Конспект открытого урока
по математике.
тема: Масса. Килограмм.
Класс:1Б.
Учитель: Кирсанова Э.Г.
Цель урока:
— знакомство с новой величиной (масса) и ее единицей измерения (килограмм);
— решение задач на сравнение, сложение и вычитание масс предметов;
— развитие логического мышления, умения анализировать и делать выводы;
— воспитание познавательной активности, интереса к предмету.
Оборудование:
-компьютер, проектор, экран;
— чашечные весы, предметы для взвешивания;
— учебник, рабочая тетрадь;
— наглядный материал (весы, фигурки животных).
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Введение в новую тему:
— Сегодня мы совершим путешествие в страну феи Математики. Фея просит вспомнить вас, какие свойства предметов вы знаете ( размер, форма, цвет). (Слайд 2).
Сейчас мы познакомимся с еще одним свойством предметов.
У учителя 2 пакета.
— Что можно сказать об этих пакетах? (Они одинаковые по форме, размеру, по цвету).
1 ученик берет пакеты в руки. (Один пакет тяжелее, другой легче).
— Оказывается, есть свойства предметов, которые не всегда можно увидеть. Когда мы говорим «легче, тяжелее», то имеем в виду свойство предметов, которое называется массой. (Слайд 3).
Вывод: масса – свойство предметов.
-
Сравнение масс предметов.
— Какой инструмент помогает измерить или сравнить предметы по массе? (Весы).
— Какие весы вы знаете? (Слайд 4)
На столе чашечные весы. Пакеты ставятся на весы.
— В одном пакете вата, в другом – соль. Какой пакет тяжелее? (С солью).
— Почему? (Опустился ниже).
— Какой легче? (С ватой. Он поднялся вверх.)
— Сравним массу пакетов (на доске):
С > В В < С
1 ученик сравнивает по массе 2 игрушки (слоников).
-
Физминутка «Весы».
— Превращаемся в весы. В одну руку – учебник, в другую – тетрадь. Покажите, какой предмет легче, какой — тяжелее. (Учебник – рука вниз, тетрадь – вверх).
5. Работа в рабочей тетради с.6 №1. (Слайд 5).
— Объясните записи:
А < Д М = Р Т > К
( Масса арбуза меньше массы дыни. Масса пакета с мукой равна массе пакета с рисом. Масса тыквы больше массы кабачка.)
— Что мы сейчас делали? (Сравнивали по массе).
Вывод: Предметы можно сравнивать по массе с помощью знаков <,>,=. Значит масса – это величина. (Слайд 6 ).
-
Измерение массы. Рабочая тетрадь с.6 №2. (Слайд 7)
— 1 лисенок решил взвеситься. Посмотрите, кто его уравновесил на 1 картинке? (3 зайчика).
Что можно сказать о массе лисенка? (масса лисенка равна массе 3 зайчиков).
На доске и в тетради: л = 3з
— А на второй картинке кто уравновесил лисенка? Как можно сказать? (Масса лисенка равна массе 5 белочек.)
На доске и в тетради: л = 5б
— Скажите, лисенок один и тот же? (Да.)
— А почему тогда в одном случае его масса равна массе3 зайчиков, а в другом – массе 5 белочек? ( Дети выражают разные мнения. Одно из них — измеряли разными мерками.)
Вывод: массу можно измерять разными мерками. (Слайд 8)
-
Физминутка.
-
Решение задач.
На доске – иллюстрации.
— решите задачи:
1) Филю уравновесили 4 гуся, а Чебурашку – 2 гуся. Кто тяжелее? (Филя, т.к. масса 4 гусей больше массы 2 гусей.)
2) Чебурашку уравновесили 2 гуся, а Хрюшу – 3 зайчика. Кто легче? (Разные мнения. Одно из них – нельзя ответить, т.к. измеряли разными мерками.)
— Всегда ли удобно пользоваться разными мерками? (Нет. Невозможно сравнить массы предметов).
Вывод: Чтобы сравнивать массы предметов, необходима одинаковая мерка. (Слайд 9)
-
Знакомство с единицей измерения массы. (Слайд 10)
— Современной общепринятой единицей измерения массы является килограмм. Для измерения масс используются гири в 1кг, 2кг, 3кг, 5кг и т.д. Говорят: масса мешка с крупой равна 1 кг.
-
Измерение массы с помощью гирь. Раб. тетрадь с.7 №4. (Слайд 11)
– Измерим массу арбуза в кг. Как это сделать? (Сложить массы гирь.)
На доске и в тетради: 5кг+2кг=7кг
— Чему равна масса арбуза? (Масса арбуза — 7 килограммов.)
-
Самостоятельная работа: тетрадь с.7 №5. (Слайды 12, 13)
Самопроверка, самооценка.
-
Итог урока. (Слайды 14, 15, 16)