Ананьева Елена Валентиновна
Учитель изобразительного искусства
ГБ ОУСОШ№10 г. Сызрань, Самарской области
Урок изобразительного искусства в 6 классе.
Тема урока: «Русский народный костюм».
Цель и задачи: научить учащихся любить свою страну, знать и хранитель традиции и культуру своего народа
Методы обучения: Беседа, объяснение нового материала, демонстрация дидактического материала.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран, кисти, альбом, акварель, цветные карандаши, иллюстрации.
Роль учителя: направить познавательную деятельность учащихся, контролировать, наблюдать.
Роль учащихся: Нарисовать русский народный костюм, адекватно оценить свою работу.
План урока:
-
Организационный момент -3 мин
-
Объяснение новой темы. Беседа по теме. Показ презентации -20 мин
-
Физминутка -2 мин.
-
Практическая работа -15 мин
-
Подведение итога -3 мин.
-
Рефлексия -2 мин.
Ход урока
-
Организационный момент.
«Здравствуйте, ребята»! Отмечаю отсутствующих. Смотрю готовность класса к уроку.
-
Объяснение новой темы.
Тема нашего урока «Русский народный костюм».
Любовь к родному краю, знание его истории —
основа, на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.
Лихачев Д.С.
Историческая страничка. Сегодня на уроке мы отправимся знакомиться с нашими предками, узнаем, что они носили. Знаете ли вы что-то об этом? (Презентация).
Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Особенно это относится к женскому костюму. Женская и мужская одежда изготавливалась из льняной, конопляной, шерстяной, полушерстяной ткани домашней выработки, а также из тканей фабричного производства: шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных, парчовых. Комплекс мужской будничной одежды состоял из рубахи-косоворотки с разрезом по левой стороне груди и штанов (портов). В зимнее время поверх холщовых штанов надевали штаны из домашней шерстяной ткани или онучного сукна. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким пояском, к которому, по мере надобности, прикрепляли гребень, дорожный нож или другие мелкие предметы. Праздничную рубаху делали из тонкого отбеленного холста и украшали тканьем и вышивкой красно-черными нитями «настилом» либо «крестом» по вороту и разрезу на груди, манжетам рукавов и подолу. Ноги обували в лапти с онучами или в сапоги, в зимнее время носили валенки.
Мужчины носили суконные кафтаны, зипуны, поддевки. Вышивка рубахи по оплечью и рукаву плотная — «набором» и гладью; делали рубаху и с косыми вставками из кумача с полосами наборного ткачества. Поясной фартук-завеску из холста расшивали двухсторонней гладью, тесьмой. К костюму полагался тканый шерстяной пояс, нагрудные украшения — «гаруси» (у мужчин — «грибатка», шерстяные, вязанные на спицах чулки с цветными полосами и туфли — «коты»).
В культуре русского народа различаются южнорусский и северорусский комплексы женской одежды.
северорусский – из рубахи и сарафана. Костюм украшают вышивки, тканые узоры, набойка.
Мы с вами рассмотрим более подробно северорусский народный костюм. С первого взгляда костюм кажется простым: сарафан, рубаха с расшитыми рукавами и головной убор. Основой является рубаха, преимущественно белого цвета. Шилась она из прямых полотнищ льняной или полотняной ткани домашнего изготовления. Форма рукавов была различной: прямые или суживающиеся к кисти, свободные или сборчатые. Рубахи украшались вышивкой льняными, шелковыми, шерстяными или золотыми нитями. Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах и подоле. Преобладало двухстороннее шитье красного, синего, черного цвета с металлическими блестками. Расположение орнамента на рубахах и его стилистика не случайны. Они защищают от злых духов.
Обязательным элементом костюма был передник. Невозможно представить народный русский костюм без пояса. Ходить без пояса считалось неприлично. Подвязывался под грудью или под животом. Пояса были плетеными или ткаными.
Вы никогда не встретите одинаково украшенных рубах, передников или головных уборов. Костюм украшают набойка вышивки, тканые узоры.
Женский костюм содержит много символики: так женский головной убор в виде рога (одного, двух или трех) несет в себе символ плодородия — плодовитость животных. Пояс разделяет фигуру наверх и низ, верх символизирует землю и небо, голова — солнце, божество (выделялась красным цветом); низ — вода, подземные источники. Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Вышила женщина ёлочки — значит, желает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель — это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. С ней нужно дружить. И женщина вышивает на одежде волнообразные линии, располагая их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь. Женские головные уборы – «сорока» и кокошник. Кокошник расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера, пушками. Девичьими головными уборами были повязки, венцы. Нижегородские девичьи повязки шились в виде прямой полосы ткани, обшитой металлическими блестками в один или несколько рядов. Украшены повязки объемным орнаментом, расшитым жемчугом, стразами, бусами. Край очелья обрамлен узорным кружевом. При надевании повязка принимает форму усеченного к верху конуса за счет плотного картона, подложенного под центральную часть повязки. Завязывается повязка тесьмой, продетой в прошитые с изнанки петли
К краям прошиты длинные ленты, украшенные золотой бахромой. Тесьма завязывалась под косой, а ленты ее прикрывают. В самом нарядном варианте костюма девушки подтыкали еще одну ленту, к которой прикалывали шелковый бант другого цвета, спускающейся к подолу сарафана.
-
Физминутка.
Мы устали, рисовали
наши рученьки устали,
мы немного потрясем,
и опять творить начнем.
Мы устали, рисовали
наши глазоньки устали,
мы немного поморгаем
и опять учиться станем.
-
Практическая работа.
А теперь приступим к практической части. Перед нами стоит задача нарисовать русский народный костюм. Но прежде приступить к работе, нам нужно вспомнить правила построения фигуры человека. Показываю на доске схему построения фигуры человека. Слежу за работой класса.
5. Подведение итога. Рефлексия.
Анализ детских работ. Подведение итога. Записываем домашнее задание.