Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 74»
города Ижевска
Удмуртской республики.
Конспект урока музыке
1 класс
«Музыка о природе»
подготовила: учитель музыки
Корсакова Елена Валерьевна
Г. Ижевск
2011 г.
«Музыка о природе»
Цель урока: закрепление теоретических знаний, вокально-хоровых навыков, воспитание любви к природе.
Задачи
Образовательная: активизировать знания учащихся о природе, учить воспринимать музыку..
Развивающая: обогащать словарный запас, развивать умение анализировать, развивать речь.
Воспитательная: воспитывать музыкальную культуру, интерес к изучаемому предмету.
Методы:
Обучающие – беседа, демонстрация, иллюстрации, познавательная игра, ситуационный, дискуссии.
Мотивации и стимулирования – поощрение, учебно-познавательная игра, создание ярко-наглядных образных представлений, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, выполнение творческого задания, задание на смекалку, познавательные затруднения.
Музыкальный материал:
«Мама с зонтиком идет» — попевка
«Дождик накрапывает» Ан. Александров
«Все капли дождя» Б. Баккарах
«Хлоп, хлоп» американская народная песня
«Песня ручья» муз. Б.Николаева, сл. Н. Алпаровой
«Капли и море» муз. Я. Дубравина, сл .Е .Руженцевой
«Лето. Гроза» А. Вивальди
Репродукции картин:
«Перед дождем» Ф.Васильев
«Соната моря. Финал» М.Чюрленис
Детские рисунки на тему дождя
Оборудование:
Металлофон, фортепиано, аудиозаписи
Ход урока
Музыкальное приветствие:
-Здравствуйте, ребята.
-Здравствуйте.
(работа над интонированием)
Учитель: — сегодня мы поговорим о природе, о том, как музыка рассказывает о некоторых явлениях природы. Но вначале – загадка. Вы услышите звуки природы. Они записаны в лесу. Какие это звуки?
Дети слушают звуки природы (аудиозапись «Звуки природы»), где слышится шум дождя. Вначале это легкий, накрапывающий дождик, затем он постепенно усиливается.
Обсуждение услышанного.
Учитель: — какой инструмент поможет изобразить звук капелек?
Дети: — металлофон.
Один из учеников получает инструмент и пробует изобразить капельки, остальные дети изображают стук капелек, отрывисто и легко касаясь кончиками пальцев стола.
Учитель: — также отрывисто и легко должна звучать музыка, рассказывающая о летнем накрапывающем дождике. Давайте послушаем музыкальное произведение «Дождик накрапывает».
Слушание «Дождик накрапывает» Ан. Александрова.
При повторном слушании исполняется с металлофоном и движениями рук детей.
Учитель: — какой бывает дождь?
Дети: — летний, моросящий, нудный, очень сильный – ливень.
Учитель: — сегодня мы выучим веселую попевку про дождик.
Мама с зонтиком идет,
Мама песенку поет,
Дождик кап, дождик кап,
Дождик кап, кап, кап, кап, кап.
Разучивание мелодии. Далее дети поют несколько куплетов, заменяя слово «мама» на названия животных или имена одноклассников:
(мышка с зонтиком,
кошка с зонтиком,
хрюшка с зонтиком,
Саша с зонтиком,
Лиля с зонтиком).
Учитель: — а теперь мы послушаем еще одну попевочку. Какой дождик здесь, изменилось ли настроение?
Дождик, дождик, кап да кап,
Ты не капай долго так.
Разговор о настроении. Повторение с движениями рук на стаккато.
Учитель: — мы послушаем еще одну пьесу. Настроению какого дождя она соответствует?
Слушание произведения Б. Баккарах «Все капли дождя»
Обсуждение прослушанного.
Учитель: — если мы попали под дождь, промокли, замерзли, как нам согреться?
Дети: — поиграть, попрыгать, побегать.
Учитель: — давайте представим, что на улице холодный дождик, мы замерзли и хотим погреться и поиграть. Для этого выучим песню «Хлоп, хлоп».
Учитель поет песню «Хлоп, хлоп» и просит подумать, меняется ли характер музыки по ходу песни.
-
Хлоп, хлоп, хлопаем мы вместе – 2 раза
Припев: ля, ля, ля…
-
Топ, топ, топаем, топаем мы вместе – 2 раза
Припев: ля, ля, ля…
3. Щелк, щелк, щелкаем, щелкаем мы вместе – 2 раза
Припев: ля, ля, ля…
Если внимательно вслушаться, то можно услышать 2 части. Часть А – мелодия в ней как бы сама бьется, приглашая то хлопать, то шлепать…
Часть Б – мелодия как бы взлетает на верхние звуки там порхает, как птичка, иногда подпрыгивая.
Учитель предлагает детям в части А хлопать на сильную долю, в части Б – порхать руками в воздухе. После закрепления песня исполняется в соответствии с текстом: часть А – движения по тексту, часть Б – дети, взявшись за руки, идут в одну сторону на первую фразу и в обратную – на вторую фразу. В конце каждого четвертого такта дети подпрыгивают на последнюю долю. Часть детей может сопровождать песню игрой на металлофоне.
Учитель: — дождь бывает разный. Что бывает на земле после дождя?
Дети: — ручьи.
Учитель: — сейчас мы снова послушаем звуки природы. Это будет ручей. Какой ручей, после какого дождя – сильного или слабого?
Дети слушают звуки дождя, затем обсуждают услышанное.
Учитель: — может ли ручей петь?
Дети* — может. Он звучит то более высоким голосом, то более низким, то громче, то тише.
Учитель: — давайте споем песню дождя.
Дети исполняют «Песню ручья», муз. В. Николаева, сл. Н. Алпаровой.
Учитель: — я хочу вам спеть еще одну песню про дождь и море. Но вначале расскажите, каким бывает море и от чего зависит его настроение.
Дети обсуждают.
Учитель: — послушайте песню и расскажите, каким вы представили море.
Учитель исполняет песню «Капли и море», муз. Я. Дубровина, сл. Е.Руженцевой. При слушании дети выполняют пластические движения, соответствующие характеру музыки.
Обсуждение прослушанного.
Учитель: — и снова звуки природы. Это море, бушующее, ревущее, волны набегают на берег, разбиваются о скалы, а над морем раскаты грома, тяжелые тучи, проливающие сильный дождь.
Слушание звуков моря.
Учитель: — может ли музыка изобразить такое состояние моря?
Какие бы вы выбрали звуки, если бы были композиторами?
Дети: — низкие, громкие…
Учитель: — сейчас прозвучит произведение, написанное Антонио Вивальди «Лето. Гроза».
Вивальди написал четыре концерта, посвященные природе. Это «Времена года» — «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Композитор старался очень точно подмечать, как звучит природа и изобразить эти звуки в музыке.
Слушание произведения А. Вивальди «Лето. Гроза».
После обсуждения прослушанного дети получают задание: распределить карточки с названием произведений и песен, прозвучавших на уроке, у репродукций картин так, что бы они соответствовали им по характеру.
Список используемой литературы
-
Е. Крицкая. Хрестоматия музыкального материала 1 класс. Москва, Просвещение 2005г.
-
Ю. Геллер. Музыка для средней школы. Методическое пособие. Ижевск, 1998г.
-
Аудиозаписи.