Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл

Конспект открытого урока математики
в 4 классе

«Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»

подготовила

учитель начальных классов

Криворотова Ольга Владимировна

г. Козьмодемьянск

2014

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями».

Цель:формирование умений складывать дроби с одинаковыми знаменателями;

Задачи: повторить понятие дроби, закрепить умение читать и сравнивать дроби; тренировать вычислительные навыки, умение решать задачи на нахождение части.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:карточки с числами; карточки для составления опорного конспекта; алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями; эталон для самопроверки самостоятельной работы.

Раздаточный материал:чистые листы-блоки для построения алгоритма сложения дробей с одинаковыми знаменателями, по 4–5 штук для каждой группы; правила работы в группе; таблицы для самооценки на этапе рефлексии.

  1. Организация урока

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Учебник, ручка и тетрадка

  1. Мотивация к учебной деятельности

Народная мудрость гласит: «Учение ключ к уменью», и поэтому я вам желаю на сегодняшнем уроке успехов в учебной деятельности.
Что вы ждёте от сегодняшнего урока? (ответы детей по алгоритму: Хочу – Надо — Могу)

И начнём урок с повторения.

  1. Актуализация знаний

А) 100 – 1 : 3 + 27 : 4 + 135 : 25 : 2 : 5

Блиц-опрос:

  • Почему в конце цепочки получилось дробное число

  • Как называется число, записанное над чертой?

  • Как называется число, записанное под чертой?

  • Что показывает числитель дроби?

  • Что показывает знаменатель дроби?

  • Как найти часть от числа?

  • Как найти число по части?

  • Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?

  • Как сравнить дроби с одинаковыми числителями, но разными знаменателями?

— Назовите дробь, большую, чем 3/5 (4/5; ¾)

— Назовите дробь, меньшую, чем 3/5 (2/5; 3/6)

— Почему 4/5 ˃3/5; 3/5˃2/5

— Докажите, что 3/4˃ 3/5 3/5˃ 3/6

  1. Формулирование темы урока

(Работа в парах)

На ваших партах лежат карточки, где записаны дроби.

— Что вы заметили? (во всех дробях одинаковый знаменатель)

— Расположите дроби в порядке возрастания

— Какое правило помогло вам выполнить задание?

— Какое получилось слово?

-Попробуйте сформулировать тему урока (Сложение дробей с одинаковыми знаменателями)

Я предлагаю вам решить следующую задачу

Вы много учитесь. В течение учебной недели 5/25 вашего учебного времени занимают уроки русского языка и 3/ 25 уроки литературы. Какую часть вашего учебного времени занимают уроки русского языка и литературы вместе?

-Приступайте к решению задачи. Те, кто нашел решение, встаньте.

-С помощью какого действия мы можем объединить части?

— Значит, правы были те, кто составил выражение 5/25+3/25?

— Назовите значение выражения…., а есть ли другие мнения.

ПО СИТУАЦИИ:

— Мы решали одно выражение, но получили разные ответы.

— Решая задачу мы получили ответ 8/ 25, но не можем утверждать, что он правильный.

— Мы попытались выполнить задание….

ЗАТРУДНЕНИЕ:

— Что особенного в этом выражении? (Мы складывали дроби)

— Что общего у этих дробей? (Одинаковые знаменатели)

-В чем причина затруднения?

Формулирование цели урока

-Итак, чему мы будем учиться на уроке? (учиться складывать числа с одинаковыми знаменателями и построим алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями)

5. Поиск выхода из затруднительной ситуации

— Отрезки, геометрические фигуры – это математические модели.

РАССКАЗЫВАЮ О РАБОТЕ ГРУПП

Группа 1.

Отрезок — модель натурального числа. Выполните графически сложение 5/25 и 3/25. Отметьте на отрезке дробную часть 5/25 красным цветом. Отметьте на отрезке дробную часть 3/25 синим цветом так, чтобы отметки не пересекались, а следовали друг за другом. С помощью какой дроби можно выразить сумму отметок?

2. Группа 2.

Квадрат — модель натурального числа. Выполните графически сложение 5/25 и 3/25. Закрасьте дробную часть 3/25 красным цветом. Закрасьте дробную часть 5/25 синим цветом. С помощью какой дроби можно выразить сумму закрашенных частей?

3. Группа 3.

Яблоко –модель натурального числа. С помощью этой модели выполните сложение 5/25 и 3/25. Отложите 5 долек из 25. Добавьте к ним ещё 3 дольки. Сколько долек из 25 вы взяли? Запишите это число дробью.

ГРУППЫ ВЫВЕШИВАЮТ СВОИ ОТВЕТЫ

5/25+ 3/25=8/25

— Итак, уроки русского языка и литературы занимают 8/25 вашего учебного времени.

— Работа с моделями дробных чисел помогла выполнить сложение, но всякий раз к ней прибегать неудобно. Поэтому необходимо составить алгоритм, следуя которому мы могли складывать дроби с одинаковыми знаменателями.

— Какую операцию необходимо провести с числителями дроби?

— Следует ли изменять знаменатель дроби?

— Проверим наши выводы по учебнику. Правы ли мы были?

  1. Физкультминутка

  1. Первичное закрепление

-2- (с комментированием)

Конспект открытого урока математики в 4 классе «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»

-4- выполняется фронтально с проговариванием (повторяем алгоритм)

Проверка

— Как правильно сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

— Готовы проверить научились ли вы складывать дроби с одинаковыми знаменателями?

— Что надо сделать, чтобы это проверить? (Выполнить самостоятельную работу.)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

— 7- (1 в-т 1 таблица; 2 в-т 2 таблица)

Зафиксируйте результат при помощи знаков «+» или «?».

— Кто выполнил верно? Поставьте «+» рядом с таблицей в учебнике.

— Кто допустил ошибки? Поставьте «?».

В чем причина?

Поднимите руки, у кого все верно. Вы молодцы!

9. Включение в систему знаний и повторение

-6-

а) Назовите вопрос задачи

-Что известно про массу помидора и огурца в килограммах?

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Как правильно сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

— А в граммах?

— Почему?

— Что будем находить: число по части, или часть по числу?

— Сделайте преобразования

б) самостоятельно

— Как правильно сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

Резерв: -10-

  1. Рефлексия учебной деятельности

— Какова была цель сегодняшнего урока? (Научиться складывать дроби с одинаковым знаменателем. Составить алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями)

— Достигли цели? Докажите.

Учащиеся повторяют алгоритм сложения дробей или правило.

— У кого были трудности при открытии нового способа? В чем?

— У кого были трудности при выполнении самостоятельной работы? В чем?

— Справились ли вы с трудностями?

— Что мы должны помнить? (Преодолевая трудности, мы учимся.)

В чем еще надо потренироваться?

Фамилия_____________________________ Имя___________________________________

Утверждения

Поставь знак «+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею складывать дроби.

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Оказывается знания о дробях используют не только люди, чья деятельность связана с расчетами. Великий русский писатель Л.Н. Толстой восхищался емкостью понятия дробь. Он писал: «Человек подобен дроби: в знаменателе то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле». Мы осуществили 7 учебных действий. Подумайте, сколько из них вам удалось осуществить полностью, а какие не получились, и оцените свою работу на уроке дробью, знаменатель которой равен 7 (по количеству уч. действий), а числитель покажет, насколько эффективно вы работали. Чем больше число в числителе, тем лучше вы работали на уроке. (Свою отметку поставьте на полях)

  1. Домашнее задание

С. 8 № 9, С. 9 № 14

Отметки за тестирование

Список использованной литературы:

  1. Л.Г.Петерсон. Математика. 4 класс, учебник-тетрадь. – М.:Ювента, «Перспектива»

  2. Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина. 1000 загадок. Ярославль, «Академия развития», 1997

Интернет-ресурсы:

  1. http://openclass.ru/lessons/186943

  2. 5000 забавных изображений. www .CD .BOOM .COM

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here