Конспект открытого урока математики во 2 классе по теме: «Периметр»
по программе «Школа 2100»
под редакцией Бунеевых
Смирнова Наталья Павловна
учитель высшей
квалификационной категории
2010-2011 уч.год
Тема урока: «Периметр».
Цель урока:
-
познакомить учащихся с понятием периметр прямоугольника,
треугольника. Ввести обозначение периметра латинской буквой Р.
-
повторить и закрепить знания детей об изученных ранее геометрических
фигурах.
-
закрепить умения учащихся решать задачи на сравнение и на
нахождения суммы.
-
повторить табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах
20, а также сложение и вычитание двухзначных чисел в пределах 100.
5) закреплять умение выделять высказывание, различать истинные и
ложные высказывания.
Оборудование: таблички с латинским алфавитом, рисунки героев-помощников, конверты с геометрическими фигурами, схемы-опоры для решения задач и для нахождения периметра различных геометрических фигур, разрезные карточки с задачами, объёмные фигуры.
Ход урока.
I Актуализация знаний.
-
Организационный момент.
— Ребята, один неизвестный нам пока помощник придумал для нас с вами несколько заданий. Он научился их выполнять и хочет посмотреть, умеем ли делать это и мы. Покажем, на что мы способны?
-
Индивидуальная работа.
а) — Сейчас некоторые ребята будут самостоятельно работать у доски. Они
расшифруют имя и фамилию того, кто придумал для нас эти задания,
решив примеры.
(2 ученика работают у доски)
11 – 3 = 8 К 16 – 7 = 9 С
26 – 6 = 20 В 65 – 60 =5 Л
30 – 1 = 29 И 14 – 8 = 6 П
8 + 9 = 17 Е 59 + 1 = 60 О
30 + 40=70 А 6 + 8 = 14 Н
Прочитать различными способами примеры на сложение и вычитание.
20 60 20 70 8 20 5 17 9 14 29 8 60 20
В О В А К О Л Е С Н И К О В
Дополнительно спросить.
— Какой лишний пример был записан?
— На какие группы можно разбить все числа?
— Почему? Что заметили интересного?
б) – а другой ученик будет работать на другой половине доски: Ему предстоит выбрать ложные высказывания о данных фигурах:
(написано на листочке)
(ис.) 1) Все фигуры на рисунке многоугольники.
(ис.) 2) На рисунке есть прямоугольник, квадрат.
(л.) 3) На рисунке есть треугольник.
(ис.) 4) Четырёхугольник с одинаковыми сторонами.
(л.) 5) Все фигуры на рисунке четырёхугольники.
(л.) 6) Все фигуры одинаковы по цвету и по размеру.
— Что значит истинные и ложные высказывания?
— Как можно ложное высказывание превратить в истинное.
+ (убрать лишнюю фигуру – пятиугольник)
в) а вы, ребята, в это время будете работать самостоятельно. У себя на партах вы видите конверты, в которых лежат геометрические фигуры. Ваша задача работая в парах разбить их на группы, а затем один из пары должен доказать на какие группы вы разбили эти фигуры и почему? Если вы всё выполните правильно, то узнаете с кем к нам пришёл Вова.
+ (разбивают на группы по цвету, форме, размеру)
получается 3 вида:
(прямоугольники, треугольники и квадраты)
— Расскажите, что вы знаете о каждой группе фигур?
+ (кто готов, сложить руки)
-
(по цвету), у них 4 угла (все прямые), 4 вершины, 4 стороны, противоположные стороны равны) (найти табличку признак)
-
(по форме) у квадрата все стороны равны, 4 угла все прямые, 4 вершины, 4 стороны)
-
(по размеру), (3 стороны, 3 угла, 3 вершины)
Вы молодцы!
— Вова Колесников благодарит вас за работу, но он пришёл не один, а с кем вы думаете? Посмотрим. (открываю рисунок)
— Почему у Кати в руках геометрические фигуры, а у Пети линейка?
— Предположите, чем же мы с вами будем заниматься на уроке сегодня, попробуйте сформировать тему урока.
Формирование темы урока.
+ (будем измерять стороны фигур и находить сумму длин сторон разных геометрических фигур)
— Как вы думаете удобно записывать слова (сумма длин сторон)
— А что же нужно сделать?
+ (заменить более коротким словом для экономии времени)
«Открытие» нового знания.
— Открываем учебник на с 6. Урок 42.
— Прочитайте тему урока.
— Каким же словом можно заменить слова сумма длин сторон…
(+ пример)
— Где мы можем прочитать об этом? ! (обрати внимание)
— В ваших табличках – помощниках есть латинский алфавит, посмотрите как читается эта буква Р.
— А теперь выполним задание 1 с 6 (прочитать задание)
— 1 ряд будет работать с 1 фигурой
— 2 ряд – со 2 фигурой
— 3 ряд – с 3 фигурой.
— Что сначала вы будете делать?
(+ измерять стороны фигур)
А затем? (+ находить сумму длин сторон)
— Вы будете записывать по формуле
1 ряд Р = 5+5+3+3 = 16 (см)
2 ряд Р = 2+2+2+2 = 8 (см)
3 ряд Р = 4+4+4 = 12 (см)
— Проверьте друг у друга как выполнили задание (взаимопроверка – обмен тетрадями – оценка)
— 3 ряд – Какова длина сторон треугольника?
— Может кто-нибудь догадается, как такой треугольник можно назвать?
(+ равносторонний)
— Какому ряду было легче работать? Почему?
Первичное закрепление.
— А теперь будем применять полученные знания при выполнении 2 задания по вариантам.
2 (а) – 1 в.
2 (б) – 2 в.
(работать в паре можно помочь друг другу)
Ркв. = 4+4+4+4 = 16 (см) = 1 дм 6 см
Рпр. = 4+2+4+2 = 12 (см) = 1 дм 2 см
— Что вы ещё не забыли сделать?
(+ дать имя фигуре, обозначить буквами 4 вершины (латинскими))
— Кто хочет рассказать ( каков же периметр у вас получился) – чему равен периметр?
Физкультминутка.
— А теперь немного отдохнём. Встали.
— Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу
В стороны руки, плавно помашем
Это так листья летят
Как они сядут – тоже покажем
Руки сложили назад.
— Все ли друзья к нам пришли на урок? А кого нет? Вот и Петя (рисунок)
— А что у него в руках?
— Он просит вас помочь ему решить задачу № 4 с. 6
— Читайте её.
Повторение и закрепление изученного материала.
— Что известно в задаче?
— Что нужно узнать?
— Что сначала нужно сделать?
(+ составить схему)
— Подберите нужную схему к этой задаче (схемы даны на доске)
-
4)
2) 5)
-
6)
— Составьте план решения задачи
— Кто хочет рассказать
+(мне известно, что Петя собрал 20 кленовых и 10 дубовых листьев я могу узнать сколько всего листьев собрал Петя, буду находить сумму 1 действием, 2 действием найду сумму, узнаю сколько листьев собрал Вова , 3 действием узнаю на сколько больше листьев собрал Петя, чем Вова.)
— А теперь запишите решение задачи самостоятельно, не забудьте составить выражение.
(один работает на закрытой доске)
— Какое правило вам пригодилось при выполнении 3 действия?
(+ чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого надо из большего вычесть меньшее.)
-
20+10 = 30 (л) – собрал Петя.
-
2 + 5 = 7 (л) – собрал Вова.
-
30 – 7 = 23 (л)
(20+10) – (2+5) = 23 (л)
— Когда вы решите задачу, то прочитайте задание в № 4 и подумайте как можно изменить вопросы задачи и решить их. В этом вам помогут оставшиеся схемы на доске.
— Сколько всего листьев собрали мальчики?
(какое действие измениться в этой задаче)
3) 30 + 7 = 37 (л)
— На сколько больше кленовых листьев, чем дубовых собрали мальчики?
1) 20 + 2 = 22 (л) — кленовых
2) 10 + 5 = 15 (л) — дубовых
3) 22 – 15 = 7 (л) – больше кленовых, чем дубовых.
— Проверяем решение.
— У кого совпадает решение?
— А кто также составил выражение?
— Вот и дома вам предстоит составить по рисунку задачу и решить её
№ 5 (а)
А ещё из № 6 вы найдёте периметр (квадрата) (1 фигуры)
Запись домашнего задания.
Запишите домашнее задание с. 6 № 5 (а), с. 7 № 6 (квадрат)
Итог урока.
— Вова, Петя и Катя благодарят вас за работу и просят ответить чему же мы сегодня учились на уроке?
— Кому было из вас трудно?
— А кто не встретил затруднений?
— Скажите а где нам пригодятся в жизни умения находить периметр?
(+ периметр класса, изгороди, бассейна, нашей школы и т.д.)
— А для этого какой инструмент нам потребуется (посмотрите на рисунок учебника на с. 7)
— Что ещё вам понравилось на уроке?
— Какое задание было самым интересным?
Дополнительно с. 7 № 8
— Кто быстро справиться, подумайте над № 8 с. 7
угол конус отрезок круг
+(все плоские, кроме одной)
— Почему лишний конус?
+(объёмная фигура)
— Это нам пригодиться для дальнейших уроков.
— Найдите среди объёмных фигур конус и покажите его?
— (Какие ещё объёмные фигуры вы знаете?) Назовите их.