Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа пгт. Новокручининский

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Тютина Г.В.

Протокол № ___ от

«___»__________2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УР МОУ СОШ №2 пгт.Новокручининский

Логинова Н.С

«___»___________2014 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №2

Пгт. Новокручининский

Гаврилова Л.Г

Приказ № ___ от

«___»___________2014 г

Рабочая учебная программа

по изобразительному искусству

для 3 класса

на 2014 – 2015 учебный год

Составила: Цыдыпова Н.Ю.

учитель начальных классов

II категория

пгт. Новокручининский

2014 г.

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству для 3 класса общеобразовательных учреждений, работающих по УМК «Школа России», (Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гурово М.: «Просвещение», 2012г), с учётом примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, утверждённой Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов из расчёта 1 учебный час в неделю.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства является:

— овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

— развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческо­го воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания пре­красного, воспитание интереса и любви к искусству.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка — главный смысловой стержень программы.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художествен­ной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декора­тивный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, ук­рашение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах дея­тельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмот­рены следующие основные виды занятий:

рисование с натуры (рисунок, живопись),

рисование на темы и иллюстрирование (композиция),

декоративная работа,

лепка,

аппликация с элементами дизайна,

беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Тема третьего класса — «Искусство вокруг нас». Здесь показано присутствие простран­ственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окру­жающий мир.

Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навы­ками представлена в следующих направлениях:

— использование различных художественных материалов, приемов и техник;

— изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;

— передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, чело­веку, обществу;

— выражение настроения художественными средствами;

— компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;

— использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;

— использование знаний графической грамоты;

— использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;

— передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (зна­комых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, на­родных традиций;

— овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;

— сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.

Учебно-тематический план.

 

п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Вводный урок

1 час

2

Искусство в твоем доме

7 часов

3

Искусство на улицах твоего города

7 часов

4

Художник и зрелище

11 часов

5

Художник и музей

8 часов

 

Итого

34 часа

 

Содержание программы (34 часа)

п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Содержание программного материала

Универсальные учебные действия

1

Вводный урок

1

В работе каждому художнику помогают три волшебных Брата-Мастера: Мастер Изображения, Мастер Постройки и Мастер Украшения. Художественные материалы.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.

2

Искусство в твоём доме.

7

Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника.

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; его строении. Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

3

Искусство на улицах твоего города (села).

7

Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство родины.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4

Художник и зрелище.

11

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

5

Художник и музей.

8

Художник создаёт произведения, в которых он, изображая мир, размышляет о нём и выражает своё отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Требования к уровню подготовки учащихся

Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного замысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда – от древности до наших дней. Задача – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:

— понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;

— понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;

— понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;

— понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты. Удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;

— работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

— использовать элементарные приёмы изображения пространства;

— правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;

— называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись. Скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

— называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);

— сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

— называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);

— называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Гжель);

— использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).

Третьеклассник получит возможность научиться:

— использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

— воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

— оценивать произведения искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

— использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

— использовать приобретённые знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;

— использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

— анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;

— осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах третьеклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство» по программе «Изобразительное искусство»:

* чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

* уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

* понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

* сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

* сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности, ценностей и чувств;

* развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

* овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

* умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

* умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

* освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

* овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

* овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

* овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

* использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

* умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

* умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

* осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

* сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

* сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

* овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

* овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности ( рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании).

* знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

* применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

* умение обсуждать и анализировать произведения искусства;

* усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

* умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания

Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ даёт возможность каждому ребёнку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приёма или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т. е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«4» («хорошо») – учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

«3» («удовлетворительно») – учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.

«2» (плохо») – учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса:

— Портреты русских и зарубежных художников.

— Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

— Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

— Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

— Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

Альбом с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями рабочей программы.

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

— Классная доска с креплениями для таблиц.

— Магнитная доска.

— Аудиомагнитофон.

— Мультимедийный проектор.

— Экспозиционный экран размером 150-150 см.

Учебно-практическое оборудование

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой.

Краски акварельные и гуашевые.

Кисти.

Ёмкости для воды.

Стеки, пластилин.

Ножницы.

Подставка для натуры.

Модели и натуры.

Гербарии.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Гипсовые орнаменты.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев, стол учительский.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

Рабочая программа является мобильной, открытой, возможно фактическое изменение тематического планирования за счёт часов резерва и некоторых тем курса.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here