Конспект урока по изобразительному искусству 6 класс

Автор: Алтынник Антонина Николаевна

Учитель изобразительного искусства

МОУ «Вейделевская СОШ»

Тема урока: «Изображение предметного мира — натюрморт».

Цель урока:

Познакомить учащихся с жанром натюрморт, основами композиции и правилами постановки натюрморта и применить данные правила на практике. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Развивать умение анализировать иллюстративный материал. Воспитывать бережное отношение к миру предметов.

Задачи урока:

  1. Формировать знания о жанре натюрморт;

  2. Познакомить с правилами составления натюрморта;

  3. Научить грамотно составлять натюрморт;

  4. Совершенствовать навыки анализа художественных произведений.

Оборудование:

Презентация, план-конспект, альбомы, кисти

Презентация

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

  3. Ход урока.

  4. Практическое выполнение задания.

  5. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих.

2. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь с жанром «мертвая природа». А может кто-то знает привычное название этого жанра?

Учащиеся: Натюрморт.

3. Объяснение нового материала.

Учитель: Кто сможет дать определение этому жанру?

Учащиеся: Натюрморт – это картины, «героями» которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы.

Учитель: Интересно, что по-английски и по-немецки натюрморт определяется как «тихая» или «неподвижная жизнь».

Перед вами представлены два натюрморта.

Можно ли назвать данные постановки натюрмортами?

Учащиеся: Конечно, первый – это натюрморт, он красивый, здесь все гармонирует, сочетается. А второй – это просто одинаковые предметы.

(Кто-то не согласен, идет учебная дискуссия).

Учитель: Чтобы натюрморт состоялся, стал красивым и интересным, он должен быть грамотно составлен. Как вы думаете, что необходимо для этого знать?

Учащиеся: Какие-то правила, законы.

Правила составления натюрморта.

1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой.

2. В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету.

3. Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, могут соприкасаться, составляя единое целое, но не перегораживать друг друга.

4. В композиции натюрморта должен быть композиционный центр. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделять размером, формой, цветом, контрастом.

4. Практическое выполнение задания.

Учитель: Раз вы знаете правила, давайте проверим ваши знания на практике. Вам нужно составить натюрморт и дать ему название.

Учитель: Как вы считаете, составление натюрморта – это творческая работа или нет?

Учащиеся: Ответы.

Учитель: Перед вами репродукции натюрмортов (А. Шилов «Дары востока», Ю. Пименов «Ожидание»). Обратите внимания на названия произведений. Как вы считаете, почему авторы, воплощая свой творческий замысел, дали работам такие названия? Подберите к каждому натюрморту слова-определения с доски.

На доске написаны слова: ситуация, любование, характер, красота, жизнь человека.

Учащиеся : «Дары востока» — здесь показаны красота предметов и плодов востока. Очень точно переданы фактура и материальность предметов: прозрачность стеклянного бокала, гладкость и блеск металлического сосуда, налитый соком виноград. Художник любуется этой красотой и предлагает нам, зрителям, тоже полюбоваться дарами востока.

Учитель: Как бы вы назвали такой тип натюрморта? Подберите слова с доски.

Учащиеся: Любование, красота.

Учащиеся : На картине Ю. Пименова «Ожидание» все по-другому. Об этом натюрморте можно написать целый рассказ, за одним предметом судьба людей. Случилось несчастье, человек попал в больницу, звонят родственники – узнать о судьбе пострадавшего, и медсестра пошла за доктором. Это ожидание тянется очень-очень долго, и дождь за окном делает это ожидание особенно тоскливым.

Учащиеся: Нам тоже кажется, что эта картина связана с каким-то печальным событием. Произошла трагедия. И нужно как-то сообщить об этом. Все ушли, комната опустела и вот сейчас войдет человек, возьмет телефонную трубку. И если бы можно было продолжить эту картину, как фильм, мы бы увидели, как ссутулился этот человек, как поникли его плечи и как он глухо спрашивает: «Когда это случилось?»

Учитель: Как бы вы назвали такой тип натюрморта?

Учащиеся: Ситуация.

Посмотрите, пожалуйста, на таблицу «Виды пластического искусства» и ответьте. В каких видах пластического искусства можно встретить жанр – натюрморт?

Учащиеся: Ответы .

6.Подведение итогов урока.

Учитель: Что нового вы узнали на уроке?

Учащиеся: Ответы .

Учитель: Вы сегодня многому научились: были в роли зрителей, авторов, искусствоведов, а самое главное – вы не были равнодушными.

Предлагается тест на закрепление пройденного материала

На слайдах следующие вопросы:

Выберите верный ответ.

1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов:

а) тематически связанных

б) абсолютно разных

2. В состав натюрморта должны входить предметы:

а) одинаковые по форме и величине

б) разнообразные по форме и величине

3. В состав натюрморта должны входить предметы:

а) разнообразные по фактуре и цвету

б) одинаковые по фактуре и цвету

4. Предметы в натюрморте:

а) должны составлять единое целое

б) должны выстраиваться в одну линию

в) могут соприкасаться

г) могут полностью загораживать друг друга

5. Как вы считаете, есть ли в натюрморте композиционный центр? Если есть, то, как художники его выделяют?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here