Учитель: Кудинкина Валентина Владимировна
МБОУ КСОШ №4
Методическая тема:
«Формирование эстетического мышления учащихся через нетрадиционные техники рисования»
Урок ИЗО по теме «Пейзаж – большой мир».
6-й класс
Цель: познакомить с жанром живописи – пейзажем, научиться рисовать простейший пейзаж, используя возможности графического редактора,
Задачи образовательные:
-
познакомить с жанром пейзажа, с законами линейной и воздушной перспективы;
-
Изучить основные приемы работы с графическим редактором.
Развивающие задачи:
-
Развивать творческое воображение и образное восприятие мира учащихся через умение применять знания в новых ситуациях.
Воспитательные задачи:
-
Воспитывать нравственно – эстетическое представление, систему взглядов на окружающий мир.
-
Формировать чувство неразрывной связи человека с природой, бережного отношения к ней.
Методы:
по источникам знаний:
-
словесный (беседа);
-
наглядный (наблюдения учащихся, иллюстрации, репродукции);
-
практический;
-
видеометод (просмотр презентации, упражнения с использованием компьютера);
по характеру познавательной деятельности:
частично-поисковый;
по степени самостоятельности школьников:
-
учебная работа под руководством учителя;
-
самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: презентация «Пейзаж», компьютеры, мультимедийный проектор,таблицы.
Музыкальный ряд: сочинения П.Чайковского «Времена года», А.
Вивальди «Времена года» .
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы урока.
Учитель.
В очаровании русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас неочарованных людей…
Вот так поэт Н.Заболоцкий в стихотворении “Вечер на Оке” задал тему нашему уроку
Учитель. Ребята, какое новое слово вы услышали в этом стихотворении?
Предполагаемый ответ: пейзаж.
Учитель.
Как вы, ребята, думаете, в каком значении употребляется слово “пейзаж” или какой смысл имеет это слово? (Предполагаемый ответ). В стихотворении говорится о лесах, полях. Здесь слово “пейзаж” употребляется и рассматривается, как природа, потому что если в первой строчке заменить слово “Пейзаж” на слово “Природу”, то получится тоже хорошо, смысл не теряется.
В очаровании русской природы
Есть подлинная радость… и т.д
Учитель. Найдите в словаре значение слова «пейзаж»
Учащиеся объясняют значение слова «пейзаж»
1.«Пейзаж» – в переводе с французского – местность, страна, родина – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы.
2.В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира.
3.В Википедии определение следующее: пейза’ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).
б) Сообщение ученика на тему »Пейзаж — большой мир».
3.Изучение нового материала..
Учитель. Природа –это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством ,заложенным в ней ,помогает пейзаж. Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.
(слайд№2)
Сельский пейзаж
В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.
2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
3. Парковый пейзаж
В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей
4. Морской пейзаж
Картины с изображением морского пейзажа ещё называют маринами.
5. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.
6. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека – создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций.
Учитель
Какие виды пейзажа характерны для нашего района? Обратите внимание на картины наших земляков
Учитель. Для того чтобы грамотно написать картину необходимо располагать знаниями о перспективе.
Перспектива – это система отображения на плоскости глубины пространства.
Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности.(слайд3)
Рассмотрим схему определения линии горизонта. Познакомимся с понятиями – точка зрения, линия горизонта, картинная плоскость.
Точка зрения – это взгляд из одной неподвижной точки.
Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.
Картинная плоскость – это изображение видимых предметов в том порядке, в котором мы их видим.(слайд)
Для изображения глубины дальний предмет следует частично закрывать ближним.
Ближний предмет следует изображать крупнее удалённого.
Основания ближнего предмета следует изображать ниже основания удалённого.
Горизонтальные рёбра, параллельные картинной плоскости, надо изображать прямыми горизонтальными линиями.
Горизонтальные ребра в угловом положении надо изображать наклонными линиями и короче.
Плоскость круглой формы в угловом положении нужно изображать эллипсом.
Учитель Откройте учебники на странице147.Задание №2.Прочитайте задание и ответье на вопрос.
Учитель. Воздушная перспектива (таблица на доске)-изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета ,очертаний и степени освещённости, возникающее по мере удаления натуры от глаз.
1.Все ближние предметы изображаются детально, дальние –обобщённо.
2.Для передачи пространства контуры ближних предметов делают резче, а удалённых -мягче.
3.Удалённые светлые предметы надо слегка притенять, а тёмные осветлять.
4.Ближние предметы изображаются объёмно, а дальние – плоско.
5.Ближние предметы -ярко окрашенные, а удалённые бледнее и одинаковыми красками.
В утренние часы преобладают холодные, голубоватые оттенки. В ночном пейзаже — синеватые и зеленые оттенки, в дневном пейзаже — насыщенные, яркие.
Элементы пейзажа: земля, растительность, деревья и кустарники.
Учитель. Выяснив, что такое пейзаж, переходим к практическому выполнению работы. Вы конечно же поняли, что пейзаж мы сегодня будем рисовать необычный. Графический редактор Paint нам поможет нарисовать простейший пейзаж. Я покажу детские работы в графическом редакторе.
Учитель. Я напомню о возможностях работы графического редактора.
Запуск программы Paint (слайд5)
Для запуска графического редактора Paint достаточно щелкнуть по его значку, который находится в меню Стандартные, подменю Все программы Главного меню.В верхней части экрана лежит палитра, в ней показаны текущие цвета изображения и фона. Создавая изображение в программе Paint, вы при помощи инструментов помещаете в рабочую область (как на холст) различные графические объекты. Такой процесс очень похож на обычное рисование. Программа Paint имеет ряд инструментов, позволяющих написать, нарисовать выдуманную картину.
Заглянем в ящик с инструментами (учитель задает вопросы учащимся о предназначении значков разных инструментов, и демонстрируя их ответ на экране)
Примерные ответы учащихся | |
Ластик | предназначен для стирания отдельных частей рисунка |
Заливка | заполняет замкнутые контуры цветом. Надо помнить, что если закрашиваемая область ограничена контуром, который имеет разрывы, краска просочится за пределы контура. Если это произойдет, нужно воспользоваться командойОтменить, залатать дырку. |
Карандаш | служит для рисования произвольных линий разной ширины |
Кисть | предназначена для рисования произвольных линий. При этом можно выбрать подходящую форму кисти и размер;
|
Распылитель | позволяет добиться эффекта пульверизатора. Чем медленнее мы его перемещаем, тем плотнее закрашивается поверхность. |
Линия | служит для рисования прямых линий |
Кривая | позволяет изображать сглаженные кривые |
Прямоугольник | служит для рисования прямоугольников и квадратов |
Эллипс | служит для изображения эллипсов и окружностей |
4.Физкультминутка(Слайд8)
5.Практическая работа.
Учащиеся работают в группах (в парах) в графическом редакторе. Учитель консультирует учащихся. После завершения работы учащиеся могут защитить свой проект (по желанию)
6.Тест на закрепление (Cлайд9)
1.Какого инструмента нет в графическом редакторе?
а) Заливка; б) Валик; в) Кисть; г) Карандаш.
2.Пейзаж
а) изображение животных б) изображение мёртвой природы 3) изображение природы
3.К какому виду пейзажа относится картина
художника И.К. Айвазовского «Чесменский бой»
а) сельскому б) морскому c) парковому
7.Рефлексия Слайд
8. Подведение итогов урока
1.Итак, графический редактор одна из удобных информационных технологий для рисования, познакомились с законами воздушной и линейной перспективы
2.Оценки.
9. Домашнее задание: учебник Изобразительное искусство Л.А.Неменская стр.141. задание 5.