Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1, г.Апатиты Мурманской области
Пустовая Елена Владимировна – учитель математики
Липкина Ольга Александровна – учитель математики
Разработка компетентностно – ориентированных задач
по математике
для 5 – 10 классов
Компетентностно – ориентированные задания по математике
Регулятивные
-
Умение ставить задачи, в соответствии поставленной цели.
-
Умение ставить цели, согласно заданной проблеме.
-
Умение выбрать технологию деятельности (способ решения задачи).
-
Прогнозировать результат.
-
Оценить продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом.
Регулятивная компетентность заключается в готовности организовывать свою деятельность в соответствии с позициями: что я делаю?, зачем я это делаю?, как я это делаю?, что я получу (получил) в результате?
Регулятивные компетенции формируются с помощью задач, в которых необходимо проанализировать предложенную ситуацию, поставить цель, спланировать результат, разработать алгоритм решения задачи, проанализировать полученный результат.
Характеристика задания: геометрия, 8 класс
Тема: «Площади фигур».
Ключевая компетентность: регулятивная
(самоменеджмент)
-
Стимул: Очень часто в жизни нам приходится производить математические расчеты, например, при ремонте помещений.
-
Задачная формулировка: Родители делают ремонт твоей комнаты. Помоги им рассчитать площадь пола без учета той части помещения, на которой находится встроенный шкаф. Воспользуйся схемой комнаты, составленной родителями. Запиши ответ в квадратных метрах.
-
Источник: Рисунок.
Размеры шкафа: длина – 220 см, ширина – 50 см
580 см
300 см см см
-
Инструмент проверки: Формула для нахождения площади прямоугольника S = a*b. Перевод единиц измерения: 1 м2 = 10000 см2.
Площадь шкафа: 220*50 = 11000 (см2)
Площадь комнаты: 300*580 = 174000 (см2)
Площадь закрашиваемой части: 174000 – 11000 = 163000 (см2)
163000 см2 = 16,3 м2
Площадь пола без учета шкафа 16,3 м2 .
Коммуникативные
-
Донести свою позицию до других: формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
-
Находить аргументы, подтверждающие вывод.
-
Слушать и понимать речь других.
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Коммуникативная компетентность заключается в готовности получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отставать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.
Для формирования коммуникативной компетентности можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Учащихся можно разделить на несколько групп, каждая группа должна решить задачу предложенным способом и доказать правильность своего решения оставшимся группам.
Характеристика задания: математика, 5 класс
Тема: «Задачи на проценты».
Ключевая компетентность: коммуникативная
(работа в группах)
-
Стимул: Вы археологи. Необходимо определить рост человека по отдельным костям.
-
Задачная формулировка: Во время раскопок была найдена малая берцовая кость длиной 39,3 см. Вычислите, каков был рост человека. Как можно доказать, что локтевая кость длиной 20,3 см не могла принадлежать тому же человеку?
-
Источник: Длина малой берцовой кости составляет 22% роста человека, а локтевой кости составляет 16% роста человека.
-
Инструмент проверки:
39,3 : 22 · 100 ≈ 178,6 (см)
20,3 : 16 · 100 ≈ 126, 9 (см)
Так как эти длины отличаются друг от друга приблизительно на 50 см, то очевидно, что кости принадлежали различным людям.
Характеристика задания: математика, 10 класс.
Тема: «Двугранный угол».
Ключевая компетентность: коммуникативная (работа в парах)
-
Стимул: Все окружающие нас предметы могут служить моделью геометрической задачи. В любой профессии можно проследить связь с геометрией.
-
Задачная формулировка: При помощи предметов, лежащих на столе (карандаши, тетрадь…), смоделируйте ситуацию и проверьте правильность утверждений:
-
Точка А лежит на ребре двугранного угла. Значит, <АВС – линейный угол двугранного угла, если лучи АВ и АС перпендикулярны его ребру.
-
Точка А лежит на ребре двугранного угла. Значит, <ВАС – линейный угол двугранного угла, если лучи АВ и АС лежат в гранях двугранного угла.
-
Точка А лежит на ребре двугранного угла. Значит, <АВС – линейный угол двугранного угла, если лучи АВ и АС перпендикулярны его ребру, а точки В и С лежат на гранях угла.
-
Источник: текст с вопросами. Бланк для заполнения учащимися:
Я считаю__________,так как________________.
-
Инструмент проверки: балловая система оценивания.
Информационные
-
Умение указывать, какая информация требуется для решения поставленной задачи.
-
Поиск и выделение необходимой информации.
-
Умение пользоваться карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет.
-
Умение проводить наблюдение эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей.
-
Систематизировать извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры.
Информационная компетентность заключается в готовности делать аргументированные выводы, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Для формирования информационной компетентности необходимо использовать задачи содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.).
Характеристика задания: математика, 6 класс
Тема: «Текстовые задачи».
Ключевая компетентность: информационная.
-
Стимул: Ты являешься руководителем крупной компании, тебе необходимо решить вопрос доставки груза.
-
Задачная формулировка: Для перевозки 5 т груза на 350 км можно воспользоваться услугами трех транспортных компаний: СеверТранс;
КолаТранс; Транзит. Каждая компания предлагает один вид автомобилей. Сколько рублей будет стоить наиболее дешевый вариант перевозки?
-
Источник:
Стоимость перевозки (руб. за 10 км) | Грузоподъемность автомобилей (т) | |
СеверТранс | 80 | 1,6 |
Кола Транс | 110 | 2,2 |
Транзит | 140 | 2,8 |
-
Инструмент проверки: СеверТранс: 80*35*4 = 11200руб.
КолаТранс: 110*35*3 =11550 руб.
Транзит: 140*35*2 = 9800 руб.
Стоимость наиболее дешёвой перевозки 9800 руб.
Характеристика задания: математика, 6 класс
Тема: «Задачи на пропорцию».
Ключевая компетентность: информационная.
-
Стимул: Лечебная сила моря известна с глубокой древности. В морской соли содержится огромное количество необходимых для здоровья микроэлементов.
-
Задачная формулировка: Самое соленое из всех морей земного шара Мертвое море содержит до 300г соли на 1кг воды. Выясни, сколько граммов соли содержится в 200г морской воды. Узнай о пользе морской воды для здоровья человека.
-
Источник: 1 кг = 1000 г. Основное свойство пропорции: если а:b = c:d, то a*d = b*c. Интернет ресурсы.
-
Инструмент проверки:
-
Соль
Вода
300 г
1000 г
Х г
200 г
Х = (300*200):1000 = 60 (г)
В 200 г морской воды содержится 60 г соли.
Используемая литература
-
Математика. 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / И.И.Зубарева. А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012.
-
Математика. 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / И.И.Зубарева. А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012.
-
Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.] – М. : Просвещение, 2011.
-
Геометрия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.] – М. : Просвещение, 2012.