«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____________ /________________/

«____»____________2014 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Дюркинская средняя школа»

____________ /Т.А.Кукина/

«___»______________2014 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Изобразительное искусство»

в 6 классе

Составитель: учитель изобразительного искусства МБОУ «Дюркинскаясредняя школа» Атяшевского

муниципального района Республики Мордовия

Учеваткина Нина Николаевна 
 

2014 -2015 учебный год.

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

4. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.

5. Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783)

6. Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

7. Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).

8. Учебного плана МБОУ « Дюркинская средняя школа»

9. Примерной и авторской программ основного общего образования по изобразительному искусству;

1) Цели и задачи.

Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

— формирование опыта смыслового и эмоционально — ценностного вос-приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

— освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

— формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

— развитие творческого опыта как формирование способности к са-мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

— формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

— воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

— развитие способности ориентироваться в мире современной художе-ственной культуры;

— овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;

— овладение основами культуры практической работы различными ху-дожественными материалами и инструментами для эстетической ор-ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

2) Общая характеристика учебного предмета, курса:

-краткая характеристика:

Изобразительное искусство в 6 классе посвящено изучению содержания и языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.

Обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

— указание на основании какой примерной (авторской) рабочей программы составлена:

Рабочая программа по ИЗО 6 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (Издательство «Просвещение» 2009 год издания).

— какие изменения в примерную (авторскую) рабочую программу внес данный учитель:

В рабочей программе изменений не внесено.

-общий объем часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом:

На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе учебным планом МБОУ «Дюркинская средняя школа» отводится 1 час в неделю (34 часа в год).

3).Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования:

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение Изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Учебный план МБОУ «Дюркинская средняя школа» отводит на изучение Изобразительного искусства в 6-ом классе 1 час в неделю, в год 34 часа.

II. Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

и тем

Максимальная нагрузка, ч.

Из них

С/р, п/р, зачеты, тесты, ч.

Теоретическое обучение, ч.

Решение задач, ч.

Контр. работа, ч.

I.

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

8

II.

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

8

III.

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.

11

IV.

Человек и пространство в изобразительном искусстве

7

Итого:

34

III. Содержание учебного предмета, дисциплины

Тема: Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

(8 часов)

Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок-основа изобразительного искусства. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.

Тема: Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов).

Художественное познание: реальность и фантазия. Изображение предметного мира -натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.

Тема: Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. (11 ч.).

Образ человека- главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты.

Тема: Человек и пространство в изобразительном искусстве (7 часов).

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж – настроение. Природа и художник. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства.

В результате обучения в VI классе дети должны знать и уметь:

-особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, гафики, скульптуры;

-основные жанры изобразительного искусства;

-известнейшие музеи своей страны и мира;

-выдающиеся произведения отечественного изобразительного искусства;

-работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;

-выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, портретом, пейзажем;

-добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;

-передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

-передавать при изображении головы человека ( на плоскости и в объеме) пропорции, характер черт, выражение лица;

-передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний воздушной и линейной перспективы;

-в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

-пользоваться различными графическими техниками: монотипия, линогравюра.

IV. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

урока

Кол-во часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Учебно-творческое

задание

Требования к уровню подготовки

обучающихся (результат)

Вид

контроля

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Домашнее

задание

Информационное обеспе

чение урока (ИКТ)

Дата

план.

факт.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)

1

Изобразительное

Искусство. Семья

пластических искусств

1

Урок

изучения новых

знаний

Пластические или пространственные виды искусства и их

деление на три группы

Беседа об искусстве и его видах. Виды изобразительного искусства:

живопись, графика, скульптура

Знать:

— виды изобрази

тельного искусства;

— художественные

материалы и их вы

разительные возможности

Устный опрос.

Практическая работа

Подобрать

зрительный материал с видами искусств

Мультиме

дийная презентация

«Виды изобразительного искусства»

2

Рисунок —

основа

изобразительного

творчества

1

Урок

формирования новых

умений

Рисунок-основа мастерства художника.

Виды рисунка.

Графические материалы

Зарисовка с натуры отдельных растений, не имеющих ярко выраженной окраски (колоскии т. п.)

Знать:

— виды рисунка;

— графические материалы.

Уметь пользоваться графическими материалами

Фронтальный опрос.

Просмотр

и обсуждение работ

Академический рисунок. Рисунок гипсовых тел

Наброски

с натуры

комнатных

растений

Мультимедийная презентация

«В. Серов.

Графика»

3

Линия

и ее выразительные

возможности

1

Урок

формирования новых

умений

Выразительные

свойства линии.

Условность

и образность

линейного

изображения

Выполнение (по представлению)

линейных рисунков трав, которые колышет ветер(линейный ритм)

Знать:

— ритм линий;

— роль ритма.

Уметь использовать выразительные

средства туши

Просмотр

и обсуждение работ.

Беседа по теме урока

Штриховка.

Виды штриховки

Наблюдения за тем,

где встречаются линии в природе

Мультимедийная презентация.

Работа на

компьютере

4

Пятно как

средство

выражения. Композиция

как ритм

пятен

1

Комбинированный

Пятно в изобразительном

искусстве.

Тон и тональные отношения: темное —

светлое. Линия и пятно

Изображение различных осенних

состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени)

Знать понятия силуэт, тон, ритм.

Уметь:

— пользоваться графическими материалами;

— видеть и передавать характер освещения

Творческое

обсуждение работ,

выполненных на

уроке

Наброски

с натуры

деревьев

с передачей тоновых отношений

Мультимедийная презентация.

Работа на

компьютере

в программе Раint

5

Цвет.

Основы

цветоведе-ния

1

Комбини

рованный

Изучение свойств цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст.

Насыщенность цвета и его светлота

Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом

вариативных возможностей цвета

Знать:

— основные и составные цвета;

— теплые и холодные цвета.

Уметь использовать выразительные

средства гуаши

Просмотр

и обсуждение работ,

выполненных на

уроке

Хроматические и ахроматические

цвета. Нюанс. Контраст

Наблюдения за цветом предметов, которые окружают

нас в быту

6

Цвет

в произведениях живописи

1

Урок

изучения

новых

знаний

Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи

Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный букет, грустный, торжественный, тихий и т. д.

Знать понятия: локальный цвет, тон,

колорит, гармония

цвета.

Уметь активно воспринимать произведения искусства

Просмотр

и обсуждение работ.

Эстетическая оценка

рисунка

«Букет»

Художники-

импрессионисты

Подобрать

материал

с объемны

ми изображениями

Мультимедийная презентация

«Художни-

ки-импрессионисты»

7

Объемные изображения в

скульптуре

1

Урок

изучения

новых

знаний

Выразительные

возможности

объемного изображения. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства

Объемные изображения животных

в разных материалах: глина или пластилин (по выбору учащихся)

Знать художественные материалы

в скульптуре и их

выразительные возможности.

Уметь владеть

приемами лепки

Творческое

обсуждение работ,

выполненных на

уроке

Художники-

анималисты

Найти ил

люстрации

с мелкой

пластикой

Мультимедийная презентация

«Худож-

ники-ани-

малисты»

8

Основы

языка

изображения

1

Урок

обобщения

и система-

тизации

Обобщение материала темы

«Виды изобразительного искусства. Художественное восприятие, зрительские умения»

Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы

и их выразительные возможности». Викторина

Знать виды изобразительного искусства.

Уметь воспринимать и анализировать произведения

искусства

Выступления с анализом

творческих

работ, вы

полненных

на уроках

Наблюдения за окружающим

нас миром

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

9

Реальность

и фантазия в творчестве художника

1

Комбини-

рованный

Условность

и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность

и фантазия в творческой деятельности художника

Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека.

Почему люди хранят произведения

искусства?

Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.

Уметь понимать

особенности творчества великих русских художников

Выступления с анализом произведений,

выполненных известными художниками

Подобрать

иллюстрации натюрмортов

Мультимедийная презентация

«Контраст

языка изображения

в произведениях искусства»

10

Изображение

предметного

мира —

натюрморт

1

Ком-

бини-

рован-

ный

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Натюрморт в истории искусства. Появление

жанра натюрморта

Работа над натюрмортом из плоских

изображений знакомых предметов

с акцентом на

композицию,

ритм. Аппликация

Знать:

— основные этапы

развития натюрморта;

— имена выдающихся художников

в жанре натюрморта.

Уметь составлять

композицию натюрморта

Творческое

обсуждение работ,

выполненных на

уроке

Подобрать

иллюстрации с натюрмортами

Мультимедийная презентация

«Жанр

в изобрази

тельном

искусстве:

натюрморт»

11

Понятие

формы.

Многообразие форм

окружающего мира

1

Ком-

бини-

рован-

ный

Многообразие

форм в мире.

Линейные, плоскостные и объемные формы.

Выразительность

формы

Конструирование

из бумаги простых

геометрических тел (куб, конус, цилиндр, параллелепипед, пирамида)

Знать:

— понятие формы;

— правила изображения и средства

выразительности.

Уметь конструировать из бумаги

Творческое

обсуждение работ,

выполненных на

уроке

Наброски

с натуры

простых

по форме

предметов

быта

12

Изображение объема на плоскости, линейная перспектива

1

Ком- бини- рован- ный

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве

Изображение конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объема графическими средствами (карандаш)

Знать:

— правила объемного изображения геометрических тел;

— понятие ракурса. Уметь изображать в перспективе объем геометрических тел

Творческое обсуждение работ, выполнен-

ных на уроке

Наблюдения за одним и тем же предметом при разном освещении

Мультимедийная презентация «Изображение геометрических тел»

13

Освещение. Свет и тень

1

Урок формирования новых умений

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Свет. Блик. Рефлекс

Изображение геометрических тел из гипса или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и черной гуаши

Знать понятия свет, блик, рефлекс. Уметь выполнять изображения геометрических тел с передачей объема

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Подобрать иллюстрации с изображением натюрморта в графике

14

Натюрморт в графике

1

Урок изучения новых знаний

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте

Практическая работа: оттиск с аппликации натюрморта на картоне

Знать понятие гравюра и се свойства. Уметь работать графическими материалами

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Зарисовки

с натуры

одного

предмета

(стакан,

кастрюля

и т. п.)

Мультимедийная презентация «Гравюра. Офорт»

15

Цвет в натюрморте

1

Урок формирования новых умений

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный и т. д.

Знать имена художников и их произведения. Уметь передавать цветом в натюрморте настроение

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Подготовить свои работы к итоговой выставке

Мультимедийная презентация «Натюрморт в живописи»

16

Выразительные

возможности

натюрморта

(обобщение

темы)

1

Урок

обобщения

и система-

тизации

изученного

Предметный мир в изобразительном искусстве.

Натюрморт в искусстве XIX — XX веков. Жанр натюрморта и его развитие

Беседа. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника

Знать имена вы

дающихся худож

ников и их произве

дения.

Уметь восприни

мать и анализиро

вать произведения

искусства

Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках

Мультимедийная презентация

«Натюрморт в живописи»

Вглядываясь в человека. Портрет (11 часов)

17

Образ человека — главная тема искусства

1

Урок

формиро

вания

новых

знаний

Изображение человека в искусстве разных эпох. История

возникновения портрета. Проблема сходства в портрете

Беседа. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет

Знать имена выдающихся художников и их произведения.

Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства

Выступления с анализом произведений

известных

художников

Подобрать

зрительный ряд

с изображением

человека

Мультимедийная презентация

«Человек

в истории

искусства»

18

Конструкция

головы

человека

и ее пропорции

1

Урок

изучения

новых

знаний

Закономерности в конструкции головы человека. Подвижные части лица, мимика. Пропорции лица человека

Работа над изображением головы

человека с соотнесенными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, скулы и т. д.)

Уметь творчески

работать над предложенной темой,

используя выразительные возможности художественных материалов

Творческое

обсуждение работ

Академический рисунок черепа

и обрубовочной головы (гипс)

Подобрать

зрительный ряд

с изображением

Мультимедийная презентация

«Портрет

человека

в графике»

19

Изображение

головы

человека

в пространстве

1

Комбини-

рованный

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности человека

Объемное конструктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы

Знать закономерности конструкции

головы человека.

Уметь использовать выразительные

возможности художественных материалов

Творческое

обсуждение работ,

выполненных на уроке

Академический рисунок

Принести

фотографию друга или любимого актера

20

Графический

портретный рисунок

и выразительный образ человека

1

Комбини-

рованный

Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения

Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника. Постараться передать индивидуальные особенности и настроение

Уметь:

— передать индивидуальные особенности,

характер, настроение

человека в графическом портрете;

— пользоваться графическими материалами

Творческое

обсуждение работ,

выполненных на

уроке

Подобрать

репродукции с изображением

скульптурных портретов

Мультимедийная презентация

«Портрет

человека

в графике»

21-

22

Портрет

в скульптуре

2

Комбини-

рованный

Скульптурный портрет в истории искусства. Человек — основной предмет изображения в скульптуре.

Материал скульптуры

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки

Знать:

— выразительные

возможности

скульптуры.

— особенности лепки пластическим

материалом.

Уметь работать

с пластическими

материалами (пластилином, глиной)

Творческое

обсуждение работ,

выполненных на уроке

Жизнь

и творчество

О.Родена

Подобрать

комиче

ские изо

бражения

человека

Мультиме

дийная пре

зентация

«Портрет

в скульп

туре»

23

Сатирические

образы

человека

1

Урок

изучения

новых

знаний

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Сатирические образы в искусстве

Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся)

Знать сходство и различия карикатуры и дружеского шаржа.

Уметь подмечать и изображать индивидуальные особенности

Творческое

обсуждение работ, выполненных на уроке

Комиксы

и дружеские

шаржи.

Сходство

и различия

Присмотреться к лицам родных и близких людей. Подобрать

репродукции портретов

Мультимедийная презентация.

Работа на компьютере в программе

Рaint

24

Образные возможности освещения

в портрете

1

Комбини-

рованный

Изменение об

раза человека

при различном

освещении. По

стоянство формы

и изменение ее

восприятия при различном освещении

Наблюдения натуры и наброски(пятном) с изображением головы

в различном освещении

Знать:

— приемы изображения при направлении света сбоку,

снизу, при рассеянном свете;

— контрастность освещения

Творческое

обсуждение работ,

выполненных на

уроке

Подготовить сообщение о творчестве

художника — портретиста

Мультимедийная презентация

«Роль освещения

в портрете»

25

Портрет

в живописи

1

Урок

изучения

новых

знаний

Роль и место портрета в истории искусства.

Обобщенный образ человека в разные эпохи

Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников в технике акварельной живописи

Знать:

— типы портретов —

парадный, конный и т. д.);

— имена художников и их выдающиеся произведения

Творческое

обсуждение работ,

выполненных на уроке

Портрет на фоне пейзажа. «Мона Лиза (Джоконда)»

Подготовить сообщение о творчестве

художника — портретиста

Мультимедийная презентация

«Портрет в живописи»

26

Роль цвета

в портрете

1

Комбини-

рованный

Цветовое решение образа в портрете. Тон

и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура

Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека — члена семьи, друга (по выбору учащихся)

Знать определение

цвета и тона в живописи.

Уметь использовать цвет для передачи настроения и характера

Творческое

обсуждение работ,

выполненных на уроке

Биография и творчество

Рембрандта

Подобрать

репродукции портретов с картин известных художников

Мультимедийная презентация

«Цвет и живописная натура»

27

Великие

портретисты

(обобщение

темы)

1

Урок

обобщения

и система-

тизации изученного

Выражение творческой индивидуальности

художника в созданных им портретных образах

Беседа. Личность

художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников

Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном

жанре.

Уметь выражать свое мнение о произведениях искусства

Выступления с анализом

творческих

работ, выполненных на уроках

Художники-

портретисты

нашего города

Подобрать

репродукции картин

с изображением

пейзажей

Выставка

графических и живописных

работ учащихся

Человек и пространство в изобразительном искусстве (7 часов)

28

Жанры

в изобрази-

тельном искусстве

1

Урок

изучения

новых

знаний

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве

Беседа «Изменение видения мира в разные эпохи». Тематическая картина

Знать жанры изобразительного искусства: натюрморт,

портрет, пейзаж исторический, бытовой, батальный др.

Аргументированно анализировать картины, написанные в разных жанрах

Творчество

художников

родного

края

Зарисовки

с натуры

Мультимедийная презентация

«Жанры

изобразительного искусства»

29

Изображение

пространства

1

Урок

формиро

вания

новых умений

Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Понятие точки зрения

Беседа «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве XX века»

Знать понятия точка зрения и линия горизонта.

Уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы

Творческое

обсуждение работ,

выполненных на уроке

Подобрать

иллюстративный

материал

по теме урока

Мультимедийная презентация

«Виды перспективы»

30

Правила

линейной

и воздушной

перспективы

1

Урок

практиче

ского

применения

знаний,

умений

Перспектива — учение о способах передачи

глубины пространства. Плоскость картины. Точка схода. Горизонт и его высота

Изображение уходящей вдаль аллеи

с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2-3 цветов

Знать правила воз

душной перспективы.

Уметь изображать

пространство по

правилам линейной и воздушной перспективы

Творческое

обсуждение работ,

выполненных на

уроке

Подобрать

иллюстративный

материал

по теме

урока

Мультимедийная презентация

«Линейная

и воздушная перспективы»

31

Пейзаж.

Организация

изображаемого

пространства

1

Урок

практиче

ского

применения

знаний

Пейзаж — как самостоятельный жанр в искусстве. Древний китайский пейзаж.

Эпический и романтический пейзаж

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир». Смешанная техника: аппликация.

живопись

Знать правила линейной и воздушной перспективы.

Уметь организовывать перспективу

в картинной плоскости

Творческое

обсуждение работ,

выполненных на

уроке

Подобрать

иллюстративный

материал

по теме

урока

Мультимедийная презентация

«Пейзаж

в искусстве

разных народов»

32

Пейзаж-

настроение.

Природа

и художник

1

Урок

практиче

ского

применения

знаний

Пейзаж-настроение как отклик на переживания

художника.

Многообразие форм и красок окружающего

мира. Освещение в природе. Колорит

Создание пейзажа-

настроения — работа по представлению и по памяти с предварительным

выбором яркого

личного впечатления от состояния в природе

Знать особенности роли колорита в пейзаже-настроении.

Уметь применять

средства выражения — характер освещения, цветовые отношения

Эстетическая оценка

результата

работы

с анализом

использования перспективы

Биография

и творчество

художника-

мариниста

И. Айвазовского

Подобрать

иллюстративный

материал

по теме

урока

Мультимедийная презентация

«Пейзаж

в творчестве импрессионистов

и русских

художников XIX в.»

33

Городской

пейзаж

1

Урок

практиче

ского

применения

знаний

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века

Создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием гуаши или оттиска с аппликацией на картоне

Знать правила линейной и воздушной перспективы.

Уметь организовывать перспективу в

картинной плоскости

Творческое

обсуждение работ,

выполненных на уроке

Подобрать

иллюстративный

материал

по теме

урока

Мультимедийная презентация

«Пейзажи

XVII — на

чала XX в.»

34

Выразительные

возможности

изобразительного искусства.

Язык

и смысл

1

Урок

обобщения

и система-

тизации

изученного

Обобщение материала по темам раздела и года. Повторение

жанров изобразительного искусства

Выставка работ,

выполненных в течение учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы

Уметь воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные

уровни своего восприятия, понимать

изобразительные

метафоры

Эстетическая оценка

результата

работы,

проделан

ной в течение учебного года

Наблюдения за окружающим

миром. Рисование по

впечатлениям (по

желанию)

V. Материально-техническое обеспечение учебного предмета, дисциплины.

1.Компьютер

2. Мультимедийный проектор

3.Принтер

4.Музыкальный центр

5. Телевизор

6.DVD проигрыватель

VI. Учебно-методическое обеспечение предмета

Список литературы.

Основная литература:

— Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);

— Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. — М.: Просвещение, 2011.

— Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..

— Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..

Дополнительная литература.

— а) дополнительная литература для учителя:

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. — М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.

— Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. – М.: Дрофа, 2012. – 77, (3) с..

— Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. – 5-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2012. – 46, (2) с..

-б) дополнительная литература для учащихся:

Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

Цифровые образовательные ресурсы:

Собственные компьютерные презентации;

«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

«Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;

«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

«Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;

«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

«Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;

Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;

«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

Интернет – ресурсы:

Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

Академия художеств «Бибигон»http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm 

Формы контроля уровня достижений учащихся

п/п

Содержание работы

Планируемая дата

Дата по факту

1

Творческая работа № 1

Зарисовка с натуры отдельных растений.

10.09 -15.09

2

Творческая работа № 2

Выполнение по представлению рисунка растений.

17.09 — 22.09

3

Творческая работа № 3

Изображение различных осенних состояний в природе.

24.09 — 29.09

4

Творческая работа № 4

Фантазийное изображение сказочных царств.

01.10 -06.10

5

Творческая работа №5

Изображение осеннего букета.

08.10 — 13.10;

6

Творческая работа №6

Объёмное изображение животных в разных материалах.

15.10 — 20.10

7

Контрольная работа № 1

22.10 — 27.10

8

Творческая работа № 7

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов.

12.11 — 17.11

9

Творческая работа № 8

Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

19.11 — 24.11

10

Творческая работа № 9

Изображение конструкций из нескольких геометрических тел.

26.11 — 01.12

11

Творческая работа № 10

Изображение геометрических тел из гипса.

03.12 — 08.12

12

Творческая работа № 11

Выполнение оттиска.

10.12 — 15.12

13

Творческая работа № 12

Изображение натюрморта в заданном эмоциональном состоянии.

17.12 — 22.12

14

Контрольная работа № 2

24.12 — 29.12

15

Творческая работа № 13

Выполнение портрета.

21.01 — 26.01

16

Творческая работа № 14

Построение головы по пропорциям.

28.01 — 02.02;

04.02 — 09.01

17

Творческая работа № 15

Рисунок портрета друга с натуры.

11.02 — 16.02;

18.02 — 22.02

18

Творческая работа № 16

Выполнение скульптурного портрета.

25.02 — 02.03

19

Творческая работа № 17

Изображение сатирических образов.

04.03 — 09.03

20

Творческая работа № 18

Выполнение зарисовок головы с натуры.

11.03 — 16.03

7

21

Творческая работа № 19

Создание автопортрета.

18.03 — 22.03

22

Творческая работа № 20

Выполнение зарисовок в цвете

01.04 — 06.04

23

Контрольная работа № 3

08.04 — 13.04

24

Творческая работа № 21

Изображение пространства в картине

22.04 — 27.04

25

Творческая работа № 22

Изображение линейной и воздушной перспективы в пейзаже

29.04 — 04.05

25

Творческая работа № 23

Создание пейзажа-настроения.

06.05 — 11.05

27

Творческая работа № 24

13.05 — 18.05

28

Творческая работа № 25

Создание графической работы «Мой город».

20.05 — 25.05

29

Контрольная работа № 4

27.05 — 31.05

Всего часов: 29

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here