МОУ Талаканская СОШ №6
11 класс
Разработала: учитель
математики
Косицына Марина
Александровна
Талакан
2012
Пояснительная записка
элективного курса для 11 класса
(34 часа)
Элективный курс «Математика для абитуриентов» рассчитан на 34 часа для учащихся 11 классов, по 1 часу в неделю.
Задачи курса:
-
Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и к обучению в вузе.
-
Изучение курса предполагает формирование у учащихся интереса к предмету, развитие их математических способностей, централизованному тестированию и к вступительным экзаменам в вузы.
-
Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся.
-
Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
Практика вступительных экзаменов и ЕГЭ по математике показывают, что задачи с параметрами, уравнения и системы уравнений, неравенства и системы неравенств, задания с модулем и текстовые задачи представляют для выпускников средних школ и абитуриентов наибольшую сложность, как в логическом, так и в техническом плане и поэтому умение их решать во многом предопределяют успешную сдачу экзамена в любом высшем учебном заведении. К сожалению, в школе, где на изучение предлагаемых тем отводится небольшое количество часов, трудно поддерживать интерес обучающихся к данным темам из-за ограниченности приобретенных знаний. Умение решать различные виды уравнений и неравенств с модулем и параметром необходимо показать при сдаче ЕГЭ, т. е. при поступлении в ВУЗы.
Предлагаемый курс является развитием ранее приобретенных программных знаний, его цель — создать целостное представление о способах и методах решения задач и значительно расширить спектр задач. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно решать предлагаемые задачи. Данные темы позволят повысить интерес к изучению математики, осмыслить свои действия, наблюдать и делать правильный выбор. Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения. При решении предлагаемых задач необходимо рассмотреть различные способы их решений. Таким образом, программа позволяет ученикам утвердиться в своих способностях. Практика показывает, что с большей пользой проходят уроки «общения», уроки – консультации, семинарские занятия, на которых еще раз разбираются важные, часто предлагаемые задачи в тестах ЕГЭ.
Курс предполагает разнообразные виды деятельности обучающихся, такие как: семинарская, практическая, самостоятельная, групповая, игровая и т. д.
В результате изучения данного курса, обучающиеся должны уметь решать различные уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств, задания с модулем и параметром; использовать нестандартные методы решений и четко записывать ответ, так как ответ – составная часть решения задач тестов ЕГЭ.
В технологии проведения занятий предусмотрены этапы изучения теории, решения практических задач, исследовательские работы, так же обучающие самостоятельные работы. Формой итогового контроля может стать контролирующая зачетная работа с проверкой и анализом всех ошибок. Итоговой творческой работой является защита индивидуальных проектов учащихся.
Задачи для самостоятельного решения подобраны в соответствии с действующими программами вступительных экзаменов по математике, которые предлагаются абитуриентам.
Требования к математической подготовки учащихся:
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
-
вычислять значения корня, степени, логарифма, находить значения тригонометрических выражений, выполнять тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений;
-
решать иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, неравенства, системы, включая с параметрами и модулем, а также комбинированных типов аналитическими и функционально-графическими методами; доказывать неравенства;
-
строить графики элементарных функций, проводить преобразования графиков, используя изученные методы, описывать свойства функций и уметь применять их при решении задач;
-
применять аппарат математического анализа к решению задач.
Структура курса планирования учебного материала
Темы:
-
Выражения и преобразования. 4 ч.
-
Уравнения и неравенства. 15 ч.
-
Системы уравнений. 2 ч.
-
Исследование функции элементарными методами. 5ч.
-
Применение производной. 3 ч.
-
Текстовые задачи. 3 ч.
Краткое содержание курса.
-
Выражения и преобразования.
Определение степени числа, корня. Свойства степеней с целым, рациональным показателем. Свойства арифметических корней. Формулы преобразования многочленов. Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента. Формулы сложения. Формулы приведения. Формулы понижения степени. Формулы преобразования сумм или разностей произведения. Формулы квадратных аргументов. Преобразование произведений в суммы или разности. Определение логарифма числа. Свойства логарифмов.
-
Уравнения и неравенства.
Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений. Решение уравнений, приводимых к линейным.
Решение линейно-кусочных уравнений.
Решение показательных уравнений и неравенств. Свойства логарифмов и логарифмической функции. Решение логарифмических уравнений и неравенств. Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследования количества корней, в зависимости от дискриминанта. Использование теоремы Виета. Исследование трехчлена. Алгоритм решения уравнений. Аналитический способ решения. Графический способ. Тригонометрические уравнения. Тригонометрические неравенства. Область значений тригонометрических функций.
-
Системы уравнений.
Линейные уравнения с двумя неизвестными. Нелинейные системы уравнений. Различные способы решения систем уравнений.
-
Исследование функции элементарными методами.
Графики элементарных функций. Область определения функции. Возрастание, убывание функции. Точки экстремума функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Четные и нечетные функции. Область значений функции. Нахождение значений функции.
-
Применение производной.
Геометрический и физический смысл производной. Вычисление производной. Исследование функции с помощью производной. Приложения производной.
-
Текстовые задачи.
Задачи на проценты. Задачи на сплавы и смеси. Задачи на движение, работу. Задачи на числа, делимость, остатки. Задачи на максимальные и минимальные значения функции.
Тематическое планирование
(34 часа)
Тема | Кол-во часов | ||
Теория | Практ. | ||
1-2. | Преобразование степенных и дробно-иррациональных выражений. | 1 |
1 |
3 – 4. | Преобразование тригонометрических выражений. Преобразование логарифмических выражений. | 1 |
1 |
5-6. | Алгебраические уравнения и неравенства. | 1 | 1 |
7-8. | Уравнения и неравенства с модулем. | 1 | 1 |
9-11. | Иррациональные уравнения и неравенства. Уравнения и неравенства с параметрами. | 1 | 2 |
12-13. | Показательные уравнения и неравенства. | 1 | 1 |
14-15. | Логарифмические уравнения и неравенства. | 1 | 1 |
16 – 17. | Тригонометрические уравнения. Уравнения вида . | 1 |
1 |
18 – 19. | Неравенства смешанного типа. Обобщенный метод интервалов. Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств. | 1 |
1 |
20 – 21. | Линейные системы с двумя переменными. Нелинейные системы уравнений. | 1 |
1 |
22 – 23. | Графики элементарных функций. Область определения функции. Возрастание, убывание функции. Точки экстремума функции. Нули функции. | 1 |
1 |
24 – 25. | Промежутки знакопостоянства. Четные и нечетные функции. Область значений функции. Нахождение значений функции. | 1 |
2 |
27-29. | Применение производной. | 1 | 2 |
30-32. | Текстовые задачи. | 1 | 2 |
33. | Итоговая контрольная работа по курсу | — | 1 |
34. | Защита индивидуальных проектов | — | 1 |
| Итого: | 14 | 20 |
34 |
Заключение
Завершением курса является итоговая тестовая работа, которая может быть составлена из материала ЕГЭ и централизованного тестирования. Для итоговой отчетности по данному курсу написание такой работы имеет смысл, так как задания являются конкретными с тренировочных заданий для ЕГЭ. Итоговой творческой работой является защита индивидуальных проектов учащихся.
Литература
-
Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 классов / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. — М.: Просвещение, 2004.
-
Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 классов / М.И. Башмаков. — М.: Просвещение, 1993.
-
Гусев В.А. Математика: справочные материалы: книга для учащихся / В.А. Гусев, Мордкович А.Г. — М.: Просвещение, 1990.
-
Егерев В.К. Сборник задач по математике для поступающих в вузы / В.К. Егерев. – М.: ОНИКС 21 век: Мир образование, 2001.
-
Ермилова. Н.А. Пособие по математике для поступающих в вузы / Н.А. Ермилова / Амурский государственный университет, 2004.
-
Ковалева Г.И. Математика для учащихся 11 класса и поступающих в вузы: тренировочные тематические задания / Г.И. Ковалева, Т.И. Бузулина, и др. – Волгоград, 2006.
-
Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 классов / А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов и др. — М.: Просвещение, 2001
-
Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 классов / А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2004.
-
Никольский С.М. Алгебра: пособие для самообразования / С.М. Никольский, М.К. Потапов. – М.: Наука, 1990.
-
Рурукин А.Н. Единый государственный экзамен. Математика. Пособие для подготовки. – М.: ВАКО, 2004.
-
Шарыгин И.Ф. Математика. для поступающих в вузы: учебное пособие / И.Ф. шарыгин. – М.: Дрофа, 1997.
-
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: решение задач: учебное пособие / И.Ф. Шарыгин. – М.: Просвещение, 1989.
Рецензия на программу элективного курса
«Математика для абитуриентов».
Элективный курс рассчитан на учащихся 11 класса (34 часа).
Цель курса: создать целостное представление о способах и методах решения задач и значительно расширить спектр задач.
Задачи курса:
-
Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и к обучению в вузе.
-
Изучение курса предполагает формирование у учащихся интереса к предмету, развитие их математических способностей, централизованному тестированию и к вступительным экзаменам в вузы.
-
Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся.
-
Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
Данная программа соответствует целям общего образования и действующим образовательным стандартам.
Программа способствует созданию положительной мотивации и позволяет помочь учащимся успешно сдать ЕГЭ и поступить в вузы.
Программа курса позволяет обобщить знания, позволяет помочь учащимся поверить в свои возможности успешной сдачи экзаменов.
Вывод: рассмотренная программа рекомендуется для использования в 11 классе.
Для 11 класса физико-химического профиля
Учитель математики:
Косицына М.А.
Талакан
2008