МБОУ «Средняя общеобразовательная средняя школа № 18
г. Абакана Республики Хакасия»
Конспект урока музыки для 1 класса по теме: «О чем говорит музыка?», «Как музыка выражает черты человеческого характера?»
подготовила
учитель музыки
Дерябина Ирина Александровна
Абакан
2012
1 класс 2 четверть
Урок № 3
Тема: О чем говорит музыка? Как музыка выражает черты человеческого характера?
Худ. пед. идея: Выяснить как музыка выражает различные черты характера: печаль, мужество, нежность, радость, грусть. Выяснить, как музыка помогает понять, о ком написана она, о взрослых или детях. Может ли композитор так же нарисовать портрет, как художник.
-
Вход «Марш» Бетховена
У. – Какое настроение сейчас возникло? (веселое, бодрое)
У. – Изменилось ли настроение или навсегда осталось таким? (не изменилось)
У. – Я наиграю вам знакомую мелодию, будет ли настроение ваше меняться или нет?
Звонкий звонок – попевка
Наиграть мелодию всей попевки
— менялось настроение?
(да. Сначала веселое, потом грустное)
— А вы узнали эту мелодию?
— Давайте ее вспомним и исполним.
— А сейчас я сыграю вам вступление.
— Что вам напомнила эта мелодия? (как звенит звонок)
— Ребята, если бы вы были художниками, каким цветом вы бы изобразили веселый звонок и грустный? (ответы ребят)
— А теперь посмотрите на мои звонки и найдите веселый и грустный.
Показать два рисунка звонков.
— Где веселый, а где грустный?
Исполнение попевки со звоночками.
У. – Ребята, поднимите руки те, кто любит сказки?
Сегодня я хочу рассказать вам сказку:
«В одном городе жила-была обыкновенная семья: мама, папа и трое детей. Все дети в семье были совершенно разными по характеру. Я не буду говорить вам какими были эти дети, вы сами мне расскажите, посмотрев на рисунки. Но все дело в том, что художник, который рисовал их портреты, их лица изобразил линиями и красками. И вот по этим линиям и краскам мы попытаемся определить характер детей.
Показ трех рисунков.
Без труда ребята находят «Резвушку», «Злюку» и «Плаксу».
— А почему вы так решили?
1. «Резвушка» — линии радужные, ровные, краски яркие.
2. «Плакса» — линии стекают, как струйки дождя по стеклу, краски темные, серые.
3. «Злюка» — линии острые, колючие, краски черные, ярко-красные, похожие на оскодки разбитого стекла.
— Художнику удалось красками изобразить характеры детей. А как вы думаете, сможет композитор звуками сделать тоже самое?
— Д.Б. Кабалевский попробовал это сделать. Узнаем ли мы в его музыкальных портретах наших знакомых ребят.
Слушаем одну за другой пьесы Кабалевского «Плакса», «Резвушка», «Злюка».
Разговор о средствах музыкальной выразительности, с помощью которых Кабалевскому удалось нарисовать музыкальные портреты детей.
«Резвушка» — быстрый темп, короткие, прыгающие звуки.
«Плакса» — медленный темп, долгие нисходящие звуки.
«Злюка» — резкие, сильные, грубые звуки, похожие на удары.
— Ребята, кто из детей вам больше нравится? (ребята обычно говорят резвушка)
— А резвушка спокойная или подвижная? (подвижная)
— А в вашем классе больше каких ребят?
— я сыграю вам мелодию, а вы постарайтесь определить какая относится к подвижным, непоседам.
Играю.
— А как вы себя узнали?
— Хотите узнать, о чем поется в этой песенке?
Исполнение попевки «Разные ребята»
Разучивание: сначала все спокойные, затем все непоседы.
Поем, показывая пальцами пульс.
— Сколько звуков приходится у непосед на один шаг и сколько у спокойных? (у спокойных – 1 шаг, у непосед – 2)
— А теперь попробуем исполнить одновременно мелодию и непосед и спокойных ребят в одно и тоже время.
«Карусель» — разучивание.
Посмотрите на рисунки и скажите, что за геометрические фигуры? (на доске круг, треугольник, квадрат. Ребята без труда их называют)
— А сейчас я наиграю вам мелодию, а вы скажите, на какую из этих фигур похожа мелодия?
Играю.
(на круг)
— Ребята, а назовите, пожалуйста, все, что вы знаете круглое. (ребята называют)
— А как называется аттракцион, который движется по кругу (карусель)
— Верно. А кто кружится на нашей карусели?
Исполнение песни.
Разучивание.
Выход из класса под произведение, которое пожелают услышать ребята.
Список использованной литературы:
1. Владимиров В. Н., Лагутин А. И. Музыкальная литература. – М.: Музыка, 1984
2. Кленов А. Там, где музыка живет.- М.: Педагогика, 1985
3. Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1- 4 классы.- М.: Просвещение, 2002
-
Науменко Т. Н., Алеев В. В. Методическое пособие Музыка 5-8 классы