«Современное декоративное искусство. Витраж»

Урок ИЗО по программе Б.М. Неменского, 5-й класс

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • знакомство учащихся с искусством витража;

  • формирование представления об истории развития витража.

Развивающие:

  • развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создания декоративной работы;

  • сформировать навыки работы над имитацией техники витража.

Воспитательные:

  • создание условий для формирования эстетического вкуса.

  • Оборудование: презентация «Витражи», мультимедийный проектор, компьютер.

Материалы и инструменты (по выбору детей):

— листы кальки вклеенные в картонные рамки, цветная акварель, кисти, черный маркер или черная тушь;

— стеклянная посуда ( креманки , тарелки) , черный контур по стеклу , витражные краски по стеклу .

Ход урока.

I. Подготовительный этап. Сообщение темы урока

Сегодня мы познакомимся с современным декоративным искусством.

Если декоративная работа имеет большие размеры и предназначена для украшения здания, то это произведение относится к монументальному искусству Монументальные произведения – это живописные произведения большого размера, которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи.

-Какие произведения живописи мы относим к монументальным видам искусства?

Взгляните на наше окно, вас ждет небольшой сюрприз (отдергиваю штору, на стекле окна закреплены большие листы кальки с нарисованными витражами)

Видите, какое чудо получилось? Свет прошёл сквозь краски, и они заиграли, загорелись, засветились так сильно, так многоцветно! Весело, хорошо, нарядно! Сразу настроение стало улучшаться.

Витраж это живопись на стекле.

II. Формирование знаний.

Витраж — это картина, выполненная из кусочков стекла посредством свинцовых узких полос

Витраж (франц. vitrage? от лат. vitrum — стекло)- орнаментальная или сюжетная декоративная композиция в окне, двери, перегородке из стекла или другого материала, пропускающего свет

Во все времена самыми роскошными, нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света. Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы – каркаса, или так называемой арматуры, а иногда скрепляются цементом.

Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.

1. Страничка истории

— Как вы думаете, витраж – это современный вид искусства или у него есть своя история?

Умные люди открыли это чудо цветного стекла давно – давно, в стародавние времена, в стране Египет. Окрашенные стёкла вставляли в окна домов, храмов.

Послушайте, как рассказывал Виктор Гюго о витраже: «… Собор Парижской богоматери является примечательным образцом подобной разновидности. Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника – это не только страница истории Франции, но и история науки и искусства… Внутри собора было уже пусто и сумрачно. Боковые приделы заволокло тьмой, а лампады мерцали, как звезды, так глубок был мрак, окутывающий своды, лишь большая розетка фасада, разноцветные стекла которой купались в закатном луче, переливались во мраке, словно груда алмазов, отбрасывая свой спектр на другой конец неба».

2. Современная техника выполнения

Последнее время талантливые художники разработали новую технику: вместо тонких стекол берут толстые — от 5 до 25 см толщины. Такие стекла по формату и цвету, заданному художником, отливаются прямо на стекольном заводе и присылаются в мастерскую, где составляется витраж. Скрепляют их проволочной арматурой и пласцементом — новым, очень прочным материалом.

3. Рассказ о витражах, под музыку и показ слайдов

С тех пор искусство витража приходит на помощь людям, помогая их постройкам стать более нарядными, праздничными, загадочными. Очень любили вставлять цветные стёкла в окна знаменитых соборов и храмов. По всей Европе можно встретить такие соборы, из окон которых льётся синий и красный, зелёный и золотой свет. Его потоки мягкими волнами попадают внутрь храма, в нём становится таинственно и волшебно. Лица людей, вещи, стены, даже пол делаются загадочными, словно прикрытые тонкой цветной дымкой, мягко сияют глаза, отблёскивая навстречу лучам цветного света…

И много-много в мире можно встретить таких цветных окон-картин. Делают их по-разному. Иногда красят само стекло имитация витража, или витраж собирают из кусочков цветных стёкол, которые вырезают по контуру рисунка и скрепляя между собой крепкими металлическими полосками.

4. Вопросы учащимся

Сегодня витражи окружают нас в нашей повседневной жизни.

-Какие примеры вы можете привести?

  • Предметы быта — настольные лампы, экраны для каминов, подсвечники.

  • Двери с цветными стёклами между комнатами в некоторых квартирах.

  • Витрины магазинов с узором из цветных стёкол.

  • Цветные панно с подсветом в кафе, клубах, театрах, в парках

III. Практическая работа

Не забывайте, что в настоящем витраже мастер имеет дело со стеклом, которое надо вырезать по рисунку, поэтому линии его делайте простыми, четкими, лучше всего прямыми.

1 вариант.

1. Выполнить эскиз композиции.

2. Подложив под кальку, обведите его.

3. Разбейте линиями на сегменты и заполните их разноцветной акварелью.

4. Подождав, когда краска немного подсохнет, наведите черным маркером или тушью линии, имитирующие свинцовые перемычки.

2 вариант ( работа витражными красками по стеклянной посуде).

1.Протереть рабочую поверхность стекла чистой салфеткой ( чтоб снять возможные загрязнения )

2. Нанести на поверхность рисунок тонким маркером по стеклу.

3. Продублировать его черным контуром по стеклу. Подсушить слегка феном.

4. Аккуратно и не торопясь заполнить ячейки между линиями контура витражной краской.

Хорошо подумайте, как распределить цвета, что нужно выделить. Если это не продумать, то работа может выглядеть настолько раздробленной, что нельзя будет понять, что же вы хотели изобразить.

Можно сделать витраж в определенной цветовой гамме, например, только в теплых тонах, как акцент, бросив кое-где холодный.

IV. Выставка и анализ работ учащихся

V. Рефлексия

— С каким видом монументальной живописи мы познакомились сегодня на уроке?

— Что мы называем витражом?

VI. Самооценивание

— Понравилась ли вам работать на уроке?

— Какие эмоции вы испытывали, работая над витражом?

Литература:

1. Н.А. Горяева, О.В. Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Учебник для 5 класса под редакцией Б.М. Неменского, М.Просвещение 2003

2. М.А. Порохневская. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского Изобразительное искусство 5 класса, Волгоград 2003

3. Т.Б.Сапжникова, О.А. Коблова. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, М. Педагогический университет «Первое сентября» 2009

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here