Сусова Марина Алексеевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №129
Номинация: Урок с позиции УУД
Практическая направленность и социальная значимость урока
УМК «Планета знаний»
Учебник: Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапова 1 класс
Конспект урока по окружающему миру с использованием приемов проблемно – диалогической технологии
Тема урока: «Твоя одежда» 1 класс
Тип урока: Открытие новых знаний. Урок – путешествие ( урок с использованием приемов проблемно- диалоговой технологии)
Тема: Твоя одежда
Цель урока: Формирование представлений обучающихся о значении одежды в жизни людей, о её соответствии сезону и погоде, а так же профессии или роду занятий человека. Освоение опыта классификации одежды в зависимости от её значения для человека по трём аспектам: гигиеническому, эстетическому и профессиональному. Воспитание стремления использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основные понятия:
-
Деловая одежда; спортивная одежда; рабочая одежда; домашняя одежда.
Ресурсы:
-
Предметные картинки; рабочая тетрадь “Окружающий мир”; карандаши; мультимедийное оборудование , презентация, индивидуальное пособие «светофор»
Планируемый результат обучения:
Личностные: проявлять чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе
Предметные: определять значение одежды для человека: гигиеническое, эстетическое, профессиональное
Метапредметные: регулятивные – умение оценивать свои знания и критично относиться к своей работе познавательные- находить необходимую информацию в рисунках, сравнивать и классифицировать предметы одежды
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
1.Самоопределение к деятельности
Актуализация опорных знаний (4мин) | Прозвенел звонок для нас. Поздоровались учтиво. Что ж начнём урок, друзья.
Ребята, чтобы узнать, о чём будет наш урок, вам нужно отгадать загадки.
Дождик льётся не на шутку, Если мёрзнут даже зубы, Мы зимою, по привычке, Знает умник и невежда Людям всем нужна … (одежда) | самопроверка готовности к уроку
| Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. |
|
|
Хоровое отгадывание загадок |
|
|
| ||
2.Постановка учебной задачи. (5мин) | Продолжаем наше путешествие. Посмотрите в маршрутный лист на стр. 30-31. Следующая станция нашего путешествия «Твоя одежда». (Стук в дверь кабинета. Учитель открывает дверь на пороге двое учеников. Девочка в домашнем халате и тапочках. Мальчик в футбольной форме. Учитель удивлённо смотрит на ребят).
— Что еще вам хотелось бы узнать об одежде?
— Прежде, чем мы с вами будем искать ответы на ваши вопросы, оцените с помощью светофора, что вы уже знаете об одежде. -красный: не знаю — желтый: мало знаю — зеленый: много знаю
|
Формулируют вопросы
— Какую одежду мы одеваем в разное время года, и зависит ли это от погоды; — Как правильно одеваться, чтобы не заболеть. — В какой одежде ходят в театр, в гости, на прогулку; как же нам одеваться, чтобы не выглядеть смешно и быть всегда красивыми.
Дети, используя пособие светофор, оценивают свои знания по этой теме, поднимая карточку определенного цвета. |
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
умение оценивать свои знания и критично относиться к своей работе
|
Формирование познавательной мотивации |
|
3. Открытие нового знания.
Работа в группах (16 мин)
Физминутка (2мин) | Скажите, пожалуйста, а где ваши мамы обычно покупают вам одежду?
Правила работы в группе. 1)Умей выслушать товарища; 2)Своё мнение должен высказать каждый; 3)Закончив дело, помоги другу; 4)Работай тихо, чтобы не мешать другим; 5)Рабочее место содержи в порядке. Задание группам.
— 4 группа выясняет: «Как правильно одеваться, чтобы не заболеть» — Расскажите, кто из ребят может заболеть и почему. Что нужно сделать, чтобы этого не случилось.
Что – то стало холодать, Нужно шапку надевать. И на обе наши ножки Обуть тёплые сапожки. Шубку, варежки надели И бежим гулять скорее.
Отчет групп (По ходу отчёта учитель вывешивает картинки отчитавшихся групп на доску) I группа -Одинаковую ли одежду мы одеваем в разное время года? От чего это зависит? -Отличается ли одежда, которую вы носите весной и осенью? Почему? -Как вы оденетесь зимой, летом и осенью? Покажите картинки. II группа -Отличается ли одежда людей разных профессий? -Можно ли по одежде человека узнать его профессию? -Люди каких профессий изображены на ваших картинках? III группа -На какие группы вы разделили всю одежду? -Что значит «деловая одежда»? -Что именно относится к деловой одежде? Покажите. — Куда в такой одежде ходят взрослые? -Что относится к «спортивной одежде»? — Какая спортивная одежда есть у вас? -Покажите «рабочую одежду»? -В чем вам удобно ходить дома? -Как называется такая одежда?
-Почему же ребята могут заболеть? -Как нужно одеваться, чтобы этого не случилось? -Какую одежду вы оденете в холодную погоду, а какую в жаркую? |
— В магазине
Исследовательская деятельность групп.
Дети повторяют движения за учителем, имитируя одевание человека.
Отчет групп идет в диалоге с учителем |
|
Умение находить необходимую информацию в рисунках, сравнивать и классифицировать предметы одежды
определять значение одежды для человека: гигиеническое, эстетическое, профессиональное
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
|
Умение договариваться. Находить общее решение.
Умение слушать и вступать в диалог
проявлять чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе
|
4.Первичное закрепление. (4-5мин
2мин | — Муравьишко попросил меня рассказать ему про одежду. Ведь скоро наступит зима, а он не знает, какая бывает одежда и для чего она нужна. Сейчас мы просмотрим презентацию. Вспомнив всё, что мы узнали сегодня на уроке об одежде. И ответим на вопросы Муравьишки.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Работа в тетрадях. -Откройте свои тетради на стр. 29. Задание выполняется простым карандашом. (учитель показывает нижний рисунок на стр. 29 и объясняет задание). -Девочки подбирают, какая обувь больше всего подходит к платью. -Мальчики помогают подобрать подходящую обувь мальчикам.
| Просмотр презентации «Твоя одежда».
Ответы на вопросы
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
ребята самостоятельно выполняют задание, а затем сравнивают свой выбор с картинкой на экране
|
|
Умение корректировать, вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном |
|
5. Рефлексия (1мин) |
Ребята, ответили ли мы с вами на все интересующие нас вопросы? Много ли вы узнали нового?
Покажите, используя «светофор» как много вы теперь знаете по теме «одежда». Я рада, что вижу у всех зеленый цвет. А где вы сможете использовать свои новые знания? |
Используют пособие «светофор», дают оценку своим новым знаниям
Ответы детей | умение оценивать свои знания и критично относиться к своей работе
|
|
|
Литература
1. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапова учебник «Окружающий мир» 1 класс
2. Рабочая тетрадь по окружающему миру 1 класс
3. Г.С.Гулуева Поурочное планирование «Окружающий мир» издательство «Волгоград»2013г.
4.М.А.Пинская «Новые формы оценивая» издательство «Просвещение» 2013г.
5. Мельникова Е.Л. «Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками» Пособие для учителя. М., 2002