Предмет: математика и биология

Класс: 5 (по ФГОС )

Тема урока: « Десятичные дроби в живой природе ».

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: интегрированный

Продолжительность : 45 минут

Учебники: И.И Зубарева « Математика 5 класс». Мнемозина, 2013

И.Н Пономарева «Биология 5 класс». Вентана – Граф, 2013

Учителя:

Туктамышева Людмила Фоминична, учитель математики

Берлизова Татьяна Михайловна, учитель биологии

1

Тема «Десятичные дроби в живой природе».

Цели:

Образовательная:

  • повторить алгоритм действий с десятичными дробями;

  • развивать умения пользоваться данными алгоритмами при выполнении заданий;

  • учить применять знания в несколько измененных ситуациях;

  • воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Развивающая:

  • формировать умения работать фронтально, индивидуально, в парах;

  • учить учащихся анализировать свои действия.

Воспитательная:

  • создавать условия для положительного отношения к процессу познания;

  • поощрять желание узнавать новое, развивать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Планируемые результаты:

Предметные:

— обобщить знания учащихся по теме « Десятичные дроби»;

— развивать логическое мышление, познавательные интересы;

— воспитывать интерес и любовь к птицам;

— обучать применению своих знаний на практике. 2

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • умеют планировать цель своей деятельности на уроке;

  • умеют распределять деятельность в парной работе;

  • умеют анализировать свою работу и работу товарищей и правильно оценивать ее;

  • умеют осуществлять контроль своей деятельности; определяют степень успешности ее.

Познавательные УУД:

  • умеют выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • умеют анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • умеют выявлять причины и следствия простых явлений .

Коммуникативные УУД:

* умеют самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и при индивидуальной работе;

* умеют слушать, высказывать свои мысли, делать выводы;

* умеют на основе анализа объектов делать выводы, устанавливать аналогии, обобщать и классифицировать их по признакам.

Личностные:

  • имеют возможность саморазвития и самосовершенствования;

  • проявляют познавательную инициативу в ходе урока.

Оборудование: компьютер (презентация к уроку), плакаты с высказываниями о математике, выставка книг о жизни птиц.

3

Структура урока:

1.Организационный момент.

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Вступительное слово учителя биологии.

Задача: эмоциональный настрой на урок.

3.Постановка целей урока.

Задача: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

4.Разминка.

Задача: развитие логического мышления, повторение правил с десятичными дробями, знаний о птицах.

Методы: логические цепочки.

Форма: работа в парах.

5. Изучение птиц республики Коми, их пользы для людей.

Задача: расширение знания о птицах нашей местности, формирование представления о значении их для жизни человека, показать, как применяются математические знания для решения практических задач из повседневной жизни.

Методы: решение текстовых задач.

Форма: групповая, индивидуальная, фронтальная.

6.Физкультминутка. 4

7.Охрана птиц. Решение задач.

Задача: проверить умение решать задачи на действия с десятичными дробями.

Методы: решение текстовых задач, беседа.

Форма: индивидуальная, групповая, фронтальная.

8.Подведение итогов урока.

Задача: проверить результативность деятельности учащихся на уроке по математике, биологии.

Методы: устный счет.

Форма: фронтальная.

9.Рефлексия.

Задача: при помощи сигнальных карт каждый учащийся оценит успешность своей работы на уроке.

Методы: беседа.

Форма: фронтальная.

10.Постановка домашнего задания (по выбору)

5

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные

действия

1.Организационный

момент

2. Целеполагание и мотивация.

3. Актуализация знаний.

Вот звенит для нас звонок,

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Тихо сели. Настраиваемся на урок. Ребята, у нас сегодня необычный урок: к вам пришли сразу два учителя. Очевидно, будет над чем сегодня серьезно поработать. Какой у вас настрой на урок?

Учитель биологии: настроение у всех замечательное, да и другого быть не может, так как за окном весна. Радуемся не только мы с вами, но и птицы распевают на все голоса.

3 слайд (о Дне птиц)

Действительно, 17 марта в русском народном календаре Герасим – Грачевник. Отмечается день Птиц. Давайте сегодня подготовимся к встрече остальных перелетных птиц.

2 слайд.

Учитель математики: и в этом нам поможет математика. Почему?

4 слайд (высказывания о математике)

Давайте вспомним, какую тему мы изучаем по математике? А по биологии? Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня?

1 слайд (тема урока)

Формулируют тему урока.

Учитель биологии: а как вы думаете, какая будет цель сегодняшнего урока?

Давайте, составим план урока.

Учитель биологии: проведем разминку по биологии. Какая птица лишняя?

5 слайд (логические цепочки)

Учитель математики: сравните массы этих птиц, расположите их в порядке их возрастания .

6 слайд (сравнение масс)

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Ученик:

Весна. В лесу под вербой Проталины черны. Расцвел подснежник первый — Веселый знак весны. Весна – звенят капели, Весна – поют ручьи. И с юга прилетели Работники- грачи.

Читают высказывания великих людей о роли математики в познании природы.

Высказывают свои варианты ответа

Записывают в тетрадь дату и тему урока.

Формулируют вместе с учителем цель: обобщить знания по теме «Десятичные дроби» и применить их при изучении темы «Перелетные птицы».

План урока — на доске.

Ответы учащихся:

Грач — перелетная птица

Глухарь – домашняя.

Дятел – зимующая.

Решают задачу: 0,021; 0,032; 0,08; 0,2

Регулятивные: настраиваются на успешную деятельность в течение урока; учатся ставить личные цели на урок.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные: развивают умение формулировать цель и задачи урока, составлять план урока.

Личностные: регулируют свои действия.

6

7

Регулятивные: оценивают свои высказывания и товарищей.

Познавательные: умеют анализировать истинность высказывания по биологии и по математике; строят логические цепочки при рассуждении и в вычислениях.

Коммуникативные: развивают устную речь, формулируют собственное мнение, учатся вести диалог.

Личностные: формируют самоопределение в ситуациях.

4. Изучение нового материала.

Физкультминутка

7 слайд (о жаворонке)

Учитель биологии: 22 марта в День весеннего равноденствия на Руси издавна отмечали праздник- Жаворонки. У русских существовала вера в то, что в этот день прилетало из разных стран 40 разных птиц, и первым из них — жаворонок. Давайте познакомимся с этой птицей.

8 слайд (о празднике) На праздник Жаворонки обычно пекли «жаворонков» с распростертыми крыльями. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков , а с ними – и весну: «Жаворонки, прилетите, студеную зиму унесите!»

9 слайд

Учитель математики: предлагаю вам решить задачу: на тесто для выпекания жаворонков потратили 700 г муки, 80 г сахара, 50 г масла, 5 яиц по 70 г штука, 300 г воды, 10 г соли, 10 г дрожжей. Какая часть детей получат «жаворонков», если их всего 60?

10 слайд ( скворец) Учитель биологии: следующими за жаворонками прилетают певчие птицы — скворцы, прилет в нашем крае их с 19 марта по 16 апреля. Давайте послушаем сообщение о скворце.

Учитель математики: (задача с доской)

11 слайд (задача) При наблюдении за гнездом скворцов установили, что за 5 дней птенцы съедают 796 майских жуков и 160 их личинок, 27 жуков- щелкунов и 12 проволочников. Какую часть насекомых съест семейство скворцов за 1 день?

Раз присядка, два присядка. Это заячья зарядка. А волчата спину выгнут И тихонечко подпрыгнут. А щенята как проснуться Любят сладко потянуться. Только мишка косолапый Широко разводит лапы, То одну, то обе вместе, Долго топчется на месте.

Учитель биологии: рассказывает о колибри и корольке желтоголовом.

12 слайд (о желтоголовом корольке).

13 слайд ( о колибри)

Учитель математики: а теперь воспользуемся знаниями математики и сосчитаем, какую часть составляет масса колибри от массы королька?

Учитель биологии: об охране птиц.

14 слайд

Птицы не только радуют нас своим пением и внешним видом. Но и помогают нам выращивать и сохранять урожай, спасают леса от вредителей. Много птиц погибает из – за применения удобрений, браконьерства. Многие птицы, а также места их обитания нуждаются в охране. В Красную книгу России включено более 100 разновидностей пернатых. Наш общий долг – сделать все, чтобы сохранить мир пернатых для будущих поколений россиян.

15 слайд (о Красной книге республики Коми) В Красную книгу Республики Коми занесено 37 видов птиц. Из них 12 видов занесены в Красную книгу России. Эта птица занесена в Красную книгу не только нашей республики, но и России. Перелетный вид, обитает вблизи водоёмов, богатых рыбой. Гнёзда обычно устраивает на вершинах деревьев. В кладке 2- 3 яйца. Питается рыбой.

Учитель математики: название этой птицы вы сможете прочитать, если верно решите задачи и вставите буквы в таблицу ответов. Работа в парах.

16 слайд (с задачами).

Учитель биологии: В декабре 1995 гола национальный парк нашей республики « Югыд Ва» обрел международное признание: самым первым был включен в список Мирового наследия ЮНЕСКО. В фауне парка известно 190 птиц, среди которых есть и редкие виды. Некоторые птицы встречаются только во время весенних и осенних перелетов. Зимовать в парке остаётся лишь 42 вида. Эти отважные птицы приспособились к беспощадной зиме и среди них : белая и тундренная куропатки, тетерев, глухарь, рябчик, филин, ястребиная сова, все виды дятлов, клестов…. Скопа, сапсан, кречет и орлан – белохвост занесены в красную книгу России. 18 слайд

А как мы можем помочь птицам?

Слушают учителя.

Обсуждают и решают задачу:

1)700 +80 +50 +350+300+20 =1500 (г) — на тесто;

2)1500 : 100 = 15 (ж) – получится птиц

3)15: 60 = 0,25= ¼ (часть) – получат

Ответ: 15 жаворонков, ¼ часть детей

Коллективная отметка ученику.

Ученик читает информацию о скворце ( 2 мин).

Обсуждают и решают задачу:

  1. 796+160+ 27+ 12= 995 (нас.) – за 5 дней;

  2. 995 : 5 = 199 (нас.) – за 1 день

  3. 199 : 995 = 0,2 = 1/5 часть

Ответ: 0,2

Физорг класса проводит физкультпаузу.

Учащийся делает сообщение о желтоголовом корольке.

После пестрой и голой весны наступает – зелёная весна, когда наша земля расцветает множеством красок. Над цветами порхают бабочки, опыляя их, а в Южной Америке живет самая маленькая птица на земле – колибри, которая опыляет цветы, питаясь их нектаром. Её масса около 2 граммов, а масса самой маленькой птицы наших северных лесов – королька желтоголового – 8 грамм. Иногда его даже называют « северным колибри».

Решают самостоятельно: 2 : 8 = 0,25

Ответ: 0,25

Воспринимают информацию.

Читает учащийся.

Обсуждают и решают задачи:

  1. 1) 500 • 0,8= 400(мар) в РФ 2) 400 : 0,125 = 50 (мар) с видами птиц

Ответ: А – 50

  1. 750 : 0,08 = 9375(пт.)

Ответ: С — 9375

  1. 40 : 0,16 = 250 (пт)

Ответ: К — 250

  1. 1) 1 – (0,1 + 0,15+ 0,25)= 0,5(г)

2) 50 • 0,5 = 25 (гус)

Ответ: П – 25

  1. 400 • 0,12= 48 (г)

  2. Ответ: О — 48

Проверка ответов: слайд 17 (СКОПА)

Запоминают информацию.

Высказывают свои мнения.

Познавательные: используют математические знания для решения задач по биологии; анализируют результат своей работы; выбирают определенные методы для решения задачи; работают с информацией.

Регулятивные: формируют умение действовать по плану и алгоритму решения задачи; учатся самостоятельно продумывать, выбирать и записывать ответ, 8 корректировать решение; контролировать время своей работы.

Коммуникативные: формируют умение обсуждать полученный всеми ответ задачи и четко излагать свое мнение; развивают умение работать в парах.

Личностные: проявляют познавательную инициативу через решение задач.

9

Регулятивные: выполняют упражнения.

10

11

12

5.Закрепление.

Учитель математики: давайте проверим наши успехи. Разгадаем кроссворд.

Решим небольшие задачи устно:

1)​ Найти 0,18 от 200 видов перелетных птиц

2)​ 0,43 вида птиц – под угрозой исчезновения. Какая часть птиц в безопасности?

3)​ Масса корма, необходимого птицам в течение суток = 0,1 часть от веса птицы. Сколько корма надо жаворонку, если его вес 40 г?

4)​ Вес ворона 0,5 части от веса домашней утки. Сколько весит ворон , если вес утки 3 кг?

5)​ В мире 8600 видов птиц. Сколько видов птиц обитает в Евразии, если их количество составляет 0,25 от общего числа?

6)​ Скорость полета черного стрижа – 150 км/ч, а стрекозы – 30 км/ч. Какую часть составляет скорость стрекозы от скорости полета стрижа?

7)​ Фауна Коми включает в себя 297 видов птиц. Сколько видов птиц составляет 0,01 часть?

19 слайд (ответы)

Устная фронтальная работа:

1)200 • 0,18 =36 – сова

2) 1 — 0,43= 0,57- поползень

3)40 • 0,1= 4 – аист

4)3 • 0,5= 1,5 – скворец

5)8600 • 0,25= 2150- иволга

6)30 : 150= 0,2 – беркут

7)297 • 0,01= 2,97 – оляпка

Ответ: спасибо.

Регулятивные: планируют пути достижения поставленной цели.

Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные: осуществляют взаимный контроль при обсуждении решения задач.

Личностные: проявляют 13 инициативу в работе на уроке.

6.Рефлексия.

Выставление отметок.

Учитель математики:

теперь поделитесь мнениями об уроке.

Отзывы об успешности своей работы на уроке.

Оценивание работы товарищей.

Высказывают свои предположения.

Коммуникативные: умеют полно и точно выражать свои мысли.

14

  1. Подведение

итогов.

Учитель биологии: Как встретите пернатых друзей? Что больше всего запомнилось?

Учитель математики: обобщает итог работы на уроке совместно с учащимися. Попрошу всех вытянуть карточку и высказать своё мнение

​ было интересно…

​ было трудно…

​ теперь я могу…

​ я научилась…

​ меня удивило…

Принимают активное участие в обсуждении успешности работы на уроке.

Регулятивные: осознают и оценивают уровень своих знаний и качества усвоения изученного материала.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации позиций в сотрудничестве.

Личностные: делают вывод о личностном росте через познание нового на уроке.

  1. Дом. задание

Три уровня домашнего задания:

*​ Стандартный минимум

*​ Повышенный

*​ Творческий

20 слайд (Спасибо за урок, дети!)

Регулятивные: умеют оценивать значимость учебной деятельности и в связи с этим принимают решение.

15

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here