Тема: Классы неорганических соединений.

Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний.

Задачи.

Образовательные: повторить формулы, состав и свойства оксидов, кислот, оснований и солей, показать генетическую связь между классами веществ.

Развивающие: продолжить развитие умений составлять уравнения химических реакций на основе свойств веществ, строить логические связи, совершенствовать специальные навыки и умения работать с химическими реактивами.

Воспитательная: формирование навыков работы с реактивами с соблюдением ТБ, развитие коммуникативных способностей,

воспитание взаимовыручки, умения делать самооценку, критически

относится к оценке своих знаний.

Девиз: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

Джордж Бернард Шоу

Средства обучения: мультимедийный проектор, презентация, химические реактивы хлорид меди, гидроксид калия, соляная кислота, гидроксид натрия, цинк, гидроксид железа; спиртовка, держатель, пробирки. Учебник химии 8 класса автор: Кузнецова Н. Е., рабочая тетрадь.

Тип урока: комплексного применения знаний, умений и навыков.

Форма деятельности: коллективная, индивидуальная.

Методы: проблемно-диалоговый, частично-поисковый, исследовательский, практический (решение упражнений, выполнение заданий), самостоятельной работы, коммуникативный.

Планируемые результаты: сформированность знаний о классах неорганических соединениях, генетической взаимосвязи, умений применения знаний на практике.

Ход урока.

  1. Организационный.

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас не обычный урок, а общественный смотр знаний.

Для работы на уроке предлагаю создать 4 группы и организовать свое рабочее место.

II. Постановка цели.

— Скажите, пожалуйста, что мы изучили на предыдущих уроках?

/Изучили оксиды, кислоты, основания и соли/.

Запишите в тетрадях число и тему урока:

«Классы неорганических соединений».

-Прочитайте тему, попробуйте сформулировать цель нашего смотра знаний?

/Постановка цели учащимися: повторить изученное, закрепить умения составлять формулы веществ, записывать уравнения химических реакций/.

-Действительно, сегодня мы должны повторить, обобщить и систематизировать знания.

Прочитайте, пожалуйста, это четверостишие:

Ты – молодчина! И в это поверь:

Открыта тобою в мир химии дверь.

И может быть скоро, лет через пять

Прекрасным ученым сможешь ты стать. (Сл.№3)

И действительно, кто знает, может быть, кто-то из вас станет великим ученым. А чтобы быть ученым, надо много знать. Поэтому, неслучайно, девизом нашего урока стали слова Б. Шоу:

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». (Сл.№4)

Добывать знания можно самыми разными способами.

Академик А.Н. Несмеянов по этому поводу сказал так:

«Древо науки всеми корнями связано с практикой»

Сегодня все должны быть активными участниками процесса.

Свою работу на уроке вы будете оценивать сами по следующим критериям

(слайд № 5 «Оцени свой успех»).

III. Основная часть.

1этап: Представление команд. «Давайте познакомимся» (сл.№6)

Цель: проверить знания определений классов соединений и свойств веществ. Каждая команда вытягивает жетон с названием команды соответственно классу соединений: оксиды, кислоты, основания, соли.

Задание: Представьте свою команду. Дайте определение класса соединений, охарактеризуйте его. /Учащиеся дают определение классу соединений, называют свойства веществ. Учащиеся других групп слушают, комментируют, дополняют или исправляют./

2 этап: «Знаю, называю». (Сл. № 7)

Цель: конкретизировать знания о классах соединений.

Задание: из перечня формул веществ выпишите те, которые соответствуют названию вашей группы и назовите их. CaO , BaSO4 , HCI, NaNO3, NaOH, BaCI2 , KOH, N2O5, H2 SO4 , Na2O, H2SiO3 , Fe(ОН)3

/Формулы веществ на слайде/

Проверка выполнения задания. (Слайд № 8).

3 этап: «Передай другому». (Слайд № 9).

Цель: продолжить развитие умения записывать уравнения химических реакций.

Внимание! Проблема!

Существует ли взаимосвязь между классами соединений. (Слайд № 10).

/Группы получают карточки с цепочкой превращений. Учащиеся по очереди выходят к доске, записывают уравнение реакции, называют вещества, формулируют свойство, определяют тип химической реакции./

1 Кальций — оксид кальция — гидроксид кальция — хлорид кальция.

2 Сера — оксид серы — сернистая кислота — сульфит калия.

3 Магний — сульфат магния — гидроксид магния — хлорид магния.

4 Фосфор — оксид фосфора — фосфорная кислота — фосфат калия.

— На примере цепочки превращений докажите, что между классами соединений существует генетическая взаимосвязь.

4 этап: «Химик – экспериментатор». (Слайд №11).

Цель: продолжить развитие умений применять знания на практике.

Задание: из имеющихся на столе реактивов провести химическую реакцию, соблюдая правила техники безопасности, записать уравнение, определить тип реакции, представить результат.

1-я группа проводит реакцию получения нерастворимого основания.

2-я группа проводит реакцию нейтрализации.

3-я группа проводит реакцию замещения.

4-я группа проводит реакцию разложения.

Представление результатов работы. (Слайд №12).

IV Закрепление.

5 этап: «Я – сам». (Слайд №13).

Цель: самостоятельное применение знаний.

Индивидуальная самостоятельная работа из задачника — практикума.

Рефлексия: Скажите, пожалуйста, актуален ли девиз нашего урока? Удалось вам достичь цели, которую вы определили в начале урока? Может быть остались вопросы, на которые вы не получили ответа? (Слайд № 14).

V Домашнее задание. (Слайд №15).

Просмотреть записи в тетради. Выяснить неясные вопросы, проконсультироваться. Подготовиться к контрольной работе по теме.

Самооценка. (Слайд №16).

Спасибо за работу. (Слайд №17).

Инструкция №1.

Общие правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

  • В кабинете химии запрещается принимать в пищу любые продукты питания.

  • Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.

  • При выяснении запаха нельзя подносить сосуд близко к лицу, а нужно ладонью сделать движение от отверстия сосуда к носу.

  • Без указания учителя нельзя смешивать вещества.

  • При выполнении опыта нужно брать небольшие порции вещества. Если в описании работы рекомендуется брать немного вещества, то следует помнить, что твердого вещества требуется примерно четверть чайной ложки, а жидкости – 1-2 мл.

  • Особую осторожность необходимо соблюдать при работе с кислотами и щелочами. При случайном попадании кислоты или щелочи на руки или на одежду необходимо немедленно смыть их большим количеством воды.

  • При разбавлении кислот водой нужно помнить следующее правило: кислоту медленно тонкой струйкой при перемешивании льют в воду, а не наоборот.

  • Необходимо пользоваться только чистой лабораторной посудой.

  • Остатки веществ не высыпать и не выливать обратно в сосуд с чистым веществом.

  • После работы необходимо навести порядок на рабочем месте.

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here