Конспект урока по изобразительному искусству 6 класс
Автор: Алтынник Антонина Николаевна
Учитель изобразительного искусства
МОУ «Вейделевская СОШ»
Тема урока: «Изображение предметного мира — натюрморт».
Цель урока:
Познакомить учащихся с жанром натюрморт, основами композиции и правилами постановки натюрморта и применить данные правила на практике. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Развивать умение анализировать иллюстративный материал. Воспитывать бережное отношение к миру предметов.
Задачи урока:
-
Формировать знания о жанре натюрморт;
-
Познакомить с правилами составления натюрморта;
-
Научить грамотно составлять натюрморт;
-
Совершенствовать навыки анализа художественных произведений.
Оборудование:
Презентация, план-конспект, альбомы, кисти
Презентация
План урока:
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы урока.
-
Ход урока.
-
Практическое выполнение задания.
-
Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих.
2. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь с жанром «мертвая природа». А может кто-то знает привычное название этого жанра?
Учащиеся: Натюрморт.
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Кто сможет дать определение этому жанру?
Учащиеся: Натюрморт – это картины, «героями» которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы.
Учитель: Интересно, что по-английски и по-немецки натюрморт определяется как «тихая» или «неподвижная жизнь».
Перед вами представлены два натюрморта.
Можно ли назвать данные постановки натюрмортами?
Учащиеся: Конечно, первый – это натюрморт, он красивый, здесь все гармонирует, сочетается. А второй – это просто одинаковые предметы.
(Кто-то не согласен, идет учебная дискуссия).
Учитель: Чтобы натюрморт состоялся, стал красивым и интересным, он должен быть грамотно составлен. Как вы думаете, что необходимо для этого знать?
Учащиеся: Какие-то правила, законы.
Правила составления натюрморта.
1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой.
2. В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету.
3. Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, могут соприкасаться, составляя единое целое, но не перегораживать друг друга.
4. В композиции натюрморта должен быть композиционный центр. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделять размером, формой, цветом, контрастом.
4. Практическое выполнение задания.
Учитель: Раз вы знаете правила, давайте проверим ваши знания на практике. Вам нужно составить натюрморт и дать ему название.
Учитель: Как вы считаете, составление натюрморта – это творческая работа или нет?
Учащиеся: Ответы.
Учитель: Перед вами репродукции натюрмортов (А. Шилов «Дары востока», Ю. Пименов «Ожидание»). Обратите внимания на названия произведений. Как вы считаете, почему авторы, воплощая свой творческий замысел, дали работам такие названия? Подберите к каждому натюрморту слова-определения с доски.
На доске написаны слова: ситуация, любование, характер, красота, жизнь человека.
Учащиеся : «Дары востока» — здесь показаны красота предметов и плодов востока. Очень точно переданы фактура и материальность предметов: прозрачность стеклянного бокала, гладкость и блеск металлического сосуда, налитый соком виноград. Художник любуется этой красотой и предлагает нам, зрителям, тоже полюбоваться дарами востока.
Учитель: Как бы вы назвали такой тип натюрморта? Подберите слова с доски.
Учащиеся: Любование, красота.
Учащиеся : На картине Ю. Пименова «Ожидание» все по-другому. Об этом натюрморте можно написать целый рассказ, за одним предметом судьба людей. Случилось несчастье, человек попал в больницу, звонят родственники – узнать о судьбе пострадавшего, и медсестра пошла за доктором. Это ожидание тянется очень-очень долго, и дождь за окном делает это ожидание особенно тоскливым.
Учащиеся: Нам тоже кажется, что эта картина связана с каким-то печальным событием. Произошла трагедия. И нужно как-то сообщить об этом. Все ушли, комната опустела и вот сейчас войдет человек, возьмет телефонную трубку. И если бы можно было продолжить эту картину, как фильм, мы бы увидели, как ссутулился этот человек, как поникли его плечи и как он глухо спрашивает: «Когда это случилось?»
Учитель: Как бы вы назвали такой тип натюрморта?
Учащиеся: Ситуация.
Посмотрите, пожалуйста, на таблицу «Виды пластического искусства» и ответьте. В каких видах пластического искусства можно встретить жанр – натюрморт?
Учащиеся: Ответы .
6.Подведение итогов урока.
Учитель: Что нового вы узнали на уроке?
Учащиеся: Ответы .
Учитель: Вы сегодня многому научились: были в роли зрителей, авторов, искусствоведов, а самое главное – вы не были равнодушными.
Предлагается тест на закрепление пройденного материала
На слайдах следующие вопросы:
Выберите верный ответ.
1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов:
а) тематически связанных
б) абсолютно разных
2. В состав натюрморта должны входить предметы:
а) одинаковые по форме и величине
б) разнообразные по форме и величине
3. В состав натюрморта должны входить предметы:
а) разнообразные по фактуре и цвету
б) одинаковые по фактуре и цвету
4. Предметы в натюрморте:
а) должны составлять единое целое
б) должны выстраиваться в одну линию
в) могут соприкасаться
г) могут полностью загораживать друг друга
5. Как вы считаете, есть ли в натюрморте композиционный центр? Если есть, то, как художники его выделяют?