Коммунальное государственное учреждение
«Меновновская средняя школа»
Восточно-Казахстанской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
БИОЛОГИИ И МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
И ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ТЕМА:
Учитель биологии: Кривошеева Светлана Николаевна
Учитель математики: Дерипаско Татьяна Александровна
г. Усть-Каменогорск
2014 год
Пояснительная записка
«Никогда не сомневайтесь в том,
что маленькая группа чутких людей
может изменить мир.
На самом деле лишь так и происходит»
Маргарет Лид
Происходящие глобальные изменения в мире требуют от учеников умений переносить знания в новую ситуацию, проявления творческой инициативы, умения решать различные задачи, приобретать жизненные навыки и планировать свою учебную деятельность. А это говорит о том, что нужны именно те знания, которые ориентируют действия, умения человека.
Основной задачей современной школы является жизненная ситуация, побуждающая человека к действию, при котором для получения результата необходимо осуществить несколько взаимосвязанных операций, привлекая разные умения и знания.
Проблемы биологии, экологии одни из самых важных, поэтому возникла необходимость интеграции учебного предмета биологии с литературой, математикой, физикой…
Интегрирование математики и биологии дает учащимся единую картину мира, позволяет им мыслить глобально, уметь синтезировать знания из различных областей наук.
Обучение школьников биологии и математике осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных биологических понятий, усвоения ведущих идей, научных фактов, составляющих основу для формирования их научного мировоззрения.
В данном уроке сформулированы цели и задачи обучения, раскрывается содержание этапов. К каждому этапу указаны некоторые формы, методы и методические приемы обучения. В содержание урока включен материал, раскрывающий основные области применения ИКТ в процессе изучения и использования биологических и математических систем.
В содержании урока указаны основные требования к знаниям и умениям учащихся, отражены наиболее существенные вопросы, важные для общего образования и воспитания школьников.
К каждому этапу указан электронный материал, способствующий формированию научной картины мира, овладению общеучебными и интеллектуальными умениями, воспитанию всесторонне развитой личности.
Данный урок ориентирует на обобщение знаний учащихся. При этом обобщаются основные знания, выделяются связи между идеями и понятиями, показывается их практическое и мировоззренческое значение.
Содержание урока направлено на комплексное решение задач воспитания и развития учащихся. Также урок предоставляет широкие возможности для экологического воспитания школьников, воспитания любви к родному краю, формирования у них ответственного отношения к природе, для приобщения учащихся к практической деятельности по охране водной среды и на этой основе осознание школьниками места и роли человека в биосфере.
Методическая разработка интегрированного урока
биологии и математики в 5 классе
с использованием регионального компонента и применением информационно коммуникативных технологий.
Учебное время 45 мин.
Тема урока «Симфония струящейся воды».(слайд 1)
(урок обобщения изученного в форме эко-шоу. Тема по биологии: «Гидросфера», математики: «Действия с десятичными дробями».)
Цель урока:
Обобщить знания,умения и навыки учащихся по теме «Вода», а также расширить представления учащихся о воде как уникальном веществе на Земле.
Задачи урока:
-
Образовательные:
-
Закрепить знания учащихся о свойствах воды;
-
Показать значение воды,её запасы,распространение.
-
Знать: свойства воды,названия важнейших рек, озёр ВКО,РК, основных обитателей водоёмов, меры по хоране водоёмов.
-
Уметь:производить необходимые расчёты, сопоставлять факты и презентовать их слушателям.
-
Воспитательные:
-
Воспитание любви к родному краю;
-
Формирование информационной культуры школьников;
-
Осуществление экологического и нравственного воспитания;
-
Воспитание толерантности.
-
Развивающие:
-
Развитие навыков творческой и познавательной деятельности учащихся;
-
Расширение кругозора и устойчивого интереса учащихся к предметам биологии и математики.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Приёмы реализации:
-
Работа в группах;
-
Выполнение творческой работы учащимися;
-
Использование ИКТ;
-
Опережающие задания.
Предполагаемые результаты:
-
Формирование предметных и коммуникативных компетенций;
-
Расширение кругозора;
-
Формирование умения публичного высказывания;
-
Закрепление практических навыков.
Оборудование:
-
Интелект-карта (приложение 1) ;
-
Электронная презентация;
-
Капельки воды;
-
Карточки с заданиями;
-
Кроссворд (приложение 2);
-
Листочки для рефлексии;
-
Приз – минеральная вода;
-
Программы ConcerptDraw MindMap; PowerPoint;
-
Интернет (сайты
Все напитки встречаются в продаже в магазинах нашего города. А выделенное слово – всем известтный продукт, выпускаемый на ЧП «Чащевой» в городе Усть-Каменогорске и реализуемый в школьной столовой.
Молодцы,ребята! А теперь определим победителя. У кого больше всех жетонов?
Победителю присуждается приз – бутылка минеральной воды.
Этап информации о домашнем задании.
Творческое задание
Подготовить сообщение о воде;
Составить математические задачи с региональным компонентом. Тема: вода, водные ресурсы.
Рефлексия: на предложенных кружочках покажите своё настроение от проведённого урока.(слайд 51)
Спасибо за урок.
Счастливого плавания (слад 52)
Список использованной литературы
1.Аторские стихотворения учащихся школ города.
2.Задачи срегиональным компонентом, составленныеучителями
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
Программы ConcerptDraw MindMap; PowerPoint;
-
Интернет (сайты риложение 1 Интелект карта
приложение 2
Технологическая карта интегрированного урока по биологии и математике в 5 классе
Учитель биологии: Кривошеева С. Н.
Учитель математики: Дерипаско Т. А.
Этап урока
Время
Содержание
Действия учащихся
Действия учителя
Организационный.
3 минуты
— Межпредметная связь (биология + математика);
— Эмоциональный момент;
— Тема урока. Постановка цели. Знать и уметь.
Делают записи в тетради по ходу объяснения учителя.
Слово учителя.
Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.
5 минут
— Литературный анонс;
— Интеллект-карта;
— Актуализация знаний учащихся.
Слушают и читают стихотворения.
Организует учащихся по актуализации изученного.
Обобщение и систематизация изученного материала.
30 минут
— Повторение агрегатных состояний воды с помощью загадок;
— Решение математических задач по теме «Действия с десятичными дробями»;
— Устная работа по региональному компоненту;
— Работа с мультимедийным ресурсом (структура воды);
— Творческая работа учащихся на местах и интерактивной доске;
— Разгадывание кроссворда.
Участвуют в отгадывании загадок;
Работают в парах по заданию;
Делают записи в тетрадях;
Обобщают и систематизируют материал;
Выполняют творческую работу;
Работают в группах по разгадыванию кроссворда.
Организует и координирует работу учащихся по теме урока.
Информация о домашнем задании.
2 минуты
Домашнее задание.
Записывают задание в дневник.
Дает домашнее задание.
Рефлексия: итоги работы.
5 минут
Обсуждение проделанной работы.
Участвуют в обсуждении, выражают свое отношение к уроку.
Участвует в обсуждении.
-