Предмет: математика и биология
Класс: 5 (по ФГОС )
Тема урока: « Десятичные дроби в живой природе ».
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: интегрированный
Продолжительность : 45 минут
Учебники: И.И Зубарева « Математика 5 класс». Мнемозина, 2013
И.Н Пономарева «Биология 5 класс». Вентана – Граф, 2013
Учителя:
Туктамышева Людмила Фоминична, учитель математики
Берлизова Татьяна Михайловна, учитель биологии
1
Тема «Десятичные дроби в живой природе».
Цели:
Образовательная:
-
повторить алгоритм действий с десятичными дробями;
-
развивать умения пользоваться данными алгоритмами при выполнении заданий;
-
учить применять знания в несколько измененных ситуациях;
-
воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Развивающая:
-
формировать умения работать фронтально, индивидуально, в парах;
-
учить учащихся анализировать свои действия.
Воспитательная:
-
создавать условия для положительного отношения к процессу познания;
-
поощрять желание узнавать новое, развивать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
Планируемые результаты:
Предметные:
— обобщить знания учащихся по теме « Десятичные дроби»;
— развивать логическое мышление, познавательные интересы;
— воспитывать интерес и любовь к птицам;
— обучать применению своих знаний на практике. 2
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-
умеют планировать цель своей деятельности на уроке;
-
умеют распределять деятельность в парной работе;
-
умеют анализировать свою работу и работу товарищей и правильно оценивать ее;
-
умеют осуществлять контроль своей деятельности; определяют степень успешности ее.
Познавательные УУД:
-
умеют выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-
умеют анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-
умеют выявлять причины и следствия простых явлений .
Коммуникативные УУД:
* умеют самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и при индивидуальной работе;
* умеют слушать, высказывать свои мысли, делать выводы;
* умеют на основе анализа объектов делать выводы, устанавливать аналогии, обобщать и классифицировать их по признакам.
Личностные:
-
имеют возможность саморазвития и самосовершенствования;
-
проявляют познавательную инициативу в ходе урока.
Оборудование: компьютер (презентация к уроку), плакаты с высказываниями о математике, выставка книг о жизни птиц.
3
Структура урока:
1.Организационный момент.
Задача: подготовка учащихся к работе на уроке.
2. Вступительное слово учителя биологии.
Задача: эмоциональный настрой на урок.
3.Постановка целей урока.
Задача: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
4.Разминка.
Задача: развитие логического мышления, повторение правил с десятичными дробями, знаний о птицах.
Методы: логические цепочки.
Форма: работа в парах.
5. Изучение птиц республики Коми, их пользы для людей.
Задача: расширение знания о птицах нашей местности, формирование представления о значении их для жизни человека, показать, как применяются математические знания для решения практических задач из повседневной жизни.
Методы: решение текстовых задач.
Форма: групповая, индивидуальная, фронтальная.
6.Физкультминутка. 4
7.Охрана птиц. Решение задач.
Задача: проверить умение решать задачи на действия с десятичными дробями.
Методы: решение текстовых задач, беседа.
Форма: индивидуальная, групповая, фронтальная.
8.Подведение итогов урока.
Задача: проверить результативность деятельности учащихся на уроке по математике, биологии.
Методы: устный счет.
Форма: фронтальная.
9.Рефлексия.
Задача: при помощи сигнальных карт каждый учащийся оценит успешность своей работы на уроке.
Методы: беседа.
Форма: фронтальная.
10.Постановка домашнего задания (по выбору)
5
Технологическая карта урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | |
1.Организационный момент
2. Целеполагание и мотивация.
3. Актуализация знаний. | Вот звенит для нас звонок, Начинается урок. Ровно встали, подтянулись И друг другу улыбнулись. Тихо сели. Настраиваемся на урок. Ребята, у нас сегодня необычный урок: к вам пришли сразу два учителя. Очевидно, будет над чем сегодня серьезно поработать. Какой у вас настрой на урок?
Учитель биологии: настроение у всех замечательное, да и другого быть не может, так как за окном весна. Радуемся не только мы с вами, но и птицы распевают на все голоса.
3 слайд (о Дне птиц) Действительно, 17 марта в русском народном календаре Герасим – Грачевник. Отмечается день Птиц. Давайте сегодня подготовимся к встрече остальных перелетных птиц. 2 слайд. Учитель математики: и в этом нам поможет математика. Почему? 4 слайд (высказывания о математике)
Давайте вспомним, какую тему мы изучаем по математике? А по биологии? Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня? 1 слайд (тема урока) Формулируют тему урока. Учитель биологии: а как вы думаете, какая будет цель сегодняшнего урока? Давайте, составим план урока.
Учитель биологии: проведем разминку по биологии. Какая птица лишняя? 5 слайд (логические цепочки)
Учитель математики: сравните массы этих птиц, расположите их в порядке их возрастания . 6 слайд (сравнение масс)
| Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.
Ученик: Весна. В лесу под вербой Проталины черны. Расцвел подснежник первый — Веселый знак весны. Весна – звенят капели, Весна – поют ручьи. И с юга прилетели Работники- грачи.
Читают высказывания великих людей о роли математики в познании природы. Высказывают свои варианты ответа Записывают в тетрадь дату и тему урока.
Формулируют вместе с учителем цель: обобщить знания по теме «Десятичные дроби» и применить их при изучении темы «Перелетные птицы». План урока — на доске.
Ответы учащихся: Грач — перелетная птица Глухарь – домашняя. Дятел – зимующая.
Решают задачу: 0,021; 0,032; 0,08; 0,2
| Регулятивные: настраиваются на успешную деятельность в течение урока; учатся ставить личные цели на урок. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания.
Коммуникативные: развивают умение формулировать цель и задачи урока, составлять план урока. Личностные: регулируют свои действия. 6
7
Регулятивные: оценивают свои высказывания и товарищей. Познавательные: умеют анализировать истинность высказывания по биологии и по математике; строят логические цепочки при рассуждении и в вычислениях. Коммуникативные: развивают устную речь, формулируют собственное мнение, учатся вести диалог. Личностные: формируют самоопределение в ситуациях. |
4. Изучение нового материала.
Физкультминутка
| 7 слайд (о жаворонке) Учитель биологии: 22 марта в День весеннего равноденствия на Руси издавна отмечали праздник- Жаворонки. У русских существовала вера в то, что в этот день прилетало из разных стран 40 разных птиц, и первым из них — жаворонок. Давайте познакомимся с этой птицей. 8 слайд (о празднике) На праздник Жаворонки обычно пекли «жаворонков» с распростертыми крыльями. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков , а с ними – и весну: «Жаворонки, прилетите, студеную зиму унесите!» 9 слайд Учитель математики: предлагаю вам решить задачу: на тесто для выпекания жаворонков потратили 700 г муки, 80 г сахара, 50 г масла, 5 яиц по 70 г штука, 300 г воды, 10 г соли, 10 г дрожжей. Какая часть детей получат «жаворонков», если их всего 60? 10 слайд ( скворец) Учитель биологии: следующими за жаворонками прилетают певчие птицы — скворцы, прилет в нашем крае их с 19 марта по 16 апреля. Давайте послушаем сообщение о скворце. Учитель математики: (задача с доской) 11 слайд (задача) При наблюдении за гнездом скворцов установили, что за 5 дней птенцы съедают 796 майских жуков и 160 их личинок, 27 жуков- щелкунов и 12 проволочников. Какую часть насекомых съест семейство скворцов за 1 день?
Раз присядка, два присядка. Это заячья зарядка. А волчата спину выгнут И тихонечко подпрыгнут. А щенята как проснуться Любят сладко потянуться. Только мишка косолапый Широко разводит лапы, То одну, то обе вместе, Долго топчется на месте. Учитель биологии: рассказывает о колибри и корольке желтоголовом. 12 слайд (о желтоголовом корольке).
13 слайд ( о колибри)
Учитель математики: а теперь воспользуемся знаниями математики и сосчитаем, какую часть составляет масса колибри от массы королька?
Учитель биологии: об охране птиц. 14 слайд Птицы не только радуют нас своим пением и внешним видом. Но и помогают нам выращивать и сохранять урожай, спасают леса от вредителей. Много птиц погибает из – за применения удобрений, браконьерства. Многие птицы, а также места их обитания нуждаются в охране. В Красную книгу России включено более 100 разновидностей пернатых. Наш общий долг – сделать все, чтобы сохранить мир пернатых для будущих поколений россиян. 15 слайд (о Красной книге республики Коми) В Красную книгу Республики Коми занесено 37 видов птиц. Из них 12 видов занесены в Красную книгу России. Эта птица занесена в Красную книгу не только нашей республики, но и России. Перелетный вид, обитает вблизи водоёмов, богатых рыбой. Гнёзда обычно устраивает на вершинах деревьев. В кладке 2- 3 яйца. Питается рыбой.
Учитель математики: название этой птицы вы сможете прочитать, если верно решите задачи и вставите буквы в таблицу ответов. Работа в парах. 16 слайд (с задачами).
Учитель биологии: В декабре 1995 гола национальный парк нашей республики « Югыд Ва» обрел международное признание: самым первым был включен в список Мирового наследия ЮНЕСКО. В фауне парка известно 190 птиц, среди которых есть и редкие виды. Некоторые птицы встречаются только во время весенних и осенних перелетов. Зимовать в парке остаётся лишь 42 вида. Эти отважные птицы приспособились к беспощадной зиме и среди них : белая и тундренная куропатки, тетерев, глухарь, рябчик, филин, ястребиная сова, все виды дятлов, клестов…. Скопа, сапсан, кречет и орлан – белохвост занесены в красную книгу России. 18 слайд А как мы можем помочь птицам?
|
Слушают учителя.
Обсуждают и решают задачу: 1)700 +80 +50 +350+300+20 =1500 (г) — на тесто; 2)1500 : 100 = 15 (ж) – получится птиц 3)15: 60 = 0,25= ¼ (часть) – получат Ответ: 15 жаворонков, ¼ часть детей Коллективная отметка ученику. Ученик читает информацию о скворце ( 2 мин). Обсуждают и решают задачу:
Ответ: 0,2
Физорг класса проводит физкультпаузу.
Учащийся делает сообщение о желтоголовом корольке. После пестрой и голой весны наступает – зелёная весна, когда наша земля расцветает множеством красок. Над цветами порхают бабочки, опыляя их, а в Южной Америке живет самая маленькая птица на земле – колибри, которая опыляет цветы, питаясь их нектаром. Её масса около 2 граммов, а масса самой маленькой птицы наших северных лесов – королька желтоголового – 8 грамм. Иногда его даже называют « северным колибри». Решают самостоятельно: 2 : 8 = 0,25 Ответ: 0,25
Воспринимают информацию.
Читает учащийся.
Обсуждают и решают задачи:
Ответ: А – 50
Ответ: С — 9375
Ответ: К — 250
2) 50 • 0,5 = 25 (гус) Ответ: П – 25
Проверка ответов: слайд 17 (СКОПА)
Запоминают информацию.
Высказывают свои мнения. | Познавательные: используют математические знания для решения задач по биологии; анализируют результат своей работы; выбирают определенные методы для решения задачи; работают с информацией. Регулятивные: формируют умение действовать по плану и алгоритму решения задачи; учатся самостоятельно продумывать, выбирать и записывать ответ, 8 корректировать решение; контролировать время своей работы. Коммуникативные: формируют умение обсуждать полученный всеми ответ задачи и четко излагать свое мнение; развивают умение работать в парах. Личностные: проявляют познавательную инициативу через решение задач.
9
Регулятивные: выполняют упражнения.
10
11
12
|
5.Закрепление. | Учитель математики: давайте проверим наши успехи. Разгадаем кроссворд. Решим небольшие задачи устно: 1) Найти 0,18 от 200 видов перелетных птиц 2) 0,43 вида птиц – под угрозой исчезновения. Какая часть птиц в безопасности? 3) Масса корма, необходимого птицам в течение суток = 0,1 часть от веса птицы. Сколько корма надо жаворонку, если его вес 40 г? 4) Вес ворона 0,5 части от веса домашней утки. Сколько весит ворон , если вес утки 3 кг? 5) В мире 8600 видов птиц. Сколько видов птиц обитает в Евразии, если их количество составляет 0,25 от общего числа? 6) Скорость полета черного стрижа – 150 км/ч, а стрекозы – 30 км/ч. Какую часть составляет скорость стрекозы от скорости полета стрижа? 7) Фауна Коми включает в себя 297 видов птиц. Сколько видов птиц составляет 0,01 часть? 19 слайд (ответы) |
Устная фронтальная работа: 1)200 • 0,18 =36 – сова
2) 1 — 0,43= 0,57- поползень
3)40 • 0,1= 4 – аист
4)3 • 0,5= 1,5 – скворец
5)8600 • 0,25= 2150- иволга
6)30 : 150= 0,2 – беркут
7)297 • 0,01= 2,97 – оляпка Ответ: спасибо. | Регулятивные: планируют пути достижения поставленной цели. Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: осуществляют взаимный контроль при обсуждении решения задач. Личностные: проявляют 13 инициативу в работе на уроке.
|
6.Рефлексия. Выставление отметок. | Учитель математики: теперь поделитесь мнениями об уроке.
|
Отзывы об успешности своей работы на уроке. Оценивание работы товарищей. Высказывают свои предположения.
| Коммуникативные: умеют полно и точно выражать свои мысли.
14
|
итогов. | Учитель биологии: Как встретите пернатых друзей? Что больше всего запомнилось? Учитель математики: обобщает итог работы на уроке совместно с учащимися. Попрошу всех вытянуть карточку и высказать своё мнение было интересно… было трудно… теперь я могу… я научилась… меня удивило… | Принимают активное участие в обсуждении успешности работы на уроке. | Регулятивные: осознают и оценивают уровень своих знаний и качества усвоения изученного материала. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации позиций в сотрудничестве. Личностные: делают вывод о личностном росте через познание нового на уроке. |
|
Три уровня домашнего задания: * Стандартный минимум * Повышенный * Творческий 20 слайд (Спасибо за урок, дети!) |
| Регулятивные: умеют оценивать значимость учебной деятельности и в связи с этим принимают решение.
15 |