УРОК ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ
Аргун Ольга Анатольевна,
учитель истории
ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»
г. Смоленск
УРОК ИСТОРИИ НА ТЕМУ: «Международные отношения в XVI – XVIII вв.»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Программа: А.Я. Юдовской и Л.М. Ванюшкиной «Новая история 7-8 кл.» — М. : Просвещение, 2006.
Учебник: Новая история. 1500-1800 гг. Учебник для 7 класса / А.Я. Юдовская, Н.А. Баранов, Л.Н. Ванюшкина, М.: Просвещение, 2010 г.
Материально-техническое обеспечение урока:
• комплект компьютерного оборудования, поставляемого в рамках программы дистанционного обучения детей-инвалидов Смоленской области.
Урок истории на тему «Международные отношения в XVI – XVIII вв.» входит в раздел «Европа и мир в начале Нового времени». В связи с особенностями дистанционного образования, на основании базисного плана Центра дистанционного образования и индивидуальных учебных планов обучающихся на изучение истории в 7 классе отводится 1 час в неделю.
1.Тема урока: «Международные отношения в XVI – XVIII вв.»
2.Интегрирующая дидактическая цель: познакомить обучающихся с основными направлениями международной политики XVI – XVIII вв., с основными событиями и их значением для дальнейшего развития мира.
3.Целевой план действий для учащихся:
-
познакомить обучающихся с основными направлениеями в международной политике XVI – XVIII вв., с такими важными событиями как Тридцатилетняя войны, война за испанское наследство и семилетняя война; расскрыть последствия этих войн для дальнейшего развития международных отношений;
-
продолжить формировать общеучебные умения и навыки: умение работать с учебником и различными видами источников, развивать логическое мышление, сравнивать и анализировать, работать с картой;
-
развивать интерес к всемирной истории, формировать чувства справедливости, нетерпимости к угнетению и насилию.
4.Банк информации:
а) входной контроль
Ответьте на вопросы:
-
Какая политическая обстановка сложилась на Востоке в начале Нового времени?
-
Как проходила Реформация в Европе, а особенно в Германии?
-
Какие политические, экономические и социальные изменения происходят в государствах Европы в раннее Новое время?
б) объяснение нового материала
Учитель: Международные отношения занимали важное место в жизни любого общества. Международные отношения – это отношения между государствами определенного типа, а именно национальными государствами, начало которым было положено на рубеже XVI – XVII вв. в Западной Европе в эпоху образования централизованных монархий и распространения абсолютизма. В истории человечества существует несколько методов ведения международных отношений: 1. война, как средство обеспечения государственных интересов во внутренней и внешней политике; 2. переговоры, дипломатические миссии, заключение военно-политических союзов (соблюдался, правда не всегда, принцип неприкосновенности личности посла); 3. брачная дипломатия и обычай личных встреч правителей, высшей знати для урегулирования важнейших проблем внешней политики.
К концу средневековья происходит секуляризация внешней политики. Складывается пространство мировой системы международных отношений, разделенное на сферы влияния ведущих европейских государств.
Вопрос: перечислите самые крупные и развитые страны Европы в раннее Новое время? (Ответ учащихся:) Англия, Франция, Испания, Священная Римская империя (Германия) и др.
Учитель: Поэтому история международных отношений XVI – XVIII вв. связанна непосредственно с взаимоотношениями этих ведущих держав мира на тот период времени.
В целом, в Европе XVI—XVIII веков можно выделить три основных узла международных противоречий (рассказ учителя с использованием карты, см. Приложение: иллюстрация 1): 1) на западе Европы сталкивались торговые и колониальные интересы четырех передовых держав XVI — XVIII веков — Испании, Франции, Англии и с XVII века Голландии; 2) в XVI веке возник и к XVIII веку окончательно сложился на юго-востоке восточный вопрос — проблема взаимоотношений между европейскими державами и великой Османской империей; 3) на северо-востоке Европы великие державы севера в течение трех столетий вели ожесточенную борьбу за господство на Балтийском море, решая вопрос о том, кому должно было принадлежать господство над Балтикой. Эти три узла переплетались друг с другом, влияли друг на друга, создавая самые неожиданные и сложные комбинации в международных отношениях.
В XVI веке, после открытия Нового Света и морского пути в Индию, перед западными державами впервые возник во всей остроте вопрос о захвате колоний и о расширении заморских владений. Борьба в Европе осложнилась борьбой в колониях. Каждый европейский конфликт влек за собой изменения в колониальных владениях западных держав. В XVI веке самыми сильными европейскими колониальными державами были Франция и Испания. Со второй половины XVI века начинает расти колониальная мощь Англии. В XVII веке Франция становится самой могущественной державой на континенте и притязает на гегемонию в Европе.
Один из первых общеевропейских военных конфликтов, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны (в том числе и Россию), за исключением Швейцарии, стала Тридцатилетняя война (1618 – 1648 гг.). Война началась как религиозное столкновение между Иллюстрация 1: Карта Европы в ранее Новое время.
Иллюстрация 2: Тридцатилетняя война. 1618 — 1648 гг.
Иллюстрация 3: Война за Испанское наследство. 1701 — 1714 гг.
Иллюстрация 4: Семилетняя война. 1756 — 1763 гг.