Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»
Согласовано: Учитель ______/ Антюфеева М.Н./ |
Конспект
урока математики
« Четырёхугольник. Прямоугольник».
Провела студентка группы ПНК-31: Щёголева К.Э.
Место проведения: 1 «Д» класс, МБОУ «Новолядинская СОШ»
Дата проведения: 29.10.14
Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ С.В. Мельникова /
Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ М.Н. Антюфеева/
Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ С.В. Мельникова /
Тамбов
2014
Тема урока: Четырёхугольник. Прямоугольник.
Цели урока:
1. Познакомить детей с геометрическими фигурами четырёхугольник и прямоугольник.
2. Развивать умения отличать четырёхугольник и прямоугольник от других геометрических фигур.
3. Знать особенности четырёхугольника и прямоугольника.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
УУД:
Личностные:
1.Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
2.Формировать вероятностное отношение к окружающей действительности
3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
Регулятивные:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Познавательные:
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные:
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебника.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
6. Критично относиться к своему мнению
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Ход урока
Деятельность учащихся | |
1)Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Здравствуйте, дети! Сегодня урок математики у вас проведу я. Меня зовут Ксения Эдуардовна. Прозвенел звонок. Мы пришли сюда учиться, |
Дети приветствуют учителя! |
2) Этап актуализации знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии Сидим ровно, спинка прямая. Начнем наш урок с повторения. Это будет диктант. Откройте тетради. Пропустим четыре клеточки вниз и нарисуем строку красных кругов, отделяющих одну работу от другой. Начнем математический диктант. Я буду задавать вопрос, а вы через запятую писать ответ. Внимание на слайд! Запишите число, обозначающее количество предметов. Сколько?
А теперь пишем с новой строки. Напишите соседей числа 2 в нужных клеточках. И Напишите соседей числа 3 в нужных клеточках. И Начертите фигуру, которую можно получить, последовательно соединив эти точки отрезками.
А теперь проверим. Возьмите в руки красный карандаш. Если ваша запись неверна, нужно ее аккуратно зачеркнуть красным цветом. Итак, проверим вместе. Сколько крокодилов? Что вы можете рассказать о числе 1?
Сколько машин? Сколько вееров? Сколько коров?
Какие числа в натуральном ряду стоят рядом с числом 2? Какие числа в натуральном ряду стоят рядом с числом 3? Какую фигуру мы получим, соединив три точки?
Сравните свои записи с эталоном. У кого записи выглядят точно так же, и нет ни одной ошибки? Поднимите руки. Молодцы! Ребята, с какой фигурой ассоциируется число 3? Почему с треугольником? |
1 Это первое число натурального ряда 3 2 4
1 и 3 2 и 4
Треугольник
Треугольник У него 3 угла |
3)Этап выявления места и причины затруднения. Ребята, как вы думаете, с какой фигурой ассоциируется число 4? |
Предположения детей. |
4) Этап построения проекта выхода из затруднения Молодцы! Ребята, вы заметили, что название многоугольника зависит от количества его углов. Соответственно, если углов у многоугольника 4, он будет называться четырехугольник. Обратите внимание на слайд! Как будет называться эта геометрическая фигура?
Почему? Молодцы! Давайте хором посчитаем количество его вершин. Но у четырехугольника не только 4 угла,
Как можно все эти фигуры? Почему?
Среди всех четырехугольников можно выделить прямоугольники. У них прямые углы, такие, как у тетради, учебника, крышки стола. Какого цвета на рисунке прямоугольник? Верно, синий. Ему можно дать два имени: четырехугольник и прямоугольник. Среди всех прямоугольников можно выделить квадраты. У них не только прямые углы, но и равные стороны. Какого цвета на рисунке квадрат? Верно, красный. Ему можно дать три имени. Как вы думаете какие это имена?
Посмотрите, как же называется этот многоугольник? (работа с презентацией) Как же называется этот многоугольник? А этот? А этот?
А теперь я хочу рассказать вам сказку о многоугольниках. Внимательно послушайте сказку и ответьте на вопрос: чему был так удивлен треугольник? Жили-были два брата, Стал расспрашивать Квадрат: Но ответил старший брат: Но настала ночь, и к брату, Уходя, сказал: Но наутро младший брат Посмотрел он, — «Нет Квадрата»,
Чему был так удивлен треугольник? Физкультминутка (Видеозапись) |
Четырёхугольник
У него 4 угла
Считают
Четырёхугольники У них 4 стороны, 4 вершины и 4 угла
Синего
Красного
Четырехугольник, прямоугольник, квадрат.
Треугольник Четырёхугольник Квадрат Трапеция |
5) Этап реализации построенного проекта Выполним задание из учебника, откроем учебник на странице 6 и 4. Посмотрите, что изображено на картинке вверху страницы? — Как называются фигуры внутри красной линии? — Как называются фигуры вне красной линии? Чем они похожи? Чем они отличаются? —Рассмотрим задание номер 1.
Поставь в тетради 4 точки так, как показано на рисунке. Соедини точки отрезками так, чтобы получались четырёхугольники МКПР и АСДБ. Берём простой карандаш и ставим точки так, как показано на образце слева. Берём в руки линейку и соединяем точки. Все стороны этого четырёхугольника разные. И углы тоже разные. Рассмотрим образец справа. Отступаем 2 клеточки вниз. Берём простой карандаш и ставим точки так, как показано на образце справа. Берём в руки линейку и соединяем точки. Стороны этого четырёхугольника попарно равны и углы тоже равны. Какой из них является прямоугольником? -Верно! Ребята, посмотрим на рисунок на странице шесть четыре, внизу.
Как вы думаете, какая длина этого прямоугольника? А какая ширина? -Правильно, молодцы! Открываем страницу шесть пять, задание 2. Кто назовёт мне обозначение первого прямоугольника? А какое обозначение будет у второго? -Правильно! Теперь сосчитайте, сколько клеток составляет длина первого прямоугольника? А какова его ширина? Теперь рассмотрим второй прямоугольник. Какова его ширина? А сколько клеток составляет длина? -Молодцы!
Физкультминутка Мы старались, мы учились И немного утомились. Сделать мы теперь должны Упражненье для спины. (Вращение корпусом вправо и влево.) Мы работаем руками. Мы летим под облаками. Руки вниз и руки вверх. Кто летит быстрее всех’? (Дети имитируют движения крыльев.) Чтобы ноги не болели. Раз — присели, два — присели. Три. Четыре. Пять и шесть. Семь и восемь. Девять, десять. (Приседания.) Рядом с партою идем, (Ходьба на месте.) И садимся мы потом. (Дети садятся за парты.) |
Фигуры
Прямоугольники Четырёхугольники У них 4 угла У прямоугольников стороны попарно равны
Дети ставят точки, как показано на образце слева
Справа
4 клеточки 3 клеточки
АБВГ
КДОЕ
8 3
5 7
|
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа с интерактивной доской.
|
Выходят и выполняют задания. |
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Карточки:
Ребята, перед вами лежат карточки. Обозначьте эти фигуры буквами. Напишите внутри каждой фигуры количество его углов. Как называется фигура зеленого цвета? Почему? Как называется фигура синего цвета? Как называется фигура красного цвета? Почему? Как называется фигура оранжевого цвета? Послушайте стихи о четырехугольниках и назовите объекты окружающей действительности, имеющие форму квадратов и прямоугольников.
Один квадрат в жару и стужу Весь день с утра смотрелся в лужу. Ему хотелось сосчитать Свои углы — три или пять? Один, два, три, а дальше — стоп! Он больше трех считать не мог. Ему пришел на помощь брат: «Не плачь, мой маленький Квадрат! Ты улыбнись, братишка шире. У нас с тобой угла — четыре! Мы все — отличная семья Четырехугольники-друзья. Вот ты, хотя и маловат, Вполне квадратненький Квадрат. Все стороны твои равны- Что по бокам, что со спины. Прямоугольник я — твой брат. И быть таким я очень рад! Без нас с тобою жизнь — беда. Нужны мы всем, везде, всегда! Прямоугольное окно- Чтоб в доме не было темно. Прямоугольник — шоколадка. Кусни — и будет очень сладко! А книги, ранец и тетрадь- Все невозможно сосчитать! |
Выполняют задание.
Четырёхугольник У него 4 угла, 4 стороны и 4 вершины Трапеция Квадрат
Треугольника |
8) Этап включения в систему знаний и повторения Обратим внимание на номер 4 . Какова закономерность?
Теперь отступаем 2 клеточки и пишем по образцу. Работа в тетрадях: поставьте знак + или -, чтобы получилось верное равенство.
|
4 круга – цифра 4, 3 круга- цифра 3. |
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке? А как называется прямоугольник, у которого все стороны равны? А как нужно правильно обозначать четырёхугольники? -Молодцы! Спасибо за хорошую работу! |
С четырёхугольниками и прямоугольниками. Квадрат
По порядку, как будто обводим их взглядом. |