перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству?
|
Обсуждение в классе, предложенных вопросов.
Как ? Почему? Что изменилось?
|
|
|
III. Решение учебной задачи (проблемной задачи) Цели: подвести учащихся к пониманию сути перехода от присваивающего хозяйства к производящему.
Продолжительность:
| Организует презентацию подготовленных группами заданий. Предоставляет ресурсы для работы. Демонстрирует алгоритм работы, стимулирует поиск. | Задания для мини-групп (пары)
1.Работа с картой –изучить карту придумать вопросы, помогающие определить территории заселения земледельцами и скотоводами , придумать значки и прикрепить к карте .
2. Найти в учебнике , дополнительной литературе , ресурсы ЦОР информацию о поселениях первых земледельцев. Выделить понятия для «Словаря в картинках» Составить кластер –«Поселение земледельцев» и объяснить связи между «гроздьями»
3. Найти в источнике информацию для составления схемы – «Найти соответствие» , которая бы объясняла зависимость нужд человека и приручения животных. Определит понятия дл«Словаря в картинках» Составить схему –соответствия и объяснить взаимосвязи.
4 Текст с пропусками из 5 предложений. .Найти в источнике информацию о возникновении ремесел. Определите понятия для «Словаря в рисунках» Составьте текст в который надо вставить слова-понятия. Предложите вставить слова в текст классу . ткачество, ткацкий станок, прялка, одежда из полотна и шерсти.
5.Заполните схему управления племенем. В источнике найдите понятия, которые характеризуют управление людьми и вставьте их в схему, объяснив взаимосвязи.
Задание классу : Определить как называется хозяйство , к которому относится земледелие и охота Определите место новых занятий в кластере. Ч 1.Начало кочевого образа жизни 2.Переход к оседлому образу жизни 3.Занятия собирательством 4.Выращивание злаковых растений. 5.Переход к производящему хозяйству 6.Накопление запасов жизни 7.Изменение образа жизни людей 8.Сохранение прежнего образа жизни
ем отличается присваивающее хозяйство от производящего?
Задание всему классу: К каким последствия привело возникновение земледелия (поставить + и — )
| Мини-группы проектируют и представляют свой материал
*Какие территории на земле были раньше всего освоены земледельцами и почему? *Какие территории были пригодны для разведения скота и почему?
Оседлось
жилище
Обработка земли
Ячмень
Пшеница
Мотыга
Серп
Зернотерка
Шерсть
Мясо
Молоко
Кожа
Корова
Овца
Коза
Собака
|
|
|
IV. Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: откорректировать и закрепить полученные знания и умения.
Продолжительность
| Организует осмысление и корректирует приобретённые знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов достигнутых на уроке. Комментирует домашнее задание. | Познавательная рефлексия:
Социальная рефлексия:
Психологическая рефлексия:
Д.З. Обязательное : Проект «Словарь в рисунках» Читать Параграф 4. Творческое задание по выбору: Нарисуйте сюжетный рисунок «Жертвоприношение идолу», или используя ключевые понятия составь рассказ на эти темы.
| v Знакомая информация + Новая информация — Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
Игрушки повесить на ёлочку.
Выбери смайлик |
|
|