Урок математики в 1 классе

Тема: «Измеряем длину в дециметрах»

Цели урока:

1. Образовательные:

  • ввести новую единицу измерения длины – дециметр;

  • научить различать единицы длины;

  • оценивать на глаз расстояние между двумя точками, а также длину предмета, отрезка с последующей проверкой измерением;

  • закрепить действия с увеличением числа на 2.

2. Развивающие:

  • развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы;

  • развивать творческие способности детей.

3. Воспитательные:

  • умение работать в парах, в коллективе, учить детей общению.

Ход урока:

I. Сообщение темы и цели урока.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок математики. У нас гости, а когда приходят гости, им обычно стараются показать все самое лучшее. Вот и мы сегодня постараемся показать, чему вы уже научились.

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя!

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука – МАТЕМАТИКА!

— Сегодня мы с вами будем решать задачи и примеры, познакомимся с новой единицей измерения длины. А вот зачем она нам необходима, мы узнаем на уроке.

II. Устный счет.

А пока «Все, что знаем – посчитаем!»

По цепочке сосчитать от 1 до 20 и обратно. (Если кто-то сразу не сориентировался или не знает, какое число надо назвать – нужно передать ход другому касанием руки

III. Минутка чистописания. Работа в ТПО. № 4

— А сейчас проведём минутку чистописания.

Цифры наши хороши,

В этом нет сомненья. 

Чтобы их писать красиво,

Запасись терпеньем.

— Запишите строчку и подчеркните лучшие числа.

VI. Решение задач на повторение.

— Предлагаю вам вспомнить, что происходит с фишками, если мы увеличиваем или уменьшаем на 2 количество предметов.

(Заполнение таблицы на доске «Увеличиваем на 2. Уменьшаем на 2»).

V. «Открытие» детьми новых знаний.

«Измеряем всё подряд». 

— Попробуйте определить на глаз (т.е. не измеряя) длину линейки, ручки.

— В каких единицах измеряется длина? (см)

— Покажите мне эту мерочку на линейке.

— Измерьте ширину тетради. Сколько см ширина тетради?

Проблема!!!

— А теперь попробуем измерить длину парты нашей мерочкой.

— Почему у вас такие разные ответы?

— Почему не получается?

— В чём трудность измерения? (Очень маленькая мерочка – неудобная.)

— Какой меркой здесь удобнее воспользоваться? (Большего размера.)

— Как, вы, считаете, сколько сантиметров должно содержаться в укрупнённой мерочке измерения? (10 см.)

— А почему? (Для удобства.)

— Оказывается, ребята, такая единица измерения уже существует.

— Может быть, кто-то уже знает, как она называется? (Дециметр – дм.)

(На столе лежит новая мерочка – дециметр (прямоугольник красного цвета).

— Попробуйте измерить боковую сторону парты новой мерочкой и сверьте результаты.

— Сколько таких мерочек уложилось?

— Какова длина боковой стороны парты?

— С какой новой укрупнённой мерой длины мы познакомились?

— А зачем она нам необходима? Может быть, мы бы обошлись без неё? (Для удобства измерения.)

— А можно ли сравнить длину карандаша и длину боковой стороны парты 10 см и 5 дм?

— А почему нельзя?

— Да, вы правы, складывать, вычитать и сравнивать величины можно только тогда, когда они выражены одинаковыми единицами измерения.

— Как вы думаете, удобно ли измерять длину полочки у доски ученической линейкой? (Нет.) Попробуйте измерить вот таким приспособлением – это такие же «дециметры», как и у вас на партах, только скрепленные вместе. (Измеряют 2 ученика.)

VI. Физкультминутка.

VII. Первичное закрепление. Работа в ТПО № 1-3

— Ребята, а сейчас я проверю, как вы поняли новый материал.

1. Не проводя измерения, отметить знаком самый длинный карандаш. Проверить себя, используя линейку.

2. Выбрать среди отрезков, показанных пунктиром, тот, длина которого 10 см, и провести его цветным карандашом.

3. Рассказать, как правильно чертить отрезок. Приложить линейку и начертить отрезок длиной 1 дм.

  • «Задачкино».

— Ребята, будьте внимательны, я буду читать задачи, а вы должны внимательно послушать и ответить на вопрос задачи.

а) От нитки отрезали кусок в 3 дм. Остался кусок в 4 дм. Какова была длина нитки?

4 + 3 = 7 (дм) – длина нитки.

б) У Насти лента длиной в 7 дм, а у Ксюши длиной в 9 дм. У кого лента длиннее и на сколько?

  • « Загадкино».

— Послушайте загадки.

1. Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой 
Могу построить я
Башню, дом и самолёт
И большущий пароход. (Карандаш.)

2.Делать ровную черту
Всем всегда я помогу,
Что-нибудь без меня 
Начертить сумей-ка,
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? (Линейка.)

3.Как называется линия, на концах которой точки? (Отрезок.)

4.Удобная мерка длины. (Дециметр.) Сколько см в дм?

— Молодцы, отгадали все загадки.

VIII. Итог урока.

— С какой новой мерой длины мы познакомились?

— Для чего нужна новая мерка длины? (Для удобного измерения.)

— Сколько сантиметров в 1 дм?

— Спасибо вам за работу на уроке.

Резерв ТПО:

6. Сравнить примеры в левом столбце: чем похожи, чем отличаются.

7. Нарисовать столько фишек, сколько наклеек у Ани, за­писать число. Самостоятельно нарисовать столько фишек, сколько наклеек у Димы (на 3 больше, чему Ани), записать чис­ло. Объяснить, почему нарисовали 8 фишек. Самостоятельно нарисовать столько фишек, сколько наклеек у Кати (на 3 боль­ше, чем у Ани), записать число. Объяснить, почему нарисовали 2 фишки.

8. Подумать и рассказать, как дополнить модель (7 фи­шек), чтобы ответить на вопрос «Сколько матрёшек стоит меж­ду второй и шестой?». (Найти и отметить знаком вторую и ше­стую фишки. Закрасить фишки между второй и шестой.) Про­верить свою работу: послушать текст задачи (читает учитель) и сравнить с готовой моделью. Составить похожее задание са­мостоятельно.

Учебник

5. Выполнить действия и назвать результаты.

7. Догадаться, каким образом зашифровали слова в задании. Установить соответствие: цвет буквы под примером — цвет карточки под ответом. Составить и прочитать слова. (Ответ: дом, дым.)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here