КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная)
начальная школа – детский сад №2» Минобразования Чувашии
Логопедическое подгрупповое занятие
по развитию речи в 3 классе
по теме:
«Составление предложений
по материалам
наблюдений на данную тему»
Составила и провела
учитель-логопед
1 квалификационной категории
Иванова В.И.
Чебоксары
декабрь, 2013 год
Цель: составление предложений по материалам наблюдений на тему «Новогодний праздник»
Образовательные задачи:
-
развивать умение определять части речи;
-
закреплять умение составлять словосочетания между существительным и прилагательным; упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе;
-
формировать умение составлять предложения;
-
пополнить лексический запас обучающихся, дать сведения о словах «маскарад», «маскарадный»;
-
учить использовать средства выразительности для описания своих наблюдений.
Коррекционные задачи:
-
учить составлять предложения, связывая слова друг с другом по смыслу и грамматически, оформлять в конце нужным знаком;
-
развивать зрительную память;
-
развитие умения слушать, запоминать инструкцию, действовать по инструкции.
-
Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе.
-
продолжать развивать мимическую мускулатуру лица.
Воспитательные задачи:
-
воспитывать умение работать в коллективе;
-
воспитывать навыки работоспособности, целеустремленности в решении учебно-практических действий и речевых задач.
Оборудование:
-
плоскостная ёлочка
-
плоскостные шары со словами
-
карточки со словами
огромные красивый золотые маскарадный серебряный нарядная весёлый разноцветные |
-
презентация к занятию
-
сувениры
-
искусственная ёлочка
-
новогодние игрушки
Ход занятия.
Задачи | Название упражнения | Действие учителя-логопеда | Действия учащихся | |
1. | Организационный момент: Развитие мимической мускулатуры |
Мимическая гимнастика | — Ребята, какой самый любимый праздник детворы скоро наступит? — Правильно! Все ребята очень любят этот праздник.
| Новый год!
Мимические движения: радость, страх, огорчение, боль, смех |
2 | Развитие умения определять части речи | Повторение
| Как хороша новогодняя ёлка! Как нарядилась она – погляди! Платье на ёлке зелёного цвета, Яркие бусы блестят на груди. Елка у нас высока и стройна, Вечером вся засверкает она Дерево лучше нигде не найдёшь! С ёлкой хорошей и праздник хорош! — Посмотрите сколько разноцветных шаров на нашей ёлочке. Шары загадочные, необыкновенные на них слова. Посмотрите и определите, чем отличаются слова справа от слов слева. — Правильно, слева это слова, обозначающие предмет или …., а справа – слова, обозначающие признак предмета. — На какие вопросы отвечают слова левого ряда? — На какие вопросы отвечают слова правого ряда? — Назовите существительные единственного и множественного числа. | Слева: праздник, ёлка, дождь, колокольчик, зал, шары, огоньки, костюм.
Справа: огромные, красивый, золотые, маскарадный, серебряный, нарядная, весёлый, разноцветные |
3. | Пополнение лексического запаса |
| Учитель-логопед показывает маску. — Ребята, вы знаете, что это? — Выберите из данных слов однокоренное слово к слову маска. — Давайте вместе подберём ещё одно существительное с корнем маска. — Вы знаете, что означает слово маскарад? «Маскарадом» называлось любое явление, при котором имело место изменение внешнего вида с целью украшения, сюрприза. Маскарады возникли в Италии, а оттуда распространились по другим странам. Маскарад это костюмированный бал. — Составьте словосочетание, используя слова на ёлке, со словом «маскарадный». | Маска – маскарадные Маска – маскарад
маскарадный костюм |
4. | Развитие умения слушать, запоминать инструкцию, действовать по инструкции. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе. | Постановка цели | — Перед вами карточки, на которых записаны слова нашего занятия. Соединяя линиями слова, составьте с ними словосочетания.
| праздник веселый, елка нарядная, дождь серебряный, колокольчики золотые, зал красивый, шары огромные, огоньки разноцветные, маскарадные костюм. |
5. | Снять мышечное напряжение, расслабить мышцы тела
| Физминутка | Выполнение упражнений по презентации. | Выполняют упражнения. |
6 | Закрепить умение работать с деформированным предложением | Работа со словами | — Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Скажите, что нам следует сделать с этими словами? надели, костюм, ребята, маскарадный, ёлка, много, на, маскарадный, ребята, в, костюм
| Ребята надели маскарадные костюмы.
На ёлке много ребят в маскарадных костюмах.
|
6. | Формировать умения составлять грамматически правильные предложения. | Составление предложений | Теперь составим предложения. Помните о том, что в одном предложении может быть не одно, 2-3 словосочетания, их можно объединить в одном предложении, т.е. их перечисление. Запоминайте полученные предложения. | В красивом зале стоит нарядная елка. Дети украсили ее разноцветными огоньками, золотыми колокольчиками, серебряным дождем, огромными шарами. Ребята надели маскарадные костюмы. Наступил веселый праздник!
|
7. | Формировать умение оценивать результат своего труда. | Подведение итога. | Прочитайте получившиеся предложения. Понравились ли вам предложения. Как вы думаете, у нас может получиться рассказ из этих предложений. Почему? Как вы думаете, а какая тема связывает предложения?
Вспомните, что мы составляли на занятии? С чего мы начали составлять предложения? Ребята, как вы думаете, вы справились с заданиями занятия, всё ли у вас получилось? Я, то же, думаю, что с заданиями вы справились. И на память об этом занятии хотелось бы вам и нашим гостям подарить небольшие сувениры, на добрую память.
Вы ребята молодцы, справились с поставленной задачей. Молодцы! А в группе продлённого дня я предлагаю вам украсить ёлочку в классе новогодними игрушками. | Предложения связаны друг с другом по смыслу, по одной теме.
Новый год |