Тема: « Наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров» — 2 класс

Вид занятия: декоративная работа.

Цель урока:

1.Образовательная : закрепление знаний детей о декоративной переработке форм растительного и животного мира в форме проведения викторины-путешествия по местам художественных народных промыслов с опорой на выставку ( Гжель, Хохлома, Полхов –Майдан, Городец, Жостово);

2. Воспитательная: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины, патриотизма, уважительного отношения к труду народных мастеров; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.

3. Развивающая: развитие у детей эстетического вкуса и фантазии, сходство и отличие в выполнении элементов росписей, упражнения в стилизации; формирование понятий об орнаменте и его элементах, развитие образного представления.

План урока (время урока – 45 минут)

Организационная часть (1-2 мин)

Беседа (5-7 мин)

Объяснение задания (7 мин)

Физминутка ( 3 мин)

Показ педагогического рисунка (3 мин)

Самостоятельная работа учащихся (15 — 20 минут)

Выставка лучших работ учащихся (2 мин.)

Оценивание работ учащихся, обобщение и завершение урока(2-3 мин)

Оборудование:

Для учителя – учебные таблицы и пособия, готовые изделия, фотографии и иллюстрации из книг, шаблоны – трафареты – формы матрёшек, тарелочек, грибочек под роспись.

Для учеников – акварель или гуашь, кисти (разные номера), баночки для воды, индивидуальные задания детям ( стихи), палитра, тряпочка или салфетка.

Ход урока

Организация класса.

( проверка готовности к уроку, баночки с водой, альбомы, кисточки.)

Беседа.

Беседа и путешествие по местам художественных народных промыслов проводится в форме презентации на мультимедийном проекторе.

— Сегодня мы с вами немного попутешествуем по местам художественных народных промыслов, вспомним народные росписи, с которыми мы с вами знакомы и попробуем побывать мастерами в росписи бытовых предметов.

-А начну я свою беседу о народном искусстве и культуре России. Как вы думаете, ребята, может ли человек называть себя культурным, не зная культуры своего народа?

Мнение детей ( совершенно верно)

— Верно, ребята. « Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего». Народная культура многообразна, она включает в себя и народно – прикладное искусство. Все виды искусства связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Многие виды народно-прикладного искусства, впитав в себя всё лучшее созданное народом на протяжении веков, сложились в промыслы. Ни одна страна мира не может похвастаться таким разнообразием, как Россия

— А какие промыслы знаете вы, ребята?

Мнение детей

— Правильно, но это лишь малая частичка того богатства, что хранит русская земля. А её богатство – в талантливых людях, настоящих мастерах.

Удивительные люди – народные мастера. Из дерева, глины и кости, шерсти и льна, железа и серебра они создают настоящие чудеса.

— Давайте вспомним, с какими народными росписями вы знакомы?

( Хохлома, Гжель, Жостово, Городец, Полхов-Майдан )

-Какие цвета мы применяем для Хохломской росписи? ( красный, жёлтый, чёрный)

Чтение стиха о Хохломе (слайд 2-3)

Хохлома

Удивляя,

Прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая,

Непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют,

Не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея –

В мир волшебной Хохломы.

— Показ слайдов и чтение о Хохломе.

— Для Гжельской? Голубой, синий, белый.

-А как ещё мы называем Гжельскую роспись? (холодной)

Чтение стиха о Гжели

(слайд 4-5)

Гжель

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками,

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

— Показ слайдов

— Для Городецкой росписи мы используем все цвета, обратите внимание, какова выразительность этих узоров.

Чтение стиха о Городце.

Показ слайда 6-7

Городец

Полюбуйтесь какова.

Роспись сказочная.

Здесь купавки и розаны,

Кони, птицы, листья – сами

Оживляют всё вокруг.

Прикоснись, и оживёт,

И цветок, и лепесток.

Вот и Полхов –Майданская роспись у нас на экране.

Стих , показ слайдов

Полхов-Майдан

слайд 8

Яркая и пышная,

Роспись необычная,

Крупные цветочки,

Зелёные листочки,

Яблочко в разрезе,

Ягодки на ветке,

А орнамент здесь простой,

Полхов-Майданских мастеров.

Про подносы не забыли, букет цветов вам предложили.

Стих, слайды.

слайд 9

Жостово

Красоту орнамента,

Русского узора,

Мы увидеть сможем лишь

На подносах Жостовских.

Лаком вскрытым,

Фон цветной.

В центре множество цветов:

Полевых и луговых,

Словно, жизнь внутри кипит.

— А сейчас мы побываем в мастерской художников и внимательно рассмотрим изделия расписанные умельцами. Это девицы-матрёшки, которые считаются «русским сувениром». (слайд 10), кухонные доски, расписанные в росписи Городца и Жостовских подносах. (слайд 11).

Работа учащихся по вариантам.

И так мы с вами рассмотрели несколько видов росписей.

— А вот сейчас вы попробуете сами побывать мастерами народного промысла на различных предметах быта, так как для каждого варианта будет своя работа.

ЗАДАНИЯ. (слайд 12)

I — вариант

— вам предстоит расписать шаблоны разделочной доски и использовать элементы росписи Хохломы.

II — вариант

— у вас на партах лежат картонные тарелочки, которые должны преобразится при помощи вашей фантазии и мастерства в Гжельскую керамику.

III — вариант

— фартук матрёшек вам необходимо расписать используя роспись Городца.

IV — вариант

— копилка-грибок, Полхов – Майданская роспись вас ждёт.

Физминутка.

Элементы выполнения росписей. (слайд 13)

(Показ и объяснение)

Индивидуальная работа учащихся (практическая работа)

( с обратной стороны подписать свою работу)

Показ лучших работ учащихся. (слайд 14)

Итог урока.

— Какие народные промыслы мы использовали при выполнении работ?

— Какие цвета любят использовать в работе народные мастера Городца и Полхов – Майдана?

— Какие цвета используют мастера гжельской керамики?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here