ЗНАЧЕНИЕ ЭМБЛЕМАТИКИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ МЕСТА ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

(5 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения геральдического искусства, символикой цвета в Средневековье.

  2. Сформировать навыки изображения семейного герба или эмблемы класса.

  3. Развивать эстетический вкус и творческое воображение.

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, эвристический.

Приёмы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.

Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы.

Зрительный ряд: педагогический рисунок с изображением гербов, иллюстрации.

Задачи урока: придумать свой герб, герб своей семьи, класса или школьного кабинета, используя язык символов.

Материалы для работы: бумага, акварель, гуашь, кисти.

Ход урока:

I. Организационная часть.

Подготовка учащихся к работе на уроке. Объявление темы и целей урока.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Введение нового материала.

Учитель. Самые первые гербы появились в Западной Европе в Средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые изображали на боевых щитах, а также шлемах, флагах и попонах лошадей. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии.

Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек, которому дозволено его носить. Герб был знаком чести рода.

В XIVXV веках в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами-символами, эмблемами. Такое платье помогало легко отличить представителя одного знатного рода от другого и в то же время несло информацию в знаках и о самом человеке.

Свои (цеховые) гербы были и у ремесленников.

Именно в эпоху Средневековья в Европе появилось новое искусство (и новая наука) — геральдика, — связанное с составлением гербов.

Рассмотрите форму щитов, а также геральдические фигуры, которые делят щит на несколько полей определенного цвета. (Учитель демонстрирует рисунок с изображением гербов.)

Наряду с геральдическими в украшении гербов использовались негеральдические фигуры — изображение человека, растений, животных, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (дракона, единорога, грифона и др.).

Каждое условное изображение имело свое значение:

дуб, медведь означали силу;

факел, раскрытая книга — знание;

пчела — трудолюбие;

лавр — славу;

крылатый змей — зло, смуту;

дракон — могущество;

рука — храбрость.

Цвет гоже имел символическое значение.

Желтый и белый цвета соответствовали цвету золота и серебра. Золото считалось символом богатства и справедливости, серебро — символом невинности и чистоты.

Использовались еще пять цветов:

червленый (темно-красный) — символ любви, смелости;

голубой — символ красоты и величия;

зеленый — символ изобилия;

пурпурный (красный с оттенком синего) могущество;

черный мудрость.

Самую важную часть герба (щит) по сторонам обычно поддерживают фигуры-щитодержатели — люди, птицы, звери. Герб украшает лента с девизом. Венчает герб корона. В наше время свои гербы имеют государства и многие города. Давайте рассмотрим герб Москвы. Сначала читаем цвет: красный — символ мужества, неустрашимости; голубой — символ красоты и величия; потом фигуру: всадник с копьем, или святой «ездец», — это Георгий Победоносец; змей — зло, смута.

В гербах отражали то характерное, что было присуще данному городу: природу, образы народных сказаний и т. д.

Вспомните, как выглядит герб нашего города. Попробуйте его прочитать.

Ну а теперь придумайте свой собственный герб, герб своей семьи, используя язык символов. Продумайте форму шита, его деление, фигуры, символы, дополнения к щиту, которые вы сочтете необходимыми, а также цвет, девиз, учитывая интересы, увлечения свои и членов своей семьи. Рисунок и цветовое решение должны быть предельно лаконичными и выразительными. Включая предметы в свой герб, постарайтесь предельно упростить их, исключив в них ненужные подробности и мелкие детали, превратив в символы.

Можно придумать эмблему класса или школьного кабинета.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

V. Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления изученного материала:

  1. Зачем людям понадобились отличительные знаки? О чем могут рассказать герб, эмблема?

  2. Что вы можете сказать о языке геральдики? Что означает выражение «прочитать герб»?

Демонстрация и анализ работ учащихся.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here