Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

города Кашина, Тверской области

Урок ИЗО в 4 классе на тему «Чудо дерево»

Выполнила :

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №5 г. Кашина

Тверской обл.

Селикаева

Татьяна Борисовна.

Кашин 2013г.

Цели и задачи:

-Познакомить учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. -Воспитывать уважение к русской народной культуре, через знакомство с преданиями русского народа. Знакомство с образом мирового древа в искусстве.

-Совершенствовать способности образного мышления и представления, выделять общее и различное.

-Создать условие для развитие творческих способностей, фантазии через такие техники как: акварель, пластилиновая живопись, процарапывание и создание композиции «Чудо –дерево» .

-Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполнен­ных работ.

-Воспитывать взаимную вежливость, аккуратность, внимание, дисциплину.

Тип урока: урок применения знаний и умений

Вид урока: урок творчества

Вид занятий:

Тематическое рисование. Рисунок-фантазия.

Оборудование:

(для учащихся)

1 группа:

Лист А-4, карандаш, акварель, крупные и мелкие кисти

2 группа:

Тонированный чёрным цветом лист А-4, карандаш, иголка

3 группа:

Лист картона, карандаш, пластилин

(для учителя)

Мультимедийная презентация  «Чудо дерево», компьютер, экран. Иллюстрации и репродукции, посвященные древу жизни. Иллюстрации на тему русских народных промыслов.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Все мы привыкли к реальному окружающему миру, нам кажется, что мы почти все о нем знаем. И с каждым днем наука оставляет все меньше «белых пятен» для разгадывания тайн. Но так было не всегда. Давным-давно наши предки славяне не могли объяснить многие явления и тайны природы.

Одна из таких тайн — МИРОВОЕ ДРЕВО- это тема нашего урока. Мы узнаем , что это такое и на основе этих знаний

3.Беседа по теме с мультимедийной презентацией.

«В начале начал существовало в полной пустоте МИРОВОЕ ЯЙЦО, внутри которого в тумане спал БОГ. (Слайд1) И по прошествии времени туман рассеялся – влага осела вниз, а воздух поднялся вверх. Образовался МИРОВОЙ ОКЕАН – МОРЕ и воздушное пространство. И СУЖДЕНО БЫЛО БОГУ ПРОСНУТЬСЯ. (Слайд2) И куда бы ни бросил свой взор БОГ, на небесном куполе загоралась неподвижная точка – ЗВЕЗДОЧКА.

… увидел БОГ в неподвижном зеркале вод свое отражение, (Слайд3) и решил его оживить , но из-за того что его отражение было зеркальным, новое божество оказалось во всем противоположным. Сварог т.е БОГ , был белым и добрым – новое божество получилось темным и злым. он получил имя – БЕС ( «приносящий беду») (Слайд4)

И вот между небом и водой сами собою выросли два дерева – СВЯЩЕННЫЕ ДУБЫ, державшиеся на силе божией. Из желудей Священных Небесных Дубов вылупились две птицы, это были УТКИ-ГОГОЛИ.

Утки стали нырять на дно Моря и доставать со дна ил и песок. Илом они склеивали веточки  и листья, опавшие с Небесных Дубов – строили ГНЕЗДО-ЗЕМЛЮ.

БЕС тоже нырнул на дно МОРЯ-ОКЕАНА, набрал ила под ногти и  набил им полный рот, после чего вынырнул и бросил все это на строящуюся Землю. Так образовались горы и скалы. Рассердился Бог на Беса за то, что мешает он строить гнездо священным птицам, сломал один из священных Дубов и сделал из него ДУБИНУ (то есть палицу из дуба), этой дубиной наказал Беса и загнал его под землю. (Слайд5) С тех пор на небе осталось только одно МИРОВОЕ ДЕРЕВО.

Вокруг Земли, подобно скорлупе, расположены девять небес. На любое из небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает всю вселенную. Древом жизни, оплетают весь мир людей и уходят глубоко в мир мертвых. Ствол взмывает высоко к небесам, а крона Древа касается седьмого неба.

4.Актуализация знаний

— Почему именно с древом связывали наши предки Вселенную?

-Мы узнаем это послушав выступления ребят:

1.Образ дерева использовался в пословицах и поговорках

«Быть от счастья на седьмом небе».

«Дерево от плодов, а человек от дел познается».

2. В русских народных загадках, песнях

Стоит дуб, на дубу двенадцать гнёзд,

на каждом гнезде четыре синицы,

у каждой синицы по четырнадцать яиц:

семь беленьких да семь черненьких

3.В народных промыслах(вышивка, резьба по дереву, Городецкая, хохломская роспись) Короткий рассказ обучающихся об этих видах декоративного искусства

(Слайд6)

4. В преданиях, обрядах:

1.В древних славянских верованиях дуб как воплощение Мирового древа связан с богом Перуном. Дубы считались заповедными. Запрещалось рубить их и вообще наносить дереву какой-либо ущерб. Такие деревья согласно поверьям оберегали людей от бед.

Русские называли его Царь Дуб, и, согласно поверьям, на нем обитал царь птиц орел. Бог-отец выступал под именем или в форме именно дуба. О крепких сильных мужчинах говорят: крепкий как дуб.

В Тверской губернии вплоть до начала XX века существовал такой обычай: как только на свет появлялся мальчик, его отец отправлялся в лес и рубил несколько дубов, бревна из которых затем относили к реке и погружали в воду. Там они оставались до тех пор, пока сын не вырастал. Когда он намеревался жениться, дубовые бревна, превратившиеся уже в мореное дерево, столь крепкое, что его невозможно было рубить топором, доставали из воды и использовали как основание дома для новой семьи.

2. Дерево — это место обитания различных мифологических персонажей: русалки живут на берёзе, чёрт сидит в корнях бузины, в дуплистой вербе, часто демоны живут в осине. Под такими деревьями нельзя спать, ломать их ветки, иначе демоны накажут человека, нашлют на него болезни и несчастья. Наиболее же известен запрет стоять под деревом во время грозы, поскольку громовержец преследует прячущегося под деревом змея, чёрта и другую нечистую силу.

5. И, конечно, сказки (Слайд7) Особенно ярко мировое древо выражено у А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…»

5. Практическая часть.

Сегодня мы тоже объединим наши знания о преданиях славян, наши умения рисовать и нашу фантазию для создания творческих работ «Сказочное дерево»

Релаксация.1. Сначала настроимся на работу. Выпрямим спину, проделаем самомассаж для пальцев и ладоней рук с помощью шестигранного карандаша.

Карандаш в руках катаю,

(Прокатываем карандаш между ладонями) 
Между пальчиков верчу. (Прокатываем карандаш 
между указательным и большим пальцами). 
Непременно каждый пальчик (Прокатываем карандаш 
между большим и средним пальцами) 

Быть послушным научу, (Прокатываем между 
большим и безымянным пальцами,

а затем между большим пальцем и мизинцем) 

Упражнение проделывается левой и правой рукой.

2.Закройте глаза и представьте своё фантастическое дерево. А теперь за работу.

6.Самостоятельная работа

За 5 минут до конца урока работы вывешиваются на доску рядом друг с другом.

6. Рефлексия. Подведение итогов.

Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.

— Вам нравиться? Что именно?

— Мне кажется, что у нас с вами пока получилась присказка :

Вот диво — так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо — золотые маковки. По этому древу ходит кот: вправо идет — песню заводит, влево идет — сказки сказывает. Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди.


Литература:

1.Разработка урока по изобразительному искусству http://hudoelansksosh.ucoz.ru/index/metodicheskaja_kopilka/0-30

2.Урок ИЗО «Мировое древо» http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/library/urok-izo-6klass-mirovoe-drevo

3. Первообразы в искусстве http://enjoymhk.narod.ru/pub_pub04.htm

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here