Предмет: история, 6 класс
Выполнила: учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» г. Энгельса Саратовской области Лукьянова И.Н.
Тема урока: Опричнина
Тип урока: комбинированный
Задачи:
образовательные – дать представление о сущности опричнины;
развивающие – развивать информационные и речевые навыки учащихся, аналитические способности, умение выделять главное и обобщать исторические факты;
воспитательные – развитие познавательного интереса, умения работать с историческими документами, воспитывать уважение к историческому прошлому стран мира.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные действия: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные действия: обще-учебные, логические, постановка и решение проблемы.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Метапредметные результаты:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Предметные результаты:
— овладение целостными представлениями об историческом пути человечества;
— умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
— готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Оборудование урока:
Учебник: История России с Древнейших времен до конца XVI в. А.А. Данилов, Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2008.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1. Организационный момент | Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Приветствие, организация внимания школьников.
| Подготовка класса к работе | Личностные – я пришел на урок, чтобы… Развитие мотивов учебной деятельности, регулятивная |
2. Постановка цели и задач урока | Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез | «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», — писал псковский летописец. — Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца (царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли). Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного.
| Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют | Познавательная – принятие задач урока, коммуникативная – участие в обсуждении |
3. Актуализация | Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося | Ученик предъявляет свои вопросы другому ученику по теме «Внешняя политика Ивана IV». Ответивший ученик предъявляет свой вопрос задавшему и т.д.
Исторический диктант:
| Демонстрируют знания, умения по предыдущей теме
| Познавательная – установление соответствия, анализ. Коммуникативная |
4. Усвоение новых знаний | Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии | — Вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным.
Сложившаяся в ходе реформ Избранной рады, эта система укрепляла централизованное управление страной. Но Боярская дума, Избранная рада, отчасти и Земские соборы ограничивали самодержавную власть царя. Он же стремился к единоличной власти. — Определите другие причины, прочитав пункт «Разрыв Ивана IV с Избранной радой». — В тетрадь записываются причины террора:
Первоначально, в 14-15 вв. опричь – удел, выделяемый вдовым княгиням. Опричнина – название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом. Опричнина – политика Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой, заключавшаяся в массовых казнях, земельных конфискациях, расправах (запись). — Стр. 216 с кем же (1) Иван Грозный расправился, (2) и кто выступал против него? (1) Адашев; Сильвестр. (2) митрополит Афанасии; Андрей Курбский. В декабре 1564 царь с семьей и приближенными выехал из Москвы в Александровскую слободу. Через некоторое время он направил в Москву две грамоты, которые надлежало огласить на Красной площади. В первой грамоте, которая была адресована митрополиту Афанасию, царь обвинял бояр и духовенство в расхищении казны, земли, в нежелании защищать царя от «недругов его». Во второй, адресованной купцам и всем посадским людям, он объяснял причины отречения от престола. Иван заявил, что вернется на престол, только при условии предоставления ему права казнить «изменников» по своему усмотрению и учредить опричнину. — Итак, что же предусматривал новый порядок (стр. 218)? Разделение страны на две части:
— Какие тер-ии вошки в опричнину?
Землевладельцы, не вошедшие в царскую опричнину, должны были покинуть свою вотчину. Им предоставлялись земли в отдаленных местах. Одновременно было создано опричное войско. Опричники были призваны «грызть» царских изменников и «выметать из гос-ва измену». — Как относилось к введению опричнины большинство население страны (стр. 218)?
В 1569 г. царь расправился со своим двоюродным братом Владимиров Андреевичем. Услышав, что он якобы замышляет отравить царя, Иван Грозный приказал дать яд князю Владимиру, его жене и дочери. Так было уничтожено последнее удельное княжество на Руси. В декабре 1569, получив ложный донос о боярском заговоре, Иван выступил в поход против древнерусского города – Новгорода, который позже был опустошен. В период опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти. Ущерб, нанесенный стране опричниной огромен. Затяжная Ливонская война, набеги крымских татар, голод и эпидемия усугубили бедственное положение гос-ва, разделенного на две части. Все это, а также низкая боеспособность опричного войска вынудило Ивана Грозного осенью 1572 г. отменить опричнину (запись). С отменой опричнины было ликвидировано разделение тер-ии, часть отобранных земель была возвращена прежним владельцам. Само слово «опричнина» было запрещено произносить под угрозой наказания кнутом. — На стр. 219-220 выделим итоги царствование Ивана Грозного: 1. Хозяйственный упадок; 2. 1581 г. – указ о заповедных летах – запрет в эти годы переходить крестьянам от одного хозяина к другому в Юрьев день, что способствовало формированию крепостного права; 3. Изменения в высших слоях населения: а) боярско-княжеская знать попала в полную зависимость от царя; б) люди, сделавшие карьеру в опричнине, не только сохранили свои вотчины, но и приобрели новые земли. |
Читают
Делают запись в тетрадь
Делают запись в тетрадь Отвечают
Отвечают
часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и некоторые др. города и земли
в 1566 подана на земском соборе челобитная об отмене опричнины; челобитчики были казнены
Делают запись в тетрадь
Выделяют
| Познавательная – следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом. Коммуникативная – умение слушать других, высказывания учащихся |
5. Рефлексия | Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов | Что нового вы узнали на уроке? Вопросы учителя на повторение, с целью выявить, усвоен ли материал учащимися | Ответы учащихся
| Коммуникативная – монологическая речь учащихся, познавательная – соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы, работы в паре, в группе. Личностная – развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение |
6. Подведение итогов Домашнее задание | Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Наш урок заканчивается. Прошу вас оценить свою работу Запишите домашнее задание: § 25, р∕т упр. 2, 3, 5 | Оценочная деятельность. Записывают домашнее задание
| Познавательная – соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке. Личностная – осознание учащимися значимости своей деятельности, осознание успехов/неуспехов, их причин Регулятивная – оценка, саморегуляция |