Технологическая карта урока с использованием ЭОР и ЦОР
на тему: «Первые русские князья»
6 класс, история
ФИО (полностью) | Маркова Ирина Михайловна
| |
| Место работы | ГБОУ СОШ № 2000
|
| Должность | Заместитель директора по УВР, учитель истории
|
| Предмет | История и обществознание
|
| Класс | 6 класс
|
| Тема и номер урока в теме | Первые русские князья № 6 |
| Базовый учебник | Учебник: Данилов А.А. «История России с древнейших времен до XVI века» » М, «Просвещение» 2009 |
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: комбинированный урок с использованием ЭОР
Цель: 1. Познакомить с деятельностью первых русских князей;
2. Выявить произошедшие изменения в Древнерусском государстве;
3. Продолжить работу по формированию навыка работы с картой и историческими источниками.
Задачи:
-
раскрыть особенности социально-экономического развития Руси;
-
продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля;
-
воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа.
Образовательные:
-
сформировать представление о внутренней и внешней политике князей
-
продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать по карте изучаемые объекты;
-
закрепить фактические сведения .
Развивающие:
-
формировать навыки работы с источниками знаний, прежде всего с ЭОР;
-
устанавливать причинно-следственные связи ;
-
знакомство с новыми способами технической обработки исторической информации.
Воспитательные:
-
развитие интереса к истории, любознательности;
-
выработать собственное отношение к рассматриваемым событиям.
Оборудование:
-
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, 1 компьютер
-
ЭОР с сайта www.fcior.edu.ru и ресурсы с сайта www.school—collection.edu.ru
-
Атласы
-
Учебник и тетрадь
Основные термины и понятия:
Вече — народное собрание в древней и средневековой Руси в 10-14 вв.
«Из варяг в греки» — торговый и военный путь из Балтийского моря в Черное, в Византию, населенную греками.
Князь – в древней Руси вождь племени, правитель государства или государственного образования (дословно, вероятно, конный воин)
Кровная месть — обычай, сложившийся при родовом строе как средство защиты рода, обязанность родственников убитого отомстить убийце или его родным
Погосты – первоначально центры общин в Древней Руси, места родовых собраний, праздников, кладбищ, после налоговой реформы княгини Ольге места сбора дани.
Полюдье – система сбора дани в Киевской Руси путем объезда князем с дружиной подвластных земель.
Уроки – конкретные размеры полюдья, штрафов, других платежей и повинностей
Работа учащихся оценивается по устным выступлениям, степени участия в обсуждении вопросов в ходе урока.
Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | |
1 | Актуализация | Демонстрация ресурса
| Отвечают на вопросы учителя | ?
|
2 | Введение нового материала | Постановка проблемного вопроса | Слушают проблему, выдвинутую учителем | ? |
| Погружение в проблему | Демонстрация ресурса | Знакомятся с презентацией из ресурса | Показывает страницы презентации |
3 | Анализ и обобщение | Формулировка ответов на поставленную проблему | Ученики формулируют выводы и записывают в тетрадь | Учитель выслушивает и корректирует учеников |
4 | Рефлексия | Закрепление полученных знаний | Знакомятся с заданиями и задают вопросы по их условиям. |
|
5 | Подведение итогов | Выставление оценок ученикам | — | Выставляет оценки |
План
-
Образы русских князей
-
Изучение нового материала. По ходу объяснения заполнить таблицу. «Деятельность русских князей».
Годы | Внутренняя | Внешняя
| |
001Рюрик.avi
| 862-879г.г | Сбор дани с подвластных племен, суд | Борьба с кочевниками – печенегами, булгарами |
2.Олег 005Олег.avi
| 882-912 г.г. | Объединение центров Руси | Борьба с кочевниками, присоединение славянских племен северян и радимичей |
3. Игорь 006Игорь.avi | 912-945 г.г. | Подчинение славянских племен | Развитие торговых отношений |
007Ольга.avi
| 945-957 г.г. | Введение погостов, уроков, назначение сборщиков дани. | Принятие христианства |
| 967-980 г.г |
| Подчинение вятичей, походы против хазар, в Византию |
-
Деятельность Олега 882-912 г.г.
Первые русские князья и их завоевания (5 мин)
Роль варягов — варяжских князей Рюрика, Олега, Игоря, Святослава в создании государства Русь велика. Их главные достижения связаны с действиями по объединению разрозненных территорий под единой властью, для этого князьям необходимо часто объезжать эти земли, напоминая о себе и собирая дань.
Завоевания каждого из князей. Основные направления походов: образование и расширение границ государства Русь (завоевание Киева, присоединение восточно-славянских племен); византийское направление; восточное направление (печенежское, булгарское, хазарское).
ФИЗПАУЗА 2. Походы Святослава (5 мин)
— Чем выделяется внешняя политика Святослава? — Знаете ли вы, куда совершил свои военные походы Святослав? 3.Взаимоотношения князя и дружины и ее структура,фрагменты «Повести временных лет».
1. «В год 6479 ([971) И отправил (Святослав) послов к царю в доростол… говоря так: «Хочу иметь с тобою прочный мир и любовь». Царь же, услышав это, обрадовался и послал к нему даров больше прежнего. Святослав же принял дары и стал думать с дружиной своею, говоря так: «Если не заключим мир с царем, и узнает царь, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами в войне, и кто нам поможет? Заключим же с царем мир: ведь они уже обязались платить нам дань, — того с нас и хватит». И была люба речь эта дружине, и послали лучших мужей (воинов)к царю…» Вопросы к документу:
1. О каких событиях рассказывается в документе? С каким царем Святослав хочет заключить мир? 2. Почему князь Святослав должен был совещаться с дружиной; чтобы принять решение, заключать договор: с Византией или нег? 3. Мог ли он самостоятельно принять такое решение? 2. «В год 6463 (955). …Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом, и учила его мать принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому, но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. он же… говорил так: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться.
1. Почему Святослава так беспокоило, что дружина начнет смеяться над ним, если он примет крещение? 2. Какие выводы о роли дружины в управлении государством можно сделать на основе анализа документа?
Вывод: одна из важнейших особенностей зарождавшегося древнерусского государства заключалась в том, что верховная власть в нем делилась между князем и дружиной, с одной стороны, и городским вечем — с другой.
III. Закрепление. Проверка заполнения таблицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 хронолайнер курсы.pptx
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 001ryurik.zip
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Маркова И.М._хронолайнер.tlx