Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – Жостово

  2. Показать принцип построения композиции, используя элементы росписи.

  3. Развивать творческие способности учащихся.

  4. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.

  5. Воспитывать чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Тип урока : комбинированный ( с использованием элементов игры путешествия) коллективная работа .

Зрительный ряд: мультимедийное оборудование; презентация .

Музыкальный ряд: народная музыка.

Ход урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя сопровождается мультимедийной презентацией. Слайды 1-3

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!

Сколько сказочных мест у России!

Городов у России не счесть!

Может где-то бывает красивей,

но не будет роднее, чем здесь!

И сегодня мы, ребята, путешествовать пойдём,

По деревням и по хатам, мы заглянем в каждый дом.

Кто живёт там спросим, о себе рассказать попросим.

И узнаем мы, наверное, что-то новое и необыкновенное!

  1. Подготовка к восприятию нового материала. Беседа по пройденному материалу, с использованием презентации.

Скажите, с каким народным ремеслом уже познакомились?

Назовите особенности Дымковской игрушки.

Чем отличается Филимоновская игрушка от Дымковской?

Что можете рассказать о матрёшке?

  1. Изучение нового материала. Информация учителя сопровождается показом слайдов.

В нашей огромной стране очень много народных умельцев, которые создают изделия декоративно-прикладного искусства. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с истоками и современным развитием народного промысла Жостово.

Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон.

Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Их изготавливали наряду со шкатулками и табакерками. В богатых домах встречались и металлические подносы, изготовленные на Урале и в Санкт-Петербурге. И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски.

В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» — не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.

Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками.

В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная «царица садов и оранжерей» – роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки.

Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок: букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.

Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет, как поднос, неизбежно приобретает высокие качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне.

Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил. Посмотрите, как составляют букет на подносе.

Этапы и приёмы росписи.

Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.

Тенёжка – Художник наносит цветные тени, появляется объём.

Бликовка – Наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.

Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.

Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.

  1. Закрепление ранее изученного материала. Практическая работа.

Инструктаж к самостоятельной работе. Мастер-класс (показ учителя поэтапного изображения цветка).

Каждый из вас нарисует несколько цветов , вырежет, и затем, все вместе вы составите букет на подносе.

Самостоятельная работа .

Проводить индивидуальную работу, делать методические указания.

  1. Итог урока. Проверка усвоения изученного материала.

В конце урока дети собирают букет на заранее подготовленный фон. Каждый ребёнок видит результат: в коллективной работе частичку своего труда.

Наше путешествие в село Жостово подошло к концу, мы должны отправляться дальше. Что интересного и нового вы сегодня узнали?

Какие предметы создают Жостовские умельцы? Что особенного в творчестве мастеров из Жостово?

Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №14

г. Зернограда.

Урок изобразительного искусства по теме:

«Жостовский букет».

5 класс

Коллективная работа.

(Урок изучения и первичного закрепления новых знаний).

Учитель Пустоветова Г.Н.

2008-2009 учебный год.

Самоанализ урока.

Тема урока: «Путешествие в рукотворную страну. Жостовский букет». Это 4 урок по теме: «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие». На предыдущих уроках знакомились с народной игрушкой из Дымково и Филимонова, лепили её, матрёшкой. На последующих уроках дети узнают об особенностях Гжельской, Хохломской и Городецкой росписей. Из всех народных промыслов Жостовская самая сложная в изображении, работать нужно по тёмному фону, выполняя последовательно все этапы росписи, гуашь не успевает высыхать и размазывается. Поэтому я выбрала индивидуально коллективную форму работы, когда каждый ученик рисует отдельный элемент и приклеивает его на заранее подготовленный фон подноса, учитывая особенности композиции. В классе 12 человек, присутствовало на уроке . Дети работоспособные, с интересом занимаются изобразительным творчеством. Особенно одаренных нет, трудно даётся Мирзоеву Игорю. При планировании урока учитывала индивидуальные особенности учащихся, группа детей рисующих крупные цветы – это наиболее способные, остальные рисовали мелкие цветы и листья, Игорь работал по образцу. Задачи урока: познакомить с особенностями Жостовской росписи, принципом построения композиции, развивать навыки работы кистью без предварительного рисунка, развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство гордости за богатое культурное наследие России.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Структура урока помогала поддерживать интерес и работоспособность на всех этапах. Использование стихов и слайдов о красоте русской земли в начале урока эмоционально погрузили ребят в проблему урока. Элемент путешествия тоже помог этому. При повторении ранее изученного материала, в ходе беседы я использовала слайды с фотографиями работ самих детей. Раскрытие новой темы в форме изложения учителя с богатым сопровождением наглядного материала. Инструктаж к работе провела в форме мастер-класса, пример учителя главное средство получения хороших результатов. Самостоятельная работа сопровождалась индивидуальной и фронтальной работой. При подведении итогов урока, отвечая на вопросы учителя, ученики назвали особенности Жостовской росписи, и я думаю, что не спутают её с другими, а это и было главной задачей урока. Ведь за один урок нельзя научить расписывать поднос, мастера учатся этому годами. Поэтому считаю, что все поставленные задачи реализованы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here