Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»
Республики Марий Эл
Конспект открытого урока математики
в 4 классе
«Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»
подготовила
учитель начальных классов
Криворотова Ольга Владимировна
г. Козьмодемьянск
2014
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями».
Цель:формирование умений складывать дроби с одинаковыми знаменателями;
Задачи: повторить понятие дроби, закрепить умение читать и сравнивать дроби; тренировать вычислительные навыки, умение решать задачи на нахождение части.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Демонстрационный материал:карточки с числами; карточки для составления опорного конспекта; алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями; эталон для самопроверки самостоятельной работы.
Раздаточный материал:чистые листы-блоки для построения алгоритма сложения дробей с одинаковыми знаменателями, по 4–5 штук для каждой группы; правила работы в группе; таблицы для самооценки на этапе рефлексии.
-
Организация урока
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Учебник, ручка и тетрадка
-
Мотивация к учебной деятельности
Народная мудрость гласит: «Учение ключ к уменью», и поэтому я вам желаю на сегодняшнем уроке успехов в учебной деятельности.
Что вы ждёте от сегодняшнего урока? (ответы детей по алгоритму: Хочу – Надо — Могу)
И начнём урок с повторения.
-
Актуализация знаний
А) 100 – 1 : 3 + 27 : 4 + 135 : 25 : 2 : 5
Блиц-опрос:
-
Почему в конце цепочки получилось дробное число
-
Как называется число, записанное над чертой?
-
Как называется число, записанное под чертой?
-
Что показывает числитель дроби?
-
Что показывает знаменатель дроби?
-
Как найти часть от числа?
-
Как найти число по части?
-
Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
-
Как сравнить дроби с одинаковыми числителями, но разными знаменателями?
— Назовите дробь, большую, чем 3/5 (4/5; ¾)
— Назовите дробь, меньшую, чем 3/5 (2/5; 3/6)
— Почему 4/5 ˃3/5; 3/5˃2/5
— Докажите, что 3/4˃ 3/5 3/5˃ 3/6
-
Формулирование темы урока
(Работа в парах)
На ваших партах лежат карточки, где записаны дроби.
— Что вы заметили? (во всех дробях одинаковый знаменатель)
— Расположите дроби в порядке возрастания
— Какое правило помогло вам выполнить задание?
— Какое получилось слово?
-Попробуйте сформулировать тему урока (Сложение дробей с одинаковыми знаменателями)
Я предлагаю вам решить следующую задачу
Вы много учитесь. В течение учебной недели 5/25 вашего учебного времени занимают уроки русского языка и 3/ 25 уроки литературы. Какую часть вашего учебного времени занимают уроки русского языка и литературы вместе?
-Приступайте к решению задачи. Те, кто нашел решение, встаньте.
-С помощью какого действия мы можем объединить части?
— Значит, правы были те, кто составил выражение 5/25+3/25?
— Назовите значение выражения…., а есть ли другие мнения.
ПО СИТУАЦИИ:
— Мы решали одно выражение, но получили разные ответы.
— Решая задачу мы получили ответ 8/ 25, но не можем утверждать, что он правильный.
— Мы попытались выполнить задание….
ЗАТРУДНЕНИЕ:
— Что особенного в этом выражении? (Мы складывали дроби)
— Что общего у этих дробей? (Одинаковые знаменатели)
-В чем причина затруднения?
Формулирование цели урока
-Итак, чему мы будем учиться на уроке? (учиться складывать числа с одинаковыми знаменателями и построим алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями)
5. Поиск выхода из затруднительной ситуации
— Отрезки, геометрические фигуры – это математические модели.
РАССКАЗЫВАЮ О РАБОТЕ ГРУПП
Группа 1.
Отрезок — модель натурального числа. Выполните графически сложение 5/25 и 3/25. Отметьте на отрезке дробную часть 5/25 красным цветом. Отметьте на отрезке дробную часть 3/25 синим цветом так, чтобы отметки не пересекались, а следовали друг за другом. С помощью какой дроби можно выразить сумму отметок?
2. Группа 2.
Квадрат — модель натурального числа. Выполните графически сложение 5/25 и 3/25. Закрасьте дробную часть 3/25 красным цветом. Закрасьте дробную часть 5/25 синим цветом. С помощью какой дроби можно выразить сумму закрашенных частей?
3. Группа 3.
Яблоко –модель натурального числа. С помощью этой модели выполните сложение 5/25 и 3/25. Отложите 5 долек из 25. Добавьте к ним ещё 3 дольки. Сколько долек из 25 вы взяли? Запишите это число дробью.
ГРУППЫ ВЫВЕШИВАЮТ СВОИ ОТВЕТЫ
5/25+ 3/25=8/25
— Итак, уроки русского языка и литературы занимают 8/25 вашего учебного времени.
— Работа с моделями дробных чисел помогла выполнить сложение, но всякий раз к ней прибегать неудобно. Поэтому необходимо составить алгоритм, следуя которому мы могли складывать дроби с одинаковыми знаменателями.
— Какую операцию необходимо провести с числителями дроби?
— Следует ли изменять знаменатель дроби?
— Проверим наши выводы по учебнику. Правы ли мы были?
-
Физкультминутка
-
Первичное закрепление
-2- (с комментированием)
-4- выполняется фронтально с проговариванием (повторяем алгоритм)
Проверка
— Как правильно сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
— Готовы проверить научились ли вы складывать дроби с одинаковыми знаменателями?
— Что надо сделать, чтобы это проверить? (Выполнить самостоятельную работу.)
8. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
— 7- (1 в-т 1 таблица; 2 в-т 2 таблица)
Зафиксируйте результат при помощи знаков «+» или «?».
— Кто выполнил верно? Поставьте «+» рядом с таблицей в учебнике.
— Кто допустил ошибки? Поставьте «?».
– В чем причина?
– Поднимите руки, у кого все верно. Вы молодцы!
9. Включение в систему знаний и повторение
-6-
а) Назовите вопрос задачи
-Что известно про массу помидора и огурца в килограммах?
Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
Как правильно сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
— А в граммах?
— Почему?
— Что будем находить: число по части, или часть по числу?
— Сделайте преобразования
б) самостоятельно
— Как правильно сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
Резерв: -10-
-
Рефлексия учебной деятельности
— Какова была цель сегодняшнего урока? (Научиться складывать дроби с одинаковым знаменателем. Составить алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями)
— Достигли цели? Докажите.
Учащиеся повторяют алгоритм сложения дробей или правило.
— У кого были трудности при открытии нового способа? В чем?
— У кого были трудности при выполнении самостоятельной работы? В чем?
— Справились ли вы с трудностями?
— Что мы должны помнить? (Преодолевая трудности, мы учимся.)
– В чем еще надо потренироваться?
Фамилия_____________________________ Имя___________________________________
Поставь знак «+» или «?»
| |
1) Тема урока мне понятна. |
|
2) Я достиг цели урока. |
|
3) Я умею складывать дроби. |
|
4) Мне необходимо поработать над… | перечисли темы для доработки |
Оказывается знания о дробях используют не только люди, чья деятельность связана с расчетами. Великий русский писатель Л.Н. Толстой восхищался емкостью понятия дробь. Он писал: «Человек подобен дроби: в знаменателе то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле». Мы осуществили 7 учебных действий. Подумайте, сколько из них вам удалось осуществить полностью, а какие не получились, и оцените свою работу на уроке дробью, знаменатель которой равен 7 (по количеству уч. действий), а числитель покажет, насколько эффективно вы работали. Чем больше число в числителе, тем лучше вы работали на уроке. (Свою отметку поставьте на полях)
-
Домашнее задание
С. 8 № 9, С. 9 № 14
Отметки за тестирование
Список использованной литературы:
-
Л.Г.Петерсон. Математика. 4 класс, учебник-тетрадь. – М.:Ювента, «Перспектива»
-
Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина. 1000 загадок. Ярославль, «Академия развития», 1997
Интернет-ресурсы:
-
http://openclass.ru/lessons/186943
-
5000 забавных изображений. www .CD .BOOM .COM