МУНИЦИПАЛЬНОЕ ООБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЗИМЕНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ МУРОМСКОГО РАЙОНА

Исследовательская работа по теме:

«Жизнь и научные достижения

П.Л. Чебышева»

Выполнил: ученик 9 класса

Макаров Дмитрий Олегович

Руководитель: учитель математики

Травова Татьяна Михайловна

2011г.

Содержание

  1. Введение …………………………………………………………..……..3

  2. Великий математик прошлого столетия

  1. Детство ………………..…………………….………………………..…..4

  2. Студенческие годы ………………………………………………………..6

  3. Педагог и научный воспитатель ……………………………………….8

  4. Научная деятельность и научные открытия …….……………………..9

  5. Оценка деятельности ученого ..…………………………………………13

  1. Заключение ..…………………………………………………………….14

  2. Список литературы ….……..……………………………………………16

  3. Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Введение

Цель моей исследовательской работы – изучить жизнь и научные достижения Пафнутия Львовича Чебышева, оставившего неизгладимый след в истории мировой науки и в развитии русской культуры.

Задачи моей работы:

  • развитие коммуникативных навыков в процессе практической деятельности;

  • систематизация, расширение и углубление теоретических знаний о жизни и научной деятельности великого математика П.Л. Чебышева.

Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает все более творческий характер, и к этому надо себя готовить за школьной партой.

Не секрет, что некоторым учащимся уроки математики в школе кажутся чересчур сложными и даже порой скучными. И они, наверняка, никогда не задумывались, что за безликими рядами цифр, формул, теорем и сложнейших умозаключений стоят удивительные судьбы многих людей, вдохновленных и влюбленных в «царицу всех наук».

Интересные факты из биографий ученых-математиков, истории научных открытий, стихи, афоризмы – все это помогает нам взглянуть на математику с другой стороны и не только расширяет наш кругозор и повышает общую культуру, но и пробуждает заинтересованность к одному из важнейших школьных предметов.

История математики – это прекрасный и действенный инструмент для повышения интереса учащихся к предмету, развития эстетического вкуса учеников, а также привития нравственных качеств. Говоря словами Г.В.Лейбница, «кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет».

Таким образом, знание истории математики является актуальной проблемой процесса обучения. Актуальность проблемы определила выбор темы моей исследовательской работы. Объектом моих исследований являются библиографические источники, а предметом – жизнь и научные достижения Пафнутия Львовича Чебышева, который стоял во главе русской математики середины и второй половины девятнадцатого столетия (приложение 1).

Практическое значение исследовательской работы состоит в том, чтобы использовать подобранный и систематизированный материал на уроках математики в 6-11 классах для развития познавательного интереса учащихся.

Детство

4 (16) мая 2011 г. исполнится 190 лет со дня рождения великого русского математика Пафнутия Львовича Чебышева, замечательного ученого и педагога, который вывел отечественную математическую науку на мировой уровень.

О детстве П.Л. Чебышева сохранились весьма скудные сведения. Родился он 4 мая 1821 года в сельце Окатово Калужской губернии, в семье помещика. Почему новорожденного назвали редко встречающимся именем Пафнутий, трудно сказать. Вероятно потому, что недалеко от Окатова находился Пафнутьев монастырь, чтимый родом Чебышевых. Отец будущего математика Лев Павлович, в двадцать лет был лихим кавалерийским корнетом, участвовал в сражениях против французов. Потом вышел в отставку, поселился в своем имении и занялся хозяйством. Окружающие считали его хорошим человеком. А вот Аграфену Ивановну, мать Пафнутия, не лю6или за жестокость и надменность, и даже близкие родственники, особенно кто победнее, на ее расположение никогда не рассчитывали. Детство Пафнутия Львовича прошло в старом огромном доме. Комнат в нем, казалось, было бесчисленное множество, а длинные полутемные коридоры по вечерам внушали мальчишкам благоговейный страх, который утром казался им смешным и нелепым. Дом этот дряхлел год от году, потом его разобрали и построили новый. А на месте, где он стоял почти полтора века, Пафнутий Львович с младшими братьями установят потом, громадную гранитную глыбу, на которой высекут слова: «Здесь у Льва Павловича и Аграфены Ивановны Чебышевых родилось пятеро сыновей и четыре дочери» (приложение 2).

Первоначальное образование и воспитание он получил дома; грамоте его обучала мать Аграфена Ивановна, а арифметике и французскому языку — двоюродная сестра Сухарева Авдотья Квинтильановна, девушка весьма образованная и, по-видимому, сыгравшая значительную роль в воспитании будущего математика.

Пафнутий резко отличался от других детей его лет. С самого раннего детства он предпочитал всем играм и забавам сидеть за столом, решать задачи, считать. Едва выучив цифры, он целые часы проводил за своими тетрадями с задачами и решал их одну за другой. Уединению и равнодушному отношению к шумным играм, видимо, способствовал физический недостаток: с детства у Чебышева одна нога была сведенной, он немного хромал. Это обстоятельство, несомненно, отразилось на складе его характера и доставило немало горя, вынуждая избегать детских игр, заставляя больше сидеть дома.

С раннего детства в Пафнутии развилось стремление к устройству всевозможных приборов. Начав с простых игрушек из лучинок и палочек, сделанных перочинным ножиком, Чебышев дошел впоследствии (уже взрослым) до сложной арифметической машины-арифмометра. Эта любовь к изготовлению механизмов сохранилась навсегда. Всю жизнь Чебышев занимался вопросами практической механики и изобрел много остроумных механизмов: сортировальную машину, самокатное кресло, гребной механизм и другие. Первоначальное систематическое образование Чебышев получил в семье. В качестве учителя математики был приглашен Платон Николаевич Погорельский, считавшийся одним из лучших педагогов Москвы того времени. Это был типичный учитель николаевской эпохи. Он, по словам современников, отличался «суровым обхождением с учениками и пристрастием к карательным мерам». Всегда серьезный, с нахмуренным лицом, требовательный до педантичности. Погорельский держал учеников в самом строгом подчинении. Но он хорошо знал математику и умел излагать свой предмет в ясной и общедоступной форме. Именно он посеял в сознании Чебышева первые семена любви к математике как к науке, к сжатому, ясному и доступному изложению ее основ. Самые сложные задачи, которые обычно ставят в тупик многих сильных учеников, Пафнутий решал легко и свободно, а над более трудными просиживал по несколько дней, находя особое удовольствие в решении таких задач. Латынь – один из самых главных предметов в девятнадцатом веке – Пафнутию преподавал студент-медик Алексей Тарасенков, великолепный знаток древнего языка. Позже он стал известным врачом и писателем. Это он лечил Гоголя, когда тот доживал последние дни. Властная матушка осталась довольна домашним образованием старшего сына и разрешила ему поступить в университет.

Студенческие годы

В шестнадцать лет Чебышева после успешной сдачи экзаменов зачислили студентом философского факультета Московского университета. Нет, Чебышев вовсе не собирался стать философом. Просто в те времена математику читали на математическом отделении философского факультета (приложение 3).

Каким он был студентом? Об этом особых подробностей не сохранилось. Похоже, что в университете среди товарищей он ничем не выделялся: носил строгий вицмундир, застегнутый до самого подбородка на все сияющие пуговицы, и неизменную студенческую треуголку с кокардой. Поведения он был наилучшего и никогда никаких замечаний не получал, всегда был готов к занятиям, по всем предметам успевал только на «отлично». Видно, и тут сказалась домашняя выучка Аграфены Ивановны. Лишь на четвертом курсе Чебышев заставил заговорить о себе. За конкурсную работу о вычислении корней уравнений он получил серебряную медаль. В том же году он снял студенческий вицмундир. Двадцатилетнего студента оставили при университете для подготовки к профессорскому званию. Он сдает магистерские экзамены, успешно защищает магистерскую диссертацию «Опыт элементарного анализа теории вероятностей», в которой он доказал, что можно «показать без посредства трансцендентного анализа», ограничившись одной алгеброй, справедливость выводов теории вероятностей, сделать ее более простой и доступной учащимся. Мечта главы семейства Чебышевых осуществилась. Если не старший сын, то младшие Николай и Владимир решили стать офицерами, поступив в Петербургское артиллерийское училище. Пафнутий решает быть ближе к младшим братьям. Он тоже переезжает в Петербург, где получает место адъюнкта в университете.

С 1840 г. материальное положение семьи Чебышевых пошатнулось, и Пафнутий Львович был вынужден жить на собственный заработок. Это обстоятельство наложило отпечаток на его характер, сделав его расчётливым и бережливым; впоследствии, когда он уже не испытывал недостатка в средствах, он не соблюдал экономии в их расходовании только при изготовлении моделей различных приборов и механизмов, идеи которых часто рождались в его голове. Двадцатилетним юношей П. Л. Чебышев окончил университет, а через два года опубликовал свою первую научную работу, за которой вскоре последовал ряд других, всё более и более значительных и быстро привлекших к себе внимание научного мира. Двадцати пяти лет П. Л. Чебышев защитил в Московском университете диссертацию на степень магистра, посвящённую теории вероятностей, а ещё через год был приглашён на кафедру Петербургского университета и переселился в Петербург. Здесь началась его профессорская деятельность, которой П. Л. Чебышев отдал много сил и которая продолжалась до достижения им преклонного возраста, когда он оставил лекции и отдался целиком научной работе, продолжавшейся буквально до последнего мгновения его жизни. В двадцать восемь лет он получил в Петербургском университете степень доктора, причём диссертацией служила его книга «Теория сравнений», которой затем в течение более полустолетия студенты пользовались как одним из самых глубоких и серьёзных руководств по теории чисел. Академия наук избрала тридцатидвухлетнего П. Л. Чебышева адъюнктом по кафедре прикладной математики; через шесть лет он уже стал ординарным академиком. Год спустя он был избран членом-корреспондентом Парижской Академии наук, а в 1874 г. та же академия избрала его своим иностранным сочленом.

Педагог и научный воспитатель

Тот вес, который приобрела в истории математики созданная Чебышевым научная школа, уже показывает с максимальной объективностью, независимо от персональных отзывов, что П. Л. Чебышев умел зажигать научный энтузиазм своих учеников. Основной чертой этой школы, которую принято называть петербургской математической школой, было стремление тесно связать проблематику математики с принципиальными вопросами естествознания и техники.

Раз в неделю у П. Л. Чебышева был приёмный день, когда двери его квартиры были открыты для каждого, кто хотел о чём-либо посоветоваться по поводу своих исследований. Редко кто уходил, не обогатившись новыми мыслями и новыми планами. Современники и, в частности, ученики П. Л. Чебышева говорят о том, что он охотно раскрывал богатство своего идейного мира не только в беседах с избранными, но и на своих лекциях для широкой аудитории. С этой целью он иногда прерывал ход изложения, чтобы осветить своим слушателям историю и методологическое значение того или иного факта или научного положения. Этим отступлениям он придавал существенное значение. Они бывали довольно длительными. Приступая к такой беседе, П. Л. Чебышев оставлял мел и доску и усаживался в особое кресло, стоявшее перед первым рядом слушателей. В остальном ученики характеризуют его как педантически точного и аккуратного лектора, никогда не пропускавшего, никогда не опаздывавшего и никогда не задерживавшего аудиторию ни на одну минуту долее положенного времени.

Интересно отметить ещё характерную особенность его лекций: всякой сложной выкладке он предпосылал разъяснение её цели и хода в самых общих чертах, а затем проводил её молча, очень быстро, но настолько подробно, что следить за ним было легко.

А еще Чебышев очень любил оперу, часто посещал Мариинский театр в компании петербургских профессоров. Студентам он рекомендовал прослушать оперы “Рогнеда”, “Пророк”, “Кузнец Вакула”, “Фауст”, “Аида”, “Юдифь”, а самому ему особенно нравилась “Жизнь за царя” Михаила Глинки. По свидетельству профессора Санкт-Петербургского университета К.А.Поссе, ученика П.Л.Чебышева, часы, проведенные среди студентов, “были лучшими в жизни Чебышева”. Именно здесь создавалась та нравственная связь, которая соединяла его со слушателями…

В 1882 г. экстраординарный профессор П.Л.Чебышев, проработавший в университете 35 лет, ушел в отставку. Совет единогласно избрал его почетным членом университета (приложение 4).

Научная деятельность и научные открытия

Теория чисел.

Чебышев считается одним из основоположников теории приближения функций. Велика его работа также в теории чисел, теории вероятностей, механике.

Среди многочисленных исследований Чебышева одно из первых мест занимают его работы по теории чисел. Трудно указать другое понятие, столь же тесно связанное с возникновением и развитием человеческой культуры, как понятие числа. Отнимите у человечества это понятие и посмотрите, насколько обеднеет от этого наша духовная жизнь и практическая деятельность: мы потеряем возможность производить расчёты, измерять время, сравнивать расстояния, подводить итоги результатам труда. Недаром древние греки приписывали легендарному Прометею, среди прочих его бессмертных деяний, изобретение числа. Важность понятия числа побуждала виднейших математиков и философов всех времён и народов пытаться проникнуть в тайны расположения простых чисел. Вопрос о распределении простых чисел в натуральном ряду занимал умы лучших математиков, среди которых были Диофант, Ферма, Эйлер, Лагранж, Лежандр и Гаусс. Однако первым, кто со времен Евклида добился существенного результата в этом вопросе, был Чебышев. Он открыл закон, формулу, которая позволяет приближенно определять число простых чисел, заключенных между 1 и некоторым натуральным числом N. Чебышев также впервые доказал так называемый «постулат Бертрана». Член Парижской академии наук, французский математик Ж.Л. Бертран высказал в качестве гипотезы следующее предложение: между натуральными числами n и 2n при n > 1 всегда находится хотя бы одно простое число. Все старания Бертрана дать общее доказательство этого предложения были безрезультатны, и он был вынужден принять его в качестве гипотезы. Чебышев же доказал это предложение и тем внес ценный вклад в исследование вопроса о распределении простых чисел.

Работы Чебышева в области теории чисел выдвинули его в первые ряды величайших математиков XIX в. Известный английский математик Сильвестр сказал как-то, что для получения, новых результатов в вопросе распределения простых чисел требуется ум, настолько превосходящий ум Чебышева, насколько ум Чебышева превосходит ум обыкновенного человека.

Мы не будем останавливаться на других результатах П. Л. Чебышева в теории чисел; уже сказанное в достаточной мере показывает, насколько мощен был его гений.

Теория вероятностей.

Стремление связать проблемы математики с принципиальными вопросами естествознания и техники в значительной мере определяет его своеобразие как учёного. Многие открытия Чебышева навеяны прикладными интересами. Это неоднократно подчёркивал и сам Пафнутий Львович, говоря, что и создание новых методов исследования … науки находят себе верного руководителя в практике» и что «… сами науки развиваются под влиянием ее: она открывает им новые предметы для исследования…».

Мы перейдём теперь к тому разделу математической науки, в котором идеи и достижения П. Л. Чебышева получили решающее значение для всего дальнейшего его развития и определили на многие десятилетия, вплоть до наших дней, направление наиболее актуальных в нём исследований. Этот раздел математики называется теорией вероятностей. К теории вероятностей тянутся нити буквально от всех областей знания. Эта наука занимается изучением случайных явлений, течение которых нельзя предсказать заранее и осуществление которых при совершенно одинаковых условиях может протекать совершенно различно, в зависимости от случая. Два основных закона этой науки — закон больших чисел и центральная предельная теорема — те два закона, вокруг которых до самого последнего времени группировались почти все исследования и которые продолжают составлять собою предмет усилий большого числа специалистов в наши дни. Оба эти закона в их современной трактовке ведут своё начало от П. Л. Чебышева.

В 1867 году во II томе «Московского Математического Сборника» появился весьма замечательный мемуар Чебышева «О средних величинах», в котором дана теорема, лежащая в основе различных вопросов теории вероятностей и заключающая в себе знаменитую теорему Якова Бернулли как частный случай.

В теории вероятностей Чебышеву принадлежит заслуга систематического ведения в рассмотрение случайных величин и создание нового приёма доказательства предельных теорем теории вероятностей — так называемого метода моментов. Им был доказан закон больших чисел в весьма общей форме; при этом его доказательство поражает своей простотой и элементарностью даже мало сведущего в науке человека.

Работы Пафнутия Львовича по теории вероятностей составляют важный этап в её развитии; кроме того, они явились базой, на которой выросла русская школа теории вероятностей, состоявшая из непосредственных учеников ученого. В теории чисел Чебышев, впервые после Евклида, существенно продвинул изучение вопроса о распределении простых чисел. Он первым в мире доказал “постулат Бертрана”, теорию распределения простых чисел в натуральном ряде. Эти гениальные работы ученого сыграли важную роль в развитии теории приближений, поставив его на один уровень с Евклидом и Лобачевским.

Теория машин и механизмов.

Пафнутий Львович — основоположник так называемой конструктивной теории функций, создатель новых направлений исследований в теории чисел и новых методов исследований. Теория машин и механизмов была одной из тех дисциплин, которыми Чебышев систематически интересовался всю жизнь. Особенно многочисленны его работы, посвященные шарнирным механизмам, в частности параллелограмму Уатта и др. Большое внимание он уделял конструированию и изготовлению механизмов. Он сконструировал и усовершенствовал более 100 новых машин и механизмов, которые заняли первое место на выставках в Париже (1878 г.) и Чикаго (1893 г.). Весьма интересна и оригинальна созданная им стопоходящая машина, имитирующая движение человека при ходьбе, а также автоматический арифмометр (приложение 5).

Изучение параллелограмма Уатта и стремление усовершенствовать его натолкнуло Чебышева на решение задачи о наилучшем приближении функций. К прикладным работам ученого относится также оригинальное исследование, где он поставил задачу найти такую картографическую проекцию данной страны, сохраняющую подобие в малых частях, чтобы наибольшее различие масштабов в разных точках карты было наименьшим. Чебышев высказал предположение, что для этого отображение должно сохранять на границе постоянство масштаба, что впоследствии и было доказано математиком Д. А. Граве.

Для истории математики особенно важно то, что конструирование механизмов и разработка их теории послужили П. Л. Чебышеву исходной точкой для создания нового раздела математики — теории наилучшего приближения функций многочленами. Здесь П. Л. Чебышев явился пионером в полном смысле этого слова, совершенно не имея предшественников. Это область, где он работал больше, чем в какой-либо другой, находя и решая всё новые и новые задачи и создав совокупностью своих исследований новую обширную ветвь математического анализа, продолжающую успешно развиваться и после его смерти.

Научное наследство П. Л. Чебышева в области теории механизмов содержит такое богатство идей, которое рисует облик великого математика подлинным новатором техники.

В качестве другой важнейшей особенности научного творчества П. Л. Чебышева нужно отметить его неизменный интерес к вопросам практики. Этот интерес был настолько велик, что, пожалуй, им в значительной мере определяется своеобразие П. Л. Чебышева как учёного. Без преувеличения можно сказать, что большая часть его лучших математических открытий навеяна прикладными работами, в частности его исследованиями по теории механизмов. Наличие этого влияния нередко подчёркивалось самим Чебышевым как в математических, так и в прикладных работах, но наиболее полно идея плодотворности связи теории с практикой была им высказана в статье «Черчение географических карт» (приложение 6). Мы не станем пересказывать мысли великого учёного, а приведём его подлинные слова:

«Сближение теории с практикой даёт самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает; сами науки развиваются под влиянием её, она открывает им новые предметы для исследования, или новые стороны в предметах давно известных. Несмотря на ту высокую степень развития, до которой доведены науки математические трудами великих геометров трёх последних столетий, практика явно обнаруживает неполноту их во многих отношениях; она предлагает вопросы, существенно новые для науки, и таким образом вызывает на изыскание совершенно новых метод. — Если теория много выигрывает от новых приложений старой методы или от новых развитий её, то она ещё более приобретает открытием новых метод, и в этом случае наука находит себе верного руководителя в практике». Среди огромного количества задач, которые ставит перед человеком его практическая деятельность, особенную важность имеет, по мнению П. Л. Чебышева, одна: «как располагать средствами своими для достижения по возможности большей выгоды?» Именно поэтому «большая часть вопросов практики приводится к задачам наибольших и наименьших величин, совершенно новым для науки, и только решением этих задач мы можем удовлетворить требованиям практик», которая везде ищет самого лучшего, самого выгодного».

Приведённая цитата для П. Л. Чебышева являлась программой всей его научной деятельности, была руководящим принципом его творчества.

Оценка деятельности ученого

Многочисленные научные труды почти во всех областях математики и прикладной механики, труды, глубокие по содержанию и яркие по своеобразию методов исследования, создали П. Л. Чебышеву славу одного из величайших представителей математической мысли. Огромное богатство идей разбросано в этих работах, и, несмотря на то, что прошло много лет, они не потеряли ни своей свежести, ни актуальности, и их дальнейшее развитие продолжается в настоящее время во всех странах земного шара, где только бьётся пульс творческой математической мысли.

В математике навсегда остались законы Чебышева, многочлены Чебышева, формулы Чебышева, функции Чебышева, неравенства Чебышева. Сорок два года Чебышев проработал в Академии наук, умножая ее славу и гордость. В течение тридцати пяти лет он возглавлял математические науки в Петербургском университете, создал одну из самых значительных русских математических школ.

П. Л. Чебышев был доступен для всех, кто хотел научно работать и имел для этого данные; он щедро делился своими идеями. Ученый оставил яркий след в развитии математики как собственными исследованиями, так и постановкой приоритетных вопросов перед молодыми учёными. Благодаря этому он оставил после себя большое число учеников, ставших впоследствии первоклассными учёными; среди них А. М. Ляпунов и А. А. Марков. Так, по его совету А. М. Ляпунов начал работать над теорией равновесия вращающейся жидкости, частицы которой притягиваются по закону всемирного тяготения, создав тем самым новую науку.

От него идут истоки многих русских математических школ в теории вероятностей, теории чисел, теории приближения функций, теории механизмов, с успехом продолжающих работу и в наши дни. Многочисленные ученики Чебышева распространили идеи своего учителя по всей России и далеко за ее пределами.

Труды Чебышева ещё при жизни нашли широкое признание не только в России, но и за границей. Он был избран членом Берлинской (1871 г.), Болонской (1873 г.), Парижской (1874 г.), Шведской (1893 г.) академий наук, Лондонского королевского общества и многих других иностранных обществ, академий и университетов, награжден орденом благоверного князя Александра Невского.

Одним из наиболее важных событий последних лет жизни Чебышева стало награждение его орденом Почетного легиона, который по представлению Парижской Академии наук он получил от президента Франции в 1890 г. В связи с этим президент Академии наук Франции математик Шарль Эрмит писал Чебышеву: “…Вы являетесь гордостью науки в России, одним из первых геометров Европы, одним из величайших геометров всех времен”. В честь Чебышева академия наук СССР учредила в 1944 году премию за лучшие исследования по математике.

Заключение

Последние годы жизни Чебышева протекали тихо, без каких-либо значительных событий. Постоянная загруженность работой не позволила создать семью. Адрес места жительства знаменитого профессора в справочнике “Весь Петербург” за 1892 г.: Васильевский остров, Николаевская наб., д.1.

В конце ноября 1894 г. Пафнутий Львович перенес на ногах грипп. День 25 ноября 1894 г. стал последним в его жизни. Вечер накануне он провел в оживленной дружеской беседе с братом Владимиром и академиком А.А.Марковым в своей квартире. Утром следующего дня, пожелав напиться чаю, он попросил к 9 часам подать самовар, сам заварил чай и налил в стакан. Вблизи его никого не было. Спустя несколько минут вошедшая в комнату прислуга застала профессора сидящим за столом со склоненной головой. А стакан был горячий и из него поднимался белесый парок…

В ста километрах от Москвы и в пяти от ст. Балобаново Киевской железной дороги, в живописной местности близ реки Истьи расположено небольшое село Спас-на-Прогнаньи. В нем есть Преображенская церковь, построенная предками Чебышева. На северной стороне церковного двора похоронены отец и мать Чебышева. Под колокольней в наглухо замурованном склепе погребены Пафнутий Львович Чебышев и его братья Павел и Николай. Мозг П.Л. Чебышева хранится в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, где первоначально было захоронено и его тело (приложение7).

Но Чебышев-математик и механик — никогда не умирал. Его идеи, результаты и методы, его книги жили, живы и будут жить в трудах многочисленных продолжателей его научно-педагогического дела.

Мировая наука знает немного имён учёных, творения которых в различных отраслях их науки оказали бы такое значительное влияние на ход её развития, как это было с открытиями П. Л. Чебышева. В частности, подавляющее большинство советских математиков до сих пор благотворно ощущает на себе влияние П. Л. Чебышева, доходящее до них через посредство созданных им научных традиций. Все они с глубоким уважением и тёплой признательностью чтут светлую память своего великого соотечественника.

Благодаря выдающимся исследованиям в области математики П. Л. Чебышев был избран членом 25 разных академий и научных обществ: Петербургской, Парижской, Римской, Стокгольмской и др. Профессор Стокгольмского университета Миттаг-Лефлер утверждал, что Чебышев — гениальный математик и один из величайших анналистов всех времен.

Труды Чебышева носят отпечаток гениальности. Он изобрёл новые методы для решения многих трудных вопросов, которые были поставлены давно и оставались нерешёнными. Вместе с тем он поставил ряд новых вопросов, над разработкой которых трудился до конца своих дней.

Именем П. Л. Чебышёва названы:

* кратер на Луне;

* астероид 2010 Чебышёв;

* математический журнал «Чебышевский Сборник»;

* многие объекты в современной математике

  • выпущена именная почтовая марка (приложение 8).

Пафнутий Львович Чебышев оставил огромное литературное и идейное наследие, которое еще долго будет питать мировую науку.

Литература

  1. Глейзер Г.И. история математики в школе VIIVIII кл. Пособие для

учителя – М.: «Просвещение», 1982. – 240 с.

  1. Гуров С. П. П. Л. Чебышев. — М.: Просвещение, 1979. – 111с.

  1. Данилов Ю.А. Чебышев // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

2004 [Электронный ресурс]: Современная универсальная российская энциклопедия. В 10-ти ч.

  1. Демьянов В. П. Рыцарь точного знания. — М.: Знание, 1991. – 125 с.

  1. Зеленов В. С. Туристские тропы Калужской области. Тула, 1990. – 240 с.

  1. Лебедев С. Л. О Чебышеве и вокруг него: исторические миниатюры. — М.:

МИФИ, 2002. – 150 с.

  1. Лопатин Н.В. и др. История рода Чебышевых. Калуга, 2004. – 283 с.

  1. Прудников В.Е. Пафнутий Львович Чебышев. Л., 1976. – 282 с.

  1. Рыбников К.А. Возникновение и развитие математической науки. — М.:

«Просвещение», 1987. – 159 с.

  1. Чебышев П.Л. Избранные математические труды. М. – Л., 1946. – 199 с.

  1. Хрестоматия по истории математики. — Под ред. А.П. Юшкевича. М.:

«Просвещение», 1976. – 320 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here