«Согласовано» Руководитель МО _____________ / Пчелова Е.В. Протокол № _____ от «___»____________ 2012 г.
| «Согласованно» Заместитель руководителя по УВР МОУ Лицея № 8 г. Буденновска _____________ / Сиденко Л.В. «___»___________ 2012 г.
| «Утверждено» Директор МОУ Лицея № 8 г. Буденновска _____________ / Герман М.А. Приказ № _____ от «___»___________ 2012 г.
|
Рабочая программа педагога
I категории
Гапаровой Татьяны Ивановны
по изобразительному искусству
3 «Б» класс
рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«___»___________ 2012 г.
2012 – 2013 уч. год
Изобразительное искусство 3 класс
(1 ч в неделю — 34 ч)
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы курса «Изобразительное искусство. 1 — 4 классы» В. С. Кузина (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно -эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель курса — приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Задачи
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
-
развитие способности к эмоционально — ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-
способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно — прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
-
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
-
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно — прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.
В основу программы положены:
— тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
— единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
— яркая выраженность познавательно — эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
— система учебно — творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
— система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально — эстетического и нравственно — оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
В данный УМК входят:
Учебник «Изобразительное искусство» 3 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)
Тетрадь: «Изобразительное искусство» 3 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)
Методическое пособие «Книга для учителя «Изобразительное искусство» автор Кузин В. С.
Программа курса «Изобразительное искусство» 1-4 класса авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.
Содержание программы
3 класс (34 ч)
Рисование с натуры по памяти и по представлению (рисунок, живопись) (10 ч)
Рисование с натуры простых по очертаниям и строению объектов действительности. Рисование домашних и диких животных, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертаний, пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.
Примерные задания:
а) рисование листьев деревьев, кустарников с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина);
б) рисование веточек деревьев с почками (верба, тополь);
в) рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет);
г) рисование фруктов, овощей (огурец, помидор, сладкий перец, кабачок, зеленый лук, яблоко, груша, слива);
д) рисование животных (заяц, кролик, скворец, утка, снегирь, голубь, майский жук, стрекоза, кузнечик, шмель);
е) рисование предметов быта (лейка, глиняная расписная кружка, деревянная расписная миска, детское ведерко, детская лопата);
ж) рисование игрушечных машин (самосвал, пожарная машина, трактор с прицепом), народных игрушек (глиняные свистульки — Филимоново, Дымково; деревянные свистульки, грибки – Полхов — Майдан);
з) выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы (8 ч)
Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.
Примерные задания:
а) рисование на темы «Осень в саду», «На качелях», «Мы сажаем деревья», «В сказочном подводном мире», «Полет на другую планету», «Пусть всегда будет солнце», «Лето на реке», «Веселый поезд», «Дом, в котором ты живешь», «Буря на море», «Весеннее солнце», «Летят журавли»;
б) иллюстрирование русских народных сказок «Сивка — бурка», «Петушок — золотой гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; сказок «Красная Шапочка» Ш. Перро, «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина, «Серая Шейка» Д. Мамина — Сибиряка, «Федорино горе» К. Чуковского, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого; басен «Стрекоза и Муравей», «Кукушка и Петух» И. Крылова; стихотворений «Уж небо осенью дышало…», «Зимнее утро» А. Пушкина, «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасова; рассказов «Красное лето» И. Соколова — Микитова, «Художник Осень» Г. Скребицкого.
Декоративная работа (7 ч)
Углубленное знакомство с народным декоративно — прикладным искусством: художественной росписью по металлу (Жостово), по дереву (Хохлома), по керамике (Гжель), кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстёра).
В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них формируется представление о том, что образы родной природы служат основой для творчества народного мастера. Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном.
Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).
Примерные задания:
а) выполнение эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольнике, круге на основе декоративного изображения цветов, листьев, ягод, птиц, рыб и зверей; эскизов узора для коврика, закладки для книг; декоративной тарелочки, очечника, сумочки, салфетки и т. п.;
б) выполнение эскизов росписи игрушки — матрешки, украшений для елки (расписные шарики, гирлянды, флажки, хлопушки и т. п.);
в) выполнение эскизов карнавальных принадлежностей (маски и детали украшений костюмов героев народных сказок и т. п.);
г) выполнение эскизов предметов быта, украшенных узором (варежка, косынка, фартук, чайник, ложка и т. п.);
д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии;
е) выполнение эскизов сувениров, сконструированных из пустых коробочек (веселые игрушки, игольница-цветок, игольница-грибок и т. п.);
ж) выполнение простых приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.
Лепка (3 ч)
Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению.
Использование пластического и конструктивного способов лепки. Декорирование готовых изделий.
Примерные задания:
а) лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов быта (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
б) лепка птиц и зверей с натуры, по памяти или по представлению;
в) лепка фигурок по мотивам народных игрушек;
г) лепка композиций на темы быта и труда человека «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Столяр за работой» и т. д.
Аппликация (2 ч)
Составление мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.
Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещения, светотени.
Примерные задания:
а) составление мозаичного панно на темы «Осеннее кружево листьев», «В царстве прекрасных снежинок», «Весенняя сказка цветов»;
б) составление сюжетных аппликаций и мозаичных панно на сюжеты русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», басни «Кукушка и Петух» И. Крылова и др.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)
Основные темы бесед:
• виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;
-
наша Родина — Россия;
-
Москва;
-
старинные города России;
-
тема матери в творчестве художников;
-
тема труда в изобразительном искусстве;
-
родная природа («Порыв ветра, звук дождя, плеск волны», «Облака», «Красота моря»);
-
форма, объем и цвет в рисунке, живописи;
-
действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;
-
русское народное творчество в декоративно — прикладном искусстве, выразительные средства декоративно — прикладного искусства;
-
музеи России.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе
В течение учебного года учащиеся должны углубить свои знания о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
-
доступные сведения об известных центрах народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Полхов — Майдан и т. д.);
-
начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов — Майдана;
-
правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков: красно — оранжевого и желто — оранжевого, желто -зеленого и сине — зеленого, сине — фиолетового и красно — фиолетового.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
-
выражать свое отношение к произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
-
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
-
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
-
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
-
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
-
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
-
чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
-
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
-
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
-
творчески использовать приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками) в изображении декоративных цветов и листьев;
-
использовать силуэт и светлостный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
-
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
-
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках технологии.
Тематический план учебного курса Тематическое планирование
-
Период обучения
Количество часов
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
1 четверть
9
1
И снова осень к нам пришла
9 ч.
2 четверть
7
2
В мире сказок
7 ч.
3 четверть
10
3
Труд и отдых людей зимой и весной
10 ч.
4 четверть
8
4
В каждом рисунке – солнце
8 ч.
Итого
34
Всего
34
Календарно – тематическое планирование
Условные обозначения: рисование с натуры, по памяти и представлению — РНП; рисование на тему — РТ;
декоративная работа — ДР; лепка — Л; аппликация — АП.
Дата проведения | Тема урока | Основные термины и понятия | ||
план | факт | |||
1 четверть (9 ч) И снова осень к нам пришла (9 ч) | ||||
|
|
| Беседа «Родная природа в творчестве русских художников». | Элементарные основы изобразительного языка искусства: композиция (на примере картин русских художников) |
|
|
| РТ. Прощаемся с теплым летом | Спектр, натура. Передача простых форм, общее пространственное положение, основной цвет предметов. Смешивание красок. |
|
|
| Л. Приёмы работы с пластилином. Лепка с натуры фруктов. Осенние подарки природы. | Пропорции, силуэт. |
|
|
| РНП. Дары осеннего сада и огорода (ветка яблони)». | Живопись. |
|
|
| АП. Составление мозаичного панно на темы «Осеннее кружево листьев» | Композиция, орнамент, ритм. |
|
|
| РТ. Осень в саду | Пространственное расположение объектов. Пейзаж, композиция. |
|
|
| РНП. Тёплые и холодные цвета спектра. Симметрия. Бабочка. | Тёплые — холодные цвета. Симметрия. |
|
|
| ДР. Русская матрешка в осеннем уборе | Основные краски. Полхов — Майдан. |
|
|
| ДР. Русская матрешка в осеннем уборе | Основные краски. Полхов — Майдан. |
2 четверть (7 ч) В мире сказок (7 ч) | ||||
|
|
| Беседа «Сказка в произведениях русских художников» | Элементарные основы изобразительного языка художников. |
|
|
| РТ. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина | Иллюстрация. Пропорции, силуэт. Построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм. |
|
|
| РТ. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина | |
|
|
| РНП. Рисование с натуры игрушки (сказочного персонажа) | |
|
|
| ДР. Выполнение эскиза варежки, украшенной узором | Эскиз. Цветовая гамма. |
|
|
| ДР. «Готовим наряд для сказочной елки» | |
|
|
| АП. «В царстве прекрасных снежинок» | Композиция, ритм. |
3 четверть (10 ч) Труд и отдых людей зимой и весной (10 ч) | ||||
| ||||
|
|
| Беседа «Тема труда в изобразительном искусстве» | Художники, сюжет. |
|
|
| РНП. Рисование предметов быта (ведро, лопата) | Жанровая живопись. |
|
|
| РНП. Рисование игрушечных машин (самосвал) | Жанр анималистики. |
|
|
| РТ. «Труд людей зимой и весной» | Цвет, мазок, линия, пятно. Пространственное расположение объектов. |
|
|
| РНП. Зимующие птицы (снегирь, воробей, синица). | Построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм. Анатомия, пропорции. |
|
|
| РНП. Зимующие птицы (снегирь, воробей, синица). | |
|
|
| Л. Лепка зверей с натуры, по памяти или по представлению
| |
|
|
| ДР. Выполнение простых приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав. | Кистевая роспись. |
|
|
| ДР. Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике гжели. | Гжель. |
|
|
| ДР. Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике хохломы. | Хохлома. |
4 четверть (8 ч) В каждом рисунке – солнце (8 ч) | ||||
|
|
| Беседа «Весна в произведениях русских художников» | Традиции реализма |
|
|
| РТ. Весеннее солнце | Теплые и холодные тона |
|
|
| РНП. Рисование веточек деревьев с почками (верба) |
|
|
|
| РТ. Полёт на другую планету | Пространственное расположение объектов. |
|
|
| РНП. Рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет) | Спектр в пределах наборов акварельных красок |
|
|
| РНП. Рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет) | |
|
|
| Л. Лепка фигурок по мотивам народных игрушек | Пластические и конструктивные способы лепки |
|
|
| РТ. Пусть всегда будет солнце. Подведение итогов, выставка работ. | Теплые и холодные тона. Пространственные отношения |