Урок истории в 8 классе

Тема: «Отечественная война 1812 года»

Цель урока: познакомить учащихся с одним из ярчайших подвигов российского народа, который останется в памяти на века.

Задачи урока:

Образовательная: закрепить знания об Отечественной войне, о мужестве и патриотизме русского народа, показать полководческое искусство М.И. Кутузова, показать народный характер войны.

Развивающая: способствовать развитию умений анализировать исторические события и факты, работы с текстом учебника, схемой, картой; создать условия для развития речи, памяти, внимания, мышления, развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

Воспитательная: способствовать формированию чувства патриотизма, гордости за русский народ, вырабатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, патриотизм, любовь к Родине.

Тип урока: проблемно-ориентированный.

Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26 августа — Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея.

Оборудование: настенная карта «Отечественная война1812года», портреты исторических деятелей, презентация «Отечественная война 18912 года», репродукции картин, посвященных этой теме, схемы, таблицы, экран, компьютер, интернет-ресурсы, фрагменты исторических источников.

Данный урок позволяет развивать следующие ключевые компетенции учащегося:
• изучать (умение организовывать взаимосвязи своих знаний и упорядочивать их);
• искать (умение получать информацию, работать с историческими документами, умение пользоваться ресурсами интернета);
• думать (умение устанавливать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, умение оценивать исторические явления и события);
• сотрудничать (умение принимать решение, выслушивать другую точку зрения);
• умение приниматься за дело (умение организовывать учебную работу, пользоваться вспомогательной аппаратурой, техникой (сканер, принтер);
• адаптироваться (умение находить новое решение).

Ход урока

I.Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

Теперь ли нам дремать в покое 
России верные сыны?!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем и в ужасах войны
Друзьям, Отечеству, народу,
Отыщем славу и свободу,
Иль все падем в родных полях!
(Ф.Н.Глинка)

Обучающиеся сидят в группах по четыре человека.

Учитель:

1) Приветствие учащихся

2) Стол № … ученик №… приветствует от имени класса гостей (учителей) и благодарит их за участие в работе, ученики приветствуют друг друга.

3) На столах лежат подготовленные дома сообщения о М.И.Кутузове, М.Б.Барклае де Толли, М.П.Багратионе, А.П. Ермолове, Н.Н.. Раевском, Д.Давыдове, подготовленные на основе Интернет-ресурсов.

II.Введение

Учитель: Teambuilding

1) Команды определяют ведущего и секретаря .

2) Команды придумывают название, девиз команды и вырабатывают правила работы в команде

3) Придумывают знаки поощрения

All Write Round Robin(каждый по очереди записывает правила, начиная с №…; 2 минуты)

Учитель:

Просит команду №… участник №… озвучить правила работы данной команды и благодарит выступивших.

III. Постановка проблемы

Учитель:

Фон: на экране фрагменты Отечественной войны 1812 года.

Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.

Отечественная война 1812года — это один из подвигов российского народа, когда на защиту свей Родины, встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, поэтому войну 1812года называют народной, Отечественной.

Прочитайте версию Наполеона о причинах его поражения в России и сформулируйте проблему урока.

(Наполеон считал, что победить Россию ему помешала «неправильная « война, которую вел российский народ, холодные условия зимы, бездорожье).

Каждый ученик самостоятельно читает текст – 2 минуты, потом ведущий читает. После прочтения текста ученики отвечают на вопрос: «В чем суть проблемы?»- и записывают на постере.

Примерная формулировка: что было истинной причиной победы российского народа над наполеоновской армией?

Просит озвучить проблему ученика №… стол №…

1.Почему возникают такие вопросы?

2. В чём суть проблемы?

3.Как её необходимо решать?

IV . Критерии

Учитель:

Конечным продуктом вашей работы по данной проблеме должна быть презентация по данной теме, которую вы продемонстрируете в параллельном классе. Используйте материал по истории Татарстана.

Критерии оценивания презентации:

1)актуальность;

2)знание событий Отечественной войны 1812 года;

3)соблюдение норм речевой культуры;

4) умение добывать информацию;

5) умение анализировать;

6) умение сопоставить факты и сделать правильные выводы;

7) полнота раскрытия проблемы с использованием исторических фактов и аргументов

Далее учитель проводит минуту здоровья (физ. минута, звучит музыка), все поднимаются, задвигают стулья.

V. Работа с документами.

Группа 1: 1. Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года.

2. Характер войны, соотношение сил.

Группа 2. 1. Вторжение Наполеона в Россию.

2. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

Группа 3: 1. Бородинское сражение.

2.Совет в Филях и оставление Москвы.

Группа 4: 1.Партизанское движение и народное ополчение.

2. Отступление и гибель «Великой армии

После анализа и обсуждения документов в группах ученики излагают кратко содержание документов другим группам. Формулируют проблемные задания по своей теме.

(Примерные задания. Группы 1: Возможно ли было избежать войны между Россией и Францией? Группы 2: Кто победил в Бородинской битве? Группы3:Была ли возможность не пустить неприятеля в Москву? Группы 4: «Правильную» ли войну вели партизаны, и какова была роль партизанского движении в победе над армией Наполеона?)

VI.Рассуждения по проблеме

Учитель:

Итак, ребята, мы обозначили проблему данной ситуации. Давайте еще раз вернемся к записям на постерах, ученик №… стол №…, и попросим поделиться выработанными группой мыслями по сути проблемы.

Учитель и учащиеся благодарят выступившую группу.

Учитель:

Настало время приступить к обсуждению, составлению схемы(плана) действий по решению данной проблемы.

Обучающиеся работают по принципу ILFA

— выдвижение идей, гипотез (например: учебники не едины, архивные материалы недоступны, современников тех лет нет);

— записи фактов из источников, статьи;

— составление схемы решения проблемы;

— работа с картами;

— работа с интернет ресурсами, поиск источников.

VII. Распределение ролей соответственно плану действий

  • выдвигает идеи, составляет план действий-1-ый;

  • записывает-2-ой;

  • координатор -3-ий;

  • находит факты и предоставление альтернативных вариантов решения – 4-й.

Team Round Robin(каждый участник группы высказывают идеи по очереди)

Учитель:

А) учитель координирует работу групп;

Б) использует презентацию, как источник дополнительной информации и образности изучаемой темы.

Учитель:

Понятно, что вы не успели за короткое время получить результаты, но первые шаги в разрешении этой проблемы сделаны.

Давайте поделимся друг с другом наработанным и, тем самым, поможем друг другу

Ученик №… стол №….делится наработанным на уроке

Примерные ответы:

1) -Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года касались сохранения независимости государства и потому вызывали патриотический подъём у всего народа..

— Война приобрела народный характер, каждый был заинтересован в победе, каких бы жертв это не требовало.

2) — Вторжение Наполеона в Россию вызвало подьём освободительного движения в стране, Наполеона народ рассматривал как агрессора, завоевателя.

— Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии отвечало интересам страны, солдаты поддержали это назначение с вдохновением..

3) — Бородинское сражение было ярким примером героизма и самоотверженности народа, готового пожертвовать своими жизнями ради спасения страны от завоевателей. Сражение показало силу духа российского народа и предопределило конечную победу в войне.

— Совет в Филях и оставление Москвы воспринималось народом как временное отступление и вызвало небывалый патриотический подъём.

4) — Партизанское движение и народное ополчение говорило о всенародном характере войны..

— Отступление и гибель «Великой армии были следствием народной борьбы в России.

Выводы: главной причиной победы России в войне 1812 года был народный характер войны, оставшейся в истории страны как Отечественная. Нашествие двунадесятых языков на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, мордва, башкиры и другие представители народов России. Это, ребята, настоящий подвиг наших предков о котором мы не должны забывать.

VIII. Рефлексия.

Заполнение анкеты об отношении к Отечественной войне 1812 года. ( Если не позволяет время, то анкета дается на дом).

IX.Домашнее задание

Учитель:

Обучающиеся продолжают работу после уроков, в течение недели и представляют презентации на уроке истории в параллельном классе (постеры остаются у учителя: продолжая исследования, учащиеся могут дополнить записи, переоценить проблему, пересмотреть ее, применить новые знания и синтезировать данные.

Составление презентации по теме урока.

— Отечественная война 1812 года и наш край.

— «Недаром помнит вся Россия…» Отечественная война 1812 года в литературе и искусстве.

Завершение урока

Звучит стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Обращение учителя:

Ребята, я вас благодарю за интересную работу и хочу вас вернуть из тех далеких времен войны в нашу мирную современность. Светит солнце, нет войне! Порадуемся жизни, друг другу за окном, мирному небу и весеннему настроению, и поделимся этим друг с другом!

Учебная литература

1. Левандовский А.А.. История России XIX век. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений-5-е издание. М.: Просвещение, 2011.

2. Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана: Учебное пособие для 8 класса общеобразовательной школы. – Казань: «Хэтер», 2005.

Электронные ресурсы

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Отечественная_война_1812_года

  2. http://festival.1september.ru/articles/213739/

3. http://www.gumanitar.150-schelkovo16.edusite.ru/p20aa1.html

4. http://www.1september.ru/ru/his/2002/31/1.htm

5. http://www.idel.ru/konkurs/azamatov/warm/borodino.html Эта интернет – страница посвящена Бородинскому сражению.

6. CD-POM for Windows Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия, ХІХ – ХХ вв.

7. Энциклопедия истории России 862-1917 гг. compact disc ciw . КОМИНФО 2001

Дополнительная литература

1. Разин Е.А. История войн и военного искусства. СПб., 1999.

2. Тарле Е.В. Наполеон/ Послесл. В.Кошелева.- МН.:Тривиум,1993. – 429с.

3. Энциклопедия для детей Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав.ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта +, 2000.-704с.

Приложения

1) О причинах войны.

В начале XIX века в Европе между Францией и Англией было противоборство, шла борьба за экономическое и политическое влияние в мире. К тому же Франция с приходом Наполеона Бонапарта стала осуществлять агрессивную внешнюю политику, стремясь подчинить себе все государства Европы. Подобная агрессивная политика Франции вынудила Россию начать поиски союзников для сдерживания Франции. В итоге в 1805г. Оформилась третья антинаполеоновская коалиция, цель которой не допустить чтобы Франция осуществляла дальнейшие захваты и угрожала независимости соседних государств. Однако действия коалиции против Франции в битвах в 1805 г. под Аустерлицем и 1807 г. под Фридландом были неудачными. В результате в июле 1807 г. Александр I подписал унизительный Тильзитский мирный договор, главным пунктом которого было вступление России в континентальную блокаду.

2)О планах ведения войны.

Армия была разделена на три части- 1-ая армия под руководством М.Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман, 2- ая армия под руководством П.И. Багратиона, расположенная южнее в Белоруссии, 3-ая армия под руководством А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев)

Основные силы двинуть на Москву, для этого предполагалось не допустить соединения русской армии и разбить их основные силы в ходе генерального сражения уже вблизи границы. После взятия Москвы Наполеон не планировал завоевывать всю Россию. Выведя ее из войны, он хотел превратить Александра I в такого же зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи. Кроме того, через территорию России он намеревался нанести смертельный удар по Англии, лишив ее Индии.

3) О назначении Кутузова главнокомандующим.

А. Ермолов: «… солдат роптал на непрерывное отступление и в сражении хотел найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему то, что он был не русский».

И. Жиркевич: «Но какая злость и негодование у каждого на него (М. Барклая де Толли) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смоленский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!»

— Как русские офицеры относились к отступлению русской армии?

— Кого они в этом винили и почему?

С. Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе».

Сегюр: «… В нем было что- то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными».

4) О Бородинской битве.

И. Радожицкий «На левом фланге происходящая битва; русские мужественно сражались в окопах, французы за каждый шаг вперед платили несметную потерю людей. Нельзя удивляться отчаянию, с каким лезли они на смерть. Нельзя ни удивляться присутствия духа русских, с каким они защищались.

С Селиванский «В продолжение одиннадцати с половиной часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75000 человек и более 35000 лошадей.

Целые батареи переходили несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Казалось, что сия полоса России превращена в адскую обитель. Пальба, звуки. Радостное восклицание победителей, часто повторяемые «Ура», вопли умирающих. Ржание коней, крики командования и отчаяния, на девяти разных европейских языках,- все сие смешалось, придавало ужасной сие картине действие, которое ни какое перо изобразить не в силах».

5) Об оставлении Москвы.

А. Ермолов: « …Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, и на некоторых улицах не встречалось ни одного человека».

Де-ла-Фриз: « …С тех пор, что люди себя помнят, еще не случалось, чтобы население из 500 тысяч жителей целиком бежало из своей столицы. Все до единого, от старика до младенца, бежали, на чем попало, не запасшись ничем».

Ц. Ложье: «… Дома, хотя большей частью деревянные, поражают нас своей величиной и пышностью. Но все двери открыты, улицы пусты, везде молчание!- молчание, нагоняющее страх.

Москва представляется нам огромным трупом: это царство молчания, сказочный город, где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении произведенном развалинами Помпеи… но здесь впечатление еще более гробовое».

С. Селиванский: «Таким образом, победитель Москвы доехал до Боровитских ворот, не увидя ни единого жителя. Негодование было написано на всех чертах Наполеона. Он даже не брал на себя труда скрывать то, что происходило в его душе».

Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутации из Москвы с ключами от города. Но овладение Москвой не принесло Наполеону долгожданной победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время своего пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа. К тому же Наполеон рассчитывал закончить войну в течение месяца, а был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем суровая русская зима, к которым французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращались. Кроме того коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой были очень растянутыми и ненадежны в виду действия русских партизан.

6) О партизанском движении.

Геройство старостихи Василисы.

Староста одной деревни Сычевского уезда повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В отступление его поселяне поймали еще несколько французов, и тот час привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде неприятеля препровождать французов сама. В сем намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: «Ну, злодеи французы! Во фрунт! Стройся! Ступай марш! Один из пленных офицеров, раздражен, будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался ее. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно, и, ударив своим жезлом- косой, повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: « Вам всем, ворам, собакам, будет тоже, кто только чуть осмелиться зашевелиться. Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!» И после этого кто усомниться, что пленные не признали над собою власть старостихи Василисы?

7) Об отступлении французов.

Н. Муравьев «Зима 1812 года была жестокая. Термометр Реомюра иногда показывал 31 градус. Холода эти, может быть, предохраняли нашу армию от заразительных болезней, производимых тлением тел. Но так как много трупов оставалось еще под снегом, то весной, когда сделалась оттепель, они стали гнить и произвели эпидемию, которая опустошила те губернии, через которые неприятель отступал.

Пехотинцы страдали от голода и холода. Число трупов увеличивалось множеством французских офицеров и солдат, более похожих на тени, нежели на живых людей, которые брели в сильнейшие морозы, голые, босые, среди отошедших своих товарищей и к ним по пути валились. На редком из них были мундиры, большей частью они покрывались, чем попало. У многих были на головах ранцы, вместо шапок, у иных оставались кирасирские каски с длинными конскими хвостами; сами же кирасиры были голые и накрывались рогожей или обвивались соломой».

Обратите внимание, что русская армия шла параллельно французам, все время, угрожая отрезать французам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here