МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРАКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПАРАНЬГИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Методическое объединение учителей гуманитарного-эстетического цикла
История
Технологическая карта и план-конспект урока
10 класс
Тема урока: «Хозяйство Руси и положение различных групп общества в 14-15вв.»
Выполнил: Гордеев В.М.
учитель истории и обществознания первой квалификационной категории
Проверил: Золотарева С.Я.
Руководитель ШМО учителей гуманитарного-эстетического цикла
с.Куракино
2013
-
ФИО: Гордеев Василий Михайлович
-
Место работы: МБОУ «Куракинская средняя общеобразовательная школа», Параньгинский район, Республика Марий Эл
-
Должность: учитель истории и обществознания
-
Предмет: история
-
Класс: 10
-
Тема урока: «Хозяйство Руси и положение различных групп общества в 14-15вв.»
-
УМК: 1. А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России с древнейших времен до конца 18в. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005
2. Компьютерная презентация
Технологическая карта урока
Предмет | История | класс | 10 | |||
Тип урока | Комбинированный |
|
| |||
Тема урока | Хозяйство Руси и положение различных групп общества в 14-15вв | |||||
Планируемые результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Знание основных исторических дат, событий, героических личностей. | Формирования навыков учебного сотрудничества на основе работы в группах | Формирование чувства патриотизма, толерантности | ||||
Решаемые учебные проблемы | Умение работать с первоисточниками, учебником, картами | |||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Починок, подсека, перелог, трехпольный севооборот, вотчина, поместье, помещики, подворники, захребетники, дворня, страдник, приказные люди, посадские люди | |||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютерная презентация | |||||
Методическое назначение средств ИКТ | Наглядность | |||||
Образовательные Интернет-ресурсы | Сообщество «Открытый класс» | |||||
Организационная структура урока | ||||||
1. Мотивация к учебной деятельности | Учитель (окая по старославянски): Здравствуйте отроки мои дорогие. Есть ль среди вас князья и княгини, бояре и боярыни, суконники и кустари? Аль среди вас есть христиане-захребетники с холопами-дворовыми и страдниками? Иль к нам пожаловали тиуны с рядовичами и люди посадские? Здравия я вам всем желаю и прошу садиться. — Из данной речи какие слова вам неизвестны? — Вот мы с вами сегодня пройдем новую тему урока и узнаем-кто же они на самом деле? — Но прежде мы повторим ранее изученный вами материал, ведь повторение – мать ученья. | |||||
2. Повторение |
| |||||
Планируемые результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Знание основных исторических дат, событий, героических личностей. | Формирования навыков логического мышления, умения работать со схемами. | Формирование чувства патриотизма на основе изучения полководческого таланта А.Невского | ||||
Методы обучения | Опрос | |||||
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности | Компьютерная презентация | |||||
Форма организации деятельности учащихся | Фронтальный опрос+логическое мышление | |||||
Функции/роль учителя на данном этапе | Координатор | |||||
Основные виды деятельности учителя | Опрашивает, направляет | |||||
3. Изучение нового материала | ||||||
Планируемые результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Знание основных исторических терминов, положения хозяйства и различных сословий на Руси в 14-15вв.. | Формирования навыков учебного сотрудничества на основе работы в группах | Взаимоподдержка и взаимодополнение при работе в группах | ||||
Методы обучения | Самостоятельная работа | |||||
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности |
| |||||
Форма организации деятельности учащихся | Работа в группе | |||||
Функции/роль учителя на данном этапе | Консультант | |||||
Основные виды деятельности учителя | Ставить проблемы, консультировать, направлять | |||||
4. Закрепление изученного материала | ||||||
Планируемые результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Знание основных исторических терминов, положения хозяйства и различных сословий на Руси в 14-15вв.. | Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других, умение сформулировать и задавать вопросы. | Взаимоподдержка при защите творческих работ | ||||
Методы обучения | Защита творческих работ перед аудиторией, | |||||
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности |
| |||||
Форма организации деятельности учащихся | Устное выступление | |||||
Функции/роль учителя на данном этапе | Контролер, корректор | |||||
Основные виды деятельности учителя | Поддерживает, поправляет, направляет | |||||
5. Рефлексия | ||||||
Планируемые результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
| Умение анализировать | Самоконтроль, самокритика | ||||
6. Домашнее задание | Ответить на вопрос: Какие общественные группы и почему были заинтересованы в объединении? (вопр.№4, стр.140) | |||||
Планируемые результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Знание причин стремления общественных групп к объединению страны | Умение самостоятельной работы с текстом учебника | Стремление добиться поставленной цели |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Информационная карта урока
| Описание | ||
| Тип урока | Комбинированный | |
| Класс | 10кл | |
| Тема | Хозяйство Руси и положение различных групп общества в 14-15вв | |
| Образовательная программа, автор | А.Н.Сахаров. История России | |
| Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе | Данная тема занимает важное место в курсе истории – учащиеся должны знать социальную структуру общества разных периодов истории и отслеживать ее изменения. | |
| Формируемые УУД | Личностные | Формирование ответственного отношения к учению, устойчивого интереса к предмету, уважительного отношения к наследию прошлого |
Регулятивные | Формирование умения определять проблему урока, ставить цели и выполнить ее, умения оценивать выступления сверстников, владения основами самооценки | ||
Познавательные | Формирование умения применять полученные знания для решения учебных и познавательных задач, умение работать с источниками, текстом, выделять главное и делать выводы | ||
Коммуникативные | Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, умение осуществлять взаимный и самоконтроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь и совместно работать, учитывать разные мнения. | ||
| Цель и задачи урока | 1. Образовательные: дать общее представление о развитии хозяйства и основных группах общества после нашествия Батыя 2. Развивающие: развивать речь, умение высказывать свою точку зрения, умение слушать и оценивать, сопоставлять факты, исторические события 3. Воспитывающие: воспитание чувства патриотизма, толерантности, умение работать индивидуально и в группе. | |
| Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке | Основной дидактический метод: Метод самостоятельной работы обучаемых и Частные методы и приемы: Диалог | |
| Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования | Технология личностного развития | |
| Описание методов оценивания, применяемые на уроке | Фронтальная работа, рефлексия | |
| Средства | Слайды, проектор, текст, книга | |
| Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории | Индивидуальная работа | |
| Планируемые результаты | Личностные: развитие самостоятельности, любознательности Предметные: умение работать с историческими источниками, текстом, учебником Метапредметные: развитие сравнительного анализа, сопоставления, умение работать в группе, умение полученные знания применять в жизни | |
| Ход урока | ||
| 1 этап | Оргмомент, повторение ранее изученного материала | |
| Цель | Настроить на изучение новой темы | |
| Длительность этапа | 15 мин | |
| Иллюстративные и дидактические материалы | Слайды, учебник | |
| Форма организации деятельности обучающихся | Проблемные вопросы | |
| Функции преподавателя на данном этапе | Направляющий | |
| Приемы и формы работы | Беседа | |
| Форма контроля | Опросник | |
| 2 этап | Изучение новой темы | |
| Цель | Выявляя причинно-следственные связи событий, происходивших на Руси 13-15вв. делать выводы о состоянии хозяйства страны и общественных групп | |
| Длительность этапа | 15 | |
| Иллюстративные и дидактические материалы | Слайды, учебник | |
| Форма организации деятельности обучающихся | Коллективная, фронтальная, индивидуальная | |
| Функции преподавателя на данном этапе | Направляющий, корректор | |
| Приемы и формы работы | Работа с текстом, с учебником | |
| Форма контроля | Вопросы, беседа | |
| 3 этап | Закрепление | |
| Цель | Закрепление изученного | |
| Длительность этапа | 10мин. | |
| Иллюстративные и дидактические материалы | Учебник | |
| Форма организации деятельности обучающихся | Индивидуальные выступления учащихся | |
| Функции преподавателя на данном этапе | Направляющий, координатор | |
| Приемы и формы работы | Формулирование собственной мысли, обсуждение | |
| Форма контроля | На основе выступлений учащихся | |
| 4 этап | Рефлексия – 3мин. | |
| 5 этап | Домашнее задание |
Структура и ход урока
-
Организационный момент. Мотивация учащихся. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
Учитель (окая по старославянски): Здравствуйте, отроки мои дорогие. Есть ль среди вас князья и княгини, бояре и боярыни, суконники и кустари? Аль среди вас есть христиане-захребетники с холопами-дворовыми и страдниками? Иль к нам пожаловали тиуны с рядовичами и люди посадские? Здравия я вам всем желаю и прошу садиться.
Слайд №2
Учитель: Из данной речи какие слова вам неизвестны? (ответы учащихся)
Учитель: Как вы думаете, какую проблему мы с вами будем решать на уроке? (примерный ответ: Мы на уроке должны узнать – кто же такие данные люди и чем они занимались)
-
Повторение ранее изученного материала.
Учитель: Но прежде мы повторим ранее изученный нами материал, ведь повторенье – мать ученья.
Слайд №3
Учитель: Сопоставьте, пожалуйста, участников военных походов с датами.
(ответы учащихся учитель проверяет по щелчку мыши). А теперь скажите пожалуйста, в чем вы видите причины успеха Александра Невского в его победах? (примерные ответы учащихся:
Слайд №4
Невская битва: узнав о появлении шведов Александр с дружиной и ополчением стремительно подошел к Неве. Несмотря на малочисленность своих войск Александр неожиданно атаковал противника, стремясь отрезать его от кораблей. Среди шведов началась паника и вскоре они были разбиты.
Слайды №5,6,7,8,9
Ледовое побоище: В 1242г. на русские земли обрушился новый противник- рыцари Тевтонского ордена. Они овладели Псковом из-за предательства местного посадника и стали готовить вторжение на земли принадлежавшие Новгороду. Рыцари особым образом строили свое войско- их боевой порядок напоминал свинью. В центре и по бокам стояли тяжело вооруженные всадники, сзади- легкая конница и в центре- тяжеловооруженная пехота. Противника окружали, прорвав его строй.
Решающая битва с Орденом состоялась 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Зная тактику рыцарей Александр вывел дружину на лед. Прямо у крутого берега он поставил свой обоз. Перед ним выстроились основные силы- княжеская дружина. На флангах расположились полки правой и левой руки. И на правом фланге Александр спрятал засадный полк. Перед дружиной расположились лучники. Битва началась с атаки рыцарей в центр новгородского войска. «Свинья» прорвала новгородский строй, казалось победа близка, но тут рыцари уперлись в крутой берег, а развернуться им мешали телеги из обоза. Воспользовавшись остановкой противника Александр отдал приказ перейти в наступление полкам правой и левой руки, а вскоре удар нанес и засадный полк. Крестоносцы не ожидавшие такого поворота событий дрогнули. Вскоре их отступление превратилось в паническое бегство. В добавок ко всему лед не выдержал их тяжести и стал трескаться.)
Учитель: Правильно. Другими словами А.Невский сильные стороны противника превратил в слабые, или же вовсе против них же самих.
Это всем нам хороший пример, который пригодиться в жизни — умение находить выход из трудных положений.
3. Изучение нового материала.
Учитель: А теперь давайте перейдем к нашей теме.
Слайд №10
Учитель: В качестве эпитета я хочу вам в пример эпитет Марка Туллия Цицерона древнеримского государственного деятеля: «О tempora! О mores!» (О, времена! О, нравы). Какие же были времена в хозяйственной жизни нашей страны и нравы, положение различных социальных групп в 14-15 веках?
Как вы знаете – Русь в 14-15вв. находилась в зависимости от монголо-татар. А все началось с Батыева нашествия. Найдите, пожалуйста в учебнике где говориться об итогах Батыева нашествия? (Плано Карпини-папский посол в Монголию: татары «произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей… Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавших на поле».
Некогда многолюдный Киев «сведен почти ни на что: едва существует там двести домов; а людей… держат они в самом тяжелом рабстве» Слайд №11).
Учитель: Какие же нравы были у монголо-татар? Перед вами свидетельство Плано Карпини о нравах татар. Прочитайте и распределите их в 2 столбца. Слайд №12
-
Словопрения между ними бывают редко или никогда, драки же никогда, войн, ссор, ран, человекоубийства между ними не бывает никогда…
-
вначале, правда, они льстивы, а под конец жалят, как скорпион. Одни достаточно чтут другого, и все они достаточно дружны между собою.
-
Взаимной зависти у них, кажется, нет.
-
Они коварны и обманщики и, если могут, обходят всех хитростью.
-
Женщины их целомудренны, и о бесстыдстве их ничего среди них не слышно…
-
Раздоры между ними возникают или редко, или никогда.
-
По сравнению с другими людьми они очень вспыльчивы и раздражительного нрава, и также они гораздо более лживы, чем другие люди.
Учитель: По каким признакам вы распределили данные высказывания? (примерный ответ: Положительные и отрицательные нравы) Слайды №13-14
Более двух веков наша страна была в зависимом положении от монголо-татар. Вот как описывает выдающийся русский поэт А.С.Пушкин уб участи России: (Слайд №15) «России определено было высокое предназначение… Ее необозримые равнины поглотили силу монголов… и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией…»
Если в то время в Западной Европе возводились готические здания, переписывались рукописи и сочинения, то на Руси до конца 13в. прекратилось каменное строительство, заглохли некоторые ремесла, составление летописей, переписка рукописей. Но, несмотря на это, жители Руси брались за дела – отстраивали избы, распахивали заброшенную пашню, налаживали промыслы…
(перед началом групповой работы возможно проведение физкультминутки)
Ребята, давайте мы с вами дальнейшее занятие построим следующим образом: разделимся на группы и каждая группа будет выполнять задания. Используя учебник ответьте на вопросы и совместно составьте маленький доклад для выступления. Слайд №16
-
1 группа: Как шло восстановление сельского хозяйства и городов Руси?
-
2 группа: Опишите положение крестьян и холопов?
-
3 группа: Опишите положение ремесленников и купцов?
4. Закрепление.
(Выступления и дополнения учащихся по заданным вопросам)
Примерные ответы:
Слайд №17
Восстановление крестьянских хозяйств:
-
Стали обрабатывать заброшенные в годы нашествия поля
-
Появлялись новые участки («чисти», «сечи»)
-
Наряду с подсекой и перелогом шире применяли трехпольный севооборот
-
Рост урожайности
-
Охота, рыбная ловля, бортничество и др.
Слайд №18
Восстановление городов:
-
Возрождают свое мастерство: кузнецы, оружейники, литейщики, кожевники, сапожники, гончары, плотники, каменщики, иконники.
-
Новшество: литье пушек, чеканка серебряных монет.
-
Города – центры торговли
-
Развитие экономических связей между княжествами
Слайд №19
Крестьяне и холопы:
Крестьян называли «люди», «сироты», «изорники», «смерды», «христиане». В 15в. стали называть «крестьяне».
Крестьян, которые не имели ни земли, ни двора называли подворниками и захребетниками.
Крестьяне платили налоги (оброк) и несли повинности (барщина)
Холопов звали «полными людьми». Они составляли собственность своих господ.
Холопы делились на:
-
Дворовых, исполняющих обязанности прислуги
-
Страдников, работавших на барской пашне
-
Приказных людей (тиуны, ключники, посельские), управляющих отдельными отраслями хозяйства
-
Военных, ходивших с барином в походы
Причины частых погромов сел бояр крестьянами и холопами:
-
Захват земель и передача их боярам, монастырям, дворянам
-
Увеличение налогов и повинностей
Ремесленники и купцы:
Торговцев и ремесленников называли «посадские люди», из-за того, что они жили на посаде, близ крепости, где их «сажали» князья и бояре. Они играли существенную роль в хозяйственной и политической жизни: давали деньги на строительство, на всякие чрезвычайные расходы властей, нередко ссужали деньгами правителей.
Во время волнений посадские люди громили дворы богатых бояр и купцов в городах, поскольку те захватывали в них земли, дворовые места, слободы, кабалили городских жителей.
Нужно отметить неодинаковое положение ремесленников в городах — среди них были богатые владельцы отдельных дворов, больших мастерских, были и мелкие кустари, едва сводившие концы с концами, нередко закабалявшиеся в холопы.
Среди купцов наиболее богатыми являлись «гости-сурожане» (торговали с городом Сурожем (Судаком) в Крыму, другими южными странами) и «суконники» (вели торговлю, в частности, сукном с западными странами). Они имели богатые хоромы в городах, строили на свои деньги церкви. Основную массу купцов составляли мелкие торговцы.
5.Рефлексия. Слайд №20
Учитель: Спасибо всем за работу и ваши выступления. А сейчас я попрошу высказаться что у вас получилось на данном уроке и что не получалось.
6.Домашнее задание: Слайд №21
Учитель: Задание на дом. Используя матералы учебника ответить на вопрос: какие общественные группы и почему были заинтересованы в объединении?