«Согласовано»

Руководитель МО

_____________ / Пчелова Е.В.

Протокол № _____ от

«___»____________ 2012 г.

«Согласованно»

Заместитель руководителя

по УВР МОУ Лицея № 8

г. Буденновска

_____________ / Сиденко Л.В. «___»___________ 2012 г.

«Утверждено»

Директор МОУ Лицея № 8

г. Буденновска

_____________ / Герман М.А.

Приказ № _____ от

«___»___________ 2012 г.

Рабочая программа педагога

I категории

Гапаровой Татьяны Ивановны

по изобразительному искусству

3 «Б» класс

рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

«___»___________ 2012 г.

2012 – 2013 уч. год

Изобразительное искусство 3 класс

(1 ч в неделю — 34 ч)

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы курса «Изобразительное искусство. 1 — 4 классы» В. С. Кузина (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно -эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Цель курса — приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Задачи

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально — ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно — прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно — прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.

В основу программы положены:

—  тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

— единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

— яркая выраженность познавательно — эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

— система учебно — творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

— система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально — эстетического и нравственно — оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.  

В данный УМК входят:

Учебник «Изобразительное искусство» 3 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)

Тетрадь: «Изобразительное искусство» 3 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)

Методическое пособие «Книга для учителя «Изобразительное искусство» автор Кузин В. С.

Программа курса «Изобразительное искусство» 1-4 класса авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.

Содержание программы

3 класс (34 ч)

Рисование с натуры по памяти и по представлению (рисунок, живопись) (10 ч)

Рисование с натуры простых по очертаниям и стро­ению объектов действительности. Рисование домаш­них и диких животных, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очер­таний, пространственного расположения, цвета изо­бражаемых объектов. Определение гармоничного соче­тания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представ­лению различных объектов действительности.

Примерные задания:

а) рисование листьев деревьев, кустарников с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина);

б) рисование веточек деревьев с почками (верба, тополь);

в) рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет);

г) рисование фруктов, овощей (огурец, помидор, сладкий перец, кабачок, зеленый лук, яблоко, груша, слива);

д) рисование животных (заяц, кролик, скворец, утка, снегирь, голубь, майский жук, стрекоза, кузне­чик, шмель);

е) рисование предметов быта (лейка, глиняная расписная кружка, деревянная расписная миска, дет­ское ведерко, детская лопата);

ж) рисование игрушечных машин (самосвал, по­жарная машина, трактор с прицепом), народных иг­рушек (глиняные свистульки — Филимоново, Дымково; деревянные свистульки, грибки – Полхов — Майдан);

з) выполнение графических и живописных упраж­нений.

Рисование на темы (8 ч)

Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по пред­ставлению. Иллюстрация как произведение художни­ка. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюже­те и эмоционального отношения к изображаемым со­бытиям.

Примерные задания:

а) рисование на темы «Осень в саду», «На каче­лях», «Мы сажаем деревья», «В сказочном подводном мире», «Полет на другую планету», «Пусть всегда бу­дет солнце», «Лето на реке», «Веселый поезд», «Дом, в котором ты живешь», «Буря на море», «Весеннее солнце», «Летят журавли»;

б) иллюстрирование русских народных сказок «Сивка — бурка», «Петушок — золотой гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; сказок «Красная Шапочка» Ш. Перро, «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина, «Серая Шейка» Д. Мамина — Сиби­ряка, «Федорино горе» К. Чуковского, «Золотой клю­чик, или Приключения Буратино» А. Толстого; ба­сен «Стрекоза и Муравей», «Кукушка и Петух» И. Крылова; стихотворений «Уж небо осенью дыша­ло…», «Зимнее утро» А. Пушкина, «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасова; рассказов «Красное лето» И. Соколова — Микитова, «Художник Осень» Г. Скребицкого.

Декоративная работа (7 ч)

Углубленное знакомство с народным декоратив­но — прикладным искусством: художественной росписью по металлу (Жостово), по дереву (Хохлома), по керамике (Гжель), кружевом. Ознакомление с рус­ской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстёра).

В работе над эскизами учащиеся постепенно учат­ся понимать связь формы, материала и элементов ук­рашения с практическим назначением предмета. У них формируется представление о том, что образы родной природы служат основой для творчества на­родного мастера. Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном.

Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).

Примерные задания:

а) выполнение эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольни­ке, круге на основе декоративного изображения цве­тов, листьев, ягод, птиц, рыб и зверей; эскизов узора для коврика, закладки для книг; декоративной таре­лочки, очечника, сумочки, салфетки и т. п.;

б) выполнение эскизов росписи игрушки — матреш­ки, украшений для елки (расписные шарики, гирлян­ды, флажки, хлопушки и т. п.);

в) выполнение эскизов карнавальных принадлеж­ностей (маски и детали украшений костюмов героев народных сказок и т. п.);

г) выполнение эскизов предметов быта, украшен­ных узором (варежка, косынка, фартук, чайник, ложка и т. п.);

д) раскрашивание изделий, выполненных на уро­ках технологии;

е) выполнение эскизов сувениров, сконструиро­ванных из пустых коробочек (веселые игрушки, игольница-цветок, игольница-грибок и т. п.);

ж) выполнение простых приемов кистевой роспи­си в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.

Лепка (3 ч)

Лепка сложных по форме листьев деревьев, фрук­тов, овощей, предметов быта, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению.

Использование пластического и конструктивного способов лепки. Декорирование готовых изделий.

Примерные задания:

а) лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов быта (по выбору) с нату­ры, по памяти или по представлению;

б) лепка птиц и зверей с натуры, по памяти или по представлению;

в) лепка фигурок по мотивам народных игрушек;

г) лепка композиций на темы быта и труда челове­ка «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Сто­ляр за работой» и т. д.

Аппликация (2 ч)

Составление мозаичных панно из кусочков цвет­ной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и ба­сен.

Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещения, светотени.

Примерные задания:

а) составление мозаичного панно на темы «Осен­нее кружево листьев», «В царстве прекрасных снежи­нок», «Весенняя сказка цветов»;

б) составление сюжетных аппликаций и мозаич­ных панно на сюжеты русских народных сказок «Гу­си-лебеди», «Репка», басни «Кукушка и Петух» И. Крылова и др.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)

Основные темы бесед:

• виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искус­ство) и архитектура;

  • наша Родина — Россия;

  • Москва;

  • старинные города России;

  • тема матери в творчестве художников;

  • тема труда в изобразительном искусстве;

  • родная природа («Порыв ветра, звук дождя, плеск волны», «Облака», «Красота моря»);

  • форма, объем и цвет в рисунке, живописи;

  • действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;

  • русское народное творчество в декоративно — при­кладном искусстве, выразительные средства декора­тивно — прикладного искусства;

  • музеи России.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе

В течение учебного года учащиеся должны углу­бить свои знания о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:

  • доступные сведения об известных центрах на­родных художественных промыслов (Жостово, Хох­лома, Полхов — Майдан и т. д.);

  • начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов — Майдана;

  • правила смешения основных красок для получе­ния более холодных и теплых оттенков: красно — оран­жевого и желто — оранжевого, желто -зеленого и си­не — зеленого, сине — фиолетового и красно — фиолетового.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • выражать свое отношение к произведению ис­кусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

  • чувствовать гармоничное сочетание цветов в ок­раске предметов, изящество их форм, очертаний;

  • сравнивать свой рисунок с изображаемым пред­метом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

  • правильно определять и изображать форму пред­метов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

  • выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в ри­сунке;

  • соблюдать последовательное выполнение рисун­ка (построение, прорисовка, уточнение общих очерта­ний и форм);

  • чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

  • выполнять эскизы оформления предметов на ос­нове декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

  • использовать особенности силуэта, ритма эле­ментов в полосе, прямоугольнике, круге;

  • творчески использовать приемы народной рос­писи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками) в изображе­нии декоративных цветов и листьев;

  • использовать силуэт и светлостный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной компо­зиции;

  • расписывать готовые изделия согласно эскизу;

  • применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках технологии.

Тематический план учебного курса Тематическое планирование

Период обучения

Количество часов

п/п

Наименование раздела

Всего часов

1 четверть

9

1

И снова осень к нам пришла

9 ч.

2 четверть

7

2

В мире сказок

7 ч.

3 четверть

10

3

Труд и отдых людей зимой и весной

10 ч.

4 четверть

8

4

В каждом рисунке – солнце

8 ч.

Итого

34

Всего

34

Календарно – тематическое планирование

Условные обозначения: рисование с натуры, по памяти и представлению — РНП; рисование на тему — РТ;

декоративная работа — ДР; лепка — Л; аппликация — АП.

п/п

Дата проведения

Тема урока

Основные термины и понятия

план

факт

1 четверть (9 ч)

И снова осень к нам пришла (9 ч)

Беседа «Родная природа в творчестве русских художников».

Элементарные основы изобразительного языка искусства: композиция (на примере картин русских художников)

РТ. Прощаемся с теплым летом

Спектр, натура. Передача простых форм, общее пространственное положение, основной цвет предметов. Смешивание красок.

Л. Приёмы работы с пластилином. Лепка с натуры фруктов. Осенние подарки природы.

Пропорции, силуэт.

РНП. Дары осеннего сада и огорода (ветка яблони)».

Живопись.

АП. Составление мозаичного панно на темы «Осен­нее кружево листьев»

Композиция, орнамент, ритм.

РТ. Осень в саду

Пространственное расположение объектов. Пейзаж, композиция.

РНП. Тёплые и холодные цвета спектра. Симметрия. Бабочка.

Тёплые — холодные цвета. Симметрия.

ДР. Русская матрешка в осеннем уборе

Основные краски. Полхов — Майдан.

ДР. Русская матрешка в осеннем уборе

Основные краски. Полхов — Майдан.

2 четверть (7 ч)

В мире сказок (7 ч)

Беседа «Сказка в произведениях русских художников»

Элементарные основы изобразительного языка художников.

РТ. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина

Иллюстрация. Пропорции, силуэт. Построение, прорисовка, уточнение общих очерта­ний и форм.

РТ. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина

РНП. Рисование с натуры игрушки (сказочного персонажа)

ДР. Выполнение эскиза варежки, украшен­ной узором

Эскиз. Цветовая гамма.

ДР. «Готовим наряд для сказочной елки»

АП. «В царстве прекрасных снежи­нок»

Композиция, ритм.

3 четверть (10 ч)

Труд и отдых людей зимой и весной (10 ч)

Беседа «Тема труда в изобразительном искусстве»

Художники, сюжет.

РНП. Рисование предметов быта (ведро, лопата)

Жанровая живопись.

РНП. Рисование игрушечных машин (самосвал)

Жанр анималистики.

РТ. «Труд людей зимой и весной»

Цвет, мазок, линия, пятно. Пространственное расположение объектов.

РНП. Зимующие птицы (снегирь, воробей, синица).

Построение, прорисовка, уточнение общих очерта­ний и форм. Анатомия, пропорции.

РНП. Зимующие птицы (снегирь, воробей, синица).

Л. Лепка зверей с натуры, по памяти или по представлению

ДР. Выполнение простых приемов кистевой роспи­си в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.

Кистевая роспись.

ДР. Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике гжели.

Гжель.

ДР. Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике хохломы.

Хохлома.

4 четверть (8 ч)

В каждом рисунке – солнце (8 ч)

Беседа «Весна в произведениях русских художников»

Традиции реализма

РТ. Весеннее солнце

Теплые и холодные тона

РНП. Рисование веточек деревьев с почками (верба)

РТ. Полёт на другую планету

Пространственное расположение объектов.

РНП. Рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет)

Спектр в пределах наборов аква­рельных красок

РНП. Рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет)

Л. Лепка фигурок по мотивам народных игрушек

Пластические и конструктивные способы лепки

РТ. Пусть всегда бу­дет солнце. Подведение итогов, выставка работ.

Теплые и холодные тона. Прост­ранственные отношения

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here