ТЕМА:
«Слова, обозначающие предметы»
ЦЕЛИ:
-
Формировать первоначальные языковые и познавательные отношения: представления о словах, обозначающих названия предметов.
-
Упражнять в употреблении слов, обозначающих предметы, совершенствовать каллиграфические навыки. Развивать способность к рефлексии, внимание, память
-
Воспитывать познавательную активность, положительную учебную мотивацию.
ХОД УРОКА:
I.ОРГМОМЕНТ
-Прозвенел звонок и смолк – начинается урок.
II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА:
-
Эмоциональный настрой на урок: «Солнышко»
— Ребята, закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что у вас на ладонях лежат маленькие солнышки, через пальчики их лучики проходят по всей руке, и вы ощущаете тепло. Далее представьте, что руки успокоились, отдохнули. Переключайтесь на ноги – стопы, пальцы. Представьте, как солнечные лучики проходят по ногам, согревая их. В ногах проходит усталость, мышцы ног отдыхают.
— Побеждает всегда тот, кто верит в свои силы. Представьте себе, что одна ладошка – это уверенность в себе, вторая ладошка – это знания и умения. Соедините ладошки и приложите к себе – всё это ваше, пусть они принесут вам удачу сегодня и всегда.
2) Фонетическая зарядка
Упражнение для дыхания
И-э-а-о-ои
— Успокойте своё дыхание, пусть оно станет более плавным, медленным, равномерным. Улыбнитесь и скажите добрые слова друг другу. Встряхните руки, как будто стряхиваете воду. (Упражнение позволяет установить в группе тёплый эмоциональный контакт, повышает доверие детей друг к другу.)
-Произнеси сочетание звуков различном темпе:
Пи-па-пэ-по
Ни-на-нэ-но
Чтение по кругу слайд
Гром почки
Лиса верба
Лужи журчат
Дождь деревья
Солнце звонкие
— Отметим слова, которые обозначают предметы.
— Почему? (вопросы кто? что?)
— Какие слова, обозначающие предметы, отвечают на вопрос КТО? (неодуш.)
— Какие слова, обозначающие предметы, отвечают на вопрос ЧТО? (неодуш.)
( после ответа детей появляется обобщающая опорная таблица, которую дети хором читают:
«О людях и животных мы спрашиваем – КТО? О неживых предметах и явлениях мы спрашиваем – ЧТО?»)
Слайд
Сообщение темы и цели урока.
— Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?
1. Слова, обозначающие предметы. (слайд)
— Правильно, сегодня мы продолжим учиться ставить вопросы к словам, обозначающие предметы и распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные
V. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА:
-
Пальчиковая гимнастика:
— Давайте подготовим к работе наши руки.
Вот помощники твои – правая и левая,
Их как хочешь поверни, и они всё сделают.
Руки требуют заботы, ведь полно у них работы
(выполнение самомассажа пальцев: нажатие на средний палец, воздействие на мизинец)
2) Минутка чистописания: слайд
— Откройте тетрадь. Запишите дату.
— Весёлый гномик Букволюб приготовил для нас необычный рисунок.
Внимательно посмотрите, какие буквы здесь спрятались?
(Т, А, Л, Д, Ф, Г, )
— Назовите гласные буквы.
— Назовите согласные буквы.
А) Запись по образцу букв, слогов и буквенных соединений
с комментированием учителя:
ПИСЬМО С СЕКРЕТОМ слайд
Показ с доски
Тр Тл Тв Ту Та ст тр тк те
-
Словарная работа:
Письмо по памяти
Показывается 10 картинок, дети запоминают и пишут в тетради. Опасные места подчеркиваются.
-сапоги, собака, петух, медведь, сорока, лопата
Проверка с интерактивной доски. Слайд
Оценивание.
— Найдите слова, которые состоят из 2 слогов?
из 3 слогов?
— Отвечают на вопрос кто? что?
Физминутка: слайд
Вы старательно писали, и немножко все устали.
Отложите-ка тетрадки, приступаем все к зарядке.
(дети выполняют динамическую разминку в музыкальном сопровождении — ««Танцы»)
Отдохнула детвора – снова за урок пора.
-
Упражнение на употребление в речи слов, обозначающих предметы:
1) Фронтальная работа
А) — Давайте представим, что мы шагаем по лесу.
— Рассмотрите картину. слайд
Запишите, кто живет в лесу. Потом, что растет в лесу.
Кто?….
Что?….
Вывод:
— Почему мы к этим словам задаем вопросы кто?что?
Гимнастика для глаз: слайд
(с элементами пальминга)
Проведём, друзья, сейчас мы гимнастику для глаз:
Вправо-влево посмотрели, глазки все повеселели.
Снизу – вверх и сверху – вниз, ты, глазок наш, не ленись.
Быстро глазками моргаем, крепко глазки закрываем:
1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать.
б) Составление предложений по картинкам:
Индивидуальная работа
лакомится спелой . *1 группа – самостоятельно записывает
1-е предложение;
* 2 группа – записывает 2-е предложение;
Сочная нужна . ;
*3группа – записывает 3-е предложение под
собирает на зиму . руководством учителя;
— Прочитайте предложения, которые вы записали. Назовите слова, обозначающие предметы.
4) Закрепление.
Работа в парах
А) Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
-Из каждой группы слов исключите одно лишнее. Объясните свой выбор:
*тетрадь, ученик, пенал, ручка
* врач, бинт, вата, зелёнка
*телёнок, лошадь, овца, коровник
*марка, почтальон, газета, конверт
*сестра, брат, дом, родители
-Какие слова отвечают на вопрос КТО?
-Какие слова отвечают на вопрос ЧТО?
Проверка.
Оценивание
Б) На столе лежит карточка с заданием:
А. Образовать слова, которые отвечают на вопрос «КТО?»
лес — … (лесник)
час — … (часовой)
сад — … (садовник)
Б. Образовать слова, которые отвечают на вопрос «ЧТО?»
фонарщик — … (фонарь)
барабанщик — … (барабан)
дровосек — … (дрова)
В. Образовать слова, которые обозначают одушевленные имена существительные
скворечник — … (скворец)
курятник — … (курица)
голубятня — … (голубь)
VII. ИТОГ УРОКА:
— Все молодцы, работали старательно и внимательно.
— На следующем уроке мы продолжим знакомство со словами, обозначающими предметы, и узнаем о них ещё много интересного и полезного.
Скоро прозвенит звонок, и закончится урок.
Верю я, что наш урок всем пойдёт ребятам впрок.
Рефлексия.
Ребятам предлагается оценить свои знания и составить весенний букет.
— Если вам было на уроке всё понятно, задания выполняли легко и не испытывали трудностей, прикрепите подснежник.
— Если вы испытывали незначительные затруднения, обращались за помощью к учителю или ребятам, прикрепите незабудку.
— Если вы постоянно прибегали к помощи, но испытывали интерес к работе, прикрепите одуванчик.
На доске появляется букет из разных цветов. Ребята делятся своими впечатлениями об уроке.
Индивидуальная работа:
* учащиеся 1 группы работают
по карточкам:
Карточка №1.
Задай к словам вопросы «КТО?» или «ЧТО?»
СНЕГ — ______? КОРМУШКА- ______?
РЕБЯТА — _____? ПОРТФЕЛЬ — ______?
КАСТРЮЛЯ — _____? ЛОШАДКА — ______?
Карточка №2.
Запиши слова в 2 столбика:
ЧАЙНИК, ЧУЛКИ, СВИНЬЯ, ГАЗЕТА,
ДЯТЕЛ, УЧИТЕЛЬ, КОРЗИНА, ПОПУГАЙ
КТО? ЧТО?
* учащийся 3 группы работает с
предметными картинками – разделить
картинки на две группы по вопросам
КТО? или ЧТО?
— На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы?
— Какие слова, обозначающие предметы, отвечают на вопрос КТО?
— Какие слова, обозначающие предметы, отвечают на вопрос ЧТО?