ЗНАЧЕНИЕ ЭМБЛЕМАТИКИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ МЕСТА ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ
(5 класс)
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
-
Познакомить учащихся с историей возникновения геральдического искусства, символикой цвета в Средневековье.
-
Сформировать навыки изображения семейного герба или эмблемы класса.
-
Развивать эстетический вкус и творческое воображение.
Методы обучения: диалогический, репродуктивный, эвристический.
Приёмы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.
Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы.
Зрительный ряд: педагогический рисунок с изображением гербов, иллюстрации.
Задачи урока: придумать свой герб, герб своей семьи, класса или школьного кабинета, используя язык символов.
Материалы для работы: бумага, акварель, гуашь, кисти.
Ход урока:
I. Организационная часть.
Подготовка учащихся к работе на уроке. Объявление темы и целей урока.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Введение нового материала.
Учитель. Самые первые гербы появились в Западной Европе в Средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые изображали на боевых щитах, а также шлемах, флагах и попонах лошадей. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии.
Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек, которому дозволено его носить. Герб был знаком чести рода.
В XIV—XV веках в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами-символами, эмблемами. Такое платье помогало легко отличить представителя одного знатного рода от другого и в то же время несло информацию в знаках и о самом человеке.
Свои (цеховые) гербы были и у ремесленников.
Именно в эпоху Средневековья в Европе появилось новое искусство (и новая наука) — геральдика, — связанное с составлением гербов.
Рассмотрите форму щитов, а также геральдические фигуры, которые делят щит на несколько полей определенного цвета. (Учитель демонстрирует рисунок с изображением гербов.)
Наряду с геральдическими в украшении гербов использовались негеральдические фигуры — изображение человека, растений, животных, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (дракона, единорога, грифона и др.).
Каждое условное изображение имело свое значение:
дуб, медведь означали силу;
факел, раскрытая книга — знание;
пчела — трудолюбие;
лавр — славу;
крылатый змей — зло, смуту;
дракон — могущество;
рука — храбрость.
Цвет гоже имел символическое значение.
Желтый и белый цвета соответствовали цвету золота и серебра. Золото считалось символом богатства и справедливости, серебро — символом невинности и чистоты.
Использовались еще пять цветов:
червленый (темно-красный) — символ любви, смелости;
голубой — символ красоты и величия;
зеленый — символ изобилия;
пурпурный (красный с оттенком синего) могущество;
черный мудрость.
Самую важную часть герба (щит) по сторонам обычно поддерживают фигуры-щитодержатели — люди, птицы, звери. Герб украшает лента с девизом. Венчает герб корона. В наше время свои гербы имеют государства и многие города. Давайте рассмотрим герб Москвы. Сначала читаем цвет: красный — символ мужества, неустрашимости; голубой — символ красоты и величия; потом фигуру: всадник с копьем, или святой «ездец», — это Георгий Победоносец; змей — зло, смута.
В гербах отражали то характерное, что было присуще данному городу: природу, образы народных сказаний и т. д.
Вспомните, как выглядит герб нашего города. Попробуйте его прочитать.
Ну а теперь придумайте свой собственный герб, герб своей семьи, используя язык символов. Продумайте форму шита, его деление, фигуры, символы, дополнения к щиту, которые вы сочтете необходимыми, а также цвет, девиз, учитывая интересы, увлечения свои и членов своей семьи. Рисунок и цветовое решение должны быть предельно лаконичными и выразительными. Включая предметы в свой герб, постарайтесь предельно упростить их, исключив в них ненужные подробности и мелкие детали, превратив в символы.
Можно придумать эмблему класса или школьного кабинета.
IV. Самостоятельная работа учащихся.
V. Подведение итогов урока.
Вопросы для закрепления изученного материала:
-
Зачем людям понадобились отличительные знаки? О чем могут рассказать герб, эмблема?
-
Что вы можете сказать о языке геральдики? Что означает выражение «прочитать герб»?
Демонстрация и анализ работ учащихся.