Тест в 10 классе по теме: «Византия и Древняя Русь»
1.Что явилось причиной размаха архитектурного строительства на Руси? В связи с чем велось каменное строительство, которое во многом опиралось на византийские традиции?
А) античные традиции;
Б) влияние Византии;
В) принятие христианства;
Г) рост городов.
Ответ: Г.
Архитектурное строительство приобрело на Руси особый размах с принятием христианства в 988 г. К ХI в. В связи с ростом городов (их число достигло более 270) стало вестись каменное строительство, во многом опирающееся на византийские традиции.
2. О каком соборе идет речь? «Расположен в центре Владимира. Фасад богато украшен, купола расположены далеко друг от друга. Центральное место занимает икона Владимирской Богоматери…»
А) Храм покрова Богородицы;
Б) Храм Святой Софии;
В) Успенский собор Московского Кремля;
Г) Спасо-Преображенский собор.
Ответ: В
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года ) как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга . Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода , недалеко от Киева . Андрей Боголюбский украл Вышгородскую икону Богоматери и перевез во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1169 году , где она хранилась в Успенском соборе .
Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь , давший название улице Сретенка . То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. Икона стоит в Успенском соборе Московского Кремля по левую сторону царских врат иконостаса . Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей
3. Какой из представленных соборов располагается в Москве? Напишите его название.
По мере возвышения Москвы, возрастания ее претензий не первенствующую роль среди русских земель к ней переходила и роль законодательницы мод в сфере светского и храмового зодчества. Уже в 30-40-е годы 14 века в Москву начали стекаться зодчие, каменных дел мастера, иконописцы, идеями и руками которых была отстроена белокаменная Москва. 14 век в истории московского зодчества отмечен возведением не дошедших до нашего времени первых каменных стен Кремля, Успенского и Архангельского соборов. Московское зодчество развивалось в русле традиций владимиро-суздальской школы. Во второй половине 14 начале 15 вв. сложился тип четырехстолпного одноглавого храма (Успенский собор на Городке и Рождественский собор Саввино-Сторжевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Спасский собор Спасо-Андроньевского монастыря в Москве). Характерная особенность этих храмов – широкая расстановка подкупольных столпов, позволяющая значительно расширить диаметр главы, усилить освещенность интерьера, увеличить размеры иконостаса.
А) Б) В) Г)
3. Ответ:, В.
Собор Василия Блаженного — был построен на Красной площади в конце 16 века при Иване Грозном в честь взятия Казани. Он считается одним из главных символов не только Москвы, но и России.
Храм Христа Спасителя создан в благодарность за заступничество Христа как памятник в честь героев Отечественной войны 1812 года на народные деньги. В 1931 году разрушен большевиками. На его месте коммунисты планировали построить свой дворец советов, но смогли сделать лишь открытый бассейн «Москва». Восстановлен в конце 90-х годов 20 века. Вмещает 10000 человек. Считается главным храмом России. В наше время он состоит из верхнего и нижнего храмов и ряда залов — Зала Церковных соборов, Зала для совещаний Священного Синода и др.
Успенский Собор Московского Кремля- здесь венчали на царство русских царей, здесь избирали главу церкви и здесь же хоронили митрополитов и патриархов. Большой каменный собор в Кремле начали строить в 15 веке при Иване III, но первая попытка была неудачна, храм обрушился. Князь пригласил мастера из Италии – Аристотеля Фиорованти, который изучил русскую архитектуру и построил храм, ставший главным собором страны. Он расписан великим русским иконописцем 15 века Дионисием с учениками. До наших дней роспись сохранилась частично. В Успенском соборе хранилась одна из главных святынь Руси – Владимирская икона Божией Матери.
4. Кто из художников Византии и Древней Руси написал икону «Спас в силах»?
Самые древние русские иконы относятся к концу XI — началу XIII века. Художники древней Руси использовали насыщенные по тону синие, зеленые, вишневые краски, которые казались еще глубже в соседстве с розовыми и голубыми оттенками. Благодаря сочетанию этих красок с золотым и серебряным фоном красочная гамма приобретала особую торжественность. В Новгороде и Пскове, не пострадавших от монголо-татар, строились в XIV веке небольшие каменные храмы. Расписывали их и русские и приезжие мастера. В новгородской церкви Спаса работал знаменитый художник, уроженец Византии, Феофан Грек . Созданные им фрески построены на тонком сочетании различных коричневых, голубых, синих и сиреневых оттенков. Темные лица, на которые нанесены энергичные белые мазки, полны необычайной внутренней силы и экспрессии.
В Москве работал знаменитый художник Андрей Рублев . Вероятно, он был монахом Троице-Сергиева монастыря — одного из крупнейших культурных центров Древней Руси.
В конце XV — начале XVI века жил и творил другой замечательный русский иконописец — Дионисий. Он работал в Боровске, Москве, Волоколамске, Ферапонтовом монастыре (недалеко от Вологды), в Павлово-Обнорском монастыре. Писал фрески, иконы, миниатюры.
А) Феофан Грек;
Б) Андрей Рублев;
В) Дионисий;
Г) Лука.
Ответ: А
Феофан Грек показывает Христа сидящим на троне в белых одеждах и в сложном обрамлении из красных ромбов и сине-зеленого овала. Белые одежды означают здесь величие Бога, ибо как белый цвет сочетает в себе все цвета радуги, так Бог заключает в себе весь мир.
5. Кто является автором иконы «Троица»?
Церковь имеет много различных изображений Святой Троицы. Но та икона, которой определяется самый праздник Троицы, неизменно одна — это изображение Троицы в образе трех ангелов. Прообразом этой иконы было таинственное явление Святой Троицы в образе трех путников праотцам Аврааму и Сарре под дубом Мамврийским. Церковь избрала именно эту икону, а не какую-либо иную, не случайно, а потому, что она наиболее полно выражает догмат о Пресвятой Троице: три ангела изображаются в совершенно равном достоинстве, символизируя триединство и равночестность всех трех Лиц
А) Феофан Грек;
Б) Андрей Рублев;
В) Дионисий;
Г) Лука.
Ответ: Б
Самой знаменитой храмовой иконой на Руси является «Троица» (1420-е), написанная Андреем Рублевым для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.
6.Как еще называют собор Василия Блаженного?
Храм Василия Блаженного− был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.
А) Покровский;
Б) Успенский;
В)Преображенский;
Г) Спасо-Преображенский
6. Ответ: А
Храм был построен на Красной площади в конце 16 века при Иване Грозном в честь взятия Казани. Он считается одним из главных символов не только Москвы, но и России. Храм состоит из 9 церквей на одном фундаменте. Центральный – Покровский. Именно в праздник Покрова была одержана решающая победа и взята Казань. Позже в храм перенесли мощи похороненного неподалёку московского Христа ради юродивого Василия, обладавшего даром ясновидения, и храм стал называться в народе по имени этого почитаемого москвичами святого. Все его купола и барабаны – разные по цвету и форме отделки. У храма есть интересная особенность. С какой стороны к нему ни подойдёшь, кажется, что эта сторона и есть главная. Уходя из Москвы в 1812 году, французы заминировали собор, но взорвать не смогли. Второй раз планировали убрать его, чтобы не мешал, большевики в 1936 году, но храм сохранился и по прежнему радует нас.
7. В XI веке в музыкальной культуре Древней Руси появилось
Музыкальная культура Древней Руси – одна из ярких, но малоизученных страниц отечественной музыкальной культуры. Древняя Русь обладала «своим голосом», ее музыкальный мир был наполнен звуками народных инструментов и песен, церковных песнопений, звоном колоколов. Свидетельством высокой развитости музыкальной культуры Древней Руси является множество певческих рукописей, которые хранятся в наших архивах. В них содержится множество песнопений, разных распевов, которые записаны знаменной, кондакарной, демественной, путевой и др. нотациями, многие из них не расшифрованы.
Сохранившиеся колокольни являются свидетельством большой любви на Руси к колоколам и звонам. Несмотря на значительное влияние Византии, особенно в эпоху Киевской Руси, и явные заимствования, на Руси сформировался свой особый тип музыкального интонирования, который и доныне отчасти сохранился в песнопениях старообрядцев. Значение музыкальной культуры Древней Руси в полной мере еще не оценено. Русские старинные песни, напевы, песнопения .
А) творчество трубадуров;
Б) творчество труверов;
В) творчество скоморохов;
Г) литургическая драма.
7.Ответ В.
Скоморохи — бродячие актёры, певцы и музыканты, выходцы из народной среды, были носителями демократических тенденций в искусстве. Народные мотивы легли в основу замечательного песенного и музыкального творчества «вещего Бояна», которого автор «Слова о полку Игореве» называет «соловьём старого времени». Исторические песни и предания широко использовались летописцами, которые подчиняли фольклорный материал своей идейно-политической тенденции.
8. Как называется данное архитектурное сооружение?
Сохранившиеся памятники древнерусского зодчества и сегодня поражают мастерством и художественным вкусом народных умельцев ,высоким уровнем строительной техники .Они вызывают восхищение простотой и благородством форм ,оригинальным решением архитектурных задач ,богатством отделки. Характерными чертами белокаменных московских церквей стали силуэты ступенчатых ,ярусных пирамид шлемовидные купола ,один из которых возвышался над остальными , килевидные формы арок(так называемые кокошники),окружающие основание барабана купола .Все это придавало архитектурным сооружением особую динамичность ,легкость и стремительность ритмов.
А) Церковь Вознесения в Коломенском;
Б) Собор Покрова на Нерли;
В) Преображенская церковь;
Г)Успенский собор.
Ответ: А
В селе Коломенском на Москва-реке в 16 веке был построен первый на Руси шатровый каменный храм. Князь Василий III приказал заложить его в честь рождения долгожданного наследника престола – будущего царя Ивана Грозного. Шатёр –восьмигранный столп, который увенчивает храм. Храм украшен очень искусно и богато. На восточной стороне галереи, которая опоясывает церковь, сохранился белокаменный трон, с которого московские цари иногда любовались окружающими просторами. Сейчас этот устремлённый ввысь храм находится в черте города Москвы.
9.Какой тип храма получил широкое распространение на Руси?
Техника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью из Византии. Первые каменные храмы после Крещения Руси строили приглашённые мастера. Их постройки принадлежат к числу видных произведений византийской архитектуры, но с самого начала в них появляются собственные черты, обусловленные особенностями заказа и местными условиями.
А) крестово – купольный;
Б) базилика;
В) периптер;
Г) ротонда
9.Ответ: А
Широкое распространение на Руси получил крестово-купольный тип храма, раз деленный на три или пять нефов. Параллельно с каменным зодчеством развивались формы деревянной архитектуры. Дерево как основной строительный материал использовалось на Руси для сооружения не только простейших крестьянских изб-срубов, но и шатровых и ярусных храмов.
10. Как называется главный собор города Владимира?
После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской , стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158 году «…заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день …». В 1160 году собор был уже отстроен: «Того же лета создана бысть святая Богородица… благоверным… князем Андреем… и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_» летом 1161 года. Роспись новой церкви, прозванной Златоверхой, была закончена 30 августа и в 1161 году последовало освящение. Одноглавный собор был задуман князем Андреем как главный храм епархии
А) Дмитриевский собор;
Б) Успенский собор;
В) Преображенский собор;
Г) Покровский.
Ответ: В
Успенский Собор был главным храмом Владимира — столицы Северо-Восточной Руси. В 12 веке князь Андрей Боголюбский выделил для его строительства десятую часть доходов. Собор стал образцом для строительства московских храмов. Здесь до 14 века хранилась Владимирская икона пресвятой Богородицы.
11. В каком соборе периода 9-11 века находится данная мозаика?
Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Оранта» (от лат. orans — молящаяся). Такие изображения в полный рост по древней традиции часто помещались в верхней части алтаря, в конхе.
Если на ранних этапах формирования церковных установлений Иисус изображался символически, то образ Богоматери всегда был в большей мере реалистичен и соотносился с евангельской историей жизни Девы Марии. Черты внешнего облика Пресвятой Девы в словесных описаниях сохранились только у авторов позднего времени.
А) в Св. Софии в Константинополе;
Б) в Св. Софии в Новгороде;
В) в Св. Софии в Киеве;
Г) в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Ответ: В
Мозаика Богоматерь Оранта находится в Соборе Св. Софии в Киеве. Богоматерь изображена в полукуполе апсиды. Она символизирует Церковь Земную. На это указывает поза Оранты-моления с поднятыми руками и открытыми ладонями.
12. Что оказало большое влияние на развитие русской музыкальной культуры?
Музыкальная культура Древней Руси, начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья, имела двойственный характер. В ней одновременно сосуществовали две культуры разного происхождения: народная и церковная. Осваивая христианскую культуру, пришедшую из Византии, русские певцы неизбежно должны были пользоваться старыми запасами языческой песенности. Несмотря на то, что они находились в состоянии антагонизма, обусловленного борьбой двух несовместимых идеологий — языческой и христианской,— между ними было немало общего. Совместное существование их роднило и взаимообогащало.
А) античные традиции;
Б) влияние Византии;
В) принятие христианства;
Г) влияние церкви.
12.Ответ: Б
Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен и испытала влияние Византии. Задолго до принятия христианства на Руси была письменность, и к моменту принятия христианства был собственный алфавит. В крупных городах существовали школы для мальчиков, а с 11 в. – для девочек. Образование получали в школах при церквях и монастырях, где изучали латынь, благословие, философию, церковно-славянскую историю, литературу. Составной частью искусства было музыкальное творчество.
13. Как на Руси назывался музыкальный жанр, в котором распевно произноситься слово?
Святой Иоанн Златоуст говорит: — «Вверху Бога прославляет ангельское воинство, внизу – люди, осуществляющие службу в церквях, которые, подражая тем, воспроизводят то же самое славословие. Вверху Серафимы издают трехсвятительный гимн, а внизу множество людей возносит тот же самый гимн. Возникает общее празднество для небесных и земных жителей: одно причастие, одна радость, одна приятная служба. Это осуществлялось благодаря непостижимому сошествию Владыки на землю, и это запечатлел Святой Дух: гармония звуков сложилась по Отцовскому благоволению. Она имеет слаженность мелосов свыше и благодаря Троице. Другими словами, земная музыка – лишь подражание небесной, а ее гармония – результат благоволения Творца и Троицы, а попала музыка на землю только в результате сошествия Христа».
А) литургическая драма;
Б) знаменный распев;
В) псалмодия;
Г) григоранский хорал.
Ответ В
В православном богослужении без чтения и пения псалмов не обходилась ни одна, даже самая краткая служба. Очень часто о пении и чтении псалмов упоминается в древнерусской литературе. Псалмопение входило не только в монашеское правило, но и вообще в древнерусский обиход.
В русской музыкальной медиевистике существует весьма распространенное понятие — псалмодия. Этот термин имеет два значения — узкое и широкое. В узком смысле псалмодия — это хоровое или сольное речитативное пение только лишь псалмов. В широком же — это характернейшее свойство церковной мелодики, ее качество, не закрепленное за каким-то одним определенным жанром.
14. Какой музыкальный инструмент Древней Руси был сродни душе человека?
Инструментальная музыка в Древней Руси, не получившая места среди искусств, обслуживавших церковь, развивалась в очень сложной и противоречивой обстановке. Но, несмотря на это, она процветала, уверенно занимая значительное место в общественной и культурной жизни народа. На музыкальных инструментах играли и любители и профессионалы-музыканты, певцы-рапсоды и скоморохи. Инструментальная музыка, и прежде всего «гусленое художество», сопутствовала многим сторонам жизни людей в Древней Руси.
А) гусли;
Б) трещетка;
В) балалайка;
Г) ложки.
14.Ответ: А
Зарождение русской музыки относится к глубокой древности. Она возникла в недрах первобытнообщинного строя славянских племён, населявших обширную территорию — Нижнего и Среднего Приднепровья до Чудского и Ладожского озера, от Волги до Дона.
С середины Х века в памятниках древнерусской литературы встречаются упоминания о гуслях. Издревле считалось, что гусли сродни душе человека. А звон гуслей отгоняет смерть и болезнь.
15. В каком веке в музыкальной культуре появилось творчество скоморохов?
Скоморох – это странствующий актер, соединяющий в одном лице певца, музыканта, актера, акробата, дрессировщика.
А) в X веке;
Б) в XI веке;
В) в XII веке;
Г) вXIII веке.
15. Ответ Б
Русские средневековые актёры скоморохи известны с XI столетия. Среди них были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных (в первую очередь медведей, Медвежья потеха). Это были нищие люди, не имеющие ни угла, ни пропитания, ни одежды, и заняться таким промыслом их заставляла нужда. Часто они объединялись и вместе ходили по Руси, прося подаяния, за которое и показывали свои таланты. Они стали строить на городских площадях легкие постройки для своего жилья и приема посетителей-зрителей — балаганы. Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки — как правило, масленичные и пасхальные гуляния, торговые ярмарки и т. п. И хотя официально: «В России первый балаган был связан с именем Петра I», народные представления на Руси известны издавна
16.Как называется икона?
Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего «образ», «изображение») возникла до зарождения древнерусской культуры, и получило широкое распространение во всех православных странах. Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии.
Золотой век русской иконописи связан с такими именами как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.
А)Спас в силах;
Б) Спас нерукотворный;
В)Звенигородский спас;
Г)Деисус.
Ответ: Б
Икона «Спас Нерукотворный» лицо Христа, изображенное на плате из Успенского собора Московского Кремля (конец XII века) с большими резко обрисованными глазами и круто изогнутыми дугами бровей. Очертания волос сделаны правильно чередующимися золотыми линиями; на лице темно-охристого тона прозрачно, едва заметными плавями нанесен румянец. Кому бы ни принадлежала эта икона — греческому ли мастеру или его русскому ученику,— в любом случае икона эта — одно из совершеннейших воплощений вековых традиций византийской живописи.
17. Какой из представленных соборов располагается в Киеве? Напишите его название.
На Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и Владимире. В главном соборе Киева Святой Софии, построенном из плинфы, с девятью куполами, чувствуется влияние мастеров из Константинополя. Новой чертой становится окружение храма открытой галереей-гульбищем и возведение его на высоком цоколе — подклете.
А) Б) В) Г)
17.Ответ: А
Собор Святой Софии — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева , согласно летописи, князем Ярославом Мудрым . На рубеже XVII -XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко . Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII -XVIII веков.Был действующим храмом до 1929 г., в 1934 г. стал музеем – Софийским заповедником. Ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская», одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ в., Кирилловскую церковь ХІІ в. и Андреевскую церковь ХVIII в. в Киеве и Судакскую крепость с памятниками VI-XV вв. в Крыму.В 1990 г. Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра , стал первым, внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО , памятником архитектуры на территории Украины .
18.В каком соборе находится данная икона?
ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью событий церковной и гос. жизни. По сказанию XV в., В. и. написана ап. Лукой. Исследователи видели в иконе выдающееся произведение визант. искусства, принадлежащее кисти к-польского мастера, и датировали ее от XI в. до 1-й пол. XII в. Художественно-стилистические особенности и исторические данные свидетельствуют, что В. и. была создана в 1-й трети XII в., до 1130 г.
А) Успенском;
Б) Дмитриевском;
В) Преображенском;
Г) св.Софии.
Ответ: А
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси — через Киев, Владимир и Москву.
19. В каком веке появился в музыкальной культуре колокольный звон?
Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма.
Колокольный звон употребляется для того, чтобы:
1. Созывать верующих к Богослужению,
2. Выражать торжество Церкви и ее Богослужения,
3. Возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужения.
А) в X веке;
Б) в XI веке;
В) в XII веке.
Г) в XIII веке.
Ответ А
Впервые о колоколах в русских летописях упоминается под 988 год. Завозились они на Русь из Западной Европы и, в гораздо меньших количествах, из Византии. Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком
20. Как еще называют знаменный распев?
Знаменный распев (или, точнее, роспев) – древнейший русский стиль церковного пения. Отличительные его черты: строгое одноголосие (унисон), запись с помощью крюков – безлинейных знаков (знамен), от которых он и получил свое название. Но «знамя» — это еще и знамение, мелодическое откровение, дарованное Богом воцерковленной Руси.
А) крюковым;
Б) знаковым;
В) распевным;
Г) знаменным
Ответ: А
Основной вид др.-рус. церковного. пения З. р. был принесён из Византии после крещения Руси. В. М. Беляев утверждал, что он имеет самобытное, рус.происхождение и возник в 11 в. Наиболее вероятным является предположение, что З. р., в своих первоначальных основах заимствованный из Византии, сложился как самостоятельный род пения в 12 в., когда христианство распространялось в нар. массах и визант. формы стали подвергаться воздействию нар. муз. языка. З. р. называют крюковым пением