Тема урока: Коллаж (5 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

1. Дать представление о коллаже.

2. Сформировать первичные навыки изготовления декоративной композиции в технике коллажа.

3. Развивать эстетический вкус.

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, эвристический.

Приемы преподавания: беседа, объяснение,-демонстрация, постановка вопросов.

Приемы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы.

Форма работы: индивидуальная.

Задание: выполнить коллаж «Ваза с цветами».

Материалы: набор старых открыток или журналов «Сад и огород», рекламные каталоги, ножницы, клей, картон, цветная или крепированная бумага, калька.

Зрительный ряд: фоторепродукции с изображением коллажа Ж. Брака «Кларнет», коллажей А. Лентулова, Л. Попова, В. Татлина, О. Розанова, К. Малевича.

Ход урока

I. Организационная часть.

Подготовка учащихся к работе на уроке. Объявление темы и целей урока.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Введение нового материала.

Учитель. Удивительные композиции можно создавать не только с помощью карандашей, кистей и красок, но и весьма необычным способом соединением нетрадиционных материалов, то есть в технике коллажа.

Коллаж (от французского «наклеивание») — прикрепление к какой-либо основе материалов, отличающихся по цвету и фактуре, — получил особое распространение в XX веке, хотя и не является новейшим изобретением. Аналогичные приемы можно встретить в иконе, где сочетаются разнородные материалы -живопись, золото нимбов и фона, богатый драгоценный убор, состоящий из тканых риз, басменных окладов. Или, например, «Портрет молодого человека с медалью» С. Боттичелли, в который вмонтирован гипсовый слепок настоящей медали.

Широкое применение коллажа началось во время расцвета стиля «модерн». И обращение к нему произошло не столько сознательно, сколько интуитивно, в процессе поиска усиления декоративности звучания произведений. Показательным примером в этом отношении является творчество австрийского художника Густава Климта. Его картины напоминают собой пестрый ковер, в который вводятся различные материалы: фольга, ткани, серебряные нитки, даже камешки. Многочисленные фрагменты, подобно мозаике, вспыхивают и мерцают.

Многие художники украшают свои коллажи музыкальными инструментами: гитарой, кларнетом, мандолиной, флейтой. В некоторых работах можно увидеть лоскутки ткани и ленточки, веревки и пуговицы, палочки и скрепки, ракушки и перышки, песок и т. д. Все богатства форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы может использовать художник для создания своей композиции.

Сегодня на уроке мы тоже попробуем создать декоративное панно в технике коллажа. Чтобы сделать коллаж, вам не потребуются специальные материалы, вы можете использовать то, что найдете у себя дома — старые открытки, вырезки из журналов и рекламных каталогов, оберточную бумагу, фрагменты обоев

Возьмите, к примеру, журнал по садоводству, каталог цветочного магазина или старые поздравительные открытки — и у вас в руках окажется идеальный материал для того, чтобы сделать коллаж «Ваза с цветами».

Для фона коллажа лучше всего подойдет кремированная бумага нежно-голубого цвета. Одно из достоинств такой бумаги заключается в том, что если снять один слой, она станет полупрозрачной. Это значит, что сквозь нее могут просвечивать другие цвета и силуэты. Если данный материал отсутствует, то можно использовать обычную цветную бумагу или кусочек обоев пастельных тонов без орнаментального рисунка. И нет ничего проще, чем создать этот коллаж с цветочной вазой. Просто перерисуйте силуэт вазы и цветы на простой лист картона или альбомный лист, а затем приклейте сверху на изображение вырезанные из открыток или журналов яркие детали.

На классной доске учитель изображает несложный натюрморт: вазу с цветами, стоящую на поверхности стола. Учащиеся могут внести какие-либо изменения в рисунок.

IV. Самостоятельная практическая работа учащихся.

Учитель. Когда будут выполнены основные линии рисунка, можно перейти к более мелким деталям. Вырезайте их из цветной бумаги различной фактуры и наклеивайте на яркую крепированную бумагу, которая будет служить фоном. Старайтесь использовать насыщенные теплые цвета (оранжевые, красные, желтые, розовые). Насыщенные — значит яркие.

Сделаем шаблон лепестков. Не все вырезанные вами из цветной бумаги фигуры будут точно совпадать с изображенным силуэтом. Чтобы облегчить себе работу, переведите некоторые лепестки на кальку.

Вырезаем по шаблонам. Теперь выбирайте несколько разных листов цветной бумаги, подкладывайте их под кальку и вырезайте лепестки.

Наклеиваем фон. Смажьте голубую крепированную бумагу тонким слоем клея ПBA и наклейте ее таким образом, чтобы закрыть все очертания цветов и половину вазы.

Делаем стол. Смажьте тонким слоем клея ПВА лист красной или желто-коричневой бумаги и наклейте поверх участка, размеченного под стол.

Делаем вазу и тень от лее. Вырежьте из сиреневой бумаги падающую от вазы тень и наклейте ее. Затем приклейте саму вазу из выбранной вами бумаги. Цвет бумаги подбирайте как контрастный к цвету поверхности стола (желто-зеленый, изумрудный или серо-голубой).

Наклеиваем цветы. Вырезанные вами по шаблонам цветы наклеивайте на подходящие для них места. Для создания цветов можно использовать не шаблоны, а фотографии с настоящими цветами, которыми вы хотели бы украсить свой букет. Не волнуйтесь, если какой-нибудь цветок не совпадет с оригинальным силуэтом. Импровизация в этой работе только приветствуется.

V. Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления изученного материала:

  1. Что такое коллаж?

  2. Какие материалы используют художники в создании композиции в технике коллажа?

В завершение учитель демонстрирует декоративные композиции учащихся. Анализируются и оцениваются совместно с детьми их творческие работы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here