Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Талаканская средняя общеобразовательная школа №6
Рассмотрена и рекомендована Утверждаю
к утверждению методическим Заведующая РМК
советом МОБУ Талаканской СОШ №6 __________ М.В. Стаднюк
15.03.2012г. Протокол №4
Программа дистанционного
курса
«Математика для абитуриентов»
для 11 класса
Разработала: учитель
Математики МОБУ
Талаканской СОШ№6
Косицына Марина
Александровна
Талакан
2012
Пояснительная записка
дистанционного курса для 11 класса
(10 часов)
Дистанционный курс «Математика для абитуриентов» рассчитан на 10 часов для учащихся 11 классов, по 1 часу в неделю.
Задачи курса:
-
Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и к обучению в вузе.
-
Изучение курса предполагает формирование у учащихся интереса к предмету, развитие их математических способностей, централизованному тестированию и к вступительным экзаменам в вузы.
-
Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся.
-
Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
Практика ЕГЭ по математике показывают, что задачи с параметрами, уравнения и системы уравнений, неравенства и системы неравенств, задания с модулем и текстовые задачи представляют для выпускников средних школ и абитуриентов наибольшую сложность, как в логическом, так и в техническом плане и поэтому умение их решать во многом предопределяют успешную сдачу ЕГЭ. К сожалению, в школе, где на изучение предлагаемых тем отводится небольшое количество часов, трудно поддерживать интерес обучающихся к данным темам из-за ограниченности приобретенных знаний. Умение решать различные виды уравнений и неравенств с модулем и параметром необходимо показать при сдаче ЕГЭ, т. е. при поступлении в ВУЗы.
Предлагаемый курс является развитием ранее приобретенных программных знаний, его цель — создать целостное представление о способах и методах решения задач и значительно расширить спектр задач. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно решать предлагаемые задачи. Данные темы позволят повысить интерес к изучению математики, осмыслить свои действия, наблюдать и делать правильный выбор. При решении предлагаемых задач необходимо рассмотреть различные способы их решений. Таким образом, программа позволяет ученикам утвердиться в своих способностях.
Курс предполагает разнообразные виды деятельности обучающихся, такие как: семинарская, практическая, самостоятельная, групповая, игровая и т. д.
В результате изучения данного курса, обучающиеся должны уметь решать различные уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств, задания с модулем и параметром; использовать нестандартные методы решений и четко записывать ответ, так как ответ – составная часть решения задач тестов ЕГЭ.
В технологии проведения занятий предусмотрены этапы изучения теории, решения практических задач, исследовательские работы, так же обучающие самостоятельные работы. Формой итогового контроля может стать контролирующая зачетная работа с проверкой и анализом всех ошибок. Итоговой творческой работой является защита индивидуальных проектов учащихся.
Требования к математической подготовки учащихся:
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
-
вычислять значения корня, степени, логарифма, находить значения тригонометрических выражений, выполнять тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений;
-
решать иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, неравенства, системы, включая с параметрами и модулем, а также комбинированных типов аналитическими и функционально-графическими методами; доказывать неравенства;
-
строить графики элементарных функций, проводить преобразования графиков, используя изученные методы, описывать свойства функций и уметь применять их при решении задач;
-
применять аппарат математического анализа к решению задач.
Содержание программы
-
Выражения и преобразования. 1 ч.
-
Уравнения и неравенства. 2 ч.
-
Системы уравнений. 2 ч.
-
Исследование функции элементарными методами. 1ч.
-
Применение производной. 1 ч.
-
Текстовые задачи. 3 ч.
Краткое содержание курса.
-
Выражения и преобразования.
Определение степени числа, корня. Свойства степеней с целым, рациональным показателем. Свойства арифметических корней. Формулы преобразования многочленов. Определение логарифма числа. Свойства логарифмов.
-
Уравнения и неравенства.
Решение показательных уравнений и неравенств. Свойства логарифмов и логарифмической функции. Решение логарифмических уравнений и неравенств. Актуализация знаний о квадратном уравнении.
-
Системы уравнений.
Линейные уравнения с двумя неизвестными. Нелинейные системы уравнений. Различные способы решения систем уравнений.
-
Исследование функции элементарными методами.
Графики элементарных функций. Область определения функции. Возрастание, убывание функции. Точки экстремума функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Четные и нечетные функции. Область значений функции. Нахождение значений функции.
-
Применение производной.
Геометрический и физический смысл производной. Вычисление производной. Исследование функции с помощью производной. Приложения производной.
-
Текстовые задачи.
Задачи на проценты. Задачи на сплавы и смеси. Задачи на движение, работу. Задачи на числа, делимость, остатки. Задачи на максимальные и минимальные значения функции.
Тематическое планирование
(10 часов)
Тема | Кол-во часов | ||
Теория | Практ. | ||
1. | Выражения и преобразования. | 0,5 | 0,5 |
2-3. | Уравнения и неравенства. | 1 |
1 |
4-5. | Системы уравнений. | 1 | 1 |
6. | Исследование функции элементарными методами. | 0,5 | 0,5 |
7. | Применение производной. | 0,5 | 0,5 |
8-9. | Текстовые задачи. | 1 | 1 |
10. | Итоговая тестовая работа по курсу. Защита индивидуальных проектов. | 0,5 | 0,5 |
| Итого: | 5 | 5 |
10 |
Заключение
Завершением курса является итоговая тестовая работа, которая может быть составлена из материала ЕГЭ и централизованного тестирования. Для итоговой отчетности по данному курсу написание такой работы имеет смысл, так как задания являются конкретными с тренировочных заданий для ЕГЭ. Итоговой творческой работой является защита индивидуальных проектов учащихся.
Литература
-
Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 классов / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. — М.: Просвещение, 2004.
-
Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 классов / М.И. Башмаков. — М.: Просвещение, 1993.
-
Гусев В.А. Математика: справочные материалы: книга для учащихся / В.А. Гусев, Мордкович А.Г. — М.: Просвещение, 1990.
-
Егерев В.К. Сборник задач по математике для поступающих в вузы / В.К. Егерев. – М.: ОНИКС 21 век: Мир образование, 2001.
-
Ермилова. Н.А. Пособие по математике для поступающих в вузы / Н.А. Ермилова / Амурский государственный университет, 2004.
-
Ковалева Г.И. Математика для учащихся 11 класса и поступающих в вузы: тренировочные тематические задания / Г.И. Ковалева, Т.И. Бузулина, и др. – Волгоград, 2006.
-
Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 классов / А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов и др. — М.: Просвещение, 2001
-
Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 классов / А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2004.
-
Никольский С.М. Алгебра: пособие для самообразования / С.М. Никольский, М.К. Потапов. – М.: Наука, 1990.
-
Рурукин А.Н. Единый государственный экзамен. Математика. Пособие для подготовки. – М.: ВАКО, 2004.
-
Шарыгин И.Ф. Математика. для поступающих в вузы: учебное пособие / И.Ф. шарыгин. – М.: Дрофа, 1997.
-
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: решение задач: учебное пособие / И.Ф. Шарыгин. – М.: Просвещение, 1989.