Тема: Классы неорганических соединений.
Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний.
Задачи.
Образовательные: повторить формулы, состав и свойства оксидов, кислот, оснований и солей, показать генетическую связь между классами веществ.
Развивающие: продолжить развитие умений составлять уравнения химических реакций на основе свойств веществ, строить логические связи, совершенствовать специальные навыки и умения работать с химическими реактивами.
Воспитательная: формирование навыков работы с реактивами с соблюдением ТБ, развитие коммуникативных способностей,
воспитание взаимовыручки, умения делать самооценку, критически
относится к оценке своих знаний.
Девиз: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Джордж Бернард Шоу
Средства обучения: мультимедийный проектор, презентация, химические реактивы хлорид меди, гидроксид калия, соляная кислота, гидроксид натрия, цинк, гидроксид железа; спиртовка, держатель, пробирки. Учебник химии 8 класса автор: Кузнецова Н. Е., рабочая тетрадь.
Тип урока: комплексного применения знаний, умений и навыков.
Форма деятельности: коллективная, индивидуальная.
Методы: проблемно-диалоговый, частично-поисковый, исследовательский, практический (решение упражнений, выполнение заданий), самостоятельной работы, коммуникативный.
Планируемые результаты: сформированность знаний о классах неорганических соединениях, генетической взаимосвязи, умений применения знаний на практике.
Ход урока.
-
Организационный.
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас не обычный урок, а общественный смотр знаний.
Для работы на уроке предлагаю создать 4 группы и организовать свое рабочее место.
II. Постановка цели.
— Скажите, пожалуйста, что мы изучили на предыдущих уроках?
/Изучили оксиды, кислоты, основания и соли/.
Запишите в тетрадях число и тему урока:
«Классы неорганических соединений».
-Прочитайте тему, попробуйте сформулировать цель нашего смотра знаний?
/Постановка цели учащимися: повторить изученное, закрепить умения составлять формулы веществ, записывать уравнения химических реакций/.
-Действительно, сегодня мы должны повторить, обобщить и систематизировать знания.
Прочитайте, пожалуйста, это четверостишие:
Ты – молодчина! И в это поверь:
Открыта тобою в мир химии дверь.
И может быть скоро, лет через пять
Прекрасным ученым сможешь ты стать. (Сл.№3)
И действительно, кто знает, может быть, кто-то из вас станет великим ученым. А чтобы быть ученым, надо много знать. Поэтому, неслучайно, девизом нашего урока стали слова Б. Шоу:
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». (Сл.№4)
Добывать знания можно самыми разными способами.
Академик А.Н. Несмеянов по этому поводу сказал так:
«Древо науки всеми корнями связано с практикой»
Сегодня все должны быть активными участниками процесса.
Свою работу на уроке вы будете оценивать сами по следующим критериям
(слайд № 5 «Оцени свой успех»).
III. Основная часть.
1этап: Представление команд. «Давайте познакомимся» (сл.№6)
Цель: проверить знания определений классов соединений и свойств веществ. Каждая команда вытягивает жетон с названием команды соответственно классу соединений: оксиды, кислоты, основания, соли.
Задание: Представьте свою команду. Дайте определение класса соединений, охарактеризуйте его. /Учащиеся дают определение классу соединений, называют свойства веществ. Учащиеся других групп слушают, комментируют, дополняют или исправляют./
2 этап: «Знаю, называю». (Сл. № 7)
Цель: конкретизировать знания о классах соединений.
Задание: из перечня формул веществ выпишите те, которые соответствуют названию вашей группы и назовите их. CaO , BaSO4 , HCI, NaNO3, NaOH, BaCI2 , KOH, N2O5, H2 SO4 , Na2O, H2SiO3 , Fe(ОН)3
/Формулы веществ на слайде/
Проверка выполнения задания. (Слайд № 8).
3 этап: «Передай другому». (Слайд № 9).
Цель: продолжить развитие умения записывать уравнения химических реакций.
Внимание! Проблема!
Существует ли взаимосвязь между классами соединений. (Слайд № 10).
/Группы получают карточки с цепочкой превращений. Учащиеся по очереди выходят к доске, записывают уравнение реакции, называют вещества, формулируют свойство, определяют тип химической реакции./
1 Кальций — оксид кальция — гидроксид кальция — хлорид кальция.
2 Сера — оксид серы — сернистая кислота — сульфит калия.
3 Магний — сульфат магния — гидроксид магния — хлорид магния.
4 Фосфор — оксид фосфора — фосфорная кислота — фосфат калия.
— На примере цепочки превращений докажите, что между классами соединений существует генетическая взаимосвязь.
4 этап: «Химик – экспериментатор». (Слайд №11).
Цель: продолжить развитие умений применять знания на практике.
Задание: из имеющихся на столе реактивов провести химическую реакцию, соблюдая правила техники безопасности, записать уравнение, определить тип реакции, представить результат.
1-я группа проводит реакцию получения нерастворимого основания.
2-я группа проводит реакцию нейтрализации.
3-я группа проводит реакцию замещения.
4-я группа проводит реакцию разложения.
Представление результатов работы. (Слайд №12).
IV Закрепление.
5 этап: «Я – сам». (Слайд №13).
Цель: самостоятельное применение знаний.
Индивидуальная самостоятельная работа из задачника — практикума.
Рефлексия: Скажите, пожалуйста, актуален ли девиз нашего урока? Удалось вам достичь цели, которую вы определили в начале урока? Может быть остались вопросы, на которые вы не получили ответа? (Слайд № 14).
V Домашнее задание. (Слайд №15).
Просмотреть записи в тетради. Выяснить неясные вопросы, проконсультироваться. Подготовиться к контрольной работе по теме.
Самооценка. (Слайд №16).
Спасибо за работу. (Слайд №17).
Инструкция №1.
Общие правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
-
В кабинете химии запрещается принимать в пищу любые продукты питания.
-
Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.
-
При выяснении запаха нельзя подносить сосуд близко к лицу, а нужно ладонью сделать движение от отверстия сосуда к носу.
-
Без указания учителя нельзя смешивать вещества.
-
При выполнении опыта нужно брать небольшие порции вещества. Если в описании работы рекомендуется брать немного вещества, то следует помнить, что твердого вещества требуется примерно четверть чайной ложки, а жидкости – 1-2 мл.
-
Особую осторожность необходимо соблюдать при работе с кислотами и щелочами. При случайном попадании кислоты или щелочи на руки или на одежду необходимо немедленно смыть их большим количеством воды.
-
При разбавлении кислот водой нужно помнить следующее правило: кислоту медленно тонкой струйкой при перемешивании льют в воду, а не наоборот.
-
Необходимо пользоваться только чистой лабораторной посудой.
-
Остатки веществ не высыпать и не выливать обратно в сосуд с чистым веществом.
-
После работы необходимо навести порядок на рабочем месте.